• РЕГИСТРАЦИЯ

Летающий корабль СМ-1: история первого советского экраноплана

5 2677

22 июля 1961 года конструктор Ростислав Алексеев отправился в полет на первом своем детище, летающем за счет экранного эффекта

С тех пор как человечество принялось создавать и совершенствовать транспортные средства, одной из главных целей этого процесса стала все большая скорость передвижения. Но, увы, по-настоящему скоростными удалось сделать только самолеты — с кораблями такой фокус почти не проходит. Почти — потому что в послевоенной России сумели создать суда, развивавшие скорость 400–500 км/ч! Речь идет об экранопланах — своего рода гибридах самолета и глиссирующего судна, разработкой которых долгое время занимался талантливый конструктор Ростислав Алексеев. Его первая машина такого рода — экраноплан СМ-1, то есть «Самоходная модель, первая» — отправилась в свой первый полет 22 июля 1961 года. Причем управлял агрегатом сам его создатель, совершенно уверенный в безопасности и возможностях своего детища.

 


Впервые об эффекте аэродинамического экрана, или экранного эффекта, то есть резкого увеличения подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и пр.), стало известно в начале 1920-х. Первыми с подобным явлением столкнулись летчики, особенно управлявшие самолетами с достаточно широкими и короткими крыльями. Они заметили, что при взлете или посадке самолет, летящий с небольшой скоростью, вдруг начинает вести себя странно — так, словно под ним появилась огромная подушка. На первых порах встречи с экранным эффектом даже приводили к катастрофам, пока ученые-аэродинамики не сумели исследовать и объяснить явление и предложить способы борьбы с ним.

Да, самолетам приходилось бороться с экранным эффектом, но кто сказал, что он совершенно бесполезен? Практически тогда же, когда был описан аэродинамический экран, нашлись и ученые, которые попытались хотя бы теоретически применить новое явление. И одними из первых среди них были советские инженеры. Так, в 1922 году увидела свет статья ученого-аэродинамика Бориса Юрьева (в будущем — действительного члена Академии наук СССР и генерал-лейтенанта инженерно-технической службы) «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла». Именно она дала теоретическое обоснование применению экранного эффекта для создания летательных аппаратов особой конструкции. А десять лет спустя первую попытку практического применения этой теории сделал знаменитый советский изобретатель Павел Гроховский. «Мне пришла мысль использовать "воздушную подушку", то есть образующийся под крыльями сжатый воздух от скорости полета, — писал в начале 1930-х известный конструктор. — Корабль-амфибия может лететь-скользить не только над землей, над морем и рекой. Корабль-амфибия позволяет круглый год перебрасывать грузы и людей со скоростью 200–300 км/ч, летом на поплавках, зимой на лыжах».

Но уровень развития довоенной техники и потребности в новых видах транспорта были невысоки, и потому экранопланы в тот момент развития не получили — дело ограничилось несколькими масштабными моделями и экспериментальными машинами. Прототипы, созданные Павлом Гроховским и финном Тоомасом Каарио, доказали саму возможность движения за счет экранного эффекта, но никак не тянули даже на предсерийные экземпляры. И потому расцвет экранопланостроения начался только два десятка лет спустя после окончания Второй мировой войны. К этому времени появились и новые термостойкие и влагостойкие материалы для плоскостей и обшивки такого рода аппаратов, и реактивные и турбовинтовые двигатели, способные разгонять их до скоростей, при которых аэродинамический экран становился по-настоящему эффективным.

В Советском Союзе работами над экранопланами занимались два конструкторских бюро, но лишь одному удалось довести свои разработки до серийного производства. Таганрогское ОКБ, в котором работал авиаконструктор Роберт Бартини — один из самых экстравагантных и не связанных условностями создателей советской авиатехники, — воплотило в металле только одну модель своего руководителя: ВВА-14, то есть вертикально взлетающую амфибию. Поскольку доработать и установить на этом удивительном летательном аппарате двигатели вертикального взлета так и не удалось, на их место установили два маршевых двигателя для создания экранного эффекта — и тем самым превратили самолет вертикального взлета и посадки в экраноплан. Но масштабы доводочных работ оказались столь велики, что после смерти конструктора работы над ВВА-14М1П (такой индекс получил экраноплан) были прекращены.

Гораздо больших успехов добились создатели экранопланов из горьковского Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ СПК) под руководством Ростислава Алексеева. В этом конструкторском бюро в послевоенные годы были созданы морские и речные суда на подводных крыльях, многие из которых не имеют себе равных по сей день. Знаменитые «Ракеты» и «Метеоры», «Кометы» и «Буревестники» — все это разработки ЦКБ СПК. И именно они в конечном итоге привели к появлению первых экранопланов конструкции Ростислава Алексеева.

Дело было в том, что, совершенствуя суда на подводных крыльях, конструктор довольно быстро понял: какими бы быстрыми они ни были, достигая скоростей, недоступных обычным судам, они все равно не способны двигаться быстрее 100–120 км/ч. Виной всему — кавитационный эффект, кипение воды в разреженной зоне, который возрастает по мере увеличения скорости и резко снижает эффективность подводного крыла. Именно тогда Алексееву и пришла в голову идея устранить главный источник проблем — контакт судна с водой. Для судостроителя такая идея выглядит как минимум революционной, если не сказать завиральной. Но Ростислава Алексеева это не смутило: проштудировав все доступные материалы по экранному эффекту и довоенным попыткам создания экранопланов, он взялся за конструирование собственных машин такого типа.

Коротким этот путь только выглядит, а на деле у конструктора ушло почти десять лет, прежде чем он сумел вплотную приступить к созданию первого своего экраноплана. Как всегда, процесс подстегнул интерес военных, которые оценили небывалые скоростные возможности и теоретическую грузоподъемность такого рода судов. Но для того чтобы подтвердить теоретические положения и доказать право экранопланов на существование, требовалась внушительная демонстрация. Именно для нее и был построен экраноплан СМ-1, отправившийся в свой первый полет 22 июля 1961 года. Убедившись в том, что теория верна, а построенная машина уверенно двигается над водной гладью, слушается руля и вообще ведет себя адекватно, Алексеев начал демонстрировать ее потенциальным заказчикам. Важнее всего оказались полеты, за которыми наблюдали секретарь ЦК КПСС, будущий министр обороны Дмитрий Устинов и главком ВМФ Сергей Горшков. Они настолько впечатлились увиденным, что выпросили у конструктора право самостоятельно полетать на СМ-1 — и получили от этого, как вспоминали очевидцы, несказанное удовольствие! Недоволен полетом остался только председатель Госкомсудостроения Борис Бутоме, который попал в неприятную ситуацию с внезапно кончившимся посреди полета топливом. Вынужденный дожидаться, пока экраноплан вновь заправят, запустят двигатели и поведут к берегу, руководитель судостроительной промышленности, как говорят, вынес свой раздраженный вердикт: мол, «тем, что летает выше телеграфного столба, судпром не занимается».

Впрочем, это было уже неважно: имевший колоссальный политический вес Дмитрий Устинов и распоряжавшийся флотскими заказами Сергей Горшков по достоинству оценили возможности нового типа машин. И с 1962 года, после того как второй экраноплан СМ-2, получивший ставшие классическими носовые двигатели поддува, помогавшие нагнетать воздух под крыло, показали главе СССР Никите Хрущеву и получили его одобрение, началась разработка серийных образцов в интересах армии и флота. ЦКБ СПК работал сразу над тремя проектами: транспортно-десантного, ударного и противолодочного экранопланов. Параллельно конструкторское бюро занималось отработкой различных вариантов компоновки судов нового типа, последовательно создав еще несколько «самоходных моделей» — от СМ-3 до СМ-8.

Как это обычно бывает с техникой, созданной на основе нового принципа движения, доводка экранопланов заняла очень много времени, за которое интерес военных и финансовые возможности страны понемногу сошли на нет. В итоге в серию пошла только одна модель экраноплана — десантного, получившего индекс МДЭ (малый десантный корабль-экраноплан) и шифр А-90 «Орленок». Правда, и их было построено всего пять экземпляров, из которых только три были приняты на вооружение советским ВМФ и вошли в состав 11-й отдельной авиагруппы Главного штаба морской авиации. Эти экранопланы могли перевозить 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники (например, плавающие танки ПТ-76 или бронетранспортеры БТР-60) на расстояние до 1500 км на скорости до 350 км/ч!

Среди других знаменитых разработок Ростислава Алексеева — колоссальный (длина почти 95 метров!) десятидвигательный экраноплан КМ-1, название которого западная разведка расшифровала как «Каспийский монстр». Хотя в действительности аббревиатура означала всего лишь «корабль-макет»: это был опытный корабль, на основе которого в дальнейшем планировалось построить серийный боевой экраноплан для ВМФ, способный выполнять функции ударного корабля. Немногим меньше него был построенный в единственном экземпляре боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», получивший неофициальный титул «убийца авианосцев». Вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит», он был способен выпускать их на ходу — на скорости до 500 км/ч. При этом «Лунь», перемещавшийся на высоте нескольких метров над поверхностью моря, был практически неуловим для локаторов противника и представлял серьезную угрозу авианосным группам, для борьбы с которыми он и был создан. Но в строй в 1990 году вступил всего один такой корабль, да и тот сразу после развала Советского Союза вдруг оказался никому не нужным и доживает свой век на некогда сверхсекретной базе в Каспийске.

 

Автор Сергей Антонов



22 июля 1961 года конструктор Ростислав Алексеев отправился в полет на первом своем детище, летающем за счет экранного эффекта

С тех пор как человечество принялось создавать и совершенствовать транспортные средства, одной из главных целей этого процесса стала все большая скорость передвижения. Но, увы, по-настоящему скоростными удалось сделать только самолеты — с кораблями такой фокус почти не проходит. Почти — потому что в послевоенной России сумели создать суда, развивавшие скорость 400–500 км/ч! Речь идет об экранопланах — своего рода гибридах самолета и глиссирующего судна, разработкой которых долгое время занимался талантливый конструктор Ростислав Алексеев. Его первая машина такого рода — экраноплан СМ-1, то есть «Самоходная модель, первая» — отправилась в свой первый полет 22 июля 1961 года. Причем управлял агрегатом сам его создатель, совершенно уверенный в безопасности и возможностях своего детища.

 


Впервые об эффекте аэродинамического экрана, или экранного эффекта, то есть резкого увеличения подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и пр.), стало известно в начале 1920-х. Первыми с подобным явлением столкнулись летчики, особенно управлявшие самолетами с достаточно широкими и короткими крыльями. Они заметили, что при взлете или посадке самолет, летящий с небольшой скоростью, вдруг начинает вести себя странно — так, словно под ним появилась огромная подушка. На первых порах встречи с экранным эффектом даже приводили к катастрофам, пока ученые-аэродинамики не сумели исследовать и объяснить явление и предложить способы борьбы с ним.

Да, самолетам приходилось бороться с экранным эффектом, но кто сказал, что он совершенно бесполезен? Практически тогда же, когда был описан аэродинамический экран, нашлись и ученые, которые попытались хотя бы теоретически применить новое явление. И одними из первых среди них были советские инженеры. Так, в 1922 году увидела свет статья ученого-аэродинамика Бориса Юрьева (в будущем — действительного члена Академии наук СССР и генерал-лейтенанта инженерно-технической службы) «Влияние земли на аэродинамические свойства крыла». Именно она дала теоретическое обоснование применению экранного эффекта для создания летательных аппаратов особой конструкции. А десять лет спустя первую попытку практического применения этой теории сделал знаменитый советский изобретатель Павел Гроховский. «Мне пришла мысль использовать "воздушную подушку", то есть образующийся под крыльями сжатый воздух от скорости полета, — писал в начале 1930-х известный конструктор. — Корабль-амфибия может лететь-скользить не только над землей, над морем и рекой. Корабль-амфибия позволяет круглый год перебрасывать грузы и людей со скоростью 200–300 км/ч, летом на поплавках, зимой на лыжах».

Но уровень развития довоенной техники и потребности в новых видах транспорта были невысоки, и потому экранопланы в тот момент развития не получили — дело ограничилось несколькими масштабными моделями и экспериментальными машинами. Прототипы, созданные Павлом Гроховским и финном Тоомасом Каарио, доказали саму возможность движения за счет экранного эффекта, но никак не тянули даже на предсерийные экземпляры. И потому расцвет экранопланостроения начался только два десятка лет спустя после окончания Второй мировой войны. К этому времени появились и новые термостойкие и влагостойкие материалы для плоскостей и обшивки такого рода аппаратов, и реактивные и турбовинтовые двигатели, способные разгонять их до скоростей, при которых аэродинамический экран становился по-настоящему эффективным.

В Советском Союзе работами над экранопланами занимались два конструкторских бюро, но лишь одному удалось довести свои разработки до серийного производства. Таганрогское ОКБ, в котором работал авиаконструктор Роберт Бартини — один из самых экстравагантных и не связанных условностями создателей советской авиатехники, — воплотило в металле только одну модель своего руководителя: ВВА-14, то есть вертикально взлетающую амфибию. Поскольку доработать и установить на этом удивительном летательном аппарате двигатели вертикального взлета так и не удалось, на их место установили два маршевых двигателя для создания экранного эффекта — и тем самым превратили самолет вертикального взлета и посадки в экраноплан. Но масштабы доводочных работ оказались столь велики, что после смерти конструктора работы над ВВА-14М1П (такой индекс получил экраноплан) были прекращены.

Гораздо больших успехов добились создатели экранопланов из горьковского Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ СПК) под руководством Ростислава Алексеева. В этом конструкторском бюро в послевоенные годы были созданы морские и речные суда на подводных крыльях, многие из которых не имеют себе равных по сей день. Знаменитые «Ракеты» и «Метеоры», «Кометы» и «Буревестники» — все это разработки ЦКБ СПК. И именно они в конечном итоге привели к появлению первых экранопланов конструкции Ростислава Алексеева.

Дело было в том, что, совершенствуя суда на подводных крыльях, конструктор довольно быстро понял: какими бы быстрыми они ни были, достигая скоростей, недоступных обычным судам, они все равно не способны двигаться быстрее 100–120 км/ч. Виной всему — кавитационный эффект, кипение воды в разреженной зоне, который возрастает по мере увеличения скорости и резко снижает эффективность подводного крыла. Именно тогда Алексееву и пришла в голову идея устранить главный источник проблем — контакт судна с водой. Для судостроителя такая идея выглядит как минимум революционной, если не сказать завиральной. Но Ростислава Алексеева это не смутило: проштудировав все доступные материалы по экранному эффекту и довоенным попыткам создания экранопланов, он взялся за конструирование собственных машин такого типа.

Коротким этот путь только выглядит, а на деле у конструктора ушло почти десять лет, прежде чем он сумел вплотную приступить к созданию первого своего экраноплана. Как всегда, процесс подстегнул интерес военных, которые оценили небывалые скоростные возможности и теоретическую грузоподъемность такого рода судов. Но для того чтобы подтвердить теоретические положения и доказать право экранопланов на существование, требовалась внушительная демонстрация. Именно для нее и был построен экраноплан СМ-1, отправившийся в свой первый полет 22 июля 1961 года. Убедившись в том, что теория верна, а построенная машина уверенно двигается над водной гладью, слушается руля и вообще ведет себя адекватно, Алексеев начал демонстрировать ее потенциальным заказчикам. Важнее всего оказались полеты, за которыми наблюдали секретарь ЦК КПСС, будущий министр обороны Дмитрий Устинов и главком ВМФ Сергей Горшков. Они настолько впечатлились увиденным, что выпросили у конструктора право самостоятельно полетать на СМ-1 — и получили от этого, как вспоминали очевидцы, несказанное удовольствие! Недоволен полетом остался только председатель Госкомсудостроения Борис Бутоме, который попал в неприятную ситуацию с внезапно кончившимся посреди полета топливом. Вынужденный дожидаться, пока экраноплан вновь заправят, запустят двигатели и поведут к берегу, руководитель судостроительной промышленности, как говорят, вынес свой раздраженный вердикт: мол, «тем, что летает выше телеграфного столба, судпром не занимается».

Впрочем, это было уже неважно: имевший колоссальный политический вес Дмитрий Устинов и распоряжавшийся флотскими заказами Сергей Горшков по достоинству оценили возможности нового типа машин. И с 1962 года, после того как второй экраноплан СМ-2, получивший ставшие классическими носовые двигатели поддува, помогавшие нагнетать воздух под крыло, показали главе СССР Никите Хрущеву и получили его одобрение, началась разработка серийных образцов в интересах армии и флота. ЦКБ СПК работал сразу над тремя проектами: транспортно-десантного, ударного и противолодочного экранопланов. Параллельно конструкторское бюро занималось отработкой различных вариантов компоновки судов нового типа, последовательно создав еще несколько «самоходных моделей» — от СМ-3 до СМ-8.

Как это обычно бывает с техникой, созданной на основе нового принципа движения, доводка экранопланов заняла очень много времени, за которое интерес военных и финансовые возможности страны понемногу сошли на нет. В итоге в серию пошла только одна модель экраноплана — десантного, получившего индекс МДЭ (малый десантный корабль-экраноплан) и шифр А-90 «Орленок». Правда, и их было построено всего пять экземпляров, из которых только три были приняты на вооружение советским ВМФ и вошли в состав 11-й отдельной авиагруппы Главного штаба морской авиации. Эти экранопланы могли перевозить 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники (например, плавающие танки ПТ-76 или бронетранспортеры БТР-60) на расстояние до 1500 км на скорости до 350 км/ч!

Среди других знаменитых разработок Ростислава Алексеева — колоссальный (длина почти 95 метров!) десятидвигательный экраноплан КМ-1, название которого западная разведка расшифровала как «Каспийский монстр». Хотя в действительности аббревиатура означала всего лишь «корабль-макет»: это был опытный корабль, на основе которого в дальнейшем планировалось построить серийный боевой экраноплан для ВМФ, способный выполнять функции ударного корабля. Немногим меньше него был построенный в единственном экземпляре боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», получивший неофициальный титул «убийца авианосцев». Вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит», он был способен выпускать их на ходу — на скорости до 500 км/ч. При этом «Лунь», перемещавшийся на высоте нескольких метров над поверхностью моря, был практически неуловим для локаторов противника и представлял серьезную угрозу авианосным группам, для борьбы с которыми он и был создан. Но в строй в 1990 году вступил всего один такой корабль, да и тот сразу после развала Советского Союза вдруг оказался никому не нужным и доживает свой век на некогда сверхсекретной базе в Каспийске.

 

Автор Сергей Антонов

    Сон на рассвете: Дед, я тебя помню!..

    За окном апрель и, казалось бы, ничего не изменилось: наша страна готовится к своему главному празднику – Светлому Дню Победы. Так было 69 лет.Но в годовщину 70-летия было бы неправильн...

    Нет войне !

    Листовки для распространения.

    Инаугурация Путина прошла: анализируем самые важные смыслы и знаки

    Церемония инаугурации президента России Владимира Путина исторически важна по двум причинам, которые сходу даже не замечают: первое – что она вообще прошла, а второе – что она прошла та...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Zik 25 апреля 12:34

      «Монако» делает важный шаг на пути к завоеванию серебряных медалей Лиги 1, обыграв на выезде «Брест»

      Сезон 2023/2024 французской Лиги 1 не выделяется борьбой за золотые медали, так как «ПСЖ» не дал поводов усомниться в своей состоятельности. Однако за оставшиеся три места в Лиге Чемпионов борются сразу несколько команд, в том числе, главная сенсация текущего розыгрыша «Брест». Главная проверка для этого клуба прошла на выходных, когда к ни...
      128
      Zik 24 апреля 13:25

      «Ливерпуль» вернулся в чемпионскую гонку благодаря выездной победе над «Фулхэмом»

      Английская Премьер-лига сезона 2023/2024 радует всех своих поклонников отчаянной борьбой за чемпионский титул между тремя командами: «Ливерпулем», «Манчестер Сити» и «Арсеналом». После выходных «Канониры» и «Мерсисайдцы» сместили «Горожан» с первой строчки, однако у Гвардиолы и компании есть и...
      204
      Zik 23 апреля 14:57

      «Байер» продлил беспроигрышную серию в матче против «Боруссии Д»

      Очередной тур чемпионата Германии по футболу нес в себе главную интригу – сможет ли «Байер» после завоевания титула продлить феноменальную беспроигрышную серию? Мотивированная «Боруссия Дортмунд», которая стремиться попасть в топ-4 турнирной таблицы, не могла похвастаться стабильностью. Поэтому источник VseProSport и его штат професси...
      118
      Zik 22 апреля 17:57

      «Реал» одержал победу над «Барселоной» в «Эль-Классико»

      21 апреля 2024 года все поклонники футбола могли насладиться главным матчем в чемпионате Испании – «Эль-Классико» между «Реалом» и «Барселоной». Гранды Ла Лиги полностью оправдали ожидания зрителей, продемонстрировав результативную игру и драматичную развязку. Многие бетторы получили выгоду от этого грандиозного события, п...
      199
      Zik 20 апреля 14:40

      Министр культуры Британии: Запретите транс-женщинам заниматься женским спортом

      А что это вдруг так? Чего забеспокоились то?   «Запретите транс-женщинам заниматься женским спортом, - обращается к спортивным руководителям министр культуры Люси Фрейзер»: В Британии неожиданно неполиткорректно требуют запретить трансгендерам участвовать в спортивных соревнованиях наряду с «биологическими женщинами». «М...
      673
      Zik 15 апреля 19:34

      Олимпийский нацизм: МОК против России и Белоруссии

      Российские пранкеры Вован и Лексус, в миру Владимир Кузнецов и Алексей Столяров, решили не оставлять в покое высшее руководство Международного олимпийского комитета, по-прежнему пытающееся сорвать проведение в России спортивных Всемирных игр дружбы и Игр стран БРИКС, называя их политически мотивированными и оттого чуждыми духу истинного олимпизма. На этот раз ...
      657
      Zik 6 апреля 17:06

      Зловонный «ручей» олимпийского движения

      «О спорт, ты – мир!» – произнёс однажды основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен. Сочиняя свою «Оду спорту», великий француз мысленно обращался к традициям олимпизма древних эллинов, которые, как известно, на время проведения Олимпийских игр останавливали все войны. «Спорт вне политики&raq...
      340
      Zik 3 апреля 10:50

      Ради украинки, отказавшейся пожать руку нашей фехтовальщице, изменили спортивные правила

      Напомню недавний спортивный скандал для тех спортсменов, которые еще задумываются о том, как бы поехать на Олимпиаду в Париж. На чемпионате мира по фехтованию сражались россиянка Анна Смирнова (выступала под нейтральным статусом) и спортсменка из Украины Ольга Харлан. Поединок выиграла Харлан и россиянка, согласно регламенту соревнований, пошла пожать ей руку п...
      1621
      Zik 2 апреля 19:24

      Российские гребцы отказались от участия в Олимпиаде-2024

      Сборная России по академической гребле отказалась выступать на отборочных соревнованиях к Олимпийским играм 2024 года в Париже в нейтральном статусе. Как сообщается на сайте Федерации гребного спорта России (ФГСР), марте в Мингечауре (Азербайджан) была сформирована команда для участия в Европейской отборочной квалификации. Сегодня, 2 апреля, тренерски...
      294
      Zik 31 марта 12:49

      Что ожидает российских спортсменов на Олимпиаде?

      Удивительно, но несмотря на все ограничения, унижения и оскорбления, часть наших спортсменов и спортивных чиновников, все ещё бьется за право попасть на парижскую Куколдиаду. Это какой-то позор.   Мэр Парижа Анн Идальго - о спорте "вне политики": "Я хочу сказать российским и белорусским атлетам, что им не будут рады в Париже. Вместе ...
      1037
      Zik 26 марта 19:43

      Команда бомжей без флага, гимна и болельщиков

      Глава Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер - о том, что ехать на Олимпиаду в Париж унизительно:   В Париже говорили, что русские должны выступать в команде бомжей, это сейчас и осуществляется. Команда бомжей без флага, гимна, болельщиков поедет на Олимпиаду. Я могу сказать только одно, если бы все спортсмены со всего мира выступ...
      1120
      Zik 6 марта 10:38

      Фридайвинг с точки зрения науки

      Одно расхожее выражение говорит, что все мы вышли из воды, и на поверку оказывается, что так оно, пожалуй, и есть. В 2011 году чемпионка ЮАР по фридайвингу Ханли Принслу решила установить новый мировой рекорд среди женщин на самое длительное погружение под воду с задержкой дыхания. Выбрав в качестве локации ставшую для многих дайверов последним ...
      2279
      Zik 27 февраля 10:46

      Хаби Алонсо сомневается в переходе в «Баварию»

      Главный тренер леверкузенского «Байера» Хаби Алонсо сомневается в возможном переходе в мюнхенскую «Баварию» летом. Испанский специалист стремительными темпами ведет свою команду к первому в ее истории чемпионскому титулу победителя Бундеслиги. Игра «аспириновых» завораживает даже самых требовательных любителей футбола. Посмотрет...
      122
      Zik 26 февраля 12:15

      Томас Тухель хотел продать Джошуа Киммиха и Леона Горецку

      Главный тренер «Баварии» Томас Тухель хотел продать звездных полузащитников Джошуа Киммиха и Леона Горецку в летнее трансферное окно. Неизвестно, как бы сложился нынешний сезон для мюнхенцев без двух основополагающих игроков стартового состава, но уже сейчас можно уверенно сказать, что действующий чемпионы Германии полностью провалили кампанию. Главным...
      224
      Zik 13 февраля 15:50

      «Бавария» летом постарается приобрести Серу Гирасси из «Штутгарта»

      «Бавария» намерена летом сделать предложение о покупке нападающего «Штутгарта» Серу Гирасси. Из-за травм и участия в Кубке Африканских Наций гвинеец уже точно не обгонит Харри Кейна в списке лучших бомбардиров Бундеслиги, но может добавить в свой актив очередные голы в матче против «Дармштадта» 17 февраля 2024 года. Совершить па...
      120
      Zik 12 февраля 14:30

      Серхио Рамос намекнул на возвращение в сборную Испании

      Защитник «Севильи» Серхио Рамос подтвердил в воскресенье, что готов вернуться в сборную Испании, если ему предоставят такую возможность. Испанцы уже знаю своих соперников по групповому этапу предстоящего Евро-2024 – «Красная Фурия» сыграет с Хорватией, Албанией и Италией. Пока любители футбола ожидают старта этого крупного турнира, мо...
      97
      Zik 9 февраля 15:40

      «МЮ» присоединился к «Ювентусу» в гонке за Тёна Копмейнерса из «Аталанты»

      «Манчестер Юнайтед» стремится усилить свою центральную зону поля перед следующим сезоном и готов присоединиться к «Ювентусу» в борьбе за приобретение звездного полузащитника «Аталанты» Тёна Копмейнерса. Грядущим летом за бельгийца развернется настоящая война на трансферном рынке между лучшими клубами Европы. Однако пока это все ...
      152
      Zik 29 января 19:25

      Это была западня. Спустя 717 дней она захлопнулась. Камилу Валиеву жестоко наказали за то, что она родилась в России

      Камилу Валиеву дисквалифицировали на 4 года и лишили почти всех титуловКамила Валиева после победного проката Олимпиады-2022 в Пекине не подозревала, какой ужас обрушится на нее. Фото: REUTERS Дело Камилы Валиевой тянулось 717 дней. Почти два года МОК, ВАДА, РУСАДА, CAS и все, кого это не касалось, типа американских антидопинговых служб, расследовали, что все-так...
      14660
      Zik 28 января 11:03

      Российские прыгуны в воду отказались от участия в ОИ-2024

      Российские прыгуны в воду не выступят на Олимпийских играх в Париже в 2024-м году из дискриминационных условий, которые выдвинули Международный олимпийский комитет и Международная федерация водных видов спорта.   «Наши прыгуны в воду не могут принимать участие в Олимпиаде в нейтральном статусе. Международный олимпийский комитет и Международная фед...
      428
      Zik 20 января 10:22

      Некоторые российские спортсмены меняют гражданство для участия в Олимпиаде

      Несмотря на то, что Международный Олимпийский Комитет одобрил участие спортсменов из России и Беларуси в Олимпиаде-2024, которая пройдет в Париже, количество допущенных к соревнованиям спортсменов, на данный момент составляет 11 человек. К тому же, ни флаги, ни национальные гимны не будут фигурировать во время мероприятия. Что касается огромного количества моло...
      666
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика