Поток вина — родник душевного покоя,
Врачует сердце он усталое, больное.
Потоп отчаянья тебе грозит? Ищи
Спасение в вине: ты с ним в ковчеге Ноя. (Омар Хаям)
Восприятие — вот главное мерило ценностей в искусстве. Мы любуемся картиной, которую нарисовал художник, и у нас возникают определённые эмоции, которые влияют на настроение. Взаимоотношения человека с вином похоже на его взаимоотношения с искусством.
Вино, как и произведение искусства, воспринимается индивидуально. Каждый человек испытывает свои неповторимые ощущения, которые нельзя применить к другому человеку, чувствующему иначе. Цвет, запах, вкус одного и того же вина каждый воспринимает по-своему, точно так, как каждый видит в картине что-то своё, соотнося её со своим жизненным опытом и характером.
Никакой другой напиток в мире не вызывает столько споров и пересудов. Практически каждая страна утверждает, что именно она является родиной забродившего виноградного сока, а те, кто не претендует на пальму первенства, считают, что только они умеют делать «настоящее» вино.
Археологи не могут дать однозначный ответ на вопрос «кто, где и когда изобрел вино?». Очевидно, что уже 8-10 тысяч лет назад люди знали культурный виноград Vitis Vinifera, ели его плоды и пили его сок. По крайней мере, сохранились черепки глиняных сосудов с остатками винного напитка, а первые графические и текстуальные свидетельства существования вина датируются 4 тысячелетием до нашей эры.
История происхождения вина - тема отдельной статьи. В данном посте хотелось бы поговорить и посмотреть на взаимоотношение вина и искусства.
На картинах художников разных эпох часто изображается гроздь винограда и вино в стакане, рюмке, бочке или бутылке. Вино появляется на портретах и в натюрмортах, на абстрактных полотнах и в жанровых сценах. Самые красивые пейзажи связаны с виноградниками. Самые прекрасные любовные истории редко обходятся без сопровождения этого напитка. Благородство вина передаётся персонажу, который позирует с бокалом, у него появляется стать и осанка. На некоторых картинах вино присутствует незримо, о нём можно судить по поведению людей, его вкусивших.
Если вино относится к художнику свысока, то он пытается дотянуться до его величия. Если вино заискивает перед художником, то мастер снисходит до него. Чаще всего вино и творец выступают на равных. В любом случае, между живописцем и вином устанавливается гармоничная связь, где каждый является антиподом другого, и в то же время его логичным продолжением.
Художники разных стилей и направлений понимали, что бокал, графин или бутылка вина являются выгодными объектами с точки зрения цветовой насыщенности и игры света, а кроме того, с помощью вина можно метко и иносказательно выразить весь спектр человеческих эмоций: страсть или робость, дерзость или слабость, грусть или оптимизм.
Обратимся к натюрморту эпохи импрессионизма*. Его последователи провозглашали высшей ценностью не следование классическим приёмам перспективы или соблюдение оптических законов, а само впечатление от картины. На полотнах импрессионистов активным началом выступает воздух и свет, а предметы — лишь его носители. Вот почему на картинах объекты часто теряют очертания и словно растворяются в пространстве.
Эдуард Мане стоял у истоков импрессионизма. В жанре натюрморта он был непревзойдён. Он видел красоту в обычных предметах и умел её передать так, чтобы у всех захватило дух. Пустой бокал в натюрморте «Рыба» заманчиво прозрачен, и кажется, что через несколько мгновений он будет заполнен из рядом стоящей бутылки, оплетённой лыком как кьянти, и картина оживёт, и начнётся гастрономическое действие. А главную роль, конечно, будет играть вино, которое пока сокрыто от глаз в недрах бутылки, как невидим для зрителя артист перед началом спектакля.
Вино и веселье для любого художника — понятия неразделимые. И даже среди тех, кто нам хорошо известен и никогда не был причастен к воспеванию винной темы, мы с удивлением замечаем признаки этого влияния. Например, мало кто знает, что знаменитый маринист Айвазовский написал полотно изображающий обыденность - «Возвращение со свадьбы»:
Без насмешек или преувеличений перед зрителем возникает живой образ семейной пары, где муж пытается отвести руку с заветной бутылкой подальше от жены. В этой-то бутылочке и заключён источник веселья, и поэтому эта маленькая деталь становится главным акцентом в картине, активной точкой, вокруг которой разворачивается всё остальное действие.
Если мы произносим фамилию художника Кустодиев, то перед глазами встаёт нетленное «Чаепитие в Мытищах». Образ «кустодиевских» барышень давно стал синонимом румяных девиц, сдобных и пышущих здоровьем, из тех, что «кровь с молоком».
От русского живописца Бориса Михайловича Кустодиева мы предвкушаем увидеть что-нибудь к чаю, как вдруг на его картине со свойственным художнику названием «Сладости» появляется нетипичный образ. Рюмка. Что в ней? Сотерн? Мускат? Токай? Этот вопрос останется навсегда открытым.
Натюрморт Константина Алексеевича Коровина «Рыбы, вино и фрукты» жизнерадостен, в нём убедительно звучит чувственное восприятие мира. Тень от бутылки с красным вином определяет настроение, подчиняя его лучу света, проходящего сквозь бутылочное стекло и оживляющего всё остальное пространство.
Белое вино в натюрморте Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Бокал и лимон» сравнивается с солнцем с помощью изображения чётких радиальных заломов-лучей, собравшихся на скатерти вокруг ножки бокала. Автор нашумевшего «Купания красного коня» в этом натюрморте умудряется вывести на поверхность философский и художественный психологизм, проявляющийся даже в изображении простых предметов.
Наши современники тоже не обходят в своих произведениях винную тему, продолжая традиции лучших мастеров кисти всех времён и художественных течений.
В их портретах, натюрмортах и в жанровых сценах можно увидеть образы, которые рождает бокал вина. Чаще всего художники изображают красное вино, в цвете которого можно выгодно передать страсть, энтузиазм и вдохновение. Картины Виктории Кирдий и Марии Каминской называются одинаково просто: «Красное вино», но способы выражения совершенно разные.
Полотно Людмилы Скрипченко «Брызги красного молодого вина» похоже на живопись авангардистов, а винная тема в творчестве Леонида Афремова, Александра Сигова и Сергея Минаева звучит настолько по-разному, что картины сложно сравнить.
Вино на полотнах художников — это изумительная красота мира, это гармония с природой, это воплощение темперамента и жизнелюбия.
Множество художников обращалось, обращается и будет обращаться к теме вина, и будем надеяться, что лучшие полотна нам ещё предстоит увидеть.
Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий —
Всем здравомыслящим вино разрешено! (Омар Хаям)
Пост подготовлен с использованием материалов сайта winestyle
P.S. А. А. Блок. Незнакомка («По вечерам над ресторанами...»)
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino Veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Озерки. 24 апреля 1906
Оценили 47 человек
86 кармы