Елец «Новый Сион» – св. Тихон Задонский

4 3382

Никон, епископ Липецкий и Задонский

Благословенный град Елец. Воистину святые чувства вызывает в нас само упоминание этого древнейшего города, с полным правом считающегося одним из духовных центров Липецкой земли. Силуэты многочисленных храмов Божиих давно стали олицетворением самого Ельца, а вся его история буквально пронизана свидетельствами Промысла Божия и деяниями целого сонма святых угодников.

Предание относит основание Ельца на нынешнем месте благословению святителя Алексия, митрополита Московского, посетившего город в 1357 году по пути в Орду.

Другой наш великий святитель — Тихон Задонский, искренне любивший Елец, пожалуй, более других городов, всё время пребыва-ния на покое в Задонском Богородицком монастыре был утешите-лем и наставником для многих жителей Ельца.

Сами же ельчане издревле славились своим благочестием и усер-дием к храмам Божиим, верностью устоям Православной Веры, кротостью и взаимным согласием.

Всё это позволяло святителю Тихону называть Елец «Новым Сионом» и снова и снова по велению сердца приезжать к глубоко по-читавшим его жителям и находить среди добродетельных ельчан духовное облегчение и успокоение. С Ельцом связаны своими жизнью и подвигами значительное количество святых и подвижников веры и благочестия. И все они, так или иначе, оставили свой светлый след в истории Елецких храмов, монастырей и часовен, по числу которых в начале XX столетия «Новый Сион» способен был тягаться со многими губернскими городами России.

Елецкая икона Божией Матери явило "чудо" заступничества за Московское царство и за весь "русский народ", перед Тамерланом в 1395 году.

Для того чтобы правильно разобраться в исторических хитросплетениях вначале попытаемся разобраться с восточным деспотом Тамерланом и московским великим князем Василием Дмитриевичем и посмотрим, как они жили в 1395 году и почему Тамерлан очутился в Богом и людьми забытом глухом русском городишке Ельце.

А заодно попытаемся выяснить, где же находится гора Аргамач упоминаемая в "Повести о Темир Аксаке" где 26 августа 1395 г. –

"...Отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых".

История Ельца

Первое упоминание Ельца в источниках имеется в Никоновской летописи под 6654 годом от сотворения мира, иначе в 1146-1147 гг. н.э.

«Князь Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону и в Елце, и в Пронске…» — сказано в Никоновской летописи.

Однако российские историки Насонов А.Н. и Клосс Б.М. изучавшие эту за-пись, считают её поздней вставкой составителя Никоновской летописи.

По их мнению первое достоверное упоминание о Ельце относиться только к 1389г., когда митрополит Пимен встретил у слияния Дона с рекой Воронеж князя Елецкого.

В год первого летописного упоминания Елец был центром удельного княжества, находившегося в вассальной зависимости князя Черниговского. В Ельце, как и в соседних Ливнах, княжили князья Рюриковичи черниговской ветви.

Драматическая судьба Ельца на протяжении нескольких веков определялась его местоположением. Юго-восточная граница русских земель проходила по Быстрой Сосне. За Сосной начиналось "Дикое поле", где хозяйничали кочевники: печенеги, половцы, татаро-монголы.

Но не только граница определяла опасность. Елец и Ливны были построены на торных дорогах набегов кочевников. Эти дороги, или сакмы, шляхи – Морав-ский, Изюмский, Кальмиусский – пересекали Орловско-Елецкий край с юга на север. Именно по ним кочевые орды направляли своих конников в русские земли. Положение на юго-восточных окраинах русских земель, на границе с "Диким по-лем" на несколько веков определило судьбу города:

"Бысть...защита земле Рустей"

Набеги половцев, нашествия татаро-монголов, вторжение крымских и ордынских полчищ не раз приводили город к запустению, но он вновь отстраивался и поднимался.

Кого только не повидала за много веков под своими стенами Елецкая кре-пость! Сколько раз бил на ее дозорной вестовой башне набатный колокол, чтобы всполошить округу до прихода неприятеля!

И.А.Бунин, учившийся в елецкой гимназии, писал о Ельце:

" …Город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей «Подстепья» на той роковой черте, за которой некогда простирались "земли дикие, незнаемые". А во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову и дело заходивших над нею, первые видели зарево страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первыми давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее".

Историкам известен целый ряд набегов:

1155 г. Орды половцев сожгли город... Через год набег повторился.

1166 г. Новое нападение половцев. Елецкая дружина терпит поражение. Князь Андрей Ростиславович Елецкий пленен. Вновь горит город. Выручили Рязанцы: настигли половцев в степи, разбили, освободили пленных ельчан вместе с князем.

1170 г. Снова половцы под Ельцом. Новые пожары и разорения.

1237 г. Нашествие Батыя.

1380 г. Мамай уничтожил елецкий кремль. Елецкий князь Федор со своей дружиной успел уйти к Коломне, где соединился с войсками Дмитрия Ивановича.

1382 г. Прошло всего два года после Куликовской битвы, а на Москву через елецкие земли идут орды Тохтамыша, хана Золотой Орды.

В 1395 г. Елец был разорён войсками Тамерлана, а князь был пленён.

В 1414 г. елецкие земли были разорены татарами. В сказании о мамаевом по-боище упомянут елецкий князь Фёдор, но достоверность этого источника сомни-тельна.

Ставка Тамерлана была расположена на горе Аргамач.

Название произошло от возвышенности Аргамач и реки Пальны. Гора Арга-мач упоминается в отписке елецкого воеводы И. Мясного 1593 года. Этимология не ясна. Чуть позже у острожской башни на Аргамачской горе возникает острог.

На протяжении большей части XV-XVI веков города Ельца не существовало. В конце 1591 г. по указу царя Фёдора Ивановича начинается строительство новой крепости Елец. Строительство велось на незаселённой территории служилыми ка-заками, стрельцами и детьми боярскими, набранными и присланными сюда из Данкова, Епифани, Новосиля, Ливен, Чернавы, Тулы и других южнорусских горо-дов.

Первоначально город был населён служилыми людьми, нёсшими воинскую службу. Вместе с городом возникает уезд.

В 1606 г. ельчане выступали против царя Василия Шуйского на стороне "ца-ревича" Дмитрия. В 1618 г. город был сожжен украинским гетманом Сагайдач-ным.

В XVII-XVIII веках Елецкий уезд активно заселялся. Большинство населения уезда составляли потомки служилых людей, называвшиеся однодворцами. Мень-шую часть населения составляли крепостные крестьяне. В середине XVIII века до административной реформы 1779 г. Елец был центром провинции Воронежской губернии, объединяющей уезды Чернавы, Ливен, Лебедяни, Скопина, Данкова и Ефремова. Основой экономики города становится торговля хлебом. Страшным бичом города в XVIII веке были пожары, особенно в 1769 г. когда сгорел весь го-род со слободами.

После этого город отстраивался по новому генеральному плану, вместо кон-центрической планировки вокруг крепости создаётся новая прямоугольная, а сама крепость исчезает.

Как выглядел раньше Елец и как он выглядит сейчас, хорошо видно по размещенным в статье фото. 

Одно и то же здание - мало чем отличается:

Если быть объективным, то Тамерлан не представлял для Святой Руси такой опасности и не нанес такого разрушения для православия, как безбожная Советская власть.

И это (как систематически и "под корень" в России уничтожалось православие) хорошо видно, на примере развития событий, в провинциальном русском городке Елец.

1922 г. Из храма Покрова Пресвятой Богородицы изъята церковная серебряная ут-варь, изъята плащаница XVII в. – передана в музей.

1922 г. На территории Троицкого мужского монастыря поломаны купола, вы-брошен иконостас из Тихвинского храма, сам храм обращен в складское помещение, на кладбище в монастыре порублены деревья, все деревянные кресты и оградки, часть церковной утвари передана в Вознесенский собор, часть икон – в музей.

1922 г. Из храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, Знаменского жен-ского монастыря, храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь), храма Казанской иконы Божией Матери, храма Рождества Христова (Спасовский), храма Владимирской иконы Божией Матери, храма Рождества Пресвятой Богородицы, храма Преображения Господня, храма Архистратига Михаила, храма Сретения Господня, храма Усекновения главы Иоанна Предтечи изъята серебряная утварь.

1923 г. Изъята из храма Рождества Пресвятой Богородицы и передана в музей скульптура XVIII в. "Христос в темнице", допетровское евангелие и две иконы XVIII в.

1928 г. Организована травля обитателей монастыря в газетах.

1928 г. В храме святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) создан антирелигиозный музей.

1929 г. Закрыты Вознесенский собор и храмы Воскресения Христова на Красной площади и на Чернослободском кладбище.

1929 г. Закрыт Знаменский женский монастырь, обитатели монастырских келий выселены, церковное имущество передано в музей, чугунная часовня на могиле затворницы Мелании снесена.

1929 г. Закрыт храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) и храм Елецкой иконы Божьей матери.

1929 г. умышленный пожар в храме Казанской иконы Божией Матери.

1930 г. Вознесенский собор открыт.

1930 г. Закрыты храм Рождества Пресвятой Богородицы и храм Преображе-ния Господня.

1930 г. Закрыт храм Сретения Господня.

1930-е-1940-е Расхищение имущества храма Сретения Господня.

1930 г. Храм Вознесения Господня в Ольшанце закрыт, используется как зер-нохранилище. Закрыт храм Рождества Христова (Спасовский). Успенский храм закрыт и переведен в разряд складских помещений.

Уничтожены четыре ложные главки храма Архистратига Михаила, заверше-ния основной главы и колокольни, чугунная ограда и часовня разобраны, здание использовалось как складское помещение – хранилась бумага, подвалы – склад горпродторга, в результате аварии снесено северное крыльцо.

Разобран храм Воскресения Христова на Чернослободском кладбище. Снесен храм Покрова Пресвятой Богородицы Нежинского полка на территории военного городка в Засосенской части города. Часовня святителя Алексия, митрополита Московского, разрушена.

1931 г. Храм Воскресения Христова (Старый собор) разрушен, на месте алта-ря впоследствии установлен памятник И.В. Сталину.

1933 г. Все колокола Вознесенского собора сняты под лозунгом:

– "Перельем колокола на трактора".

Василий I Дмитриевич

- великий князь Владимирский и Московский

Но, давайте вернемся в 1395 год, когда Елец был разорён войсками Тамерлана, а Елецкий князь был пленён. И спросим сами себя.

Причем тут, в этой чисто местной истории город Москва и московский князь Василий I Дмитриевич? Ведь Елецкое княжество еще не входило в подчинение Василия.

Василий I Дмитриевич - великий князь Владимирский и Московский, старший сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского.

Родился в 1371 г., вступил на престол в 1389 г.

Как по своему характеру, так и по условиям, создавшимся отчасти еще при его отце, Василий мало мог оказывать влияния на политику великого княжения. После Тохтамышева погрома в 1382 г. посланный отцом в Орду представительствовать в споре за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Александровичем, Василий удержан был там, в качестве заложника за 8000-й долг московского великого князя.

Пробыв года два в Орде, он бежал оттуда в Молдавию и через Литву, где ви-делся с Витовтом и где был решен брак его с Софьей Витовтовной (заключен в 1391 г.), в сопровождении польско-литовской свиты вернулся в Москву только в январе 1387 г.

В 1389 г. отец, умирая, завещал ему слушаться бояр своих, влияние которых на Василия документально засвидетельствовано. Получив по завещанию Донского Владимирское княжество как вотчину, он был посажен на великокняжеский стол в Владимире ханским послом.

Смерть Донского, открыла дорогу к митрополичьей кафедре во Владимире Киприану. Знатному болгарину, поставленному на русскую митрополию в 1387 г. и признанному в Литве раньше, чем он был допущен в Москву; этим оборвалась определенно и резко проводившаяся митрополитом Алексеем национальная политика кафедры, и выдвинута была ей противоположная, поддерживаемая политическим преобладанием Витовта, идея церковного сближения католической Литвы с греческим православием. Западная политика Москвы подчинялась, таким образом видам Витовта.

Давайте посмотрим на карту владений Литовского князя Витовта. Тем более, что там обозначен и г. Елец.

И при взгляде на эту карту хорошо видно, что Елец на 1395 -1399 года, это далекая окраина Северо-Восточной Руси, куда еще не дотянулись руки московских князей.

И напоминаю, что расстояние от Ельца до Москвы даже по прямой, при со-временных дорогах, более 400 км.

Поэтому и внутренняя политика Василия I Дмитриевича была сосредоточена в другой стороне.

1395 год был критическим для Москвы историки считают, что только "заступничество Богородицы" в лице Владимирской иконы Божией Матери и видение на горе Аргамач спасла ее от разорения Тамерлана;

ВИДЕО:


Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
  • :thumbsup: +++++++++ История мало кого интересует. Всем подавай "жаренные новости" с места событий. Ну ладно в те годы Тамерлана в эту глухомань занесло, а вот как тебя Саныч угораздило со столичной пропиской? :speak_no_evil: :see_no_evil:
  • Среди духовных подвижников, связанных с нашим городом, первым следует назвать имя святителя Тихона Задонского, одного из крупнейших богословов Русской Церкви, чудотворца, с 1763 по 1768 гг. – епископа Воронежского и Елецкого. Несмотря на то, что отец Тихон на склоне лет жил в Задонске, он имеет непосредственное отношение к Ельцу. По сути, Задонск всегда входил в духовный ареал Ельца, а его политическая, духовная и культурная история неотрывна от истории Ельца. Когда пожар опустошил Елец, по сообщению жития, Тихон Задонский лично ездил в Воронеж и Острогожск для сбора подаяний. Усердием святителя решили воспользоваться двое ельчан: они задумали обманом выманить у святого Тихона денежное пособие. Явившись к нему в монастырь, ельчане со слезами просили его о помощи и рассказывали о своем «несчастии». Святитель действительно пожалел несчастных и дал им денег. «Довольные своим обманом, — пишет житие, — они возвратились в Елец, приблизились к домам своим и увидели их в пламени». К Ельцу, который однажды назвал новым Сионом, святитель испытывал особую любовь. Так, ученики святителя вспоминали, что, когда Тихон думал выехать из Задонского монастыря в Новгородскую епархию, то никак не мог решиться на это из-за любви к Ельцу. «Я непременно выехал бы отсюда, но жалко мне город Елец оставить: я весьма люблю елецких жителей и замечаю, что в нем много благодетельных людей, и будто бы я родился в нём», — говорил святитель.