Кто такой Карл Маркс, ну и хоть что-то в его фантазиях верно, исполнилось, применимо..?
"..Либералы-глобалисты наших дней — часто бывшие марксисты, унаследовавшие от своей прежней веры не идеи, а склонность к построению универсальных всеобъясняющих моделей. Аттали смелее и откровеннее многих: «Теория Маркса обрела свой смысл в рамках глобализации, которую он предвидел... Исчерпав... возможности товарного преобразования социальных отношений и использовав все свои ресурсы, капитализм, если он к тому времени не убьет человечество, сможет перейти в мировой социализм... Каждый человек станет гражданином мира, и мир, наконец, окажется созданным для человека». Другими словами, Аттали (ведавший, между прочим, приватизацией 1990-х в Восточной Европе) рассуждает и действует как гностик: капиталистический мир должен максимально реализовать и исчерпать свою порочность, и тогда человечество вступит в новый, социалистический эон.
Автор предисловия, С. Кара-Мурза, упоминает о наличии другой, антиглобалистской по тенденциям биографии Маркса, написанной испанцем Хуаном Гайтилосо. Сам Кара-Мурза тоже, как известно, представляет постсоветско-почвенническую ветвь интеллектуального антиглобализма. Вот, к примеру, его характеристика взглядов Маркса на нашу страну: «Какой же революции ожидал Маркс от России? Ограниченной революции «направленного действия» как средства ослабления, а лучше разрушения Российской империи, которая в глазах Маркса была «империей зла»... Он категорически отвергал рабоче-крестьянскую народную революцию, укрепляющую Россию и открывающую простор для ее модернизации на собственных цивилизационных основаниях, без повторения пройденного Запа..
..
..... Как это ни парадоксально, с одной стороны, она придавала видимость основательности тому направлению в революционном движении, которое связало себя с именем Маркса, но с другой — мешала понять message, который от него исходил. Мало кто мог одолеть скучнейший “Капитал”. Легко войти в положение Чепурного из платоновского “Чевенгура”: “...ни в книгах, ни в сказках, нигде коммунизм не был записан понятной песней, которую можно было вспомнить для утешения в опасный час; Карл Маркс глядел со стен, как чуждый Саваоф, и его страшные книги не могли довести человека до успокаивающего воображения коммунизма <…>” Хотя в другом месте тот же Чепурный, когда ему читали “Капитал”, хоть и “ничего не понял”, но “что-то чувствовал”.
..
.. Маркс не был догматиком; в последние годы жизни он не раз повторял “я не марксист”, желая тем самым отмежеваться от всяких попыток систематизации его учения (даже тогда, когда они исходили от друга Энгельса). Свои труды он, как правило, неохотно отдавал в печать, считая их недоработанными; и, будь у него такая возможность, дорабатывал бы их — до бесконечности.
Жак Аттали. Карл Маркс. М.: Молодая гвардия, 2008 (Серия «ЖЗЛ»)
.."https://elena-hochnadel.livejo...
Вот некоторые формулировки Аттали, без комментариев:
Маркс «никогда и не мечтал об агонии капитализма и не мог предполагать, что социализм возможен в одной отдельно взятой стране, наоборот: он отстаивал свободную торговлю, приветствовал глобализацию и предвидел, что если революция и произойдет, то лишь как выход за рамки капитализма, утвердившегося повсеместно…
В нем сошлось воедино все то, что составляет сущность современного западного человека…
Участь его трудов показывает, как, стремясь к самой лучшей мечте, можно стать основоположником самого худшего варварства…
Капитализм — обязательное предварительное условие коммунизма… Мировой капитализм — необходимое предварительное условие для коммунизма, который станет возможным лишь благодаря восстанию против господствующей идеологии в завершающей фазе капитализма, ставшего мировым. Он установится как общепланетная система и будет претерпевать постоянные перемены, стремясь к большей индивидуальной свободе…
Он [Маркс] пишет самые яркие страницы, когда-либо опубликованные во славу буржуазии, которые и сегодня еще стоит читать и перечитывать… Маркс воспевает пророческую хвалу грядущей глобализации… Мировой дух [Маркс], в очередной раз размышляя о глобализации, уже подталкивает к ней Азию, позиционируя капитализм как освободителя народов… Следовательно, нужно ускорить повсеместное распространение капитализма, способствовать глобализации и свободной торговле…
Наконец, коммунизм может быть только всемирным… Маркс решительно против всякой революции в странах, где капитализм и демократия еще недостаточно развиты; он полагает, что революционное сознание рабочего класса может зародиться только в рамках парламентской демократии. Читая эти строки, можно понять, почему он никогда не поверит в успех коммунистической революции в России…
В глубине души Карл всегда ненавидел труд и не скрывал этого, с самого начала своих исследований назвав его главной причиной отчуждения, выходящего далеко за рамки капитализма. Он никогда не отстаивал право на труд, на полную занятость — и борьба трудящихся за эти ценности казалась ему лишь способом увеличивать отчуждение».
В этих формулах — главная идеологическая весть книги Аттали. Он не исказил установки Маркса, скорее даже смягчил. Так, Маркс не просто «не верил в успех коммунистической революции в России», а считал такую революцию реакционной, поскольку она привела бы к «казарменному коммунизму» и повернула назад колесо истории.
Аттали призывает следовать составленному им катехизису марксизма и обещает за это наступление того светлого будущего, которое пророчил Маркс Вот что он пишет в заключительных строках книги: «Исчерпав возможности товарного преобразования социальных отношений и использовав все свои ресурсы, капитализм, если он к тому времени не уничтожит человечество, сможет перейти в мировой социализм. Иначе говоря, рынок сможет уступить место братству… что произойдет не через осуществление власти во всемирном масштабе, а через перемену в умах — «революционную эволюцию», столь дорогую Марксу. Через переход к ответственности и бескорыстности. Каждый человек станет гражданином мира, и мир, наконец-то, окажется созданным для человека» (выделенная мною оговорка очень существенна. — С. К.-М.).
Надо заметить, что, говоря о марксизме XX века, Аттали умалчивает о том, что центральная догма классического марксизма о «мировом капитализме как общепланетной системе» была признана нереализуемой уже в самом начале XX века. К тому времени стало очевидным, что капитализм развивается как система, построенная по принципу «центр — периферия». При этом периферия в целом (сначала колонии, потом «третий мир») не может повторить путь, пройденный метрополией. Ее ресурсы как раз и становятся материалом для строительства метрополии. Невозможность выполнения этого пункта в модели Маркса лишает силы и все остальные. Скорее всего, численность людей, не согласных дожидаться, пока капитализм уничтожит человечество, будет расти. А значит, будет сокращаться численность тех, кто поверит Аттали, — даже при всем уважении к Марксу.."http://www.razlib.ru/politika/...
Даже оставив в стороне склочность и злобность, расизм и невероятную русофобию, причем не к стране, а именно к народу, не обращая внимание на многое другое.., что же он сделал положительного и чем обогатил теорию соц/комм? Диктатура пролетарьята - смешно. Непримиримость противоречий и необходимость борьбы за уничтожение каких-то плохих классов, групп, видов человеков - тем более бред.. Теория прибавочной стоимости - бред бредов и не учитывает очень много всего, несет только заряд яда и возбуждает ненависть.. И так далия и тд..
Наверно тем, что привлек внимание, хоть ошибался почти во всем конкретно, но смог своими путано-замудро запутанными книжками внушить какое-то чувство уверенности, причем именно наукообразностью и заставить поверить в выводы о скорой смене полит формации и грядущих переменах.
Оценили 0 человек
0 кармы