Утраченные павильоны первой очереди Московского Метрополитена.

18 9891



15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского Метрополитена им. Л. М. Кагановича. Спустя 4 года сложнейших архитектурных, строительных и геодезических работ 13 новых станций распахнули свои двери для жителей и гостей столицы. Каждая станция представляла собой уникальный образец синтеза технической и художественной мысли, разрушая устоявшееся до этого представление о метро как о сугубо утилитарном сооружении – в погожий майский день под Москвой открылись дворцы новой индустриальной эпохи, спроектированные видными советскими архитекторами, облицованные ценными и дорогими материалами и построенные с применением самой передовой для своего времени техники.

Отдельного внимания заслуживали наземные вестибюли станций Московского Метрополитена, которые служили проводниками пассажиров в ноый подземный мир. В работе над проектированием павильонов приняли участие как многие именитые зодчие, так и способные молодые архитектурные кадры, для которых проектирование новых для советской архитектуры сооружений было отличной возможностью поэкспериментировать с формами и проявить свои таланты. В общей сложности к пуску первого состава в мае 1935 года улицы столицы украсили 15 наземных вестибюлей, каждый из которых самобытно выделялся на фоне остальных; еще два вестибюля были встроены в первые этажи уже существовавших зданий.

Схема линий Московского Метрополитена и расположения наземных вестибюлей на карте Москвы, 1936 г.

Однако не все павильоны первой очереди сохранились до наших дней: пять из пятнадцати сооружений были утрачены в процессе реконструкции столицы. Если двигаться по Москве согласно маршруту первого поезда, отошедшего от платформы «Сокольники» и двинувшемуся в сторону ЦПКиО им. Горького, то первым из снесенных павильонов взору пассажиров предстал северный вестибюль станции «Комсомольская». Его непосредственное соседство с крупными зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов заставило авторов проекта А. М. Рухлядева и В. Ф. Кринского решить небольшое по своим размерам сооружение в монументальных формах. Мощные четырехгранные колонны из красного полированного гранита несли на себе антаблемент, увенчанный хорошо прорисованным карнизом с большим выносом. Монументальный объем здания рассчитывался авторами на восприятие с разных сторон, а входы были запроектированы как со стороны Комсомольской площади, так и со стороны вокзалов. Интерьер наземного вестибюля был решен авторами торжественно и помпезно: центральный плафон был исполнен по способу сграфитто известным художников В. А. Фаворским, стену на лестничной площадке украшало монументальное панно «Вперед к новым победам!», выполненное художником А. Т. Ивановым. Стены прямой лестницы, ведущей в подземную часть вестибюля с турникетным и кассовым залами, были облицованы светло-коричневым калужским мрамором, перила и пилястры же были изготовлены из белого полированного мрамора. Своим нарочито торжественным видом павильон, встречавший гостей Москвы из разных концов Советского Союза, был призван демонстрировать достижения и величие нового социалистического строя.

К сожалению, вестибюлю суждено было просуществовать чуть больше 15 лет: при строительстве Кольцевой линии Московского Метрополитена творение Рухлядева и Кринского было снесено, а на его месте воздвигнут огромный павильон кольцевой станции «Комсомольская», автором которого по иронии судьбы оказался А. В. Щусев, руководивший в 1930-е 2-ой архитектурно-проектной мастерской Моссовета, где трудились А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский.

Наземный вестибюль станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии (А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, 1935 г.)

Наземный вестибюль станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии (А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, 1935 г.)

Интерьер наземного вестибюля станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии (А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, 1935 г.)

Наземный вестибюль станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии (А. В. Щусев, 1952 г.)

Следующей станцией первой очереди, лишившейся своего наземного вестибюля, является носящая ныне имя «Александровский Сад» станция «Улица Коминтерна». Согласно первым проектам, на месте, которое сейчас занимает «Александровский Сад», предполагалось построить двухпутный перегонный тоннель. Однако через некоторое время было принято решение о строительстве отдельной станции и включении её в Арбатский радиус. Так как трасса уже была согласована и утверждена, а строительные работы были начаты, для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков было решено оставить станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило не вносить изменений в первоначальный проект путей. Любопытно, что станцию с боковыми платформами пришлось строить из-за требования профессора В. Л. Николаи и тогдашнего коменданта Кремля Р. А. Петерсона, настаивавших, чтобы пути под землей помещались в промежутке между Манежем и Кутафьей башней. Павильон станции, расположившийся прямо перед Государственной Библиотекой СССР им. В. И. Ленина на углу Моховой улицы и Воздвиженки, составлял единое архитектурное целое с террасами и лестницами здания библиотеки и был решен в общем с ним архитектурном духе.

Через некоторое время после открытия метро было решено встроить вход на станцию в здание строящейся на тот момент библиотеки, что и было сделано в конце 1930-х. Вестибюль , построенный архитекторами П. П. Файдышем и С. П. Лавровым, был закрыт и снесен. Сейчас на его месте находится подземный переход, ведущий на пересадочный узел станций «Библиотека имени Ленина» - «Арбатская» - «Александровский сад».

Наземный вестибюль станции метро «Улица Коминтерна» («Александровский Сад») Филевской линии (П. П. Файдыш, С. П. Лавров, 1935 г.)

Наземный вестибюль станции метро «Улица Коминтерна» («Александровский Сад») Филевской линии (П. П. Файдыш, С. П. Лавров, 1935 г.)

Интерьер наземного вестибюля станции метро «Улица Коминтерна» («Александровский Сад») Филевской линии (П. П. Файдыш, С. П. Лавров, 1935 г.)

Арбатский радиус первой очереди, начинавшийся с «Улицы Коминтерна», заканчивался в 1935 году станцией «Смоленская». Со станции были запроектированы выходы на обе стороны Смоленского бульвара, поэтому молодым архитектором С. Г. Андриевским из 6-ой проекто-планировочной мастерской Моссовета под руководством Н. Я. Колли были построены два наземных вестибюля: один в центре Смоленской площади, другой – в районе Николощеповского переулка. Главный вестибюль, стоящий в центре Смоленской площади и схожий по форме с павильоном станции «Кировская» («Чистые Пруды»), построенным учителем Андриевского Н. Я. Колли, представлял собой небольшое по размерам здание прямоугольной формы с двумя портиками по торцам, поддержанный каждый четырьмя колоннами прямоугольной формы из серого полированного гранита с базами из диорита. Небольшие размеры здания позволили автору несколько утрировать пропорции деталей мощного карниза. Продольные наружные стены этого вестибюля были решены Андриевским в виде сплошного каменного переплета. Второй наземный вестибюль, расположенный в районе Николощиповского переулка представлял собой небольшое простого объема здание со стенками в виде сплошного витража.

Так сложилось, что оба сооружения архитектора Андриевского были снесены за какие-то 15 лет. Главный вестибюль был демонтирован в 1937 году, когда в районе Смоленской площади проводились работы по расширению Садового кольца. Второй же павильон, переживший своего «брата» на десяток лет, был снесен при строительстве на Смоленской площади огромного жилого дома по проекту И. В. Жолтовского, в который был встроен новый вестибюль станции «Смоленская».

Южный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии (С. Г. Андриевский, 1935 г.)

Интерьер южного наземного вестибюля станции метро «Смоленская» Филевской линии (С. Г. Андриевский, 1935 г.)

Интерьер южного наземного вестибюля станции метро «Смоленская» Филевской линии (С. Г. Андриевский, 1935 г.)

Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии (С. Г. Андриевский, 1935 г.)

Жилой дом на Смоленской площади (И. В. Жолтовский, 1952 г.)

Последним из пяти утраченных павильонов первой очереди является сооружение проектно-планировочной мастерской Моссовета № 3 – западный наземный вестибюль станции «Парк Культуры». Прямоугольное в плане здание хороших пропорций с входным портиком из четырех квадратных колонн, облицованных полированным красным гранитом, располагалось на улице Чудовке, являющейся ныне частью Комсомольского проспекта. Боковые стены сооружения были обработаны пилястрами, все пространство между которыми образовывало световые отверстия. Торцевая стена с богато обработанными входами в верхней своей части украшалась барельефами. Интерьер наземного вестибюля был решен архитекторами Г. Т. Крутиковым и В. С. Поповым сдержанно, но с тончайшей выразительностью. Кессонированный свод придавал внутреннему пространству вестибюля легкость и воздушность, развеивая мысли пассажиров о том, что они спускаются под землю.

В начале 1950-х это сооружение постигла участь наземного вестибюля станции «Комсомольская»: на его месте был построен общий со станцией «Парк Культуры» Кольцевой линии монументальный павильон по проекту И. Е. Рожина.

Наземный вестибюль станции метро «Парк Культуры» Сокольнической линии (Г. Т. Крутиков, В. С. Попов, 1935 г.)

Наземный вестибюль станции метро «Парк Культуры» Сокольнической линии (Г. Т. Крутиков, В. С. Попов, 1935 г.)

Интерьер наземного вестибюля станции метро «Парк Культуры» Сокольнической линии (Г. Т. Крутиков, В. С. Попов, 1935 г.)

Наземный вестибюль станции метро «Парк Культуры» Кольцевой линии (И. Е. Рожин, Е. Маркова, 1952 г.)

Не так давно, меньше 10 лет назад, список потерь первой очереди Московского Метрополитена пополнился шестым павильоном. Вместе со зданием гостиницы «Москва», одним из виднейших сооружений 1930-х, был уничтожен и наземный вестибюль станции «Охотный Ряд». Время беспощадно: некоторые сооружения 1930-х уже исчезли с карты Москвы, каких-то обязательно коснется эта участь, но подробное изучение и документирование архитектуры 1930-1950-х позволит сохранить память об уникальном стиле неоднозначной, но крайне интересной эпохи.

Наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии в здании гостиницы «Москва» (А. В. Щусев, Л. И. Савельев, О. А. Стапран, 1935 г.)

Источник :http://mcmxxxv.livejournal.com...


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup:  Благодарю, в очередной раз весьма познавательно.
  • Очень, очень интересно! Спасибо :thumbsup:
  • Красота! Особо порадовало фото павильона со Сталиным. Хорошее напоминание.
  • "Кессонированный свод придавал внутреннему пространству вестибюля легкость и воздушность, развеивая мысли пассажиров о том, что они спускаются под землю." На мой взгляд, многие станции напоминают именно саркофаги или мавзолеи. :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • где меня только черт не носил наше метро самое крутое - париж лондон нью-йорк просто в стороне курят бамбук