Швондер против Преображенского

15 6045

Пересматривая на днях до боли знакомую экранизацию повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» поймал себя на мысли о том, как много соответствия между поведением персонажей повести и поведением современного украинского общества. Наблюдая воочию то что происходит сегодня на Украине, можно с полной уверенностью констатировать, что Швондер побеждает. Да, именно Швондер. Потому что своим и сумасбродными действиями Швондер как никто олицетворяет поведение большой части украинского общества.

В самом деле, председатель домкома Швондер это лицо общества, которое строится в данный момент на Украине. Хотя, если быть более точным в сравнениях. Швондер является лицом украинской политической и общественной элиты, лицом государственного аппарата, власти проще говоря. А вот главный персонаж Шариков представляет непосредственно украинское гражданское общество, или ту его активную часть, которая до сих пор верит в идеалы майдана и светлое европейское будущее, подобно тому, как Шариков безапелляционно прислушивается к наставлениям глуповатого председателя домкома и что удивительно верит в абсолютную его правоту.

Чтобы лучше понять, что Швондер – это правящая элита, а Шариков – это граждане, которые будучи никем, возомнили себя после революции ( по повести социалистической, в нашем варианте революции «достоинства», как кажется ее участникам), всеми мира сего, творцами своего будущего, необходимо обратить внимание на то, каким образом эта элита и лебезящее перед ней проевропейское общество относится к профессору Преображенскому и его помощнику доктору Борменталю. Эти персонажи в свою очередь прекрасно подходят под описание той части украинского общества, которое представляет собой альтернативную действующей власти точку зрения и прежде всего просто думающую часть населения, которую власть и ее активисты( Швондер и Шариков) всячески задвигает, если не сказать грубее.

Уже с первого появления Швондера в квартире профессора Преображенского понятно, что это человек в крайней степени некультурный: он ходит в грязных сапогах по персидским коврам. Он обращается к профессору Преображенскому с абсурдным требованием «уплотниться»: общее собрание решило, что профессор вполне может отказаться от двух комнат - столовой и смотровой, в результате чего профессор должен был бы принимать пищу в спальне и оперировать там же, где режет кроликов. Характерно, что Швондеру такое положение кажется вполне нормальным, равно как и то, что потребности человека определяет не он лично, а общее собрание. Уравниловка, неуважение к индивидуальности - таковы жизненные принципы Швондера. Волюнтаризм и в каком-то смысле беспредел , одним словом.

Ничего не напоминает? Если вдуматься то очень похоже на украинские реалии. А что если вспомнить про монолог профессора о «разрухе в головах». И в самом деле, события майдана и последовавшие за ним, начались прежде всего из-за разрухи в головах населения, которое в одночасье, и стар и млад, наступая в который раз на те же грабли опять поверила в непонятно что… Как следствие, за разрухой в головах последовала «разруха в клозетах», то есть колоссальный обвал гривны( несравнимый даже с падением рубля), обнищание населения ( на собственной шкуре это ощущаю, и самое обидное то, что терпеть я это должен не по своей воле, а из-за того, что приходится жить рядом с идиотами, пусть и сам не шибко умный, но хотя бы думаю иногда), подорожание продуктов в полтора, два раза, подорожание тарифов в три , четыре, а газ в семь раз, и т.д.

Предупреждал же Шарикова профессор Преображенский, не ходи, не делай, подумай сто раз. В ответ получал лишь хамство, граничащее с быдлом. Но вдохновленный бредовыми идеями Шариков, он же Клим Чугункин, прислушивается не к мнению профессора Преображенского( которое тоже не идеально, но хотя бы здраво по смыслу), а к уже опорочившему самого себя  Швондеру.

Швондер становится идеологом Шарикова, его духовным пастырем. Воспитание «нового человек» он начинает, опять-таки, абсурдно. Его совершенно не волнует, что Шариков бросается на каждую кошку, лузгает семечки и нецензурно выражается. Главное - чтобы Шариков знал азы новой идеологии, и он дает ему почитать переписку Энгельса с Каутским, из чтения которой Шариков делает радикальный вывод о том, что все надо поделить поровну.

Более того, Швондер фактически уравнивает в социальных правах профессора с с мировым именем и вчерашнего дворового пса. «Документ - самая важная вещь на свете», - говорит Швондер. Документ превращает Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, дает ему возможность стать начальником подотдела очистки, то есть стать полноправным членом человеческого общества. 

Ну чем не наемные батальоны, которым чуть ли не официально разрешили заниматься полным беспределом, еще и легализовав практически бандформирования, никак не добровольцев, в «типа» воинские подразделения.Но Швондер не понимает, что, опекая Шарикова, он сам себе роет могилу.

Профессор Преображенский совершенно справедливо замечает: ...Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня... если кто-то, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки" Швондер не способен, таким образом, даже исходя из собственной абсурдной логики, хоть что-то предвидеть, вообще подумать о последствиях собственных поступков. Им движет лишь стремление все поделить, и значение его образа в повести - вскрыть истинную природу социальной системы, которую он олицетворяет, и показать, что для того, чтобы быть полноправным членом этой системы, вполне достаточно научиться говорить и избавиться от хвоста.

Это очень напоминает то, что Швондер, то есть власть, доведет Шарикова, то есть народ., на котором он и выезжает, до того, что будет низвергнут силой. И вряд ли получится удрать от всего за границу, как это получилось у предыдущего председателя домкома Швондера. А помните коллективное пение «Суровые годы уходят»? Дружно, в едином порыве и при первой возможности, ну один в один воспевание национального гимна «Ще не вмерла ….», так же везде, всегда и по любому поводу, даже с трибуны Верховной рады в исполнении президента…

Вообще народу стоит задуматься, к чему вес может привести, так вот если ничего не изменить, то с народом случится то же что и с Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, и вот тогда изменить уже ничего не получится. В который раз убеждаюсь, что русская классика это великолепная вещь, в которой, если хорошенько поискать, можно найти ответы на все вопросы, наверное в этом и заключается ее великолепие…

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Да, всё верно подмечено.
  • "Белая гвардия" вообще зеркало, всего происходящего сегодня вна.
  • Хорошая аналогия!
  • Нет и еще раз нет! швондеры это иудеи-сионисты на бывшей Украине, а шариковы укры! Преображенский это русские!
  • Очень хорошая статья! Но фотографий недостает:) Подумайте над оформлением:)