Скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, лауреат Государственной премии СССР (1982), народный художник Российской Федерации (1999) Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области в простой крестьянской семье.
С ранних лет юноша обнаружил в себе тягу к рисованию, но пока не догадывался, что с искусством свяжет всю свою жизнь. После окончания средней школы Клыков поступил в Курский монтажный (строительный) техникум, закончил его в 1959-м и устроился работать на завод. Правда, длилось это недолго. Уже через год Вячеслав Михайлович поступил в Курский государственный пединститут по художественно-графическому направлению. А через два - подал документы в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (МГАХИ) на факультет скульптуры. Здесь будущий народный художник проучился до 1968-го и получил диплом скульптора-монументалиста.
В отличие от многих выпускников вузов, Вячеслав Михайлович жаждал работать по профессии. Он уже понимал, что это его призвание и, чтобы набраться профессионального опыта, участвовал в самых разных выставках городского, всесоюзного, республиканского и международного масштаба. С 1969 года стал членом Союза художников СССР. Работы Клыкова выставлялись и в Государственной Третьяковской галерее, и в Государственном Русском музее.
Но настоящую известность скульптор приобрел после того, как оформил в 1978-79 годах Детский музыкальный театр имени Н. Сац в Москве на проспекте Вернадского. Для театра Вячеславом Михайловичем были созданы: скульптура "Мальчик-трубач", бассейн "Камыши" и фонтаны "Четыре музы", "Бегущая по волнам", "Рождение музыки", а также та самая знаменитая эмблема театра - "Синяя птица".
Его второй известной работой стала скульптура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли, установленная в Москве в 1982 году. Монумент представляет собой почти двухметровую бронзовую фигуру бога, бегущего в сторону Москвы-реки. Статуя расположена на высокой 12-метровой колонне и имеет опору лишь в одной точке - ступне древнеримского божества. В руке Меркурий держит кадуцей - особый жезл примирения, который, по легенде, является символом ключа тайного знания.
Клыков работал и над памятником Константину Батюшкову. Бронзовый монумент был установлен в 1987 году к двухсотлетию со дня рождения поэта на Кремлевской площади Вологды рядом с церковью Александра Невского в День славянской письменности и культуры. За эту скульптуру Вячеслав Клыков был удостоен государственной премии имени И.Е. Репина.
Во второй половине 1980-х годов Вячеслав Михайлович обратился к православно-патриотической теме. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому. Позже скульптор признавался, что на создание этой композиции его вдохновила картина художника Михаила Нестерова под названием "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890) - самая значительная работа Нестерова из цикла, посвященного игумену Русской церкви, чудотворцу Сергию Радонежскому. Памятник, в итоге, был открыт в мае 1988 года в селе Городок (прежнее название - Радонежье) рядом с Троице-Сергиевой лаврой.
Общественный международный фонд славянской письменности и культуры был официально зарегистрирован в 1989 году, а с 1990-го Вячеслав Клыков стал бессменной главой этого фонда. Главными задачами организации были: приобщение славянских народов к духовной жизни, укрепление сотрудничества между славянскими народами, возрождение славянских семейно-общинных обычаев народной жизни. Вячеслав Михайлович с гордостью и чувством истинного патриотизма исполнял все обязанности, связанные с деятельностью фонда. И все его дальнейшее творчество было направлено на прославление русской истории, культуры, обычаев и традиций православия. Скульптуры и памятники Вячеслава Клыкова были больше, чем просто произведениями монументального искусства. Они всегда имели определенную гражданскую направленность и несли воспитательную функцию.
Осенью 1996 года скульптор стал во главе Всероссийского соборного движения. Параллельно также входил в редколлегию газеты "День" и был главным редактором журнала "Держава".
Принципиально важным Вячеслав Клыков считал работу по популяризации Дня славянской письменности и культуры - праздника, отмечающегося ежегодно 24 мая, в день памяти создателей славянской письменности, святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В одном из интервью скульптор отмечал: "Накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника". Все усилия не были напрасными, ведь сегодня этот день стал государственным праздником.
Так что вполне логично, что руке скульптора принадлежит и памятник святым Кириллу и Мефодию, установленный 24 мая 1992 года недалеко от Славянской площади в центре Москвы.
Одним из знаковых монументов, созданных Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России - по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. И главным памятником мемориального комплекса стала 59-метровая звонница - строение из белого мрамора, внутри которого установлен набатный колокол весом 3,5 тонны. Он звонит три раза в час: первый звон посвящен героям Куликовской битвы, второй звучит в честь солдат Бородинского поля, а третий - в память о победе в Прохоровском сражении.
Скульптурное наследие Клыкова, действительно, впечатляет. Он стал автором множества монументов по всей России. Среди них: памятники Маршалу Советского Союза Георгию Жукову у здания Исторического музея в Москве, императору Петру I в Липецке, императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, председателю Совета министров Российской империи Петру Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Саратове, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском и даже одному из главных героев древнерусского былинного эпоса Илье Муромцу в Муроме.
Последней работой скульптора стал памятник всероссийскому старцу архимандриту Ипполиту, с которым Клыков был знаком лично. Памятник был установлен в 2005 году на территории санатория "Марьино" - бывшей усадьбы князей Барятинских в Рыльском районе Курской области.
Клыков трепетно любил Россию, нашу историю и культуру и никогда не боялся называть себя "русским". В этом и есть ключ к пониманию его творчества.
Вячеслав Михайлович Клыков скончался 2 июня 2006 года в Москве. Похоронен скульптор в родном селе Мармыжи.
Источник: https://rodina-history.ru/2024...
А Клыкове пишут, что он не боялся называть себя русским, когда за это обзывали "нацистом". Его запихнул в список 100 неонацистов Марат Гельман, который сейчас выбрал нацистскую власть в Киеве и заявляет что готов что готов формировать новые органы власти в "освобожденной" Курской области . Время показало, кто нацист. Думается ненависть Гельмана и иже с ним в 2006 году была вызвана памятником Святославу поражающего хазарина у которого на щите была звезда Давида. Говорят, исторически Хазарское царство не имело этого герба и это оскорбляло чувства верующих иудеев. Поэтому на одни из памятников сделали другой щит. Их было два - в России, и на Украине. Теперь же - оскорбление чувств православных стал маркером и обязательным действием для украинских нацистов и не только их. Увы.
В этом году скульптору Клыкову исполнилось бы 85 лет. Он многое успел, наверное ещё больше не успел. Вспомним его имя с благодарностью за тех скульптуры, которые до сих пор украшают на мир. Хорошо и то,что мастер оставил нам ещё одного скульптора - своего сына. Это его работа, посвящённая отцу
Оценили 6 человек
10 кармы