• РЕГИСТРАЦИЯ

Капитализм – это навсегда? Кто способен вывести мир из безвременья?

15 1234

История человечества – это история свержения систем господства и угнетения, казавшихся когда-то «вечными». Так ли хорош мир, в котором мы живем? Не построен ли сейчас ад на Земле вместо рая? 28 ноября мы вспоминаем ответы на эти вопросы Уильяма Блейка (1757—1827) — английского поэта и мистика

Томас Филлипс. Уильям Блейк. 1807

Россия живет в безвременье. Мы поверили, что капитализм окончательно победил, что постперестроечная Россия с полуразвалившейся социалкой и полуработающей экономикой будет вечной, что власть Чубайсов — Грефов установилась навсегда, что западный путь с крупным финансовым капиталом, из доброты душевной раздающим каждому человеку по айфону, безальтернативен, и что всякая мысль о принципиальных изменениях порядка вещей — это «вредная сказка».

Да, где-то там слетают режимы, властвуют фашисты и фундаменталисты, идет война — но чем это все отличается от нашего грабительского капитализма, кроме жестокости и ограничения каких-нибудь групп населения, до конца неясно. Где-то тут суетится оппозиция, грозящая заменить одного чиновника другим, но не допускающая даже мысли о возможности посягнуть на основы системы: ведь и оппозиционеры, и их враги ненавидят революцию, социализм, всякий отход от «общечеловеческих» капиталистических ценностей.

Простой человек говорит, что «ничего нельзя изменить» или «все останется по-старому», либо «уже двадцать лет обещают, что все навернется, а оно живет и живет». И он прав, ведь ничего не изменится само, без его участия: мир будет гнить, становиться хуже, но сохранять систему столько, сколько ему позволят.

«Лиса в капкане клянет не себя, но капкан»

К счастью, ситуация эта — не уникальна. Она повторяется из века в век, перед каждым крупным потрясением и падением очередного миропорядка. И если сейчас в безальтернативности нашей судьбы нас убеждают СМИ и наркотик общества потребления, то пару веков назад ту же самую роль играли церковь и отчаянная борьба за минимальное пропитание. Священники и философы твердили, что текущий порядок вещей является наилучшим и вечным, что король или император — это навсегда, что никакого пути, кроме традиционного, «освещенного Богом», нет, и любой шаг в сторону — есть грех. Люди иногда безрезультатно восставали, но, в общем, верили.

          «И вот жестокость, скрытая впотьмах,
          На перекрестках расставляет сети.
          Святого страха якобы полна,
          Слезами грудь земли поит она.
          И скоро под ее зловещей сенью
          Ростки пускает кроткое смиренье.
          Его покров зеленый распростер
          Над всей землей мистический шатер.
          И тайный червь, мертвящий все живое,
          Питается таинственной листвою…
          Все наши боги неба и земли
          Искали это дерево от века.
          Но отыскать доныне не могли:
          Оно растет в мозгу у человека».

А потом появлялись они — революционеры, вестники краха системы под натиском раздоров элиты и народного негодования. Они, как мальчик из сказки, объявляли: «А король-то голый!» Система не просто не вечна — она дышит на ладан, власть трещит от внутренних противоречий, положение народа не оставляет ему иного выбора, как восстать, а создание нового мира, нового порядка — не мечта, а давно назревшая проблема. За это их клеймили негодяями, сатанистами, безумцами — но недолго, до ближайшей революции.

В России была революционная интеллигенция, породившая как бы противостоящих ей большевиков; на Западе — как бы плохо совместимые просветители и романтики. Одним из романтиков был поэт, гравюр, «сатанист» и бунтарь Уильям Блейк.

          «Мужская брань, и женский стон,
          И плач испуганных детей
          В моих ушах звучат, как звон
          Законом созданных цепей.
          Здесь трубочистов юных крики
          Пугают сумрачный собор,
          И кровь солдата-горемыки
          Течет на королевский двор.
          А от проклятий и угроз
          Девчонки в закоулках мрачных
          Чернеют капли детских слез
          И катафалки новобрачных».

Блейк жил в эпоху, когда религия еще являлась сильным общественным фактором, а церковь служила основным столпом власти. Более того, сам поэт был глубоко (хоть и по-своему) верующим человеком: он утверждал, что с четырех лет и до конца жизни постоянно видел мистические видения, которые описывал в стихах и философских трактатах, Бог был для него не идеей из книжки, а чем-то совсем реальным. Тем не менее волновали его не отвлеченные религиозные вопросы, а наличное бытие: жестокое господство богатых, королей и церковников, система угнетения трудящегося народа, убивающая в людях из «низов» саму человечность.

«Я говорю: добродетель всегда нарушает заповеди. Иисус — добродетель и действовал от души, а не по законам»

Блейк в своих мистических построениях, противостоящих официальной, «церковной» религии, пытался найти основания для разрешения этого реального конфликта. Поэтому стихи, описывающие жизнь «низов», постоянно соседствуют у него с метафорическими, мистическими произведениями. Эти два «сюжета» не просто располагаются рядом друг с другом в книжках: они внутренне связаны, это как бы выражение одного и того же конфликта на Земле и на Небесах. Тема отражения чего-то реального в мире идеальном («эманация») — одна из основных у Блейка.

Поэт не может согласиться с идеей, что окружающий его мир, мир угнетения одних людей другими, нищеты и расчеловечивания одних, утопания в пороках других, — есть вечный идеал, наилучшее воплощение божественного замысла, восставать против которого — грех. Блейк терзается вопросом: что это, искажение божественного замысла какими-то злыми силами — материальной природой, слепотой и злонамеренностью людей? Или же сам Бог — тиран, построивший вселенную на принципе господства?

          «Тигр, о тигр! кровавый сполох,
          Быстрый блеск в полночных долах,
          Ослепительная стать.
          Кто дерзнул тебя создать?..
          А когда ты в ночь умчался,
          Неужели улыбался
          Твой создатель, возлюбя
          И ягненка и тебя?»

Уильям Блейк.» Великий архитектор». 1827 г

Блейк соглашается, что главным противником выстроенной порочной системы является Дьявол, Сатана; но вот только Дьяволом по ошибке был назван небесный Архангел, а Сатаной — Мессия. Поэт утверждает, что Христос был главным противником всего, что проповедуют король и церковь. Их Бог и христианский Иисус — совершенно разные вещи. А значит, на Земле построен не вечный рай, а ад, который нужно преодолеть.

          «Как же тот, кто всем отец,
          Видит скорбь твою, птенец?
          Как всевидящий и чуткий
          Может слышать стон малютки
          И не быть вблизи гнезда,
          Где тревога и нужда,
          И не быть у той кроватки,
          Где ребенок в лихорадке?
          Не сидеть с ним день и ночь,
          Не давая изнемочь?
          Нет, нет, никогда,
          Ни за что и никогда!»

Иными словами, существующая общественная система — не величайшее достижение человечества, не самое благое, что может быть придумано. Наоборот — она направлена на ограбление и унижение человечества, она строит для большинства настоящий ад, чтобы меньшинство могло наслаждаться властью и богатством.

Чтобы оправдать такую систему, правящий класс должен был полностью извратить картину мира простого человека, поставить все с ног на голову, объявить грехом то, что является добродетелью. И эта лживая система должна быть сломана, люди должны увидеть истинное состояние дел.

Впрочем, Блейк делал это не через отказ от религии, а через некое ее «реформаторство», мистику и ересь, которые оправдали бы радикальные изменения мира. Его метафорические стихотворения бичуют не только угнетение низших классов высшими, но и бесправие женщин, браки по расчету, подавление свободы мысли и творчества.

          «О, что ответят короли,
          Представ на Страшный суд,
          За души тех, что из земли
          О мести вопиют!
          Не две хвостатые звезды
          Столкнулись меж собой,
          Рассыпав звезды, как плоды
          Из чаши голубой.
          То Гордред, горный исполин,
          Шагая по телам,
          Настиг врага — и рухнул Гвин,
          Разрублен пополам».

Уильям Блейк. «Сатана созывает свои легионы». 1804 г

Тем не менее классовая борьба принимает в религиозном разуме Блейка самые причудливые формы, выходящие далеко за пределы обычного для того периода сюжета восстания Сатаны (иногда — Христа) против Бога-отца (Иеговы). Используя классический для религиозной философии сюжет, он утверждает, что беды мира начались с того, что некий первый человек распался на четыре враждующих части: разум, эмоции (страсти), ощущения и интуицию (воображение). Распад вызван «эгоизмом», то есть непониманием божественного замысла и высшей цели человечества, сбивающим людей с истинного пути. Главная же битва в человеке развернулась между разумом и эмоциями.

Судя по всему, в реальности с разумом ассоциировалось расчетливое господство высших классов, гонящихся за выгодой и забывших о человечности. По этой причине Блейк не любил Ньютона и просветителей: он считал, что именно их излишне рациональный подход привел к построению общества, стремящемуся лишь к сухой выгоде, в котором большинство населения теряет человеческий облик, оказывается отчужденным от творчества, живых эмоций, развития своих талантов и сил, сводится к детали машины или скоту. Лишним подтверждением этого стала неудача опиравшейся на идеи просветителей Великой французской революции. В конечном итоге она просто вынудила аристократию поделиться властью с крупной буржуазией, ничуть не менее угнетающей простой народ.

          «Дело рук — топор и плуг,
          Но рукам не сделать рук.
          Каждый знает, что ребенок
          Больше, чем набор пеленок.
          Та слеза, что наземь канет,
          В вечности младенцем станет.
          Лай, мычанье, ржанье, вой
          Плещут в небо, как прибой.
          Ждет возмездья плач детей
          Под ударами плетей.
          Тряпки нищего в отрепья
          Рвут небес великолепье…»

Уильям Блейк. «Красный дракон»

Подавляемые же правящими классами качества простых людей, их способность к творчеству, развитие личности, любовь, эмоции, просто жизненные силы — легли в основу соответствующих, подавляемых «разумом» частей первочеловека. Поскольку эмоции у человека, лишенного воображения, рассудка и пр., легко становятся разрушительными, то у Блейка описывается превращение оторванных от единого целого страстей в нечто природное (в плохом смысле), кровожадное и похотливое. И так далее.

Угнетаемые части приобретают всевозможные негативные качества, но и господствующий разум, будучи оторван от целого, направляет человека по ложному, разрушительному пути. Характерно, что эта теория похожа на учение психиатра Карла Юнга, также выделявшего в психике четыре функции (мышление, чувство, «телесное» ощущение, интуиция), одна из которых доминирует, остальные же три — угнетаются. Наиболее угнетенная функция, как и у Блейка, становится самой деструктивной (архаичной, неразвитой). В целом вытесненные функции образуют в психике человека «Тень». Блейк называет вытесненный рассудок «Призраком», а его эманацию (т.е. отражение в небесном мире) — «Тенью». Как и поэт-романтик, Юнг утверждал, что четыре функции необходимо снова собрать воедино. Правда, Юнг на самом деле был не обычным психиатром, а оккультистом, в отличие от Блейка, весьма далеким от гуманизма и революционности… Но сам факт соотнесения четырех частей первочеловека и психических проблем реального человека здесь повторяется.

В любом случае, по Блейку, воссоединить части должно воображение, творчество. Изначально оно находится в плену у индустриального мира с его механистичными, рациональными построениями и задачами. Творчество сомневается в своей силе и ценности, считает себя чем-то неважным. Блейк видит своей главной целью вернуть творчеству и духовной свободе человечества полагающуюся им важность, гордость, веру в свои силы. Он утверждает, что примером этой важности и силы является жизнеописание Христа. Что Иисус вообще является воплощением человеческого воображения, творчества.

          «Он, торжествуя, крест свой нес.
          За то и был казнен Христос.
          Антихрист, льстивый Иисус,
          Мог угодить на всякий вкус,
          Не возмущал бы синагог,
          Не гнал торговцев за порог.
          И, кроткий, как ручной осел,
          Кайафы милость бы обрел.
          Бог не писал в своей скрижали,
          Чтобы себя мы унижали.
          Себя унизив самого,
          Ты унижаешь божество…
          Ведь ты и сам — частица вечности.
          Молись своей же человечности».

Уильям Блейк. «Христос как Искупитель человека». 1808 г

Речь вообще все время идет именно о реальном человеке. Блейк говорит даже, что представление о боге как о некоем отдельном, внешнем субъекте — ложь, на самом деле он (а с ним — и вся метафорическая «небесная» история) живет в человеке.

Переводя религиозный язык обратно на язык светский, нужно заметить, что Блейк ищет решение проблемы угнетения одним классом другого в сфере психики конкретных людей, а по большому счету — в морали. Он считает, что короли и церковники угнетают народ просто потому, что они «слишком рациональны». Ему кажется, будто все это — следствие какой-то глупой ошибки: кто-то почему-то считает, что развитие личности, творчества и телесных сил — это неправильно. И поэтому угнетает других людей. Если же жулик (в короне или без) дополнит свою рациональность другими психическими функциями — то он поймет, что народ надо не угнетать, а развивать.

Поскольку же «люди не примут правды, если поймут ее, но не поверят», то это ценное откровение необходимо заключить не в форму логического вывода, а в квазирелигиозный формат, включающий все «инстинкты» нерациональной веры. В итоге религиозное сознание Блейка сыграло с ним злую шутку: век революций требовал разоблачения системы господства, интересов правящего класса, поднятия народных масс на построение чего-то конкретного, живущего не на небе, а на бренной земле, с ее экономикой, политикой, общественной жизнью. Мистическо-метафорический образный ряд его стихотворений совсем не соответствовал эпохе и был оценен только элитной публикой через много лет после смерит поэта.

Вместо реальной борьбы, к которой приходили другие романтики, вроде Байрона, Блейк пришел к почти что соглашательской идее о том, что правящий класс можно «переубедить», «гуманизировать», проведя с ним нечто вроде сеанса юнговской психотерапии. Само объяснение, почему «разум» внезапно должен покориться силе творчества, а не продолжить угнетение, выглядит у поэта крайне неубедительным, в стиле: «Потому что я так захотел». Тема бунта и свержения перетекла у него в идею смирения и примирения. Идею старую и раз за разом доказывающую свою гибельность для народных движений.

          «Теперь, ягненок, я могу
          С тобою рядом лечь,
          Пастись с тобою на лугу
          И твой покой беречь.
          Живой водой омылся я,
          И грива пышная моя,
          Что всем живым внушала страх,
          Сияет золотом в лучах».

Однако Блейк — все-таки нечастый пример того, как религиозная идея служит не укреплению власти господствующего класса, а выражает проблемы «низов». Подобные поэту люди (может, немного более практичные) во все века вели крестьянские восстания и революции. Они показывают, что даже религия не считает существующий порядок вещей ни «лучшим», ни «вечным».

Только наши собственные страхи и слабость заставляют нас думать, вопреки урокам истории, будто что-либо вечно под луной, и есть сила выше силы организованного сознательного народа.

«Ничтожество угождает расслабленному богачу по имени Благоразумие».

Уильям Блейк. «Ньютон». 1795 г

IT

    Снайперская война: МЦ-566 уже на «передке» и выбирает цель

    Винтовки, бьющие на километр, опробованы в деле бойцами «Вагнера»Накануне летнего наступления Российская армия получает не только новую бронетехнику, но и стрелковое оружие. Специализир...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      опричник 15 декабря 2019 г. 17:15

      Советско-американская революция

      Горбачевской перестройке предшествовала перестройка «закулисная». Версия историка. В прошлом веке многие политики и ученые были очарованы проектом «конвергенции» (от лат. «convergere» – «сближаться, сходиться»), который предполагал соединение западного капитализма и советского социализма. Во второй половине XX века конвергенция доктринально разрабатывала...
      927
      опричник 4 февраля 2018 г. 22:16

      Тёмная сторона Земли

      Кто и почему остановил космическую экспансию человечества Есть две версии одного важного события.1. Американцы побывали на Луне. 2. Американцев на Луне не было.Вторая версия считается конспирологической или криптоисторической. Однако, если вдуматься, то и в первой версии конспирологии и криптоистории ничуть не меньше.Предположим, что американские космона...
      1515
      опричник 4 февраля 2018 г. 18:21

      Максим Шевченко нанёс по Сванидзе десять сталинских ударов

      Физиономия Николая Карловича напоминала карту, по которой можно изучать наступательные действия Красной Армии Миллионы просмотров удостоился в интернете сюжет, в котором Максим Леонардович Шевченко наносит Николаю Карловичу Сванидзе десять сталинских ударов. Николай Карлович Сванидзе в своей обычной манере, вероломно, без предупреждения, напал на Максима...
      984
      опричник 3 февраля 2018 г. 02:29

      Под зелёной «крышей»…

      Законодательные органы нескольких регионов страны поддержали обращение Архангельского областного Собрания депутатов в Министерство юстиции РФ о проведении проверки деятельности "Гринпис" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации.О роли "Гринписа" в политике глобальных элит беседуют эксперт Института динамического консерватизма Константин Черемных и п...
      912
      опричник 2 февраля 2018 г. 23:41

      Опять по пятницам... 2 февраля 2018 года

      Госдеповские проскрипции оказались чем-то вроде бабушкиного шлепка. Итак, событие, которое ждали, чуть ли не как в тридцатых годах по деревням ждали раскулачивания, свершилось. Но госдеповские проскрипции оказались чем-то вроде бабушкиного шлепка. Криминально-чиновничью свору пока лишь означили и нацелили. Экзекуция отложена, хотя «кремлевский список» оп...
      912
      опричник 30 января 2018 г. 00:02

      ВЫБОР

      26 января кандидат в президенты РФ Павел Грудинин в совхозе имени Ленина встретился с иностранными журналистами, представляющими ведущие европейские, азиатские и американские издания и информагентства. Корреспондентов и камеры прислали Телевидение мирового агентства новостей Рейтер, японские телекомпании NHK и «Фудзи», Радио и телевидение Швейцарии, BBC, «Ассошиэйтед ...
      851
      опричник 28 января 2018 г. 00:12

      Экономист Михаил Хазин предсказал смену элит России в этом году

      Начало года — традиционное время для макроэкономических прогнозов: каких сюрпризов — приятных и не очень — ждать населению в ближайшие месяцы. Мы попросили высказаться на эту тему одного из самых цитируемых и рейтинговых экономистов России Михаила Хазина — президента Фонда экономических исследований, известного публициста, консультанта и аналитика. Михаи...
      2253
      опричник 26 января 2018 г. 00:30

      Куклы-трупы и соски с черной меткой: чем богаты детские магазины

      «Они оригинальны, но слишком инфернальны»? Пустышка силиконовая ортодонтическая. Проверено Дракулой? / Скриншот с сайта ozon.ruАссортимент детских магазинов порой вызывает оторопь, особенно если наблюдать за ним в динамике. Заполонившие прилавки куклы-монстры и черепа с костями оказываются не разовой акцией, призванной как-то помочь слишком активной кита...
      962
      опричник 24 января 2018 г. 23:29

      Путинский тупик

      Есть ли в обозримой политической реальности России хоть кто-то, кроме Путина, кому граждане страны могут доверить управление страной без риска заполучить непредсказуемые проблемы? Нет, такого политика нет. Все возможные кандидаты либо не предлагают достойной продуманной программы, либо непредсказуемы, либо недостаточно известны широкому избирателю, ...
      1230
      опричник 24 января 2018 г. 17:40

      О роли и месте Путина

      Я не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что пропагандистские атаки на Путина в западных СМИ постоянно усиливаются. Последняя тема — прямое участие (чтобы не сказать — роль главного организатора) в процессе «брекзита» (то есть выхода Великобритании из состава Евросоюза). При этом речь о доказательствах вообще не идет. Но если звезды зажигаются, как говорит в...
      930
      опричник 23 января 2018 г. 21:07

      Каких духовных вождей не хватает нашему народу? Каких ему навязывают?

      Мы живем в XXI веке, но восполняют нашу пустоту люди из XX Юрий ГагаринПроведенный ВЦИОМ опрос показал народный рейтинг кумиров ХХ века — частично с ожидаемыми, а частично — с неожиданными результатами.Кумир в психологическом смысле — средство достижения личностной целостности, восполнитель пустоты, кто-то, нашедший то, что ищешь ты, и готовый с тобой по...
      699
      опричник 22 января 2018 г. 19:44

      Медведев и Карл Маркс

      Кабы реки и озёраСлить бы в озеро одно,А из всех деревьев бораСделать дерево одно,Топоры бы все расплавитьИ отлить один топор,А из всех людей составитьЧеловека выше гор,Кабы, взяв топор могучий,Этот грозный великанЭтот ствол обрушил с кручиВ это море-океан, —То-то громкий был бы треск,То-то шумный был бы плеск!                &n...
      956
      опричник 19 января 2018 г. 22:33

      Опять по пятницам... 19 января 2018 года

      Выполняя исторические решения ЦК Партии национал-лингвистов, информационным рупором которой является газета «Редька», мы время от времени пытаемся творить и внедрять в жизнь новые слова. Вот Велимир Хлебников создал слово «творяне». «Это шествуют творяне, заменивши Д на Т…» Мы взяли слово «бояре», ибо по степени власти нынешние «сильненькие» мало чем отл...
      1039
      опричник 19 января 2018 г. 00:35

      СЕКТА

      16-18 января 2018 года в Москве прошёл очередной, девятый по счету Гайдаровский форум. Тема форума: "Россия и мир: цели и ценности".Гайдаровский форум — ежегодная международная научно-практическая конференция в области экономики. Проводится в Москве с 2010 года в память об идеологе «шоковой терапии» начала 1990-х годов, авторе невиданного в истории демографического, с...
      1159
      опричник 19 января 2018 г. 00:20

      Нечистая сила и сила искусства

      В Театре Содружество актёров Таганки состоялась премьера спектакля "Нечистая сила" (инсценировка и постановка народного артиста РСФСР Николая Губенко) по одноименному историческому роману Валентина Пикуля. У каждого вида искусства — своя магия. Театр. Здесь и сейчас разворачивается действие. Вживую люди, их голоса. Для тебя создают атмосферу, вызывают эм...
      1165
      опричник 16 января 2018 г. 23:08

      РАЗБОЙ

      15 января опубликован первый в этом году обзор Министерства экономического развития, посвященный итогам 2017 года. Как пишет «Коммерсант», экономика за 2017 год, по оценкам ведомства, выросла на 1,4–1,8%, а после уточнения годовых данных по малым и средним компаниями, а также дополнительной информации из годовой отчетности крупных и средних предприятий, вероятно, буде...
      1095
      опричник 16 января 2018 г. 19:43

      Украинский рецепт порабощения народа приходит в Россию?

      Российская и украинская элиты — сиамские близнецы. И той, и другой необходимо исключить возможность возврата к народовластию. И та, и другая пытаются для этого заместить мифом прошлое. Разница лишь в длительности периода, подлежащего «вымарыванию» В голливудском фильме «Эффект бабочки» 2004 года сюжет построен вокруг кардинального изменения настоящего пу...
      860
      опричник 15 января 2018 г. 21:17

      ЗЕРКАЛО

      Утром 15 января в школу №127 Мотовилихинского района Перми вошли двое подростков — ученик 10-го класса Лев Биджаков и бывший ученик данной школы Александр Буслидзе, отчисленный за неуспеваемость. В масках и с ножами они зашли в класс, где проходил урок труда 4-го класса «б». По рассказам очевидцев, один подросток напал с ножом на учительницу, другой стоял у двери. Пос...
      1356
      опричник 11 января 2018 г. 05:59

      Этот капитализм кончился? Несите другой!

      В самом конце 2017 года издательство «Шпрингер» выпустило в свет новый доклад Римского клуба «Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet». Это всего лишь второй в истории доклад собственно Римского клуба из сорока трёх — остальные были оформлены как доклады различных экспертных групп Римскому клубу. Его авторы — дейс...
      1092
      опричник 10 января 2018 г. 03:50

      О. СТРИЖАК. НАСТОЯЩАЯ ПРАВДА О РЕВОЛЮЦИИ

      Когда я в разговоре касаюсь до этой темы, мне сразу говорят: а где доказательства, документы? А я говорю: а укажите истинный заговор, который оставил по себе хоть клочок бумаги с уличающей записью. Закулисье Истории (а всё важнейшее в Истории творится втайне от публики) очень редко открывается исследователю. К примеру, говорить о «двоевластии» в России после февраля 1...
      1640
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика