Начнём с факта, на который можно посмотреть и который даже при желании можно пощупать.
В 1930 году в Мариуполе строился завод «Азовсталь». Рабочие уже сняли чернозем на глубину до полуметра под первую домну. И вдруг под лопатами землекопов на фоне желтой глины стало проявляться красное пятно. Работник Новотрубного завода, любитель старины Г.Ф. Кравец расчистил красноватую массу. Под ней открылся человеческий костяк с украшениями. Г.Ф. Кравец известил о находке работников музея, которые сообщили о необычном событии в Киев. В Мариуполь приехал профессор Н.Е. Макаренко
Раскопки продолжались с 10 августа по 15 октября1930 года. Выяснилось, что красное пятно растянулось на 28 метров длиной и 2 шириной. Постепенно раскрывалась грандиозная картина неповрежденного временем и людьми могильника. В яме красного цвета, ориентированной по линии север-юг, были уложены более 120 вытянутых костяков людей головой на восток или запад, причем некоторые из них залегали в 4 яруса. Истлевшая одежда умерших была украшена пластинками, вырезанными из клыков дикого кабана – их найдено около 440, - низками бусинок из перламутра, кости. Два маленьких обломка посуды не позволяли определить время захоронения. Но ведь были ещё и каменные орудия труда, редкие украшения из порфирита, гешира, горного хрусталя. И уж полной неожиданностью были погребения с символами власти - каменными булавами.
Важным событием для раскопок было и проведение редкой операции по вырезке двух погребений вместе с грунтом и доставка их в местный краеведческий музей в нетронутом виде. Достаточно сказать, что вес вырезок составил 1,5-2 тонны. Их сейчас можно видеть в музее. Сюда же сдали и находки из могильника, и фотоматериалы (http://www.2fj.ru/istoriya/mariupolskij_mogilnik.php ). Хочется надеяться, что печальные события 2014 года не отразились на их судьбе.
Обследовав находки Н.Е. Макаренко отнёс их к эпохе неолита (нового каменного века) и определил время захоронения: 3,5 –4 тысячи лет до н.э.
Отличительными особенностями захоронения были:
- коллективный характер могил (часто в одну могилу людей хоронили на протяжении многих лет),
- погребение покойников в вытянутом положении (на спине, ноги прямые, обычно сведены вместе, руки - вдоль туловища и плотно к нему прижаты),
- использование охры при погребении,
- малое количество погребального инвентаря и полное отсутствие среди приношений посуды.
(Телегин Д.Я. Могильники днепро-донецкой неолитической культуры и их историческое место. // Советская археология №1, 1966)
В целом характер захоронений был привычен для неолита в лесной зоне Восточной Европы и Сибири. К середине 50-х годов XX века археологи уже знали о нескольких десятках захоронений на территории Украины, Южной Белоруссии довольно похожих на мариупольское. Количество костяков, обнаруженных в них, перевалило за полтысячи. Всё это позволило археологу В.Н. Даниленко обобщить их в одну археологическую культуру, которую он предложил назвать днепро-донецкой. Она существовала с V по III тысячелетие до н. э. (то есть появилась примерно 7 тысяч лет назад). За это время выделено три периода развития культуры и целый ряд её локальных вариантов.
Карта территории распространения днепро-донецкой культуры.
Поселения состояли из землянок, выявлены остатки кострищ. Орудия - микролиты, кремниевые топоры ножи, наконечники стрел и копий, сланцевые тесла, топоры, «челноки». Хозяйство - рыболовство, охота, собирательство, разведение домашних животных (бык, свинья), земледелие (отпечатки зерен ячменя на керамике). Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают. На поселениях днепро-донецкой культуры из Собачек и Среднего Стога выявлен даже домашний конь.
На снимке типичная керамика днепро-донецкой культуры.
Керамика в раннем периоде была представлена остродонными горшками с растительной примесью в тесте. Поверхность покрыта гребенчатым или линейным штампом. Гребенка формирует горизонтальные ряды, елочные композиции, пунктиры. Венчики прямые или плавно сужаются: некоторые гофрированы, что указывает на принадлежность к развитому этапу этой культуры. В среднем периоде горшок приобретает профилированную форму - перегиб в верхней или средней части сосуда, выделяется венчик, появляется плоское дно; в тесте примесь песка; накольчатый орнамент покрывает всю поверхность сосуда (иногда и дно).
Но самым удивительным были сами носители днепро-донецкой культуры – люди. Это были настоящие богатыри. Кроманьонцы «нордического» типа. Средний рост мужчин - 174 см. Рост некоторых достигал 190 см. Для сравнения напомним, что сегодня средний рост мужчин в России составляет 176 см. Но мало кто из наших современников сравнится с днепродончанами по комплекции тела.
На снимке скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины из погребения № 17 могильника Васильевка III
Во-первых, внимание археологов привлекла необычайная массивность, длина и толщина костей. Даже толщина костей женских скелетов была в среднем больше, чем у современных нам мужчин. То есть это были очень сильные в физическом плане люди.
Кстати, массивность строения скелетов на территории нынешних Украины, Белоруссии и Центральной России после днепро-донецкой культуры непрерывно уменьшалась до времён черняховской культуры. У славян Киевской Руси массивность несколько увеличилась, но незначительно.
Во-вторых, удивляла длина их ног. Помните недавнюю сенсацию про кенийских бегунов, у которых по сравнению с европейскими коллегами обнаружились более длинные ноги? Соотношение длины ног к росту туловища у кенийских спортсменов было заметно выше, чем у европейцев. При этом отмечалась гораздо большая длина голени по отношению к бедру. Один из экспертов даже высказался, что такие ноги несколько «схожи с птичьими» (http://www.pressball.by/articles/others/digest/77354 ) . Так вот, в статье Г.Ф. Дербеца, вышедшей в 1966 году (Дербец Г.Ф. Физический тип людей днепро-донецкой культуры.// Советская археология №1, 1966), говорилось, что днепродончане имели именно такой тип ног. В 60-е годы ещё не знали о кенийских бегунах, хотя о длинноногости африканского населения южнее Сахары были осведомлены. Но самыми длинноногими на свете считались полинезийцы. А по оценкам археологов получалось, что днепродончане им не уступали!
На рисунке череп из могильника Васильевка III.
В-третьих, обращала на себя внимание массивность черепов. Особо выделялась мощность нижней челюсти и уплощённость лицевого скелета. Лицо среднего днепродончанина было на 6-7 мм шире лица среднего современного бурята, а у того в свою очередь лицо на 6-7 мм шире, чем у среднего русского. Но при этом рельеф лица однозначно говорил о том, что носители днепро-донецкой культуры являются европеоидами. И если вы посмотрите на реконструкции облика тех людей, то поймёте, что подобные типажи легко можно обнаружить на улице в любом русском городе. Более того, именно так чаще всего мы и представляем былинных древнерусских богатырей.
На снимке скульптурная реконструкция людей из Вольненского могильника днепро-донецкой культуры.
Тут стоит отметить, что антропологический облик людей днепро-донецкой культуры да и сама культура восходят к североевропейскому мезолиту (средний каменный век). А если конкретно, то и то и другое сильно сходно с культурой Эртебёлле или, как её ещё называют за то, что первыми находками были ямы кухонных отходов, культурой кёккенмёддинг (датское – кухонная куча), которая существовала на территории Дании с VI тыс. до н.э.
Центром зарождения днепро-донецкой культуры считается Южная Белоруссия. Отсюда культура распространялась на юг до Азовского моря и на север до Балтики и верховьев Волги.
На юге днепродончане вошли в соприкосновение с населением сурской культуры (ещё её называют сурско-днепровской), распространённой в районе Днепровских порогов. На местах сурских поселений обнаружены кости сельскохозяйственных животных — быка и свиньи. Похоже, что скотоводству они уделяли больше внимания, чем земледелию, с которым, однако, тоже были знакомы. Антропологически носители сурской культуры в основном принадлежали к южной ветви европеоидов средиземноморского расового типа. По сравнению с днепродончанами они были ниже ростом имели менее массивное телосложение и были более узколицыми.
В сплаве днепро-донецкой и сурской (сурско-днепровской) культур Д. Я. Телегин видел истоки среднестоговской культуры, о которой поговорим чуть позже.
На севере ещё на раннем этапе развития своей культуры днепродончане встретились с проникавшими из-за Урала предками нынешних финно-угорских народов (финны, венгры, эстонцы, карелы, вепсы, саамы, мордва, мари, коми, удмурты, ханты, манси). Среди них было немало представителей монголоидной расы. Смешение этих культур породило культуру ямочно-гребенчатой керамики, охватившую впоследствии весь север нынешней Европейской части России, современную Прибалтику и Финляндию.
Время существования днепро-донецкой культуры как раз укладывается в рамки самого благоприятного в постледниковой истории климатического периода. Геологи называют его атлантическим. Между 5800 и 3710 гг. до н. э климат в Восточной Европе в целом был заметно теплее и влажнее нынешнего. Повезло днепродончанам.
Постепенно днепро-донецкая культура сходит с исторической сцены, уступая место среднестоговской и культуре ямочно-гребенчатой керамики.
На каком языке говорили днепродончане? Точно это не известно. Сами они нам уже ничего сказать не могут, а каких-либо записей оставить не удосужились. Следовательно, язык этой культуры – сфера гипотез. Ряд специалистов считает, что это был неизвестный нам палеоевропейский язык. Некоторые полагают, что это был праиндоевропейский язык. И то и другое предположение связано с цепочкой археологических культур, ведущих в более близкие к нам времена.
Продолжение следует.
Оценили 23 человека
26 кармы