Компьютер из палок и грязи ,сделанный на коленке. 35 лет легендарному ZX Spectrum

6 1527

За окном — 1982 год. Америку трясли рекордные морозы и взрывы Унабомбера, в СССР стартовала «гонка на катафалках», старая добрая Англия катилась ко всем чертям. А IT-революция шла своим чередом: компьютеры больше не требовали отдельных комнат и штата квалифицированных сотрудников. Но всё ещё оставались либо атрибутом дорогих скучных офисов, либо уделом «ботаников». И только одному человеку во всей Британии было под силу изменить положение дел. Его звали Клайв Синклер. К юбилею ZX Spectrum 4PDA пообщался с создателями легендарного компьютера — и вспомнил его 35-летнюю историю.

Часть первая: компьютер от «дядюшки Клайва»

С юных лет «дядюшка Клайв» (такой образ тщательно культивировали его пиарщики) увлекался электроникой и мечтал нести свою любовь в массы. Лучше всего получилось с Sinclair Executive — первым в мире карманным калькулятором. Он был очень дешёв и легко помещался в нагрудный карман — настоящее достижение для эпохи, когда эти устройства по габаритам были сопоставимы с не самой тонкой книгой, весили столько же и питались током от розетки. Памятуя об успехе, Синклер обратил свой взгляд на рынок микрокомпьютеров — так в те времена называли железо для обычного пользователя. Скоро такие штуки будут у каждой семьи, считал изобретатель, и стремился не просто идти в ногу со временем, но и опережать его.


Первыми шагами Sinclair Research стали ZX80 и ZX81, главным достоинством которых оказалась очень демократичная цена — ниже 100 фунтов стерлингов. Они пользовались популярностью — но, к великому разочарованию Синклера, совсем не у той публики. «Дядюшка Клайв» мечтал, что на его компьютерах школьники научатся программировать, а предприятия будут составлять отчёты и графики продаж. Вместо этого ZX снискали любовь энтузиастов-одиночек, писавших для него различные приложения и игрушки. Впрочем, так легко сдаваться Синклер не собирался — и поручил инженеру Ричарду Альтвассеру, дизайнеру Рику Дикинсону и программисту Стивену Викерсу работу над новой моделью. В отличие от своих предшественниц она должна была стать цветной, и потому её нарекли ZX Spectrum.

«К двум вещам сэр Клайв всегда относился с фанатичной серьёзностью, — вспоминает Рик Дикинсон, промышленный дизайнер, ответственный за внешний вид всех «родных» моделей Spectrum и его предшественника Sinclair ZX81. — Это внешний вид и стоимость. Он полагал, что у любого устройства — будь то калькулятор или компьютер — есть такая цена, при которой почти каждый согласится его приобрести. И, полагаю, в каком-то смысле он был прав».

Задача перед Дикинсоном и Альтвассером стояла не из лёгких — конечный продукт должен был и стоить недорого, и выглядеть симпатично, и работать так, чтобы им могли пользоваться самые обычные люди. Да и выпустить всё требовалось в сжатые сроки. Дело в том, что незадолго до этого британское правительство решило продвигать компьютеры в массы, и даже выделило на это деньги. Но в качестве партнёра выбрали не компанию самоучки Синклера, а детище его бывшего протеже и конкурента Кристофера Керри — Acorn Computers. Они создали BBC Micro, которую показывали по телевидению и закупали в школах. И, чтобы дать достойный ответ, действовать надо было оперативно.

Ставку, как обычно, сделали на адекватную цену, приятный внешний вид и простоту использования. Чтобы добиться всего и сразу, приходилось идти на самые разные ухищрения — каждый пенс был на счету. Так, количество движущихся деталей в клавиатуре Дикинсону удалось сократить с нескольких сотен до четырёх-пяти. Сами клавиши решили делать из резины, тоже из соображений экономии. Из-за этого Spectrum частенько называли «мертвечиной» — сравнение, которое даже сегодня вызывает у дизайнера улыбку.

«Ох, сколько раз мне приходилось это слышать. Люди обожают жаловаться. Но я не обижаюсь, мера была вынужденная. И потом, обычно говорят это всё-таки в шутку. Spectrum много за что ругают, и частенько — за дело, но комментарии о клавиатуре обычно всё же несерьёзные. Хотя мне всегда было интересно — откуда все эти люди знают, какова мертвая плоть на ощупь?» — Рик Дикинсон, дизайнер ZX Spectrum.

ZX Spectrum поступил в продажу 23 апреля 1982 года. Его надо было заказывать по почте — опять же, из соображений экономии. И, как у предшественников, ключевым аргументом в пользу детища Sinclair Research стала гуманная цена — 125 и 175 фунтов стерлингов за модель с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти соответственно. Главный конкурент, BBC Micro от Acorn Computers, стоил дороже больше чем в два раза. Даже Commodore 64, который обгонял ZX Spectrum по многим показателям, не мог ничего противопоставить такому ценнику.


«Когда люди критикуют любой продукт — будь то Spectrum или последний iPhone, они обычно не представляют, как работали его создатели, какие цели и задачи они перед собой ставили. Конечно, "Спектруму" можно было бы сделать и обычную клавиатуру — но и стоил бы он куда дороже. Думаю, если бы дизайн и впрямь был настолько ужасен, мы бы не продали пять миллионов экземпляров», — отмечает Дикинсон.

Заказы поступали в Sinclair Research значительно быстрее, чем в компании успевали их обрабатывать. Пять миллионов проданных экземпляров — это был оглушительный успех. Но мечта Клайва Синклера — покорить школы и офисы — в очередной раз не сбылась.

Вместо скучных учителей и секретарш ZX Spectrum всей душой полюбили британские геймеры. Ведь он был недорог, программировать для него было не так уж и сложно, а игры распространялись либо через брошюры с кодом (его надо было вводить вручную), либо на аудиокассетах (машина читала их через самый обычный магнитофон). Кроме того, Spectrum был цветным — по тем временам большой плюс, хотя графика у него не могла сравниться с тем же C64. Многие пользователи Spectrum, вдоволь наигравшись с чужими творениями, начали создавать свои — писать на Sinclair было своего рода развлечением. Делиться программами тоже было несложно, и очень скоро вокруг компьютера выросла целая игровая субкультура, которая, к вящему неудовольствию Клайва, и не думала уменьшаться. Из этой неё вышло целое поколение британских программистов — и вряд ли бы мы знали о такой студии как Rare, если бы в далеких 80-х у её основателей не оказалось бы своего «Спекки» с радугой на правом боку.

Вот так и получилось, что Spectrum покупали ради игр — и чем дольше он существовал, тем больше их выходило, и тем привлекательней становилась машина для потребителя.

Впрочем, даже феноменальная популярность не могла спасти Клайва Синклера от собственных ошибок. Sinclair Research исправно обновляла и выпускала Spectrum, но её основатель по-прежнему пытался покорить школы и бизнес с неудачным Sinclair QL. Наконец, после нескольких неудач Синклер продал бренд Spectrum компании Amstrad в 1986 году. Та выпускала «Спекки» ещё шесть лет — официальное производство прекратилось в 1992-м. 

Но это — в Британии. В других странах история Spectrum только начиналась.

Часть вторая: в Россию с любовью

Простота «Спектрума» означала не только его низкую себестоимость и прибыль для Sinclair Research. Она значила также то, что устройство было легко копировать и продавать там, где оригинал был недоступен.


«В нём стоял процессор Zilog Z80, и поэтому из-за дурацких запретов его нельзя было ввозить в Советский Союз. Ведь тогда была холодная война», — вспоминает Дикинсон.

Официально ZX Spectrum в СССР не поставлялся, но запрет на импорт не помешали девайсу покорить одну шестую часть суши. Не помешали даже отсутствие Zilog Z80 (позднее в стране создадут свой аналог) и нехватка кастомной микросхемы ULA. Первыми Spectrum клонировали специалисты ОКБ Львовского политехнического института (в те времена — секретного режимного предприятия), причём исключительно на отечественных комплектующих. «Львовская схема» пошла в народ. С заводов начали пропадать микросхемы памяти РУ5 — спектрумисты-любители таскали их в таких масштабах, что даже выполнение госзаказов иногда оказывалось под угрозой.

Страна, тем временем, менялась на глазах. Военно-промышленный комплекс потихоньку разваливался и многие предприятия оказались вдруг никому не нужны. Выход был один — переключиться на изготовление популярного компьютера с низкой себестоимостью. Чуть ли не каждый завод в стране считал должным выпустить хотя бы одну вариацию на тему «Спекки». Наиболее известной стала «Ленинград», но существовали и другие под самыми разными названиями: «Спектр», «Дуэт», «Дельта», «Яуза»... Кустарные же модели, изготовленные умельцами-любителями, никто не считал.

Спектрум-дельта до настоящего времени невидим в интернете..!

«Конечно, мы знали о копиях Spectrum, но ничего не могли с этим сделать, да и не возражали особо. По-моему, это даже здорово. Да, ясное дело, мы не получали проценты с продаж, но зато благодаря этим копиям очень многие впервые познакомились с компьютерами и программированием», — Рик Дикинсон, дизайнер ZX Spectrum.

Стоили клоны «Спектрума» в районе 100 рублей — сумма для советского человека сравнительно гуманная. Особенно если сравнивать с другими изделиями советской же электронной промышленности: какой-нибудь «БК-0010» обходился владельцу в круглую сумму от 600 до 650 рублей — как цветной телевизор или хороший музыкальный центр.

Попав в руки мастеров кода и паяльника, Spectrum по-настоящему заиграл всеми своими цветами. На его основе (а вернее, на более поздней модели Spectrum 128) кулибины чего только не делали. Середина 90-х — это расцвет независимого отечественного игростроения и «демосцены», анимированных роликов, призванных показать мастерство их автора — художника, музыканта и программиста в одном лице.

На «Спектрум» переносили всё, что только могли. Дело не ограничивалось очевидными хитами тех лет вроде DOOM, Wolfenstein 3D и Mortal Kombat. Некоторым удавалось «портировать» и игру Time Gal — с SEGA CD, на минуточку, и при этом сохранив анимированные сцены. Были и мастера локализации — братья Вячеслав и Алексей Медноноговы. Они создали первый русскоязычный квест — «Приключения Буратино», а затем «НЛО» и «Черный Ворон», которые выглядели невероятно хорошо для своего времени, и смотрятся очень неплохо даже сейчас.

Россия, кстати, была далеко не единственной страной, пережившей бум спектрумоведения. Компьютер оказался крайне популярен в Южной Америке — опять же по причине своей невысокой стоимости. В Бразилии он даже поучаствовал в очередной «войне платформ». Это на родине, в Британии, противоборствующие стороны поделились на экономных спектрумистов и шикующих хозяев Commodore 64. В стране карнавалов и диких обезъян главным противником детища Клайва Синклера оказался почему-то японский MSX.

«У нас в Бразилии между Spectrum и MSX шла настоящая война, — объясняет ретро-хакер Виктор Трукко, создатель популярных эмуляторов для многих систем. — Микрокомпьютеры были очень популярны, и у большинства был либо Spectrum, либо MSX. Ну еще встречались редкие обладатели Apple II. Правда, геймеров среди спектрумистов было не очень много: до Бразилии повальное увлечение видеоиграми добралось только к середине 90-х, и поэтому мы сразу перешли на 16-битные приставки».

Но, в конце концов, и в России «Спектрум» начал сдавать позиции. Поколение помоложе предпочитало приставки вроде «Денди», SEGA Mega Drive, а позднее — PlayStation. Те же, кому компьютер был нужен для работы, переключались на PС. Но это вовсе не значило, что детище Клайва Синклера — теперь уже сэра Клайва — было забыто.

Часть третья: Ностальгия и не только

Конечно, Spectrum продолжал жить — в виде многочисленных эмуляторов, распространяемых энтузиастами и любителями классики. Казалось, он так и останется только в Интернете и воспоминаниях старожилов. Но судьба распорядилась иначе.

Едва перешагнув порог двадцать первого столетия, человечество вдруг осознало, что очень тоскует по прошлому — да, далеко не идеальному, но всё же простому, понятному и окрашенному светлыми воспоминаниями детства. Комиксы, мультфильмы и вещи тех лет перестали быть старьём — они стали модным ретро. И, конечно, этой участи не избежали и видеоигры.


Задолго до того, как мир выстроился в очереди за NES Classic Mini, предприимчивые британцы решили сыграть на теплых воспоминаниях о ZX Spectrum и выпустить не одну, а сразу две его версии — естественно, через краудфандинг. Без проблем, что характерно, не обошлось.

Первыми попытали счастье в компании Elite Systems — в 2014-м они показали публике очень похожую на оригинал копию, совместимую с Android и современными PC. Сначала дела шли неплохо, и компании даже удалось выслать заказчикам первые экземпляры в срок. А вот потом начались проблемы с поставками, и часть геймеров осталась как без заветного «Спекки», так и без надежды вернуть свои кровные.

Второй и третий заплывы по волне ностальгии сделала британская же Retro Computers. И не просто так, а заручившись поддержкой самого сэра Клайва Синклера.

Геймерам подали два варианта: минималистичный ZX Spectrum Vega и, позднее — портативную ZX Spectrum Vega+. У последней был предусмотрен собственный экран и портированные игры. Участие мэтра помогло Retro Computers собрать целых полмиллиона фунтов стерлингов. Но и этого оказалось недостаточно для того, чтобы возродить легенду.

История ZX Spectrum Vega+ читается как помесь драмы и производственного романа: смена руководства, конфликт новых директоров со старыми, возможная кража документов, споры об авторских правах и даже угрозы расправы, которые получал новый менеджмент… Страдает, как всегда, конечный потребитель — многие из бэкеров, вложившиеся в кампанию в марте 2016 года, пока не получили свои консоли, и до сих пор неизвестно, произойдёт ли это вообще.

Но и на этом попытки не заканчиваются. Есть ещё один проект, на этот раз — под названием ZX Spectrum Next. На нем пока не стоит печать одобрения сэра Клайва, но в коллективе числятся вполне уважаемые имена — сам Дикинсон и Джим Бэгли, автор многих игр для оригинального «Спекки», прославившийся тем, что умудрился портировать аркадную (!) Dragon’s Lair на чёрно-белую (!!!) ZX81. Новое поколение представлено, в частности, Энрике Олифьерсом — создателем Bossa Studios, которую знают в основном по безумному Surgeon Simulator. Кто знает, может, в этот раз всё пойдёт гладко?

«Я, конечно, прекрасно понимаю, что это устройство не попадёт на полки универмагов, — говорит Трукко, один из участников проекта. — Разумеется, было бы здорово увидеть его в ассортименте Amazon или просто магазинов электроники, но я не обманываю себя. Для меня это скорее проект мечты, которым я хочу поделиться с фанатами оригинального Spectrum».


«Думаю, что интересно будет не только тем, кто ностальгирует по Spectrum — ведь на Next можно будет не только играть. Надеюсь, что он понравится и молодому поколению», — отмечает Дикинсон.

В мире, где BBC Micro был одобряемой сверху классикой, а Commodore 64 — дорогим и отполированным до блеска поп-хитом, ZX Spectrum оказался самым настоящим панком. Простым, доступным, лишённым продюсерского глянца, но при этом всегда готовым тебя развлечь. И этот панк совсем не возмущался тем, что ты вырвал у него гитару и начал играть на ней сам — он был только рад. Ведь ты учился играть и становился частью большой рок-семьи. Не случайно и появился ZX Spectrum именно в Англии, на родине панк-рока — пусть и у «родителей» с блестящим университетским образованием.

«Видимо, в Британии есть что-то особенное. У нас первых началась промышленная революция, но этим дело не ограничивается. Ведь у нас были и сэр Исаак Ньютон, и Чарльз Дарвин, а ещё Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон (биологи, открывшие структуру ДНК — прим. ред.). Кстати, они все учились в Кэмбридже, да и Джони Айв, дизайнер iPhone, тоже «оттуда». Не думаю, что это просто совпадение», — улыбается Дикинсон.

Сэр Клайв Синклер почти полностью переключился на изобретение транспортных средств — небольших электромобилей и переносных велосипедов. Он не пользуется интернетом и уверяет, что компьютеры отвлекают его от работы. Ричард Альтвассер почти пропал с радаров — последним местом его работы значится церковный приход в небольшом британском городке Портисхэд, где инженер проживает до сих пор. Дикинсон продолжает работать по специальности. На вопрос о том, гордится ли он ZX Spectrum, дизайнер отвечает с улыбкой.

«Не думаю, что сейчас есть что-то похожее на "Спектрум", такое же популярное и знаковое. В каком-то смысле он уникален. И, хоть мы и делали его в некоторой спешке, я очень им горжусь и рад, что он получился именно таким. Я всё ещё работаю дизайнером в IT, и когда люди узнают, что я раньше трудился над Spectrum, многие радуются и говорят "Надо же! У меня в детстве был такой!". Когда получается вдохновить практически целое поколение, это здорово», — Рик Дикинсон, дизайнер ZX Spectrum

Old School

4pda.RU


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Load""
  • Вот значит кто определил мою судьбу после того, как родители подарили ребенку эту коробочку )
  • Да, было время... Saboteur, Elite, Lode Runner и пр.. Kempston и Sinclair джойстики, c отцом сами пояли, один до сих пор на полке стоит, подобно фотке из прошлого. Спасибо, напомнили, хорошие воспоминания. Эта коробочка и мою судьбу определила.
  • Да,спасибо ребята! Так то многое вспомнить есть )
  • :boom: :boom: :boom: :smiley: :smiley: :smiley: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: