Одними из первых записей в моем ЖЖ были статьи (1, 2, 3), посвященные чехословацкому корпусу, истории его взаимоотношений с белогвардейскими формированиями и странами Антанты. И так уж получается, что взявшись за эту тему, я возвращаюсь к ней снова и снова.
Когда два года назад на конференции в Самаре я выступил с докладом, ставшим итогом кропотливой коллективной работы, в которой посчастливилось принимать участие, мне был задан вопрос - почему авторами использовался термин «белочехи»? Вопрос этот был абсолютно справедливым, ведь доклад не оставлял камня на камне от версии, согласно которой чехи были заклятыми друзьями «белых», с которыми в едином порыве воевали против большевиков. Тогда я ответил, что несмотря на то, что в пост-советской историографии этот термин уже не может считаться на 100% корректным, он, в то же время, является устоявшимся. Люди на Урале помнят именно «белочехов», точно так же, как на Волге помнят «чехособак».
Однако сегодня на этот вопрос я бы ответил несколько иначе. С одной стороны чехословаки не были ни «белыми», ни «красными», они являлись концентрированным воплощением идеи национально-освободительной борьбы, возведенной в абсолют. Несмотря на заявление первого президента независимой Чехословакии - Эдуарда Бенеша о том, что чешские легионеры были всего лишь пешками в руках Антанты, нельзя не заметить, что на протяжении всей истории, связанной с корпусом, чехи максимальной цинично, четко и прагматично шли к заветной цели - построению собственного, независимого государства. Не гнушаясь накапливать «первоначальный капитал» своей республики убийствами и грабежом мирного русского населения и проторивать путь домой предательством вчерашних союзников.
С другой стороны «белочехи» - это абсолютно справедливый термин, ведь помимо «белых» чехов были и «красные» чехи, точно так же, как в охваченной гражданской войной Финляндии 1918 года помимо «белофиннов» существовали и «красные» финны, о которых сегодня совершенно не принято вспоминать. Сегодняшняя Чехия закономерно чтит память «белых» предков в унисон с нашими власть предержащими, устанавливая им памятники по всему Транссибу, напрочь вымарывая воспоминания о «красных». Так единственный чешский памятник Ярославу Гашеку, низводит красного комиссара 5-й армии до подставки под пивную бочку.
В сегодняшних реалиях, когда на улицах российских городов стоят памятники оккупантам, важно иметь четкое представление о людях, чью память они призваны увековечивать. Ведь в народном сознании эти мемориальные знаки символизируют отнюдь не надгробия на могилах конкретных погибших, а чехословацкий легион в целом. И если разобраться с судьбой каждого легионера вряд ли когда-то удастся, то описать жизненный путь наиболее известных его представителей вполне возможно. Этим то я и займусь.
Продолжение следует...
Оценили 14 человек
16 кармы