Отчужденный труд, труд по принуждению, подневольный труд Маркс рассматривает в четырёх аспектах:

4 427

- Марксизм - не более, чем опасная сказка... Вот скока при социализме потеряли спекулянты и прочие патриоты РФ!

во-первых рабочий использует материалы, которые в конечном счете взяты у природы. И получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты, ему, рабочему не принадлежат, они ему чужие. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве - средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

Во-вторых: сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен, он не имеет выбора работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможность существования. Но такой труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей.

В-третьих : труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего родовую жизнь. Род человеческий живет в природе, сам человек природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь – деятельный контакт с природой, в которой главный труд – производство. "Производственная жизнь и есть родовая жизнь, это есть жизнь порождающая жизнь... "

 А для рабочего -  наоборот: труд – лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни рода. Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как наёмный рабочий, то есть отчуждённо, как к чуждому и даже враждебному.

В четвёртых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми, рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют между собой за возможность трудиться чтобы жить. Тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет им.

Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь, все прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчуждëнными людьми. Отношения между людьми также отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения. Маркс указывает на факт существования первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же это происходит? Почему человек становится отчуждëнным человеком?

Отчуждëнный труд равнозначен существованию частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни. Та самая фактическая основа, которую политэкономы не обсуждают, считая естественной предпосылкой. На частнособственнической экономике держится вся человеческая история, вся жизнь людей. Это значит, что экономическая история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. "Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в условиях экономического отчуждения, всех людей, не только рабочих, искажает, калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми, недочеловеческими существами. "Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем ... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своëм теле, живëм в нëм и т. д. Одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания".

Негативная философская оценка атомарного индивида и жизненной реальности совпадает у Маркса с Феербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе, в труде, в производственной деятельности. Перспектива развития человека и человечества в преобразовании основы основ, в уничтожении отчуждëнного труда.

Больше никаких ударов по Крыму не будет? "Воины в тапках" преподали урок и России, и НАТО

"Воины в тапках" - хуситы, уронив в Красное море несколько крайне дорогостоящих "Жнецов", преподали урок и России, и НАТО: с противником не церемонятся. Впрочем, и русских, судя по мнен...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Всё обстоит несколько иначе. Труд не несёт в себе негативных свойств, или качеств. Труд - это основа жизни человека. Когнитивный диссонанс возникает только у наёмного работника по итогам его трудовой деятельности к моменту получения зарплаты, когда он начинает понимать, что его труд недооценен, но не понимает почему это происходит и какие манипуляции приводят к этому. И вот здесь хочу отметить один важный момент. Маркс говорит не о частной собственности вообще, а о крупной частной собственности на средства производства. При этом он умышленно поменял причину и следствие. Он объявил крупную частную собственность на средства производства причиной эксплуатации наёмного труда. На самом деле, именно узаконенная эксплуатация наёмного труда порождает возникновение крупной частной собственности на средства производства. Маркс, понимая психологию человека, акцентировал его внимание на том, что лежит на поверхности. Рабочий ежедневно сталкивается с этой частной собственностью, видит как богатеет его работодатель, но не понимает как это происходит. То, что Маркс объяснил этот механизм в своём труде, мало что дало рабочему движению, поскольку мало образованный, а зачастую вообще необразованный рабочий класс не мог понять написанное Марксом. А начётчики марксизма работавшие в рабочей среде, выпячивали частную собственность, забывая сказать о механизме эксплуатации, не говоря уже о том, чтобы доходчиво объяснить его. Кстати, в дискуссиях на КОНТе, касающихся данного вопроса, многие до сих пор не понимают этого. Встаёт вопрос, для чего это нужно было Марксу? Для того, чтобы понять что такое марксизм, необходимо знать кто такой Маркс. А Маркс - это не простая фигура, его настоящая фамилия Леви. То есть он принадлежит к одной из высших каст в иудаизме, касте левитов. И если посмотреть на его работы под несколько иным углом зрения, то можно обнаружить, что они вовсе не преследовали цель освобождения наёмного труда от гнёта капитала. Особенно это просматривается из анализа второго тома Капитала, посвящённого банковской деятельности. Вывод, при прочтении этого "нетленного" труда следующий - банковский капитал ничто иное как капитал промышленников, торговцев и мелких вкладчиков. Мало того, "бедных" банкиров грабят правительства, беря кредиты и не возвращая их. То есть одной из задач Маркса было стремление вывести банкиров из под удара пролетариата, поскольку именно они порождают сверхэксплуатацию наёмного труда. Второй, не менее важной задачей, было стремление натравить пролетариат на промышленников и торговцев. Что он сделал, подробно описав, в первом томе механизм эксплуатации наёмного труда, акцентировав внимание на крупной частной собственности на средства производства, сделав её причиной эксплуатации наёмного труда. Вооружив, тем самым, пролетариат в борьбе с капиталистами промышленниками и торговцами. Возникает вопрос, а ради чего он так старался? Ответ мы находим в его происхождении и заказчиках его трудов. О его происхождении я уже упомянул, а заказчиками были те самые "бедные" банкиры. Сегодня доступны данные о том, кому принадлежит бОльшая часть богатств мира. А принадлежат они тем самым малочисленным кланам банкиров. Которые скупали за бесценок, на протяжении столетий, собственность обанкротившихся промышленников и торговцев. Причём их банкротство было результатом действий как самих промышленников и торговцев, так и целенаправленными действиями банкиров путём вбросов ложной информации на биржах, либо отказами в выдаче кредитов. Ну а кризисы "перепроизводства", присущие капиталистической системе, которые в не малой мере инспирировали сами банкиры, это вообще клондайк для них. То есть Маркс работал в интересах банкиров, которые и оплачивали его работу. А история о том, как Энгельс содержал всю семью Маркса на протяжении всей его жизни, не более чем сказка, выдуманная с целью отвести от него всякие подозрения и не подорвать его авторитет в среде представителей революционного движения. А вульгарный коммунизм описан в Манифесте коммунистической партии. Сама идея коммунизма, в качестве морковки, была вброшена Марксом с целью привлечения люмпен пролетариата в революционное движение. И он прекрасно понимал, что построение коммунизма, в высоком значении этого слова, невозможно, как невозможно достижение высочайших морально-нравственных качеств каждым членом общества. А это главное условие построения коммунизма. И не случайно Маркс ввел в теорию социализм, как начальный, кратковременный этап строительства коммунизма. Причём рассматривая его исключительно с точки зрения экономики, в то время как социализм является высшей стадией развития общества как с точки зрения духовной эволюции сознания человека, так и с точки зрения экономики. Это поняли и Ленин и Сталин, и именно поэтому они пошли по пути строительства социализма в отдельно взятой стране. А для Маркса и его заказчиков нужна была всемирная революция. Догадываетесь для чего? Правильно, им необходимо было уничтожить национальные государства, как преграду на пути к мировому господству. И они уже близки к этой цели, если только народы мира не восстанут против них.
  • :thumbsup: Экономическо-философские рукописи 1844