Тайное и явное

2 2019


Цели и деяния сионизма. Спустя 44 года этот фильм актуален как никакой другой!


Год выхода: 1973

Центральная студия документальных фильмов

Режиссер: Б. Карпов

Сценарист: Д. Жуков

Продолжительность: 1:26:27

История создания и невыхода в прокат фильма «Тайное и явное»

Фильм «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов.» был создан в начале 70-х годов по поручению Политбюро ЦК КПСС и при содействии КГБ СССР. В нем были использованы киноматериалы Госфильмофонда СССР, Государственного архива кинофотодокументов СССР, Центрального телевидения и зарубежной кинохроники, представлены документы и факты потрясающей разоблачительной силы о целях и деяниях сионистов в мировой истории и политике.

Фильм был показан представителям общественности – научной и творческой интеллигенции, а также высшим партийным руководителям. Однако показ в широком прокате был отложен, а позднее, уже в период “перестройки”, почти все напечатанные копии его были уничтожены.

Руководителям страны не хватило политической воли.

Фильм был восстановлен по случайно сохранившейся копии в 1999 году.

ИСТОРИЯ НЕВЫХОДА ФИЛЬМА В ПРОКАТ

Предлагаю Вашему вниманию историю противодействия выходу этого фильма в прокат со стороны кагала времен СССР, основанную на архивах ЦК КПСС.

Рекомендую обратить особое внимание на то, какие именно поправки предлагали внести в фильм советские евреи.

В начале 70-х, когда международный сионизм слишком поднял голову, терпению Политбюро пришёл конец, и оно спустило в Центральную студию документальных фильмов заказ на полнометражный публицистический фильм, разоблачающий происки сионизма и, в первую очередь, против СССР.

Работу над фильмом поручили русским авторам: сценаристу Дмитрию Анатольевичу Жукову, режиссёру Борису Леонидовичу Карпову и оператору А.Киселёву. Те с жаром – слишком много собственных “сионистов” окружало их на студии – взялись за дело. Объездили все, какие только могли, архивы, в том числе несколько европейских, и чёрным по белому впервые в советском кино доказали, какой вред несёт сионизм делу строительства в СССР, делу мира во всём мире.

Но, не успели они закончить монтаж «Тайного и явного» (так конспиративно назвали фильм вместо первоначально откровенного – «Империализм и сионизм»), как в Лиховом переулке, где находилась студия, поползли разговоры об их «откровенно антиеврейском заговоре». А когда те, кто об этом догадывался, узрели готовый фильм, их возмущению не было предела. От имени всех смело выступил знавший Л.Брежнева по войне лауреат Сталинской премии оператор Соломон Коган. Который и доложил Генеральному секретарю о “безобразии”. (РГАНИ, ф. 5, оп. 63, ед. хр. 233).

“Дорогой Леонид Ильич! Обращаюсь к Вам как к человеку, который знает меня с первых дней Отечественной войны. По Вашему заданию вместе с М.Трояновским мы отправились в осаждённую Одессу, где до последнего дня снимали героическую оборону города. По Вашему же представлению Трояновский и я были награждены за съёмки обороны Одессы боевыми наградами.

43 года я беспрерывно работаю на Центральной студии документальных фильмов. Студия стала моим родным домом. А мне горько, что приходится обращаться к Вам, а в Вашем лице в Ленинский центральный комитет по поводу фильма «Тайное и явное», созданного на нашей студии.

Не национальные чувства движут мною, а долг коммуниста и гражданина нашей многонациональной Родины. Фильм «Тайное и явное» – подарок сионисткой пропаганде, клевещущей на наш Союз Братских республик.

Не говоря уже о том, что в фильме использованы кадры гитлеровских антисемитских картин, весь фильм проникнут духом чуждой нам идеологии, после него создаётся впечатление, что сионизм и евреи – это одно и то же.

Я считаю, что необходимо создавать фильмы, разоблачающие сионизм, империализм, расизм, но делать это надо с классовых позиций, руководствуясь марксистско-ленинской идеологией.

Отдельные критические замечания, которые высказывались на обсуждении фильма, безоговорочно пресекались руководством студии (возглавляемым В.Сёминым (русским)) и консультантами фильма (тоже поголовно русскими).

Фильм «Тайное и явное» неоднократно демонстрировался на студии для коллектива и посторонних лиц, создавая крайне нездоровую обстановку. На студии известно, что фильм смотрели в вышестоящих инстанциях, однако его подлинную оценку руководство скрывает от коллектива.

Как могли руководители студии поручить создание такого ответственного фильма недостаточно опытному режиссёру Карпову, судя по фильму, далёкому от марксистско-ленинского мировоззрения!

Как мог появиться такой черносотенный фильм в стенах студии, которая награждена самыми высокими правительственными наградами – орденом Ленина и Красного Знамени, на студии, которая создала столько замечательных фильмов о славном боевом пути нашего народа, нашего государства с первых дней Великого Октября.

Я считал своим долгом – коммуниста и советского гражданина – написать Вам это письмо.

С уважением,

Соломон Коган

7 августа 1973 г.

…Неизвестно, как близко принял Леонид Ильич к сердцу негодование своего фронтового “друга”. Но уже через 9 дней заместитель председателя Госкино В.Баскаков оправдывался перед ЦК:

“К созданию фильма «Тайное и явное» привлечены творческие работники, зарекомендовавшие себя предыдущими фильмами. Режиссёр Борис Карпов окончил ВГИК, поставил «Слово о русской матери» (Приз Московского международного фестиваля), «Сергей Есенин» (Приз Всесоюзного кинофестиваля), «Атомное пламя» – о И.Курчатове (Премия Ленинского комсомола).

Вот таким «недостаточно опытным» и «далёким от марксистско-ленинского мировоззрения» был на самом деле режиссёр картины!

“Студия и авторы фильма ясно представляли трудности, с которыми придётся столкнуться, работая над фильмом об идеологии и практике международного сионизма. Уже с самого начала создания фильма отдельные творческие работники выражали неприятие самой идеи и темы этой картины. Ещё не готов был даже первый вариант фильма, а в западной прессе уже появилась тенденциозная информация о нём.

Группе приходилось проявлять максимальную осмотрительность и осторожность, чтобы не давать повода для обвинений в антисемитизме. Памятуя о сионистской идеологической установке, объявляющей антисемитизмом саму борьбу с сионизмом, студия и авторы пользовались только документальными материалами. Первый вариант фильма имел недостатки. Госкино не счёл возможным принять его и вернул фильм на студию для серьёзной доработки. Авторы приняли эти замечания и продолжают работу над фильмом.

В. Баскаков

16 августа 1973 г.

Ещё две недели спустя, 30 августа, Отдел культуры ЦК, куда поступило письмо В.Баскакова, докладывает, как ему положено, Политбюро, как оно отреагировало на гневное письмо фронтового “друга” Леонида Ильича:

“«Кинооператор ЦСДФ С.Коган критикует созданный на студии публицистический фильм «Тайное и явное»».

Затем пересказывает практически соображения В.Баскакова о трудностях создания первого антисионистского фильма и заканчивает:

«Тов. Коган приглашался в Отдел культуры ЦК, и с ним проведена соответствующая беседа.

Зав. отделом культуры ЦК З.Туманова.

Зав. отделом секции кино А.Камшалов.

Однако через два месяца, 2 ноября, от доведённых до отчаяния неизвестностью судьбой картины и своей собственной трёх его авторов, на имя Л.И.Брежнева, А.Косыгина и М.Суслова поступает письмо:

“В соответствии с решением высших инстанций 2 года назад ЦСДФ поручила нашей группе работу над фильмом о подрывной антикоммунистической, антисоветской деятельности сионизма.

5 месяцев назад мы завершили работу над фильмом «Тайное и явное», раскрывающим расистскую шовинистическую идеологию и агрессивную практику международного сионизма.

Казалось бы, актуальность темы диктовала немедленный просмотр фильма в Комитете по кинематографии, а при необходимости и в других инстанциях и принятия соответствующих решений о судьбе картины: либо срочного выпуска её на экран, либо не менее срочных, по мере необходимости, переделок.

К сожалению, этого не произошло. Лишь через полтора месяца после отправки фильма в Комитет (то есть после письма С.Когана Л.Брежневу и соответственного запроса Генсека) оттуда пришло сообщение, что из фильма в обязательном порядке должны быть исключены некоторые острые эмоциональные эпизоды и что он должен быть сокращён до 7-8 частей.

Группа выполнила эти требования, которые, как нам сказали в Комитете, были выдвинуты более высокими инстанциями. Фильм был сокращён до 8, сделано более 50 купюр.

В конце августа фильм «Тайное и явное» вновь был отправлен в Комитет на утверждение.

2 сентября на имя директора ЦСДФ было получено письмо от начальника Главного управления Комитета тов. А Сазонова (работник Отдела агитации и пропаганды ЦК), в частности, о том, что «в данном варианте режиссёр и автор учли пожелания и замечания» и что при исключении ещё двух фрагментов «Управление считает возможным принять фильм «Тайное и явное» на всесоюзный экран».

Авторы выполнили и эти требования, и в начале октября студия отправила фильм в Комитет в полной уверенности, что работа, наконец, завершена.

Но несмотря на чрезвычайные события на Ближнем Востоке и усиливающуюся деятельность сионистов, фильм так и не появился на экране. Более того, спустя 3 недели после настойчивых просьб группы решить вопрос о выпуске картины Комитет 26 октября с.г. известил студию, что требует новых значительных сокращений и переделок фильма.

Что же происходит? Как это понимать?

В своё время сценарий был принят, пройдя ряд инстанций, вплоть до ЦК КПСС. Все замечания и предложения были учтены. Работа проходила при содружестве с компетентными консультантами из МИДа, КГБ, Академии наук.

Нам стало известно, что уже после принятия студией “немого” (т.е. без дикторского текста) фильма начались попытки определённых лиц опорочить авторов. Их письма в дирекцию были справедливо осуждены партийными инстанциями. Нам также стали известны утверждения этих лиц, что фильм не выйдет на экран, а когда он был сделан, они откровенно заявляли, что в лучшем случае картина будет переделываться бесконечное количество раз.

В процессе переделок группе, конечно, пришлось поступиться творческими принципами. Изъятие ряда эпизодов, разоблачающих звериную фашистскую идеологию сионизма, уже ослабило боевую направленность фильма.

Новые распоряжения о сокращении фильма выявляют определённую закономерность – нарастание требований об уничтожении его остроты. И конца этому не видно. И это в то время, когда во всём мире ширится отпор проискам сионистов.

Наш фильм целиком основан на фактах, опубликованных в советской печати. В нём в образно-публицистической форме раскрывается сионизм как орудие империализма в его глобальной борьбе и подрывной идеологической работе против СССР и всей мировой социалистической системы, «работе, направленной на расшатывание социалистических режимов изнутри» из решения Израильской компартии.

Поэтому трудно понять, почему столь необходимый обличительный кинодокумент до сих пор не может выйти на экран.

По отзывам работников Комитета и студии фильм правдив, он волнует, заставляет думать.

Значит, существуют другие причины, из-за которых народ не может увидеть фильм. Для нас совершенно очевидно, что причины эти носят искусственный характер и создаются теми, кто хотел бы ослабить борьбу нашей Компартии против сил международного сионизма.

Приходится только сожалеть, что в Комитете по кинематографии этого, по-видимому, не понимают и затягиванием выпуска фильма льют, по существу, воду на мельницу тех, кто не заинтересован в раскрытии правды о сионизме.

Мы просим внимательно отнестись ко всему изложенному и дать указание о выпуске фильма на экран.

Сценарист Д.Жуков

Режиссёр Б.Карпов

Оператор А. Киселёв

31 октября 1973 г.

Авторы письма настроены так решительно, что тут же предупреждают Отдел писем ЦК:

“Настоятельно просим позаботиться, чтобы наше письмо было прочтено адресатами, поскольку речь идёт о деле огромной политической важности. В случае отказа выполнить нашу просьбу ждём, что нас срочно известят об этом, и тогда будут найдены другие пути доставки письма адресатам.

«Уважаемые товарищи» из отдела писем ЦК проникаются, видимо, важностью того, о чём пишут авторы фильма, и доставляют письмо именно тем, кому оно адресовано. Неизвестно, как после письма С.Когана реагирует на письмо первый из них, а последний, М.Суслов, то ли от себя лично, то ли от всех троих пишет П.Демичеву и В.Шауро: «Просьба обратить внимание на письмо т.т.».

Внимание на письмо «т.т.» обращается, и теперь Центральному Комитету по запросу Демичева или Шауро рапортует не В.Баскаков, а сам Председатель Госкино Ф.Ермаш, недавно сменивший А.Романова, при котором запускался антисионистский фильм:

“При просмотрах фильма в Госкино авторам неоднократно давались поправки принципиального характера. Последняя редакция фильма значительно продвинулась вперёд. Однако фильм всё ещё требует серьёзной работы. При остром и доказательном разоблачении реакционной сущности международного сионизма фильм всё ещё содержит налёт антисемитизма, что совершенно недопустимо.

Кроме того, фильм непомерно затянут (8 частей) и требует существенного сокращения.

В ноябре с.г. в Москве Госкино с авторами и руководством ЦСДФ проведена подробнейшая беседа. Учитывая важность и актуальность фильма, студии предложено затянувшуюся работу над фильмом завершить в кратчайшие сроки.

В настоящее время эта работа проводится в соответствии с “Заключением”, которое прилагается.

20 декабря 1973 г.

“Заключение” написано тем же А.Сазоновым, который несколько месяцев назад потребовал от авторов 50-ти и ещё двух купюр для окончательного утверждения фильма.

“В картине неоднократно подчёркивается, что сионисты в своей работе используют антисемитизм как дымовую завесу, прикрывающую их тайные цели, и всячески пытаются представить, что малейшая критика сионизма является антисемитизмом.

Именно поэтому, чтобы фильм в своём пропагандистском значении не оказался бумерангом, он во всём должен быть абсолютно точным и не давать повода для обвинения его авторов в антисемитизме. Отдельные части фильма, недостаточно продуманные, могут привести к этому.

Прежде всего следует полностью исключить вступление, начиная со скульптуры “Лаокоон” символизирующей человечество, обвитое щупальцами мирового сионизма и религиозный ряд. По этим же мотивам невозможен финал фильма. Он предельно жесток и неумолим, ассоциируя сионизм с мертвящей паутиной и червяками, опутывающими древо жизни. Но противопоставлено этому нечто пассивно-библейское – облака и первозданная природа, а не призыв к борьбе против пятой колонны империализма.

Необходимо исключить эпизод с толпой возле московской синагоги, поскольку этот же эпизод, но с другими комментариями содержится в фильме «Паутина».

Следует исключить все кадры и дикторский комментарий с антиеврейской направленностью. Это искажает политическую сущность фильма.

Неправомерно использованы в качестве подзаголовков ленинские цитаты, так как прямое отношение к теме фильма имеет только первая.

Нет также необходимости приводить цитату из работы К.Маркса «К еврейскому вопросу» о мирском культе евреев.

Не следует подчёркивать, что сама еврейская религия призывает евреев уничтожать все другие национальности. А как быть с неверующими евреями? По фильму это обвинение распространяется и на них.

По этим же мотивам следует исключить цитирование Священной книги евреев, призывающей к тому же.

Нельзя Ленский расстрел в 1912 году относить к обвинению сионизма только потому, что владельцем приисков был еврей Гинзбург. То же самое произошло бы и при капиталисте другой национальности.

Не надо ставить Троцкого в один ряд с сионистами. Троцкий был антиленинцем и впоследствии контрреволюционером, но никогда не был сионистом.

Исключить кадры морального разложения искусства и молодёжи, которые приписываются исключительно одному – сионизму. Подобное присуще не столько сионизму, сколько капиталистическому образу жизни вообще.

Резко сократить чехословацкий эпизод, так как нельзя сводить всё, что произошло в тот период в Чехословакии, исключительно к проискам сионистов.

ЧАСТНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Неудачно сказано: бывший прогрессивный писатель Артур Миллер еврей.

Неудачна формулировка: Ротшильды формируют общественное мнение Франции, в их руках пресса, радио и т.д.

Неправильно сформулировано: «Мы не могли получить вразумительного ответа от французских рабочих о сионизме».

Вряд ли правильно сказано о де Голле, на которого ополчились сионисты. Не надо цитировать высказывания Черчилля об организации государства Израиль.

Нельзя допускать перебора в вопросе связей фашизма и сионизма, Гитлера и еврейских капиталистов.

Надо убрать слова о «раковой опухоли» применительно к государству Израиль.

И вот, за 3 дня до конца 73-го, чтобы уж закончить его на положительной ноте, Отдел культуры рапортует в ЦК сначала о неудовлетворении авторов фильма в их письме от 2 ноября. Потом об ответе Ф.Ермаша на это. И наконец от себя:

“В настоящее время работа над фильмом завершена. Замечания Госкино учтены, фильм готовится к выходу на экран. Ответ авторам письма сообщён в Госкино.

З. Туманова

А. Камшалов

27 декабря 1973 г.^

Но фильм так и не вышел на экран.

А вот, что по поводу этого фильма евреи думают в 2007 году:

Настоящая причина создания фильма была в войне Судного дня, начавшейся в 1973 году со внезапного нападения Египта и Сирии на Израиль, когда Израиль был вынужден воевать с арабскими государствами, одновременно напавшим на него. Несмотря на то, что СССР активно помогал военными инструкторами и боевой техникой Египту и Сирии, Израиль смог не только отбить атаку, но и занять существенные территории агрессоров. Более 11 тысяч арабов погибло на полях Войны Судного дня, но пало и свыше 2.500 израильтян. Но СССР обвинил в агрессии как раз Израиль и добился признания в ООН сионизма равным фашизму. Голосование было организованно в купе с представителями арабских государств. Отменили это решение лишь в 1993 году. Работу над «архиважным фильмом» поручили «архирусским авторам»: сценаристу Д.Жукову, режиссёру Б.Карпову и оператору А.Киселёву. Те с жаром – взялись за дело. Объездили все, какие только могли, архивы, в том числе несколько европейских, и «принялись доказывать», какой вред несёт сионизм делу строительства коммунизма в СССР. При этом не гнушаясь использовали пропагандисткие фильмы нацистов времен гитлеровской Германии. Совершенно «забыв», как пострадал еврейский народ в годы второй мировой войны. И закрыли глаза на сам факт Холокоста. Бог им судья, но мы с вами можем теперь судить о том, что СССР не был таким уж добрым и интернациональным государством. Раз с ведома и указания руководства снимались такие фильмы, что затмевали собой пресловутую геббельсовскую пропаганду…



Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...