КАК МЫ ЗАБИРАЛИ БОМЖЕЙ ИЗ ЛЕСА. СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА.2

1 1176

К нам в комплексный центр по социальному обслуживанию населения поступило обращение главы Чикаловской поселковой администрации о том, что недалеко от их поселка, в лесу живет семья бомжей. Семья состоит из трех человек. Муж, жена и дочь. Проживают они под навесом из полиэтилена. Промышляют тем, что перебирают мусор. Из мусора со свалки извлекаются либо продукты питания, либо предметы, которые можно куда-нибудь сдать, либо использовать для личных нужд (например, одежда). Предварительно муниципалы уже общались с ними и выяснили, что эти бомжики требуют от администрации КАМАЗ, на котором они хотят перевезти все свои вещи в деревню Нюхаловку на севере области, в которой есть брошенные пустующие дома. Там они (с их слов) собираются жить и заниматься сельским хозяйством.

Идею бомжиков о КАМАЗе, который отвезет их в северную деревню, мы обсуждать не будем. У нас есть примерный алгоритм действий в таких случаях. Мы связались с Железняковым, директором приюта - реабилитационного центра для бомжей, наркоманов и алкоголиков (лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации). Этот приют – некоммерческая организация, входящая в реестр поставщиков социальных услуг и являющаяся партнером нашего ведомства. Источники финансирования у неё разные (бюджет, благотворительные пожертвования, собственная хозяйственная деятельность и т.д.). Кроме того, она тесно сотрудничает с христианами церкви евангельской (пятидесятники), но детали этого взаимодействия мы знаем плохо.

Железнякову мы предварительно обрисовали известную нам информацию о данной семье бомжиков, и уточнили, примут ли их на жительство в его центре, если мы их вывезем из леса. Время было – конец сентября – начало октября. Приближались холода, и в лесу им греться будет особо негде. Согласие мы получили и поехали отрабатывать предстоящих клиентов-пациентов.

Состав нашей выездной бригады был следующий: Анна Николаевна – заместитель руководителя центра, Людмила – заведующая отделением, я – психолог, Асхат Шамильевич – водитель нашей газельки. Примерно через пятьдесят километров по трассе нас ждал глава местной поселковой администрации Покровский на своей машине. Дальше мы ехали уже за ним в лес. У одного из березовых околков мы остановились. Дальше пошли пешком. Среди деревьев мы увидели несколько то ли куч, то ли сооружений, накрытых (или обтянутых) полиэтиленом. Внутри лежали различные предметы: покрывала, одежда, металлическая посуда, какие-то хозяйственные принадлежности (или части каких-то принадлежностей), назначение которых трудно было сходу предположить. Например, там лежало около десяти пластмассовых будильников разного цвета и разной обшарпанности. Мы стояли на ветерке, поэтому особых неприятных запахов не ощущалось. Тут же подошли обитатели. Мужчина лет сорока – сорока пяти, Григорий. Его жена, такого же возраста, Татьяна. И их дочь, Лена, лет 16-17-ти, крупная. Лицо простодушное, смотрит доверчиво. Сразу же выяснилось, что она слабоумна. Разговаривать с ней не получилось. Она могла сказать только два слова подряд. Голые эмоции. Если она чувствовала, что к ней хорошо относятся, она улыбалась или хихикала. Если её что-то угнетало, она плакала и прижимала к себе какую-то большую плюшевую зверушку. Как выяснилось у Григория и Татьяны даже есть паспорта. Они оба воспитывались в психоневрологическом детском доме на севере области. Они брат и сестра. Возраст их гораздо меньше, чем я определил визуально. Жилье, которое им было выделено после детского дома, куда-то давно ушло. На краю околка и поля был вкопан дощатый столик и две лавочки. За ним мы сели разговаривать с обитателями и оформлять первичные документы. Григорий жаловался на жизнь и возмущался. Говорил быстро, отрывисто и сумбурно. Говорил, что какие-то другие, неправильные, бомжи препятствуют его налаженной деятельности и пытаются овладеть его дочкой, но он их гоняет. Мы сразу начали убеждать его переселяться в реабилитационный центр. Мол, зима на носу. Надо сперва переселиться в реабилитационный центр, там помогут восстановить недостающие документы, потом помогут определиться с местом жительства и работой. Григорий негодовал, что ему придется бросить все «вещи», на сбор которых он потратил много сил. Покровский с сарказмом спросил его: «Это хлам с помоек - твоё имущество, которое ты боишься бросить?» Григорий аж взвился весь от возмущения. Стал метаться взад-вперед, что-то бессвязное лопотать. Я попросил Покровского отойти и в сторонку и не участвовать в уговаривании обитателей. У нас же нет задачи доказать им, что они не правы. У нас есть задача заставить их сделать то, что мы запланировали. А эта публика очень обидчива и выходит из равновесия совершенно неожиданно даже для себя. Мы до них добирались два часа, и теперь всё порушить из-за одной колкой фразы – неразумно. В итоге нам удалось уговорить их принять запланированное нами решение, собрать минимум самых необходимых вещей и ехать с нами.

Татьяна понимала, что такой вариант развития очень хороший для них, но она боялась высказывать своё одобрение при Григории. А дочка их вообще, судя по глазам, счастлива была. Столько людей новых и все говорят с ней добрыми голосами (слова она всё равно почти не понимала, только интонацию). Ей разрешили взять только одну плюшевую зверушку и она её к себе прижимала.

(Асхат Шамильевич потом почти день дезинфицировал салон газельки после этих наших пассажиров).

Мы думали, что после того как семья обустроится в приюте, необходимо в первую очередь оформить все документы на Лену. У неё, как у бродячей собаки, вообще никаких документов не было никогда. Затем ей необходимо полное медицинское обследование, оформление пенсии по инвалидности и помещение её в психоневрологический интернат. Ни в каком другом виде её дальнейшая жизнь не просматривается.

Предварительно мы завезли наших подопечных в приемное отделение реабилитационного центра. Здесь необходимо немножко рассказать, как работает негосударственный реабилитационный центр и что это такое вообще.

Это НКО (некоммерческая организация) «Спасение». Основная база её расположена в деревне Красный Пахарь. Местные органы выделили им помещение бывшего детского сада. Помещение было почти полностью разрушено и НКО «Спасение» его полностью восстановила. В этом здании у них большая комната-спальная. Там располагается несколько двухъярусных кроватей (примерно пятнадцать). Кроме того есть кухня, столовая, бытовая комната, комната собраний, комната где ночует и работает миссионер. В бытовой комнате находятся сушилки, умывальники и стиральные машины. В комнате собраний находятся видеоаппаратура и предметы культа христианской веры. В комнате миссионера находится диван, письменный стол, компьютер и книжная полка. Литература художественная и христианская. В спальне только мужчины. Женщины живут в отдельном доме, метрах в пятистах. А кухня и столовая – одни на всех. Туалет и баня на улице. Там же огородик, клетки с кроликами, трактор, прицепное оборудование к нему, сельхоз-инвентарь. Во дворе дома, где живут женщины (они их называют сестры) туалет, баня, свинарники (два вида свиней – наши и вьетнамские), коровники, конюшня. А дальше участки под капусту и картошку. Есть еще несколько небольших домиков в этой деревне, которые заняты бывшими пациентами реабилитационного центра. Как правило, это люди, которым ехать особо некуда, а здесь есть заброшенные дома. Сама деревня расположена в 15-ти километрах от трассы между городом и одним из райцентров. А до города от выезда на трассу еще 60-70 километров.

НКО включено в реестр поставщиков социальных услуг. На содержание тех пациентов, которые имеют документы, оформлены согласно регламента, из бюджета перечисляются средства в сумме примерно 15 тысяч в месяц. Эти поступления составляют около 20-25 процентов доходов НКО. Кроме того НКО иногда получает гранты министерства по каким-нибудь программам. Большую помощь оказывают спонсоры. Этот источник часто оказывает помощь в натуральном виде (продукты, стройматериалы, предметы обихода). Есть доходы от собственной хозяйственной деятельности. Часть спонсорской помощи НКО передаёт нам (комплексному центру социального обслуживания населения), а мы их уже распределяем по малоимущим семьям (это в основном крупы, макароны, подсолнечное масло, сахар).

Приемное отделение находится в городе. Это помещение церкви христиан веры евангельской (пятидесятники). Там находятся какое-то время вновь поступающие в реабилитационный центр. Они проходят фрюорографию и медицинский осмотр. Затем, когда есть какая-то оказия, их переправляют в Красный Пахарь. Сразу, пока не определят состояние здоровья, везти туда людей боятся. Первый директор реабилитационного центра умер от туберкулеза, заразившись от своих обитателей.

Я спрашивал у Железнякова (директор) обязательно ли всем пациентам участвовать в религиозных процедурах. На что он ответил, что нет, никого не принуждают. Некоторые придерживаются других обрядов, некоторые -мусульмане.

Проживающие в реабилитационном центре стараются поддерживать хорошие отношения с жителями деревни. Они чистят дорогу от снега на своём тракторе, прибирают и подкрашивают всё в скверике с памятником односельчан, погибших в войне. А те, которым некуда ехать после реабилитации живут тут же (в свободных заброшенных домах) и работают у местных фермеров.

Возвращаемся к нашей истории. Привезенную из леса семью мы оставили в приёмном отделении (в городе). Там их встретили, повели мыться, переодеваться и устраиваться. Дальше мы знаем эту историю уже от Железнякова. Григорий наотрез отказался мыться. А когда ему сказали, что здесь запрещено курение и употребление алкоголя, он дико возмутился, схватил свои пожитки и ушел. Растворился в городских джунглях.

Татьяну и Лену после карантина переправили в Красный Пахарь. По рассказам директора и обитателей центра, с которыми я беседовал, им там очень понравилось. Татьяна включилась в общественно-полезный труд. Ухаживала за свиньями. Всё-таки, в чистоте, в тепле, в сытости. И окружение – доброжелательное. Плюс осознание того, что у тебя есть социальная роль. Ты не один. Есть люди, которые общаются с тобой, в чем-то помогают, в чем-то от тебя ждут помощи. То есть, ты нужен. Это повышает самооценку и, следовательно, мотивацию к преодолению житейских невзгод. И Лене всё там нравилось. Она даже пыталась помогать ухаживать за животными. Но всё это длилось не больше месяца. Появился Григорий и увёл своих женщин куда-то. Опять бродяжничать.

По подсчетам директора реабилитационного центра Железнякова (он считал только те истории, которые прошли через его НКО) процент ремиссии составляет около 30 процентов. Остальные 70 процентов возвращаются к прежней жизни, к бродяжничеству, алкоголизму и наркомании и, в конечном итоге, гибнут.

P.S. Людмила (заведующая отделением) высказывала опасения, что Григорий там в лесу живет не только со своей женой-сестрой, но и с дочерью.

https://www.razumei.ru/blog/Ma...


Языковой вопрос убивает реально, вот страшный пример

В настоящее время подразделения 1-й Танковой Армии выбивают ВСУ из Першотравневого, ежедневно занимая ранее удерживаемые врагом дома и опорные пункты в северной части поселка.В одном из таких опорных ...

Евангелие от Дарвина

Знаете, за что присуждается премия Дарвина? Многие думают, что за самую нелепую смерть, но это не точно. Премия Дарвина выдаётся тем, кто не смог продолжить свой род. Нелепая смерть – это ч...

Обсудить
  • брехни на ресурсе и так хватает