45 лет назад был принят на вооружение первый серийный советский экраноплан. Тупик или прорыв?

28 869

Не так давно журналистская судьба привела меня в знаменитое Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева в Нижнем Новгороде. Безусловно порадовали там две вещи. Явные признаки возрождения былой мощи этого очень творческого коллектива, и святая вера контрукторов-"алексеевцев" в будущность экранопланов. И это несмотря на разгромную критику в сети, разговоры о том, что экранопланы это тупиковая ветвь развития и авиации и судостроения и прочие факторы, говорящие против таких аппаратов.

Интересно, что советские армейские и флотские деятели, которые явно не хуже нас разбирались в технике и вариантах её применения, место для экранопланов в своих стратегических концепциях находили. И это при общей уравниловке и достаточно бережном отношении к народным средствам. У советского МО не было возможности выбрасывать, подобно американцам, деньги на разные безумные армейские проекты. Но тем не менее, в начале ноября 1979 года был принят на вооружение первый серийный транспортно-десантный экраноплан "Орлёнок".

"Орлёнок" начинал как экраноплан, а должен был стать экранолётом, то есть полноценно совмещать функции экраноплана и транспортного самолёта. Такой универсализм сейчас широко вошел в моду в оружейных концептах. Фото ВМФ России

Всего было приозведено пять "Орлят" вошедших в 11-ю отдельную авиагруппу при Главштабе ВМФ СССР. В конце 80-х годов "Орлёнок" показал блестящие результаты по скорости высадки десанта на всесоюзных армейских учениях в Туркмении. Фото МО РФ

Сама тема экранопланов возникла ещё в первой половине 20 века, но полноценные разработки начались только в период "Холодной войны". На западе у экранопланостроения появилась собственная инженерная школа, которую связывают с именами двух крупных конструкторов 20 века - выкраденного из нацистской Германии Мартина Липпиша и американца Стивена Хукера. У нас, начиная с 1961 года, за тему с присущим ему энтузиазмом и вдохновением взялся Ростислав Евгеньевич Алексеев, которого не без оснований называют гением скоростного судостроения. Начиналось всё со скромных маленьких моделей. Сам конструктор гонял их по водам Горьковского водохранилища и набирался необходимого опыта вдали от теплого кабинета.

Трудно представить себе человека, более увлеченного своим делом, чем Ростислав Евгеньевич. И в команду он себе набирал таких же энтузиастов

В результате, всего через пять лет после начала работы появился ходовой "корабль-макет" (КМ), который мигом окрестили "каспийским монстром" из-за огромных размеров, а ещё через шесть лет совершил полёт первый серийный экраноплан "Орлёнок". Этот аппарат мог доставить на 1500 километров роту морских пехотинцев с несколькими бронемашинами, с крейсерской скоростью около 400 км\ч. Причем вторая модификация "Орлёнка" должна была уже стать экранолётом, а не экранопланом, и работать, что называется, в двух стихиях.

В планах числилось строительство 120 единиц и даже перестройка доктрины сил быстрого реагирования под работу на экранопланах. Но эту перспективную разработку сначала притормозила грызня в советском Министерстве Обороны в канун перестройки, а потом у военных просто не стало денег. Такая же судьба ждала первый ударный экраноплан "Лунь", вооруженный противокорабельными ракетами "Москит". Из планировавшихся восьми единиц экспериментальной партии была произведена только одна, и она ныне давно списана и сейчас доживает свой век в парке Дербента.

Лунь продолжает вдохновлять художников. Картинка неизвестного советского иллюстратора

Тема экранопланов остается постоянным предметом яростных дискуссий, и имеет целые лагеря сторонников и противников. Но всё равно не уходит в лету. Работают над ней и в бюро Алексеева. И неизвестно, как всё может обернуться сейчас, когда неизмеримо по сравнению с 60-70 годами прошлого века выросли возможности цифровизации.

Многие, казалось, давно ушедшие виды оружия обрели с ней новую жизнь. Возможно, и экранопланы найдут свое место.

На Западе по этой теме работают очень активно...



https://dzen.ru/a/ZyiCdbKvZDxs...


Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Куда исчез Борман?
  • Zimin
  • Вчера 11:03
  • В топе

Его искали больше полувека. Мартин Борман бесследно исчез из Берлина в последние дни войны. Список преступлений этого человека огромен, однако приговор на Нюрнбергском процессе ему вынесли заочно....

Обсудить
  • Однозначно - прорыв! Вкупе с "Каспийским монстром". Но поздно, слишком поздно. СССР уже доживал свое время, Горби, а затем и пришедшие к власти ЕБН-ВВП, предпочли в 90-2000-х целовать Запад в жопу "пристраиваясь" к глобализации.
  • В СССР экранопланами занимались двое Алексеев и Бартини Вершиной творчества Бартини стал вертикально взлетающий экранолёт ВВА-14М1П с максимальной взлётной массой 52 тонны и дальностью полёта около 2500 километров. Вот только увидеть полёт своего детища барону не довелось – он скончался за рабочим столом в 1974 году, в 1976-м проект был закрыт, и теперь единственный экземпляр этого экраноплана ржавеет в Монино
  • Лунь опередил свое время! Страна и руководство было не готово к принятию такого решения, к сожалению! :fist:
  • Прорывом это называют только повернутые на величии СССР. Выглядит экраноплан конечно мощно и красиво, особенно когда «летит» над зеркальной гладью… Вот только достаточно небольшого волнения на море и все- он заперт у причальной стенки и никуда выйти не может. Мало того: если самолет возвращаясь на базу попадет в нелетную ситуацию, то он уйдет на другой аэродром. А этому монстру и уходить не куда… Вот и вопрос - на кой нужна эта вундервафля, если использовать ее возможно лишь в идеальных погодных условиях?
  • Пиндосы убедились, что данный проект, затратен и убыточен. Приложили максимум усилий, дабы похерить это недоразумение. Избавить Россию от необходимости тратить деньги, на неизвестно что.