«Образ будущего», как позитивная модель ожидаемого будущего

21 1998


Словосочетание «образ будущего» нельзя отнести к общепринятому понятийному аппарату устойчивого развития и проектирования будущего, хотя оно достаточно часто встречается в литературных, философских, исторических, футурологических исследованиях и произведениях. «Образ будущего», как позитивную модель ожидаемого будущего, одним из первых стал использовать в качестве самостоятельной категории, нидерландский социолог Фред Полак в своей работе «The Image of the Future» (1961 г.). Им было задано направление исследований, предполагающее, что наши субъективные образы будущего определяют реальный ход событий. В развитие этого подхода, мы хотели бы подчеркнуть значимость понимания и формирования «образа будущего» для изучения социально-экономического и духовно-нравственного настоящего, вне зависимости от того, насколько удачным, позитивным или наоборот оказался его прогноз, результат коллективного обобщения субъективных образов.

Не отвергая «субъективные образы будущего», мы полагаем, что реальный ход событий в направлении достижения будущего общества в какой-то степени детерминирован – объективирован общими законами природы и поддается объективному научному изучению.

Актуально и понимание, что Россия так и не имеет стратегии своего развития с четко обозначенной целью и ориентирами в будущее, не в «плановые периоды», а в историческую перспективу. Кроме исследовательского направления вопросов формирования будущего, не существует и общественных механизмов обобщения субъективных образов (равно как и принятия решений в области стратегического развития).

Целесообразным представляется использование понятия «образ будущего» для исследования и формирования картин будущего, образа, смыслов и замыслов, воспроизводимых общественным сознанием в тот или иной момент времени. При этом предполагается, что в образах будущего концентрируется и отображается некое коллективное предчувствие будущего, принимающее со временем зримые, реальные черты. Кроме того, в процессе формирования образа будущего ставятся задачи не спроектировать, наполнить, разработать, а сначала попытаться различить, распознать смыслы, духовные ориентиры, заложенные в объективные закономерности развития социально-экономических систем и общества. Не нами определено быть или не быть достижимым этому коллективному предчувствию, но Промыслом Божьим!!! Не спроектировать, не наполнить, не построить, а изначально распознать правильность направлений гармоничных устремлений, смыслов и замыслов и уже потом что-то творить!

Все возможные направления развития событий, путей, ведущих к достижению образа будущего (возможно изначально не претендующих на реализацию), осмысление их совокупности, выбор наиболее реальных и достижимых - открывает обществу границы мыслимого, а значит, и потенциально осуществимого в жизни.

Мы предполагаем, что образы будущего фиксируют варианты возможного, как если бы эти возможности обладали характером действительности. В определенном смысле образы возможного будущего должны быть рассмотрены именно в модальности действительности. Представление о некой возможности, ожидание определенной перспективы оказывает реальное влияние на эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, а социальное ожидание моделирует поведение социальных групп. В рассматриваемый нами период стиль поведения, ориентированный на будущее, становится приоритетным, предвосхищая новую духовность, новые нравственные ориентиры, формирование нового эгрегора, единой мыслеформы.

В чем же смысл, необходимость практического формирования, а затем и проектирования путей достижения образа будущего?

По нашему мнению, для понимания этого необходимо:

распознать знамения времён и предвосхитить варианты возможных глобальных перемен и их влияние на земную цивилизацию, страны и народы;

установить ключевые ценностные ориентации наиболее творчески активной части населения, обладающего культурным инновационным ценностным, социально созидательным потенциалом, к которому могут присоединиться все остальные группы населения;

знать потенции социально-экономической среды, просчитывая оптимальные методы, принципы и пути её развития и формы социальной организации, сборки, государственного и общественного устройства;

понимать диалектику сущего и должного, теоретическую основу прогнозирования и научного предвидения, методологическую и теоретическую обоснованность поиска идеалов и построения замыслов развития общества;

не просто отражать мир, ожидать прихода будущего (каким оно будет?), но создавать пилотные модели, преобразовывать, созидать ближайшую и менее отдаленную социально-экономическую среду. Конструировать набор и определять пути достижения желаемого будущего - не столько жить настоящим, сколько жить, понимая различные варианты путей в будущее, имея различные смыслы и замыслы этого будущего;

консолидировать общество, что невозможно без наличия долгосрочной программы развития, без образа желаемого будущего, долгосрочной программы его жизнеобеспечения, исполнение которой гарантированно обеспечивает формирование этого образа, прежде всего, на основе выработки культурных норм взаимоотношений между людьми;

создать предпосылки долгосрочной перспективы, обеспечивающие возможность поиска общественного консенсуса, и расширяющие возможности для постановки совместных целей развития общества;

поддержание позитивной «памяти о будущем» в массовом сознании, а также институциональная поддержка в долгосрочном планировании и сборке субъектов развития;

определить параметры порядков таких сложных систем как общество (образ будущего которого и строится), при которых само общество может смоделировать, качественно определить и, в дальнейшем, рассчитать возможные способы и механизмы разномасштабных, но правильно организованных, резонансных воздействий на те стороны этого общества, которые приведут процесс развития к желаемым результатам;

сформировать позитивный образ будущего, а не играть на коллективных страхах прошлого. Не имея оптимистичного взгляда в наше прошлое, трудно надеяться на осознание контуров образа будущего общества справедливости. Прошлый цивилизационный опыт содержит все возможные смыслы будущего, те которые следует беречь, хранить и развивать, и те, которые пройдены в назидание и защиту будущих поколений, предостерегающие от повторения нежелательного опыта, осознанные человечеством в своем историческом развитии. Построение будущего без всестороннего осмысления опыта прошлого невозможно, оно бессмысленно и категорически опасно без «памяти о прошлом». Определить параметры будущего общества, его нового качества, механизмов функционирования невозможно без сравнения с тем, что уже было пережито и осмыслено. Только исходя из прошлого, можно надеяться различить и распознать духовные смыслы, нравственные ориентиры, которые заложены самой Природой в закономерности формирования общества будущего;

понимать, отдавая на самотек «самомоделирование» нового общества, нельзя оторвать в настоящем будущее от прошлого. Безграничный оптимизм при выдвижении идеалов будущего, возможно, требует «холодного душа» здравого смысла, выработанного всей историей человечества;

уметь мыслить глобально и действовать активно и адекватно ситуации, используя, в том числе, экспертные оценки и научные прогнозы;

создать систему открытых, самодостаточных, саморазвивающихся сообществ, вырабатывающих нравственный опыт, долгосрочный образ будущего и запускающих культурные и духовные идеалы, реализации самых масштабных планов.

Смысл иметь в обиходе проектирования будущего коллективно сформированный образ будущего, на наш взгляд, означает:

непременно основываясь на прошлом, хранить народные, родовые традиции и информационные связи, опираясь на силу родов, видеть не только непосредственное настоящее, но и обрести отдаленную, долгосрочную перспективу;

иметь сформированный в настоящем постоянно актуализированный образ будущего;

воспринимать действительность преимущественно в образах, описываемых терминами динамического целого, а не статических частей, пусть и очень важных;

мыслить в терминах процессов, структур и их отношений, которые постоянно и необратимо эволюционируют, исключают подмену понятий, смыслов, значений, демагогию и популизм;

сформировать реализуемый образ коллективного будущего.

При формировании, исчислении образа будущего необходимо выделять четыре ключевых смысловых элемента этого образа:

1. Основываясь на всей истории человечества, воспринимать истинным только то, что одновременно отвечает трём критериям: опыту предков по данному вопросу, мнению специалистов и своему личному опыту. Честно определить сегодняшнее состояние общества, как исходную точку движения к образу будущего.

2. Значимый образ, смысл, минимально необходимый набор взаимоувязанных характеристик, показателей, механизмов и процессов образа будущего.

3. Единая смысловая картина образа будущего, с механизмами перехода к нему с помощью синхронизированных характеристик и показателями «нашего сегодня».

4. Мировоззренческая основа (система ценностей), которая будет определять выбор решений развития из сегодня к образу будущего.

Важнейшей смысловой характеристикой образа будущего является «горизонт его проектирования». Не долгосрочное, среднесрочное планирование, к которому мы привыкли и в рамках которого осуществляется государственное и региональное планирование. Это все периоды предсказуемости предпринимаемых действий. Мы же говорим о более долгосрочных периодах в столетия, предел которых обуславливается лишь характеристиками "памяти" изучаемого объекта - «глубины памяти» сложных социально-экономических систем и показывают, насколько быстро будут "забыты" системой последствия наших действий, если мы можем изменить состояние последней.

Зримое предугадывание перспективы развития в смыслах и образах будущего вызывает определенные действия, реакции в обществе, результатом которых нередко бывает приближение желаемого образа. Однако сам этот образ входит в социальную реальность на правах ее элемента и тем самым меняет настоящее. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что, рассматривая образы будущего, мы получаем возможность более отчетливо и разносторонне представить и эпоху их создания, увидеть в ней не только реализовавшееся бытие, но и множество нереализованных возможностей, которые характеризуют «наше сегодня» с позиции ее скрытого потенциала.

Способность трансформации потенциального в реальное, посредством формирования и реализации образа будущей реальности является важнейшим психологическим, идеологическим (мировоззренческим) свойством, объединяющим наше прошлое, настоящее и будущее. Однако, необходимо добавить, что поиск человечеством своего будущего, представление смыслов этого будущего и его реализация – мощный механизм саморазвития, заложенный в нас самой природой, и как использовать его – во вред или на благо – зависит только от нас самих.

Выдвигая на первый план представление о стратегиях активной, созидательной деятельности человека, его сообществ, сегодняшняя ситуация в обществе обязывает не просто предугадывать промыслительное будущее, но и создавать желаемое будущее, конструировать, проектировать его, направлять развитие социальных систем и организаций в русло предпочитаемой нами и осуществимой (с точки зрения внутренних свойств социальных систем) тенденции развития. Человек действует не «потому что», а «с целью того чтобы», и это «с целью того чтобы» является определяющим для выбора стратегии действия, которую необходимо корректировать в зависимости от постоянно изменяющейся социально-экономической обстановки. Человек как субъект познания и действия активно предугадывает, конструирует социальную реальность, созидает сначала образ будущего, а потом по этому образу и само желаемое будущее.

Край будущего

Коба

Коба

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить