О мировоззрении
(Становление и разделение гомоцентризма)
С появлением на Земле человека начинается становление и развитие того, что ныне называется его мировоззрением, т.е начинается процесс осознания человеком окружающей его среды, окружающего его мира, осознание самого себя, своего места в структуре этой среды, этого мира. Единственный инструмент и прибор, показаниям которого (ещё бессознательно или уже осознано) человек мог тогда доверять, был сам человек. А критерием правильности и достоверности его мировоззрения была практика существования (выживаемость, благополучие) человека в окружающем его мире, центром которого и мерилом которого становился он сам. В такой ситуации гомоцентризм (антропоцентризм), как мировоззрение, был столь же естественен, сколь и неизбежен. Наверное, поэтому в основе одного из древнейших из дошедших до нас мировоззрений был первочеловек - Пуруша, создавший из своей плоти вселенную.
Всё регулярно и периодически изменяющееся вокруг человека и в нём самом, не зависящее от его волеизъявления, но воздействующее на его благополучие, было наделено им автономией, равноценной его собственной автономии, и обозначено как спонтанное проявление различных божеств. Так появился теизм (политеизм).
С такими автономиями имело смысл договориться о взаимной расположенности друг к другу, как договаривались равные друг другу люди и племена, скрепляя договор взаимными уступками и подарками. Так в теизме появились ритуалы (просьбы-молитвы, жертвоприношения, договоры-заветы) - он стал религией.
Рост численности доисторического социума, проявляющийся как рост и концентрация могущества конкретного человека - вождя, нашёл своё отражение и в отношении к божествам. Их сонм сначала дифференцируется по их значимости для человека, аналогично естественно строящейся в человеческом обществе иерархи, затем так же концентрируется и, в конечном счёте, "олицетворяется" единственной конкретной фигурой. Так, отражая социальные процессы общества, политеизм трансформируется в единобожие.
Потребность оперативного решения множества актуальных, насущных проблем, явно зависящих только от самих людей, соседствующая с потребностью своевременного отправления ритуальных обрядов, вели к разделению властных функций и полномочий в обществе на две ветви: власть светскую и власть религиозную.
Таким образом, гомоцентризм, зародившись как естественная неизбежность, в дальнейшем своём развитии разделился на два направления. Этому способствовал ряд вполне достоверных, но совершенно не зависящих от самого человека явлений, происходящих вокруг него и в нём самом. Столь же естественно и неизбежно то, что это разделение не могло состояться без санкции самого человека. Если точнее, то - без санкции лидера, доминировавшего в обществе. Право на управление всем тем, что не зависело от него самого, он «передал» богам. При этом право на тесное общение с ними, право на роль посредника между богами и обществом лидер или сохранял за собой, или предусмотрительно наделял им наиболее близкого ему сородича.
Такое разделение являлось отражением происходящего в обществе естественного разделения его лидирующих элементов, олицетворявших собой основополагающие части этого общества. С этого периода мировоззрение развивается в двух параллельных рукавах, проистекающих из одного болота – гомоцентрзма. Водоразделом этих мировоззренческих «рукавов» является отношение их апологетов к тому, что называют Богом. Все сегодня существующие (научные и антинаучные, реалистические и утопические) теории, повествующие о ретро и перспективе человека и окружающего его мира, есть лишь ответвления от этих рукавов, сутью одного из которых является теизм, называемый сегодня идеализмом, а второго - атеизм, именуемый сегодня материализмом.
Откровенный гомоцентризм т.наз. материализма выражен в его постулате о сознании человека как о высшей форме существования материи, появление которой (как?, из чего!?) предшествовало появлению сознания, идеи... Латентный гомоцентризм второго произвёл человека в ранг (созданного по образу и подобию…) наместника Бога на Земле, призванного по собственному произволу реализовать его волю (теперь и в «окрестностях» планеты).
Оба направления гомоцентризма сегодня столь же вредны человечеству, как некогда геоцентризм. Они есть не что иное, как шоры, напяливаемые апологетами этих догматичных вероучений не только на рысака, но и на жокея, и на букмекера. Слепая, ленивая вера большинства людей в первородство одного из фетишей, именами которых названы эти вероучения, претендующие на монопольное обладание истиной, превратила жизнь человека в ипподром с чёрным тотализатором, выручка от которого и является предметом борьбы этих двух вероучений, обеспечивающих безбедное существование своих, отнюдь не стремящихся к аскетизму иерархов.
Соперничество этих ветвей реанимировало естественный, как сама жизнь, атеизм, крепнущий в периоды благополучного материального существования общества и слабеющий в периоды его материального неблагополучия.
Но какие бы противоречия между этими ветвями власти не возникали, их источником всегда было материальное состояние и нематериальные амбиции их высших представителей. Исчерпывались же эти противоречия всегда как (временное) признание правомерности приоритета одной из них в дележе материальных благ общества и идейной "приоритетности" в социуме именно её (теистического или атеистического) мировоззрения.
Таким образом, вся история мировоззрения человека есть история цветка, болтающегося в ледяной проруби гомоцентризма, между атеизмом и теизмом, между физикой и метафизикой. Независимо от того возводит ли человек себя, как венец природы и её покоритель, на недосягаемую другими субъектами природы высоту. или, признавая приоритет Бога, считает себя его полномочным наместником и единственным непосредственным исполнителем, детализирующим волю творца, человек, в параметрах вероучений гомоцентризма, до сих пор не может объяснить самому себе ни что такое он сам, ни что такое Бог, ни что такое природа. Независимо от того, чем сегодня руководствуется человек в своей жизни – Законом Божьим или доктринами материализма – его сознание обременено таким грузом догм гомоцентризма, что КПД его интеллекта, как мне кажется, не превышает КПД паровоза. Сбросить этот груз, отряхнув «его прах с наших ног», поможет диалектический дуализм (ДД).
Тот рубеж, к которому, подобно библейским Содому и Гоморре, сегодня подошло всё человечество, вполне очевиден. Есть ли у человечества, в целом, и у России, в частности, альтернатива судьбе этих злославных сообществ? Об этом - на следующей странице, где поговорим об ином мировоззрении - о диалектическом дуализме.
Оценили 0 человек
0 кармы