Стоит ли смотреть фильм "Ржев"

40 7354

…Зал в кинотеатре был полон. О чём думали почти двести мужиков возрастом от 30 и выше — мне не ведомо. Но с просмотра художественного фильма «Ржев» граждане выходили хмурыми и сосредоточенными, как будто вот-вот пойдут в атаку на немецкие позиции в селе Овсянниково.

Почему стоит смотреть художественный фильм «Ржев»

Фильм снят зрелищно и с этим не поспоришь. Как написал автор одной из рецензий:

…кадры боя в окопах очень динамичные, местами начинаешь перебирать ногами.

И действительно, рукопашная в немецких траншеях снята лихо и кроваво. Бойцы друг друга «колят, рубят, режут», причём режиссёр отошёл от таких дурацких батальных клише, как слоумо и летящие в объектив кинокамеры кровавые ошмётки.

Ротный. Кадр из художественного фильма «Ржев». 

Работа пиротехников выше всяких похвал. В фильме все страшно бабахает, взлетает на воздух, горит, и сделано это однозначно не хуже, чем в «28 панфиловцах».

В сценах, когда солдаты пробираются через простреливаемое поле и пулемётные трассы впиваются в землю, рикошетят от брони подбитого советского танка, становится реально жутко. Правда тут, скорее всего, нужно благодарить специалистов по визуальным эффектам и Стивена Спилберга вдохновившего режиссёра Игоря Копылова соответствующей сценой из фильма «Спасение рядового Райна».

Работа актёров так же выше всяких похвал. Особенно понравился особист Рыков. Этот сотрудник госбезопасности в исполнении Григория Некрасова, пожалуй, самый яркий киноупырь в погонах из постперестроечных фильмов про Великую Отечественную войну. По уровню актёрского мастерства Некрасов пока ещё не дотягивает до Владлена Бирюкова, сыгравшего в сериале «Вечный зов» Якова Олейникова. Но гибнет Рыков так же геройски, как и Олейников. Даже украинская тема к соответствующей сцене прилагается.

Но самый несомненный плюс этой картины в том, что её премьера состоялась сейчас, а не 9 мая 2020 года.

Почему не стоит смотреть фильм «Ржев»

С момента развала Советского Союза на историю Великой Отечественной войны вылито столько помоев и лжи, что выдумать что-то новое у творцов уже не получается. В дело идут штампы. Вообще-то, киноштамп – это не всегда плохо. Как сказал Джордж Лукас:

Мы не должны стесняться штампов. Они стали штампами потому, что работают

Вот только шаблоны, о которых говорит Лукас, связаны с трудами Джозефа Кемпбелла и Кристофера Воглера – настольными книгами всех профессионалов киноиндустрии. Российские киноштампы – это другое. Все они связаны с очернением советской власти и преуменьшением роли руководства страны и советского народа в Победе. И с этой точки зрения в каждом современном фильме о Великой Отечественной войне в обязательном порядке должны присутствовать:

Правильный урка

Очень положительный беспартийный офицер

Тема репрессий

Тема «закидали трупами»

Пьющий командир

Православный герой и тема церкви

Плохой чекист

Все эти штампы кочуют из фильма в фильм и изрядно бесят немалую часть зрительской аудитории. Штампы появляются даже там, где их, кажется, и не ждали. Например, в фильме «28 панфиловцев» политрук Клочков произносит программную речь, стоя на фоне церкви (вот только не нужно писать, что это случайность). Ну, а «Ржев» примечателен тем, что его создатели умудрились всю вышеперечисленную дурь собрать в своём фильме в одну кучу. 

Герои

Папаша – ветеран Первой мировой войны, постоянно молится, читает богоугодные нотации личному составу, поминает добрым словом царскую армию.

Папаша перед атакой. Кадр из художественного фильма «Ржев».

Костик Карцев — авторитет-уголовник, мародёрит по пустым избам, ведёт себя геройски, дерзко смотрит в глаза смерти и особисту. Обладатель уникальной фляги в которой шнапс (содержимое !!!одной!!! бутылки) не заканчивается в течение всего фильма. Между прочим, по воспоминаниям ветеранов, перед боем пили только молодые и неопытные бойцы. Ветераны не пили категорически. Поэтому, когда за минуту до начала немецкой атаки главные герои соображают на троих — это выглядит более чем странно. Впрочем, странностей в фильме «Ржев» предостаточно.

Политрук, как и полагается, еврей. Как известно, политруки – все евреи, нацистские листовки не дадут соврать. Политрук отчаянно боится, орёт на личный состав, с трудом налаживает контакт с командиром роты. Пытается прийти в себя после того, как снаряд оторвал половину туловища у бойца, которого политрукт тащил за собой (ну, вы же помните сцену в фильме «Спасение рядового Райна»). Надо заметить, заимствований в художественном фильме «Ржев» и параллелей с теме же "28 панфиловцами"  вы найдёте довольно много. Возможно потому, что автором сценария фильма, судя по информации ЕАИС, выступил А. Шальопа.

Ротный — главный положительный герой. Эдакий, «отец солдатам». На вопрос политрука, почему ротный не в партии, офицер ловко и многозначительно уходит от ответа. Почему-то бухает на позициях с личным составом.

Рыков — особист. Наиболее мерзкий персонаж. Обыскивает солдат, грозит всем без исключения расстрелом. Когда германская листовка обнаруживается у Папаши, не убивает провинившегося на месте, а ведёт его расстреливать через простреливаемое пулемётами поле в тыл.

Ларионов — комбат. Постоянно глушит спиртное кружками. На все требования заместителей послать подкрепление Ротному отвечает категорическим отказом, ссылаясь на какой-то секретный план.

Витюша Сомов — 17-летний доброволец-комсомолец. Сбежал на фронт, приписав себе лишний год. Настучал на Папашу и Костика Карцева. В конце фильма тщедушный комсомолец умудрился в рукопашной зарезать ножом немца-бугая, вооруженного пистолетом.

Счетовод — бывший профессор философии. Из репрессированных. Воюет не за Советскую власть, а за Россию.

За минуту до немецкой атаки бойцы допили шнапс из «волшебной» фляги и закурили сигары. За Победу и за Фарт!

Весь этот набор персонажей вместо того, чтобы окапываться и готовиться к бою, отчаянно ссорится, митингует, ругает Советскую власть и пьёт горькую.

Вывод

Фильм получился чем угодно, только не фильмом про Великую Отечественную войну. Это такой кровавый боевик, в котором за свободу своей Родины воюют не советские солдаты с нацистами, а русские с, незнамо как оказавшимися под Ржевом, немцами. Герои ведут себя, мягко говоря, неадекватно. Повсюду видны набившие за 30 лет кинооскомину идеологические штампы, штампы, штампы. Да, не удивляйтесь. В фильме полно идеологии, которой как бы в нашей стране нет. Этой идеологией пронизано всё государство. Она повсюду: в подарке патриарху «иконы Колчака», в памятниках интервентам, в задрапированном на 9 мая мавзолее. Имя ей – антисоветчина.

Как с этим бороться? А очень просто. Снимать, как это сейчас принято говорить, правильные, правдивые фильмы. 9 мая 2020 года мы представим на суд зрителей документальный фильм «Волга в огне», рассказывающий о неизвестных страницах истории Великой Отечественной войны. В фильме будут использованы уникальные кадры из собрания Госфильмофонда и Государственного архива кинофотодокументов. Это будет фильм, который мы все долго ждали. Фильм о Победе советского народа в самой страшной в истории человечества войне.

Обсудить фильм на сайте "Самарафильм"

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Лучше прочитать про эту битву, а потом прокатиться по местам боев.
  • Не только фильм, но и сама битва и роль Жукова в этих событиях, оставляют много вопросов. Судя по рецензии, смотреть фильм скорее не нужно..
  • Браво! "Достойный, объективный" разбор фильма от специалиста по Великой отечественной, который изучал её исключительно по советским, идеологически правильным фильмам и литературе. Фашиков победила не советская власть во главе со Сталиным, а русский народ. И он был разный - урки, профессора, крестьяне и т.д. По поводу штампов, так весь Голливуд состоит из них. Потому что он уже давно обыкновенная фабрика по производству фильмов. Без этих штампов могут обходиться единицы (Спилберг), да и то не всегда. Кстати, рецензия - тоже вполне по штампам. Начало только заковыристое. Не сразу в лоб, а с заходом сзади.
  • > Между прочим, по воспоминаниям ветеранов, перед боем пили только молодые и неопытные бойцы. Ветераны не пили категорически. Дядька не подтверждал, коллеги с ВПХ ВМА тоже. Тут не в опыте дело. У трезвого в случае ранения существенно выше шанс умереть от болевого шока.
  • Автор тонко манипулирует. Интересно зачем? Предполагаю. Если бесплатно - значит идиот. Если за сребренники - значит Иуда. Автор, ты кто? Открой личико :clap: :smiley: