Талышистан. Или кто раскачивает арбу в Азербайджане.

3 5334

Я уверен, вы знать не знали про Талышистан. :))

Разве Азербайджан нам Родина?

Дорогие мои братья и сёстры, сегодняшняя моя беседа об уже набившем оскомину клише, которое то и дело навязывают нам и сами азеры, и некоторые наши горе-политики. Это то, что, якобы, Азербайджан – наша Родина и, соответственно, азери-тырки наши, так сказать, компатриоты, то есть соотечественники.


В связи с этим я бы хотела обратиться к нашим тыркским соседям, я не хочу называть их соотечественниками, ибо, как вы понимаете, я ни в коей мере не могу считать Азербайджан своим отечеством.

Моё отечество – это Талышистан.

Какую часть искусственной республики под искусственным названием Азербайджан тырки считают своим отечеством- это их дело, но хоть убей, я не могу считать Баку или Гянджу своими городами. Это – не мое. Так вот, дорогие азери-тырки, лучше я вас назову соседями: да, “сосед” – это единственное определение, которое подобает употреблять по отношению к вам. Итак, дорогие мои, я часто говорю о том, что хорошо было бы нам мирно разойтись и остаться добрыми соседями. Благо, для этого ныне, как будто, есть все необходимые условия.

Говоря словами героя известного мультфильма: “Ребята, давайте жить дружно!”. Нам нечего делить! Пусть каждый живёт в своем доме, пусть каждый распоряжается своей жизнью как хочет. Мы, талыши, хотим жить в своей независимой стране, мы не хотим, чтоб нашу судьбу решали в Баку, мы не хотим, чтобы нами повелевали чужие люди, мы не хотим, чтоб нашу культуру оскверняли, чтоб нам запрещали пользоваться своим языком. Мы хотим учиться на своем родном талышском – и в школе, и в университете, и в аспирантуре; мы хотим, чтобы телевидение и радио вещали на талышском, мы хотим, чтобы наша судьба целиком зависела от нас самих, а не от кучки коррумпированных элементов, которые и свой народ-то не любят, что уж говорить о нас. Скажите мне, дорогие соседи, разве это плохо? Разве это преступление? Разве то, чего мы хотим, это не нормально? Теперь, к сути вопроса. Я и моя коллега Ильхама Джафарзаде ежедневно получаем сотни откликов, писем и комментариев на наши выступления.

Большинство – от вас, тырков, то есть наших соседей. К несчастью, львиная доля этих писем – просто площадная брань: ничего вразумительного, ничего логичного, никаких аргументов – только ругань. Об этой части нашей корреспонденции, понятное дело, не стоит говорить: о чём говорить-то, когда люди, вместо аргументов, вместо нормальных человеческих мыслей, предпочитают оскорблять кого-либо, причём заведомо зная, что тот, другой не может дать ему по морде. Уверен, почти сто процентов этих негодников, будь они рядом с нами, не позволили бы себе подобного поведения. А так – можно: Лейла Додо и Ильхама Ханум находятся далеко, не знают, кто мы такие, можно крыть их на чём свет стоит…

Это – первый признак трусости и не мужского поведения. Так нельзя, дорогие мои! Вы не нас оскорбляете, вы оскорбляете себя, вы унижаете своё человеческое достоинство, вы уничтожаете всё людское, которое в вас, возможно, ещё осталось. Не делайте так, да пребуду я вашей жертвой. Давайте говорить нормально, на литературном языке, аргументируя хладнокровно и слушая друг друга… Но, соседи мои, среди писем, полученных от вас, есть и такие – и их не мало,- которые меня несказанно радуют. Я хотела бы сегодня привести несколько отрывков из них и тем самым показать, что и среди тырков есть здравомыслящие люди, обладающие разумом, обладающие государственной мудростью.

Вот что пишет, например, г.-н Гусейнов (фамилия, разумеется, изменена) из Сумгаита. “Дорогая Лейла Додо, – пишет он, – я – учитель английского языка, моя жена – учительница математики, мы простые люди. Честно скажу, ваши слова задели меня за живое. Сначала я подумал: как же, наша страна, Азербайджан, должна разделиться? И талыши – извините за прямоту, – люди, головы которых работают после двенадцати часов ночи, должны получить независимость? Что за бред? Этого нельзя допустить! Да, именно так я подумал сначала, под непосредственным впечатлением от ваших слов. Но, чуть подумав, обсудив всё, что вы сказали, с моей женой и домочадцами, мы пришли к заключению, что, увы, вы правы, что нельзя дальше так жить, что жизнь один раз даётся человеку, что каждый должен иметь свой дом, что каждый народ должен быть хозяином своей судьбы. И, в конце концов, мы пришли к единому мнению на семейном совете: а что нам дала до сих пор эта химера под названием Азербайджан? Что, кроме горя, кроме страдания, кроме войны, кроме голода, кроме вражды и ненависти? Что? Так что, Лейла Додо, приходится согласиться с вами, мы должны жить отдельно, чтобы уважать друг друга, чтоб жить в мире и братстве. Покуда мы живём в таком бардаке, покуда мы не знаем, кто есть кто, покуда нами повелeвает быдло, алчное, всепожирающее и смердящее чудовище, нам всем не будет житья – азербайджанцам, талышам, лезгинам или татам. Мы так и будем прозябать в ненависти друг к другу и ко всему миру, и единственным нашим уделом так и останется нищета”.

А вот что пишет мне студентка из Евлаха. “Я учусь в Аграрном университете. Мой отец – историк. Он закончил истфак Бакинского университета и долгие годы преподавал в разних вузах историю КПСС. Жили не плохо. После распада СССР он ещё несколько лет держался. Сначала преподавал в каком-то коoперативном институте, потом институт закрыли, и он остался на улице. Они с мамой попробовали себя в бизнесе, открыли магазинчик, привозили всякую всячину из Ирана и Турции и продавали. Мама ездила в Стамбул и привозила товары, которые продавались у нас. Мой старший брат – инвалид войны в Карабахе и сёстры помогали им (я – самая младшая в семье). Но потом всё развалилось, не хочу вдаваться в подробности, грустно всё. Сейчас отец работает шофёром, а мама домработницей у одного нашего богача. Брат и сёстры живут, как могут. Все эти годы, поверьте мне, Лейла Додо, сердце грело только то, что наши заклятые враги армяне живут хуже нас, что они голодают и находятся на грани исчезновения. Честно скажу, я верила всему, что говорили нам по телевидению и радио, что вот-вот Армения сама уже развалится, народ покидает страну от голода и что мы очень скоро будем в Карабахе и в Ереване.

Ильхам Алиев однажды сказал, что вообще Армении нет, это – западный Азербайджан, что недалёк тот день, когда мы будем купаться в озере Гекчай. Да, это всё грело душу. Мы сопротивлялись, как могли, думали, что это нужно для нашей страны. Сомнения вкрались в мое сердце, дорогая Лейла Додо, когда мы увидели по различным роликам в ютубе и по вашим телепередачам как живут армяне, как у них дела с продовольствием, что сколько стоит и т.д. Сначала я не поверила, думала, это блеф, армянская пропаганда.

Но потом, когда побеседовала с некоторыми моими подругами и друзьями, которые знают Армению, они подтвердили то, что показывали в ютубе. И вдруг мне стало страшно: неужели Армения, не имея нефти, не имея газа, не имея моря, живёт лучше нас, а мы, с огромными богатствами, влачим жалкое существование? Отчего это, подумала я? Разве только Алиевский клан и многочисленные паразитирующие группировки вокруг него грабят богатства страны, оставляя народ ни с чем? Нет, – объяснили мне некоторые знающие мои друзья, особенно наш преподаватель истории, которого я очень люблю, – главная причина не только они! Источник наших бед, прежде всего, в бардачном устройстве нашего государства, в том, что коренные народы лишены свободы и находятся под двойным гнётом: мы хоть живём под социальным гнётом, а они – ещё и национальным. Всё это, – обьяснил мне мой муаллим, – создаёт такую ситуацию, при которой, будь даже самое мудрое руководство, достичь положительных результатов невозможно…”

Вот, дорогие мои соседи, десятки писем в таком духе я получаю в течение всей моей работы на НТТ: я привела только эти два, которые наиболее характерны, в которых мысли выражены наиболее отчётливо. Это меня радует, поверьте мне, друзья мои. Я уверена, значительная часть даже тех людей, которые нас ругают, тоже так думают. Но почему они не могут освободиться от комплексов, от отрицательной ауры, навеянных азербайджанской агитационной машиной?! Заканчивая своё выступление сегодня, я хочу повторить то, что всегда говорю: давайте друзья, бороться рука об руку за нашу и за вашу свободу!

Да здравствует Республика Талышистан!

Да здравствует раздельное и мирное сосуществование талышей и тырков-азеров!

Да здравствует НТТ!

Ну вот. Всё в таком духе... Едем дальше.

Справка про талышей.

Талыши — один из крупных иранских этносов.

Страна талышей — Талыш или Талышистан, — где они компактно проживают, занимает крайний юго-запад Прикаспия. Она разделена на две части — северную, ныне входящую в Азербайджанскую Республику, и южную, в Иране, простирающуюся узкой полосой вдоль южного побережья Каспийского моря. Основные населённые пункты Талыша по обе стороны границы — Ланкон (Ленкоран или Ланкоран), Лерик, Масали, Астара, Лавандвил, Визне, Хавиг, Лисар, Джогандан, Хаштпар, Асалем, Талеш-дулаб, Шандерман, Масал, Сомейэ-Сара, Масуле и Фуман (Фуманат).

Талышские сёла имеются и в горных местностях, простирающихся к западу в сторону Ардабиля в Иране. Талышское население отмечается и в крупных городах — Баку, Реште, Энзели и т.д. А вообще, ареал проживания талышей ранее был намного шире и почти достигал Ардабиля. Об этом свидетельствуют прежде всего данные топономики. Общую численность талышей можно определить в пределах двух миллионов человек — приблизительно по миллиону в северной и южной частях.

В средневековой арабской историографии страна талышей называлась аль-Тайласан — арабское соответствие персидского Талышан. Как отмечает средневековый персидский автор Хамдалла Казвини, между городами Султанийе и Ардабиль был расположен район Тавалиш, название которого является арабской формой множественного числа от слова «талыш», то есть, по сути, — синонимом Талишан. О талышах (называя их «тайласан») Тавари пишет: «В горах, окружающих Атурпатакан, жили такие народы, как гелы и талыши, которые не подчинились арабам и сохранили свою свободу и независимость». В этой связи, следует отметить, что прикаспийские области Ирана — Гилян, Дайламан и Мазандаран — и в действительности позже всех приняли ислам и длительное время сохраняли частичную независимость.

Исторические сведения о талышах довольно отрывочны; они не могут служить основой для воссоздания даже общей картины их истории в древности и раннем средневековье. Одно лишь достоверно: талыши — потомки автохтонного населения Прикаспия и исконные хозяева земли, на которой живут. Иначе говоря, нынешний ареал проживания талышей и есть их этническая территория, где они формировались как народ, этнос. Судя по всему, прямые предки талышей — кадусии (cadusii классических авторов), которые отмечены и в древнеармянской традиции в форме kadishk. Армянский вариант этого этнонима позволяет с наибольшей вероятностью восстановить его исконную форму — kadish; во всяком случае, в более позднее время это слово звучало именно так. А из него и возник в дальнейшем этноним «талыш» (смотри подробно: G. Asatrian, H. Borjian, «Talish and the Talishis», Iran and the Caucasus, vol.9.1).

Одно из ранних упоминаний, если не самое раннее, называния Талыш содержится в составленной в XV веке армянской редакции переведённого в V веке с греческого «Романа об Александре Македонском». Сравним: «И рассказал он, что он — беженец из Каспийских ворот, возле страны T`alish в области Гилян» (История об Александре Македонском (на древнеармянском языке), изд. А. Симонян, Ер., 1989, стр. 233). Из приведённого отрывка, разумеется, трудно определить, имелась ли форма T`alish в первоначальном варианте текста и если нет, то когда она была интерполирована. Во всяком случае, само наличие данного топонима в указанном тексте уже опровергает утверждение академика В.В.Бартольда (Сочинения, VII, М., 1976, сс. 187-188), что название Талыш в такой форме в средневековых источниках не встречается. Конечно, маловероятно, что T`alish имелось в первоначальной версии рукописи «Романа», так как в V веке оно, скорее всего, звучало иначе. Однако можно не сомневаться, что это слово присутствовало в одной из ранних, промежуточных редакций рукописи.

За исключением жителей Шандермана и Масала, а также тюркоязычных элементов, проживающих в населённых талышами местностях, и гилянцев, большинство талышей Ирана — сунниты, последователи суфийского ордена нахшбанди. А талыши Азербайджанской Республики — в основном шииты.

Наряду с мусульманской догмой, талыши сохранили культ ряда местных божеств домусульманского периода. К ним принадлежит, например, Сийах-Галеш (Чёрный пастух) — покровитель крупного рогатого скота. В среде талышей-шиитов этому образу соответствует Хызыр-Наби. Талыши особо почитают пророка Моисея (Муса) — одного из главных персонажей их фольклора.

Язык талышей (толышо зывон) — индоевропейский язык, принадлежащий к северо-западной иранской группе каспийского ареала, к которой относятся также диалекты гиляки, мазандарани, заза, азари (язык населения Атурпатакана, или Малой Мидии, дошедший до нас в своей поздней форме в маргинальных дополнениях к персидским рукописям позднего средневековья), харзани и другие. Талышский — язык благозвучный, со стройной грамматической структурой и богатой лексикой. В нём чётко отражены все этапы истории талышей. Об армяно-талышских связях свидетельствует, например, определённое количество лексических заимствований из армянского, Ольшая часть которых имеет общеталышское употребление.

У талышей богатое устное народное творчество, разнообразное в жанровом отношении. Талышские писатели творили, гланвым образом, на персидском, который на протяжении многих веков был основным языком науки и литературы в регионе. Тем не менее, можно назвать целую группу поэтов, писавших на талышском и близком ему диалекте гиляки. К числу наиболее ранних талышских поэтов относится Сеййед Шарафшах Дулаи, живший в XV веке. Он писал на своеобразном смешанном талышско-гилякском диалекте. Недавно издано полное собрание его произведений — «Диване Шарафшахе Дулаи». Творчество другого известного талышского поэта — Сафибаба Рошандехи — относится к концу XIX — началу XX века. Можно упомянуть и других талышских поэтов, творивших в разные эпохи: Айаз-бег Пунли, Мирза Фархад Шахнази, Сеййед Абд-ол-гадер Хосейни (Нагши), Хаджи Ахмад Джалили, Фейз-олла Калантари, Еган-ага Али, Садегголи-хан и другие.

Пасиионарность талышского народа особенно ярко прослеживается начиная с позднего средневековья. Почти во всех общественно-политических событиях Ирана и Закавказья талыши принимали самое активное участие: будь то формирование Сефевидского государтсва, Конституционная Революция в Иране, Джангалидское движение, или же создание «Талыш-муганских» республик в северном Талыше в 1918 и 1993 годах. Всё это говорит об огромном потенциале этого этноса, его коллективной энергии.

Сегодня талышский народ переживает очередной пик пассионарности, характеризующийся всплеском национального самосознания и консолидацией этноса.

Это, безусловно, и результат великого общеиранского наследия, пронесенного сквозь века и сохранившегося в генах этого древнего народа, и веление времени, дающего талышам шанс определить свою собственную нишу в этно-культурном пространстве и политической картине региона.

А теперь - Ильхама Навальная, в смысле Джафарзаде...

Серьёзная и правильная женщина в хиджабе, скромно и культурно ведущая себя перед камерами и болеющая за "дело"...

В таком образе предстает перед немногочисленными зрителями так называемого "Талышистан ТВ", вещающего, кстати, из Еревана по каналу на YouTube, ведущая, известная как Ильхама Джафарзаде.

Псевдо Ильхама Джафарзаде называет себя хаджи и азербайджанской талышского происхождения. Но самое интересное, что дама в хиджабе не является верующей мусульманкой, никогда не была в Хадже, а потому не может называться хаджиханум, и более того, она не азербайджанка и даже не талышка. Так что во всём этом правда?

Правда достаточно любопытная. И нельзя сказать, что очень неожиданная.

Как выяснилось, выдающая себя за Ильхаму Джафарзаде ведущая по национальности является армянкой, а её подлинное имя и фамилия - Мариетта Вартанян (Керимова).

Родилась она в 1952 году в так называемом "цыганском" квартале города Газах. Мать Вартанян - армянка, отец Магеррам Керимов - курд по происхождению.

После развода родителей, брат Вартанян Тельман с её отцом, перебрались в Сумгайыт, а она вместе с матерью переехала в Ереван. Позже мать девушки вышла замуж за местного армянина, а сама Мариетта устроилась работать в театре. Через некоторое время она вышла замуж за театрального администратора Вреса Вартаняна, родила двух сыновей и дочь.

По имеющейся информации, Врес Вартанян был членом террористической организации "Дашнакцутюн" и принимал участие в карабахской войне.

Брат М. Вартанян, Керимов Тельман Магеррам оглы был скульптором, имел мастерскую неподалёку от Азербайджанского университета языков, но из-за расхождения в религиозных взглядах (исповедовал буддизм) бросил семью и переехал в 1990 году в США.

По некоторым сведениям, мадам Мариетта в Ереване особо не скучала, занимаясь параллельно деятельностью, далёкой от творчества, но приносившей доход. Есть также сведения, что ещё до крушения СССР, Мариетта попала в поле зрения КГБ Армении и наравне со многими своими соотечественниками начала антиазербайджанскую пропаганду. В этом духе были воспитаны и трое её детей, видевших в азербайджанцах и турках своих кровных врагов. Не удивительно, что её сыновья - Армен и Арсен с благословения мамаши участвовали в боях в Карабахе. Отпрыски получили ранения на войне, после чего Мариетта воспылала желанием создать "Национальное телевидение Талышистана". Подчеркнём - не имея к талышскому народу никакого отношения.

Забавно, что и муж Мариетты - армянин Врес Вартанян по сей день продолжает представляться "представителем талышского народа" (!). Со своего, с позволения сказать, "телеканала", чета Вартанянов уже который год вещают от имени талышского народа, разжигая национальную рознь и ведя пропаганду против территориальной целостности Азербайджана. Парочка выставляет себя неутомимыми "борцами" за права нацменьшинств в нашей стране.

Но откуда при всем при этом появилась "Ильхама"? Тут всё еще забавнее. Дело в том, что пропагандисты не могли найти реальных представителей талышского народа, которые согласились бы вести грязную агитацию по "телеканалу". И Мариетте ничего не оставалось, кроме как трансформироваться в Ильхаму и, вспоминая свое актёрское прошлое, войти в образ талышки, мусульманки, хаджиханум и правдорубки.

Ведь куда достовернее звучит пропаганда из уст талыша, чем озвученная армянкой.

Таким образом, Мариетта Исчезла и появилась "Ильхама", которая со всем рвением бросилась на защиту "попранных прав" талышского народа и других нацменьшинств Азербайджана, клеймила "пантюркизм" и ратовала за "восстановлению независимости". При этом она к месту и не к месту старалась подчеркнуть и внушить тем, кто имел несчастье её слушать, что конфликт между турками (читай - азербайджанцами) и армянами не имеет никакого отношения к талышскому народу, что талыши якобы на протяжении всей истории дружили с армянами, а те, что погибли в карабахской войне, стали "жертвами пантюркизма"...

Мариетта Вартанян и её муж-"талыш" - яркие, но, к сожалению, не единственные представители самой нечистоплотной когорты служителей армянского агитпропа, вещающего из моноэтничной страны, политой кровью других народов, с которыми жестоко расправлялись армянские националисты. Те самые, которые сегодня, не боясь бога, покрывают голову во лжи и призывают к новому кровопролитию.


Мда. Вот такие армянско-азербайджанско-талышские лаваши с котятами...


Предлагаем, тем кто ещё не ..., подписаться на наш журнал "Стёб"©, давайте досмотрим это представление театра абсурда вместе).

Чайна или Чжунго

Ну что, поздравляю дурачков из ЦИПСО, все их методички по «Китай кинул Россию», «Китай перешёл на сторону украины» или «Китай прогнулся по приказу от наших хозяев из ...

Ценному специалисту отстрелили всё лишнее

В Подмосковье мужчина отстрелил половой орган иностранцу, который был неодет и приставал к прохожим.   Инцидент произошел 11 мая на улице Романычева в Новом Павлино в Балашихе. 41-летний уро...

Украина и помощь Запада

Российские СМИ имеют одну замечательную особенность. Они воспринимают Украину как нечто необычное и неведомое, как если бы она на Луне находилась. Поэтому с энтузиазмом воспринимают и н...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: да... там только пусти козла (США) в огород. теперь начнут раскачивать Азербайджан.
  • Это, конечно, давно уже не начало, но окончание обещает быть достаточно кровопускательным.
  • хорошая страна - Азербайджан. много нефти, газа, а ....... " демократии " нет. тогда мы идем к вам.......