Технология изготовления Царь-ванны

16 4123

Далеко не все знают о существовании около С-Петербурга шедевра каменного мастерства прошлого – Царь ванны. Ее также называют «Баболовской Чашей».

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Внутри восьмиугольной башни взору предстанет гигантская гранитная чаша,  колоссальный монолитный бассейн из красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров.

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Внутри восьмиугольной башни взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн из красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров.

Современное состояние дворца

Современное состояние дворца

Таким он был изначально

Таким он был изначально

Внутри установлена каменное чудо. Изготовил ванну Самсон Ксенофонтович Суханов.

Внутри установлена каменное чудо. Изготовил ванну Самсон Ксенофонтович Суханов.

Официально про изготовление ванны информация следующая: в 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. (До сих пор не пойму как её доставляли вглубь континента - 27 верст по пересеченной местности?). Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер. Толщина стен чаши минимальна – 45 см.

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Работы закончились в 1829 году спустя 4 года после смерти заказчика – Александра I.

Многих озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. Но это не так. Фотография будет ниже.

Небольшой ролик с информацией про Царь-ванну:

Размер ванны по сравнению с ростом человека

Размер ванны по сравнению с ростом человека

Возможно, ванну не закончили, т.е. поверхность без полировки

Возможно, ванну не закончили, т.е. поверхность без полировки

На протяжении всего времени, с того момента как узнал про существование такого изделия, меня не покидает вопрос: почему наши министерства не реконструируют здание, почему не сделают интересное место для туристов? Ведь это в любом случае достижение наших мастеров прошлого! Это нужно сохранить, а информацию распространить. Или там боятся, что люди начнут задавать неудобные вопросы? Какие? Например, о технологии изготовления. Врят ли есть в наше время каменнорезные производства, которые смогли бы взяться за подобную работу…

Перейдем к технологиям изготовления этой ванны. Начнем с самой свежей и самой неоднозначной версии:

1. Штампованное литье.

Что бы сразу понять эту версию, посмотрите процесс изготовления бетонных вазонов где-то в Юго-Восточной Азии:

Вот еще аналогичный пример:

Благодарю peshkints из livejournal за высказанную версию здесь

По центру вазона остается отверстие от трубы. Его заливают и заглаживают бетоном пока он еще не схватился. Оказывается, в Царь-ванне по центру есть отверстие. И его не относят к сливному, т.к. диаметр слишком мал. А вот как отверстие от трубы при штамповке по этой технологии – вполне. Только не понятно, почему мастера его не залепили?

Отверстие в Царь-ванне

Отверстие в Царь-ванне

Многие читатели скажут, что на видео – бетон. А Царь-ванна – это гранит. Нет связи. Есть много фактов, что искусственный гранит могли создавать из смесей. Я показывал примеры в своих статьях «Литье каменных блоков» (в livejournal).

Вот один из рецептов имитации состава под гранит:

Имитация гранита
Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолченой известью в следующей пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом.
Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°Ц.
Информация из книги «Справочник кустаря», 1931г.

Скажите, кто проверял этот рецепт? Такой информации нет. А если рецепт рабочий? А если один из множества? Так что, я бы не исключал возможность изготовления Царь-ванны и ей подобных гранитных изделий из составов, очень похожих или повторяющие природный гранит. К тому же, я считаю, что и природный гранит – это не магматическая порода, а минеральная, окаменевшие или закристаллизовавшиеся грязевые массы, выходящие из недр.

2. Изготовление из гранитной глыбы

Краткую официальную информацию об этом я привел выше. Оказывается, есть упоминания про изготовление подобных изделий в 19-20вв:

Люстгартенская гранитная чаша

70 тонн, изготовлена в 1826-1827 годах. Первичная обработка профиля чаши, изготовленной из 225 тонной пластины гранита, проводилась прямо в каменоломне 20 каменотесами, после чего чаша была перемещена с помощью катков в порт, на баржу.

70 тонн, изготовлена в 1826-1827 годах. Первичная обработка профиля чаши, изготовленной из 225 тонной пластины гранита, проводилась прямо в каменоломне 20 каменотесами, после чего чаша была перемещена с помощью катков в порт, на баржу.

Гранитная чаша в шлифовальной мастерской. Рисунок 1831. Оснастка очень похожа на лекала из штамповки вазонов на видео выше.

Гранитная чаша в шлифовальной мастерской. Рисунок 1831. Оснастка очень похожа на лекала из штамповки вазонов на видео выше.

Ранее она стояла так

Ранее она стояла так

Рисунок процесса установки.

Рисунок процесса установки.

Еще подобное изделие:

В 1910 году для Union Station Plaza в Вашингтоне была изготовлена из 65-тонной гранитной глыбы чаша для фонтана. Обработка производилась вручную по шаблонам, с помощью 4-и 6 лезвийных молотков. При полировке впервые был применен поворотный стол. Полировка производилась с помощью железных утюгов, фетровых дисков и полировочных паст.

В 1910 году для Union Station Plaza в Вашингтоне была изготовлена из 65-тонной гранитной глыбы чаша для фонтана. Обработка производилась вручную по шаблонам, с помощью 4-и 6 лезвийных молотков. При полировке впервые был применен поворотный стол. Полировка производилась с помощью железных утюгов, фетровых дисков и полировочных паст.

По ней информации не нашел.

Как видно, либо мастера все же умели изготавливать такие шедевры из многотонных гранитных глыб. А тем более, умели доставлять эти глыбы к месту изготовления и умели их устанавливать.

Либо нам хотят выдать технологию лепки из искусственного гранита за мастерство обработки этой твердой породы. Что думаете?

https://zen.yandex.ru/media/id...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
    • gyx
    • 6 февраля 2019 г. 12:19
    Если бы чашу вытесывали из глыбы была бы масса отходов и осколков. вряд ли всё это увозили за три звезды. Мусор бы утилизировали неподалёку.
  • Интересно в любом случае! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • А для чего она там нужна такого размера?
  • Это всё осталось от прежней цивилизации, которая была до катаклизма начала 19 века. А тогда многое умели такое, чему сейчас удивляются.
  • Литьё.