За последнее время на КОНТе размещено много статей о православии, причем мнения авторов абсолютно различны и диаметрально противоположны.
Внесу и я свою лепту.
Вопрос о религии очень деликатная тема, попробую не обидеть чувства верующих, насколько получиться не знаю.
Есть ли Бог или Бога нет?
Вопрос, который, так или иначе, задает себе каждый здравомыслящий человек.
Некоторые ищут на него ответ всю свою жизнь и не находят, некоторые находят, а некоторые с детства не сомневаются в ответе.
Универсального же ответа для всего человечества не существует в силу разнообразия, культур, мировоззрения, истории развития народов и этносов.
Если просто ответить – «да Бог существует», последуют следующие вопросы:
Как его увидеть?
Как его услышать?
Как его почувствовать?
Как его познать?
Приходится каждому индивидуально искать ответы, а ответы и есть его самостоятельный выбор (у каждого человека своя уникальная «картина мира»).
Вот неплохой ролик (прямого ответа нет, но выбор всегда остается за Вами):
Человеческая цивилизация в своем активе имеет более ста совершенно разных религий. (Воистину, пути Господни неисповедимы!)
В число основных мировых религий входит Христианство.
Свой цивилизационный выбор, повлиявший на дальнейшее развитие государства, Россия сделала в конце X века (крещение Руси).
Спустя 60 с лишним лет уже в XI веке (1054 году) в Христианстве произошёл Великий раскол, и образовалось две "ветви" Католицизм и Православие:
Если не углубляться в детали (расхождение в догматике, канонические, обрядовые и организационные различия) концептуальным отличием является то, что:
Православие основывается на идее, что истинные именно те знания, которые не претерпели изменений со времен Иисуса.
Католики придерживаются мнения, что Христос дал только «зерно Веры», которая претерпевает изменения в соответствии со временем, развивается и дополняется новыми догмами. При этом основой являются те нормы, которые были сформированы много веков назад.
У Православной церкви более консервативные взгляды.
Католическая церковь имеет более либеральные (свободные) взгляды на учение Христа (протестанты, кстати еще более либеральные, ряд либеральных протестантских церквей не считают моногамные однополые отношения греховными или аморальными. В части этих церквей, открытые гомосексуалы допускаются к священническому служению)
Католическая «ветвь» предопределила и внесла свой вклад в развитие западной европейской цивилизации.
Православная ветвь предопределила и внесла свой вклад в развитие восточной европейской цивилизации.
В историческом контексте раскол длится уже почти 1000 лет, это не просто раскол, это порой жестокое противостояние двух миров трактующих по-разному учение Христа.
Давайте более внимательно рассмотрим роль православия, но не в аспекте личного понимания православными Бога и не в аспекте обсуждения нерадивых священников и попов (кстати, в любом, человеческом сообществе найдутся нерадивые, причем, чем больше сообщество, тем больше нерадивых), а в контексте влияния православия на исторический процесс развития Русского мира.
Сначала два небольших комментария:
1. Размышлять о том, как бы развивался Русский мир в условиях язычества, не будь на то «насильственного» насаждения Христианства, с моей личной точки зрения бесперспективно, поскольку нельзя вернуть историю в прошлое, это будет просто фантазия.
2. Благодарю, пользователя sage за возможность ознакомится с текстом письма Льва Николаевича Толстого "К Духовенству" http://cont.ws/post/109086
очень примечательный отрывок письма:
- Но не будет ли хуже от того, что мы, люди образованные, нравственные, желающие добра народу, вследствие возникших в нашей душе сомнений, оставим нашу деятельность, и места наши займут грубые, безнравственные люди, равнодушные к народному благу? - слышу я последнее возражение. Несомненно, что выход лучших людей из духовного сословия сделает то, что церковная деятельность, находясь в грубых, безнравственных руках, будет все более разлагаться, обличая свою лживость и зловредность.
Но от этого не будет хуже, потому что разложение церковной деятельности, совершающееся и теперь, есть одно из средств освобождения народа от того обмана, в котором он находится. И потому. Чем скорее это освобождение совершится через выход из духовного сословия просвещенных, добрых людей, тем это лучше.
Дело в том, что спустя 113 лет у нас есть уникальная возможность посмотреть за процессом выхода, посвящённых, добрых людей из духовного сословия и занятием их мест грубых, безнравственных людей, равнодушных к народному благу.
И это происходит нигде, ни будь в Зимбабве, а в пределах известной территории, причем выход людей из духовного сословия осуществляется порой убийством, а на их место приходит «мировая мудрость»:
Посмотрите на карту X века это время зарождения православия на Руси, представьте начиная с X века и заканчивая сегодняшним днем развитие Русского мира с судьбами разных людей, представьте прошедшую тысячу лет, это не так уж и мало (например, США как независимое государство существует 239 лет).
Православие, сыграло огромную роль в развитии Русского мира на последующее тысячелетие, в тысячелетней истории были и «взлеты» и «падения», можно долго спорить о деталях, источниках, трактовках и т.д. но влияние православия отрицать, глупо.
Православие повлияло на объединение славян в одно мощное государство, повлияло на формирование письменности, повлияло на формирование института семьи, повлияло на формирование культуры (иконопись, живопись), повлияло на формирование уклада жизни и самобытности русских.
Я сознательно не буду обозначать знак «+» или знак «-», рядом со словом «влияние», все равно каждый воспримет «влияние» так как воспримет его «картина мира».
Главное что на протяжении тысячелетней истории православие являлось, в том числе той духовной силой, которая объединяла русских для борьбы с врагом, которая помогала русскому миру выстоять в тяжелые времена, порой просто выжить.
Объяснить понятие «духовная сила» непросто, но все же:
В минуты осознания смертельной опасности человек заглядывает внутрь себя и ищет опору, стержень - "фундамент", который есть в душе, в сознании и от прочности это внутренней опоры зависят - действия, поступки, решимость и т.д.
Православие для русского является "цементом" в формировании этого некого «фундамента», который образно можно назвать духовной силой русских.
Не знаю, что конкретно в минуты опасности думал Святой благоверный великий князь Александр Невский, но убежден, что свою духовную силу он черпал от православия.
Страшные годины Смуты, когда стоял вопрос утраты Русской государственности, на народном сходе выступил нижегородский посадский человек Кузьма Захарович Минин-Сухорук:
«Православные люди! Коли нам похотеть подать помощь Московскому государству – не пожалеем животов наших, да и не токмо животов, дворы свои продадим, жен, детей в кабалу отдадим; будем бить челом, чтоб шли заступиться за истинную Веру… Дело великое мы совершим, если нас Бог благословит, слава будет нам от всей земли русской, что от такого малого города произойдет такое великое дело. Я знаю, только мы на это дело подвигнемся, – многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно отобьемся от иноземцев».
Александр Васильевич Суворов:
«Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо»
Перед Бородинским сражением, которое пришлось на день Сретения Владимирской иконы Божией Матери (26 августа), в Москве был совершён крестный ход вокруг Белого города, Китай-города и Кремлёвских стен с тремя величайшими всероссийскими святынями: ВЛАДИМИРСКОЙ, СМОЛЕНСКОЙ И ИВЕРСКОЙ иконами Божией Матери. На Бородинском поле в канун сражения также служили молебны перед Смоленской иконой.
Иван Александрович Ильин:
Самобытность русского народа выражается в его особливом и своеобразном духовном акте. Под «актом» надо разуметь внутренний строй и уклад человека: его способ чувствовать, созерцать, думать, желать и действовать.
Каждый из русских, попав за границу, имел, да имеет и ныне полную возможность убедиться на опыте в том, что другие народы имеют иной, отличный от нас бытовой и духовный уклад; мы испытываем это на каждом шагу и с трудом привыкаем к этому; иногда мы видим их превосходство, иногда остро чувствуем их неудовлетворенность, но всегда испытываем их инородность и начинаем томиться и тосковать по «родине».
Это объясняется самобытностью нашего бытового и духовного уклада; или, выражаясь кратчайшим словом: у нас иной акт.
Русский национальный акт сложился под влиянием четырех великих факторов: природы (континентальность, равнина, климат, почва), славянской души, особливой веры и исторического развития (государственность, войны, территориальные размеры, многонациональность, хозяйство, образование, техника, культура).
Мы можем только домысливать, как победы Александра Невского повлияли на духовную силу Александра Васильевича Суворова, а победы Александра Васильевича Суворова повлияли на духовную силу Георгия Константиновича Жукова но то, что они, влияли на формирование внутреннего «фундамента» русских у меня лично сомнений не вызывает.
Порой удивляешься, какими путями православие влияет на русских, Георгий Константинович Жуков воспитывался в православный семье в начале своего жизненного пути закончил три класса церковно-приходской школы (с похвальным листом), я не знаю, как это повлияло не его мировоззрение.
Но вот так к нему относились простые православные люди - письмо, которое пришло в 50-е годы:
«Дорогой Георгий Константинович! Поздравляю Вас с избранием в депутаты Верховного Совета нашей Родины — самой России! Как мы все рады, что наш любимый маршал, защитник русского народа, теперь в Правительстве. Когда бы были колокола в церквях России, мы красным звоном поздравили бы Вас. Когда Берлин взяли, недаром Георгия Победоносца день на Пасху был. День Вашего Ангела! Старинный русский праздник. Как бы хотелось Ваши именины устроить на этот день. Георгий Победоносец дракона уничтожил, и Вы, Георгий, уничтожайте драконов нашей жизни... За вас мы молим Бога каждый день — да даст Он Вам здоровья, мудрость, силу на радость жизни нашей, победу над врагами... Ваша избирательница, одна из миллионов русских женщин».
Выступление И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 года начинается словами:
«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»
Обратите внимание на слова «Братья и сестры!» такое обращение принято у православных.
«Духовная сила» это некая тонкая нить, иногда совсем невидимая, пронизывающая столетия и связывающая поколения русских:
Александр Невский (1221-1263)
спустя семь веков:
Ни в какой мере не хотел в данной статье обидеть русских людей относящих себя к другим религиозным конфессиям. Православие в истории России по отношению к другим религиям сыграло роль, образно выражаясь «ядра» которое не оттолкнуло «электроны» в виде других религий а совместно с ними создала уникальный «атом» - Русский Мир.
Призываю всех кому дорог Русский Мир, воспринимать нашу историю без нагнетания антагонизма язычества по отношению к православию, православия по отношению к советскому прошлому или наоборот. Это может привести к тому, что мы станем Иванами, не помнящими своего родства.
Оценили 12 человек
37 кармы