Зарядье.История про историю .Про то как старую историю разрушали , а на ее месте новую строили .

3 9294

Зарядье — исторический район Москвы, находившийся в южной части Китай-города между Варваркой и Москвой-рекой. Сейчас Зарядья как такового больше не существует, однако оно осталось в истории Москвы и в памяти старых москвичей.

Зарядье в XIII—XVIII веках

По данным археологических исследований 1948–1950 гг., первое поселение на этом месте возникло в XII–XIII веках. Расцвет Зарядья относился к концу XVI века — времени правления Бориса Годунова, когда Зарядье было многолюдным ремесленным и торговым центром.

В 1534–1538 годах Зарядье вместе с остальным Китай-городом было окружено кирпичной крепостной стеной.

Здесь, в Зарядье, в 1555 году появилось одно из первых каменных гражданских зданий Москвы — Английское подворье. К XVII веку в районе сложилась сеть улиц и переулков — главная улица Зарядья — Великая (впоследствии Мокринский переулок) — вела от Константино-Еленинских ворот Кремля к торговой пристани на берегу Москвы-реки; от Варварки к реке спускались Зарядьевский, Малый Знаменский (впоследствии Максимовский), Псковский и Кривой переулки; параллельно Варварке проходили Мытный, Большой Знаменский (впоследствии Елецкий) и Ершов переулки. Ближе к кремлевской стене образовались Москворецкая улица, Васильевская площадь и Маслов переулок. В 1782 году в стене Китай-города, шедшей вдоль Москвы-реки, были сделаны Проломные ворота, в результате чего Зарядье получило выход на Москворецкую набережную и к реке.

В отличие от остальных частей Китай-города, лежащих на холме, часть Зарядья находится в низком месте, отчего раньше она страдала от паводков и подтоплений. Некоторые древние постройки выжили в Зарядье благодаря тому, что новое крупное строительство здесь считалось небезопасным.

Зарядье в XIX-ХХ веке

Во время пожара 1812 года всё, что могло в Зарядье сгореть, сгорело. Новая застройка состояла из двух- и трёхэтажных каменных домов, в нижних этажах которых помещались лавки и склады, а верхние были жилыми. Дома строились специально для недорогой сдачи внаем, и архитектура построек была самый экономный — многие дома не имели лестничных клеток, вместо которых во дворах были устроены открытые лестницы и галереи («галдарейки», как звали их москвичи) с входами в квартиры.

В конце XIX – начале XX века появились 4–6 этажные доходные дома.

В конце XIX - начале XX века Зарядье стало центром формирования московской еврейской общины. Здесь находилась гостиница "Глебовское подворье", в которой с 1826 года разрешалось останавливаться еврейским торговцам. Потом и весь район стал заселяться евреями — ремесленниками, торговцами. К концу 1870-х годов в Зарядье было уже две синагоги. Часть переулков превратилась в настоящие "местечковые" базары.

Уничтожение Зарядья

В начале XX века Зарядье, находящееся в самом центре города у стен Кремля, стало ветшать и постепенно превращаться в трущобы. Уже в 1920-е годы советское правительство задумалось о его переустройстве. Но все ограничивалось сносом, планов строительства пока не было. В начале 1930-х годов снесли Нижние торговые ряды, затем, в 1934 году, начали снос Китайгородских стен и башен. (Заметим, что часть стены вдоль Китайгородского проезда в 1960-х годах была восстановлена).

Дальше за дело взялся академик Щусев. По его проекту реконструкции в 1936 году рядом со старым Москворецким мостом началось строительство нового моста и расчистка кварталов, прилежащих к мосту и Васильевской площади. Проектом Щусева предусматривалось значительное расширение проездов у Москворецкого моста, а их можно было расширить, только уничтожив часть Зарядья.

В это же период на Зарядье свалилась еще одна напасть — подтопление нижней части района в связи с подъемом уровня грунтовых вод, вызванным повышением уровня Москвы-реки в результате строительства каскада подпорных плотин и канала им. Москвы. Участь Зарядья была решена, и в конце 1930-х годов массовый снос района начался.

Уничтожение Зарядья не было прямо связано с конкретными планами какого-то нового строительства. До войны разными архитекторами предлагались различные концепции перестройки района. Многие предлагали полный снос, включая почти весь Китай-город, с тем, чтобы Мавзолей Ленина, Красная площадь, ансамбль Московского Кремля и грандиозные новостройки создали бы единую декорацию для всенародных торжеств и празднеств трудящихся. Однако, реального проекта, воплощающего такие идеи, создано не было.

В 1935 году Сталин одобрил генеральный план реконструкции Москвы, по которому в Зарядье предполагалось возведение монументального высотного здания. Вначале предполагалось, что будет строиться высотное здание Наркомтяжпрома на 4 тысячи кабинетов. Позднее решили строить второй Дом Совнаркома по проекту архитекторов братьев Весниных. Есть сведения, что весной 1941 года этот проект стали осуществлять, но помешала война.

Судьбой Зарядья снова занялись после Победы. В 1947 году Совет Министров СССР принял специальное постановление № 53 «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, состоялась торжественная закладка сразу восьми высотных зданий. Но построили только семь. Где же восьмое? — Оно должно было стоять в Зарядье!

Главный архитектор Москвы Д.Чечулин запроектировал здесь 32-этажное здание на 2 тысячи кабинетов. Здание венчал золоченый многогранный шпиль (общая высота здания со шпилем — 275 метров). Ведомственная принадлежность здания не оговаривалась, однако, существуют упоминания о том, что на него имел виды Л.П.Берия, который по линии МВД/КГБ курировал строительство московских высоток. Здание должно было перекликаться с вертикалью Дворца Советов, строившегося по другую сторону Кремля. Обе эти новые доминанты призывались формировать панораму столицы мирового пролетариата.

К 1953 году в Зарядье был возведен громадный стилобат (платформа, под которой размещалось бомбоубежище и технические помещения) и на нем стал возводиться стальной каркас, доведенный до 14-ого этажа, т.е. почти до половины проектной высоты. Одновременно со строительством доламывали остатки старого Зарядья. Но ломали только то, что мешало стройке; многие дома, стоявшие вдоль Варварки и Москворецкой улицы, исчезли лишь в конце 1960-х годов!

После 1953 года, со смертью Сталина, градостроительная политика переменилась, и стройку остановили. Не исключено, что это решение было принято в связи с арестом и расстрелом Берии, поскольку остальные высотки все-таки продолжали строить и достроили, а эту — заморозили.

В 1959 году тот же архитектор Д.Чечулин предложил использовать место, подготовленное для его высотного детища, под строительство большой гостиницы. Работая над проектом, Чечулин выезжал за границу, где знакомился с лучшими образцами зарубежных гостиниц, консультировался с руководством сети отелей «Хилтон». В 1960 году проект «русского Хилтона» получил одобрение правительства. В 1964 году началась разборка уже изрядно заржавевшего стального каркаса высотки и строительство новой гостиницы на старом стилобате. 1 января 1967 года (в год 50-летия Октябрьской революции) гостиница «Россия» была введена в эксплуатацию. Число мест в «России» (2700 номеров на 4750 мест) планировалось из расчета количества приезжающих в Москву делегатов партийных съездов, которые с 1961 года проводились в Кремлевском Дворце съездов.

Гостиница «Россия» долгие годы была самой крупной гостиницей в СССР, а до середины 1970-х годов — самой большой в Европе.

 Здание «России», занимавшее площадь около 13 гектаров, состояло из четырех 12-этажных корпусов, составлявших замкнутый прямоугольник. В центре северного корпуса гостиницы находилась высотная 21-этажная часть. В 1971 году в здании гостиницы был открыт крупнейший в стране Центральный концертный зал «Россия». В стилобатной части оборудовали роскошный по тем временам двухзальный кинотеатр «Зарядье».

Пропорции гостиницы «Россия» позволяют визуально оценить масштабность ранее задуманного Чечулиным высотного здания — размеры всей гостинцы «Россия» сопоставимы с размерами одной лишь нижней пятиэтажной ступени той несостоявшейся высотки.

С первых дней работы гостиница «Россия» пользовалась репутацией «советской гостиницы № 1». Интерьеры гостиницы были запечатлены во многих художественных фильмах, в том числе в популярном детективе «Ошибка резидента» и в знаменитой комедии «Мимино». Для певцов и эстрадных артистов выступление в концертном зале «Россия» было равносильно государственному признанию их творчества. За годы своей работы гостиница «Россия» приняла свыше 10 миллионов постояльцев, в том числе свыше 2 миллионов иностранцев.

Черной датой в истории гостиницы стало 25 февраля 1977 года. Вечером этого дня возник пожар. Загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке; те, кто пытался спуститься по лестницам вниз, задыхались и гибли в дыму. По свидетельству очевидцев, огонь и дым распространялись с необыкновенной быстротой. Есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои.

На место пожара выехали все пожарные силы Москвы и Московской области — в общей сложности 1400 пожарных, 35 автоцистерн, 61 автонасос, 97 водяных стволов, 19 автолестниц. Лестницы доставали только до 7-го этажа, и тогда пожарные пошли на беспримерный шаг: связав легкие штурмовые лестницы, протянули их от 7-го до 22-го этажа и по этим зыбким связкам спускали людей. Всего на пожаре в гостинице «Россия» было спасено более 1000 человек. 42 человека погибли, 52 человека, в том числе 13 пожарных, получили травмы. Пожар 1977 года вошел в историю как один из крупнейших пожаров XX века не только в СССР, но и в мире. История этого пожара в слегка измененном виде показана в романе В. Санина «Большой пожар», а позднее режиссером А. Тизенгаузеном был снял фильм-расследование «Пожар в гостинице “Россия”».

Официальной причиной пожара в «России» был объявлен оставленный в помещении радиоузла включенный паяльник. Неофициальных версий много, в том числе поджог и террористический акт, тем более что в ту же самую ночь в Москве горело здание издательства газеты «Правда», а незадолго до этих событий, 8 января 1977 года, произошел взрыв в московском метро. Достоверно одно — тушение «пожара века» вписало героическую страницу в историю советской пожарной охраны. Не случайно на правом крыле здания ГУ ЧС Москвы установлены мозаики, изображающие пожар в Большом театре 1853 года и пожар в гостинице «Россия» 1977 года — память о мужестве тех, кто боролся с самыми крупными пожарами в недавней истории города.

После восстановления гостиница «Россия» по-прежнему пользовалась популярностью у приезжих. Однако, в апреле 2004 года московское правительство озаботилось возвращением Зарядью «исторического облика» и (по совету неведомых консультантов) приняло решение о сносе гостиницы. 1 января 2006 года гостиница «Россия» была закрыта, и 29 марта того же года начался демонтаж здания.

Первоначально предполагалось, что Центральный Концертный зал «Россия» все же будет сохранен, но 19 октября 2006 года мэр Ю.Лужков принял решение о сносе и его. К концу июля 2007 года здание гостиницы было полностью разобрано. Ю.Лужков неоднократно публично заявлял, что из панелей гостиницы «Россия» можно построить четыре новых гостиницы на окраинах Москвы. Но про этот план как-то потом забыли. На том и закончили. Рушить больше нечего...

А может и строить ничего здесь больше не надо было ? Уж очень хорош открытый вид Варварки с древними церквушками. А на многострадальном стилобате уместилась бы концертная площадка получше, чем на Васильевской площади; и зимний каток здесь был бы больше к месту, чем на Красной площади против Мавзолея...

Почти год назад , Четвертого ноября 2016 года на столичной улице Варварке начались работы по сносу последних двух домов так называемого Старого Зарядья.

Старое Зарядье, снос домов на Варварке, снос зданий в Москве Старое Зарядье, снос домов на Варварке, снос зданий в Москве Под корень: снос домов на Варварке image1

Оба дома были построены на рубеже 19-го и 20-го веков в стиле европейского модерна. Один из них принадлежал купцу первой торговой гильдии Зелику Персицу и был оформлен чугунными декоративными элементами, а второй был построен для страхового сообщества «Якорь», о чем указывали лепные якоря на фасаде. Демонтаж старинных домов вызвал большой резонанс в обществе по нескольким причинам.

Символ уходящей Москвы

Эти два на первый взгляд невзрачных дома – последнее, что осталось от так называемого Старого Зарядья – исторического района Китай-города. Улица Варварка по праву считалась символом старой Москвы и сохраняла множество архитектурных сооружений, возведенных еще задолго до социалистической революции. Так называемые Варварские ворота были построены в 1534 году и стали дополнением к Китайгородской стене, созданной итальянским архитектором Петроком Малым с целью защиты Москвы от набегов крымских татар.

Старое Зарядье, снос домов на Варварке, снос зданий в Москве Старое Зарядье, снос домов на Варварке, снос зданий в Москве Под корень: снос домов на Варварке image2

На данный момент сохранилась только юго-восточная часть Китайгородской стены, о демонтаже которой уже давно ходят различные слухи.

Старое Зарядье, снос домов на Варварке, снос зданий в Москве Старое Зарядье, снос домов на Варварке, снос зданий в Москве Под корень: снос домов на Варварке image3

Доходный дом купца Персица был построен возле Варварских ворот в 1909 году и продержался гораздо дольше самих ворот, снесенных большевиками в 1934 году. Столичная мэрия продолжает начинания советской власти и планомерно избавляется от всех памятников старины, напоминающих о прежнем облике Старого Зарядья. Таким образом, дома Персица и страхового общества «Якорь» были последними зданиями, символизирующими старую дореволюционную Москву.

Снос под видом реконструкции

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) опубликовало открытое письмо президенту России Владимиру Путину с требованием «остановить снос двух корпусов дома № 14 по улице Варварка, которые являются одними из последних сохранившихся зданий исторического района Зарядье в районе Китай-города». Дома оказались под угрозой уничтожения.

Также к Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры присоединилось множество граждан, написавших аналогичные письма от своего имени. В ответ они получили однотипные письма со следующим содержанием:

Из текста письма становится понятно, что снос исторических зданий, пусть даже и не являющихся объектами культурной наследия, в охранной зоне Кремля запрещен действующим законодательством. Поэтому работы проводились под знаком «реконструкции».

Термин «реконструкция» очень удачно выбран, поскольку широта его трактовки позволяет проводить какие угодно работы. Первая статья Градостроительского кодекса РФ гласит, что:

«Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов».

Так или иначе, употребление термина «реконструкция» чаще всего не подразумевает демонтаж большей части здания, хотя именно это и произошло с двумя историческими зданиями на Варварке.

ЮНЕСКО

Московский Кремль и прилегающие к нему территории, в том числе и дома на улице Варварка, считаются памятником культурного наследия ЮНЕСКО.

Официально статус «объект ЮНЕСКО» обещает следующие преимущества:

дополнительные гарантии сохранности и целостности;

повышенный престиж территорий и управляющих ими учреждений;

популяризацию включенных в Список объектов;

своевременную и качественную реставрацию;

приоритет в финансировании, в первую очередь – из Фонда всемирного наследия;

организацию мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

Радикальные реконструкция и демонтаж зданий, входящих в список культурного наследия ЮНЕСКО, чреваты риском потери всех перечисленных преимуществ. И хотя может показаться, что в делах сохранения исторических памятников нам помощь не нужна, а Кремль все равно продолжит регулярно привлекать множество туристов, отказываться от финансовой поддержки в период экономического кризиса по меньшей мере недальновидно.

На месте «реконструированных» домов собираются возводить пятизвёздочный гостиничный комплекс Mandarin Oriental. Так называется известная международная франшиза гостиниц, построенных в разных городах Америки, Европы и Азии. Общая площадь будущего гостиничного комплекса будет составлять 50 тысяч квадратных метров, то есть будет как минимум в два раза превышать площадь предыдущих зданий.

Мало того, все гостиницы франшизы Mandarin Oriental являются многоэтажными зданиями, и новое здание на Варварке, скорее всего, не станет исключением. То есть взамен двух пятиэтажных зданий, за фасадом которых можно было увидеть очертания кремлевcких башен, будет возвышаться громадное здание. Но речь идет не только о потере обзора Кремля, строительство гостиницы будет чревато потерей привычной панорамы старой Варварки в целом.

Тем временем на месте гостиницы Россия уже возведен очередной шедевр современного градостроительства - парк Зарядье»,таким образом окончательно вырвав из памяти горожан очередную страницу истории.

Пятизвездочный гостиничный комплекс относится к сегменту luxury-класса и будет рассчитан исключительно на очень состоятельных людей. С одной стороны, такая гостиница станет стимулом развития индустрии столичного туризма, но, с другой стороны, строительство Mandarin Oriental можно считать очередным кирпичиком в стену, ограждающую центр Москвы от всех, кого нельзя причислить к финансово обеспеченной элите. Повышенные тарифы на парковку, лозунги о переносе офисов из центра города на окраины, усиление налоговой нагрузки на владельцев квартир в Центральном округе – все это элементы планомерной политики вытеснения малоимущих людей из центра столицы. Насколько это хорошо и как это поможет в борьбе с автомобильными пробками – об этом можно долго рассуждать, но строительство пятизвездочной гостиницы на Варварке – логичный шаг со стороны властей, желающих изолировать центр Москвы от простых людей.

Источники :

http://mosday.ru/forum/viewtop...

https://typical-moscow.ru/pod-...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Очень интересная статья. И очень больно, что каждый новый мэр все больше разрушает исторический облик Москвы. "Домики старой Москвы, слава прабабушек томных" писала когда-то Марина Цветаева. Именно историю наших прабабушек и разрушают. 
  • Но могу дополнить рассказ городской легендой. Именно на Варварке в церкви Всех святых в XVII веке поселился полтергейст. Выводили его долго, но все же прогнали. А место это в пойме Москвы реки называлось Кулишками. Вот с тех пор люди и посылают "к черту на кулички", то есть в самый центр Москвы. ))
    • SS
    • 29 сентября 2017 г. 15:39
    Слышал от старого КГБшника, что это армянские националисты устроили поджог в гостинице Россия, но приказ был эту версию не озвучивать.