• РЕГИСТРАЦИЯ
Дмитрий Петров
7 января 2018 г. 17:14 13057 82 45.58

Вся власть собору/ Как 100 лет назад церковь отделялась от государства

2017 год был годом непростых столетних юбилеев. О двух русских революциях вспоминали, боясь сказать что-то лишнее: настолько большая часть нашей современной жизни определяется событиями тех лет, что порой проще промолчать. Сказанное в полной мере относится и к юбилею Поместного собора Русской православной церкви, восстановившего патриаршество, создавшего модель независимого от государства церковного управления и подготовившего массу проектов, которые помогают церкви существовать в меняющемся мире. В том, что этот собор — главное событие русской церковной истории XX века, сомнений нет. Но размышлять о том, насколько идеи собора реализованы сейчас, мало кому хочется. Слишком уж к неприятным выводам могут привести такие размышления.

«Пусть от моего имени разгонят этих попов…»

Современному человеку сложно понять, почему в дореволюционной России идея созыва Поместного собора считалась крамольной, а реализовать ее удалось только после Февральской революции. Начинать придется издалека.

25 января 1721 года Петр I подписал манифест об учреждении Духовной коллегии, которая вскоре стала называться Святейшим правительствующим синодом. Создание этого органа подчиняло русскую церковь государству. Синод, хотя и состоял из архиереев, управлялся не патриархом, а обер-прокурором, светским чиновником, представителем царя. Формально главой Синода был император. В зале заседаний находилось специальное кресло, на котором он должен был восседать. И пусть это кресло всегда пустовало, месседж был вполне понятен: русская церковь подчинена императорской власти, а сам император незримо присутствует на заседаниях.

Императорское кресло в зале заседаний Синода напоминало его членам, что император незримо присутствует в зале и следит за их действиями

Фото: МАММ / МДФ

Ненормальность прямого подчинения церкви государству была очевидна многим. Правда, впрямую об этом предпочитали не писать, опасаясь обвинений в антигосударственной деятельности со всеми вытекающими последствиями. Лишь в середине XIX века публицисты из славянофилов начинают осторожно указывать на, мягко говоря, сомнительное устройство системы церковного управления. К началу XX века об том было написано уже довольно много, однако о сколько-нибудь серьезном изменении ситуации речи не было до 1905 года.

17 апреля 1905-го Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Документ коренным образом менял религиозную ситуацию в стране. Первый пункт его гласил: «Отпадение от Православной Церкви в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий». Представители всех христианских конфессий теперь получали право свободной миссионерской деятельности. То есть если раньше инославный проповедник, обращающийся с проповедью к православным, нарушал закон, то теперь государство отказывалось от прямой защиты православия. Тайные старообрядцы могли больше не скрывать своих убеждений, принявшие православие по каким-либо корыстным мотивам или же под давлением получали право вернуться в прежнее вероисповедание.

Государство устранялось от защиты православия. Это означало, что православной церкви нужно было учиться защищать себя словом, не рассчитывая на силовую поддержку.

При этом, в отличие от всех остальных религиозных организаций России, православная церковь была подчинена государству. Громоздкая бюрократическая машина регламентировала и направляла каждый ее шаг. Если раньше издержки государственной опеки компенсировались оказываемой силовой господдержкой, то теперь поддержки не стало, а бюрократические ограничения сохранились. Реформа системы церковного управления была необходима.

Об этой необходимости дружно заговорили все — и либералы, и охранители. Первые — по зову сердца, а вторые — потому, что тогда им казалось: идея церковных реформ исходит от государства. А для русского консерватора воля государства священна. Однако обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев не верил, что церковная организация способна самоуправляться, и считал, что силовые структуры решают проблемы духовенства успешнее, чем сами священники. Показателен в этом отношении случай, описанный в воспоминаниях начальника Петербургского охранного отделения Александра Васильевича Герасимова. В 1905 году на квартире известного петербургского священника Философа Николаевича Орнатского (ныне причисленного к лику священномучеников) должно было состояться организационное собрание священников, которые предполагали создать что-то вроде профсоюза. Охранное отделение не хотело допускать этого мероприятия, но, поскольку приход полиции к почтенному протоиерею грозил скандалом, Герасимов решил обойтись без полицейских с шашками и позвонил Победоносцеву, попросив того повлиять на свободолюбивых священников. «Пошлите полицию и казаков,— ответил обер-прокурор.— Пусть от моего имени разгонят этих попов… Я возразил,— пишет далее Герасимов,— указывая, что такого рода действие вызвало бы настоящую бурю в прессе… И я рекомендовал послать синодского чиновника, который мирно распустит собрание. Победоносцев настаивал. Но ему пришлось все же прислать своего чиновника на квартиру Орнатского». Этот эпизод демонстрирует, до какой степени глава Ведомства православного вероисповедания верил в действенность силовых решений и не верил в то, что люди могут договориться.

Для того чтобы противостоять реформаторским тенденциям, Победоносцев разослал всем правящим архиереям русской церкви вопросник. Архиереи должны были высказать свое отношение к церковным реформам. Этот ход казался беспроигрышным. Победоносцев не сомневался, что традиционалистски настроенный и законопослушный епископат единогласно выскажется против каких бы то ни было нововведений. А поскольку, согласно древней традиции, коллективное мнение епископов можно считать мнением всей церкви, вопрос о реформах был бы закрыт.

Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев был уверен в том, что епископат выскажется против церковных реформ, но архиереи высказались за преобразования
Фото: Сергей Львович Левицкий

Но вышло иначе. Подавляющее большинство русского епископата поддержало идеи перемен. Причем не просто поддержало: ко многим ответам были приложены многостраничные проекты необходимых реформ. Ответы архиереев еще продолжали приходить, когда последовала отставка Победоносцева. В конце 1905 года Николай II поручил митрополитам Санкт-Петербурга, Москвы и Киева начать подготовку к проведению Поместного собора.

Единственная законно избранная институция

Реформу должно было подготовить Предсоборное присутствие, экспертный орган, которому предстояло выработать правила работы собора. Весь 1906 год профессора духовных академий, историки и богословы обсуждали будущее русской церкви (изданные материалы, посвященные их работе, составили пять объемных томов). Однако император как-то охладел к идее созыва собора, поэтому всё спустили на тормозах. Церковную реформу отложили на неопределенное время. 

Восстановление патриаршества и проведение собора вошло в число тех преобразований, которые общество ожидало, а правительство не спешило проводить, так что активная подготовка к собору началась лишь после Февральской революции.

Созвать собор стало возможно только после Февральской революции
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Состав Синода был обновлен. На первом послереволюционном заседании члены Синода попытались продемонстрировать независимость церкви от государства и вынести вон царское кресло. Кресло оказалось привинченным к полу…

Основной задачей нового Синода была подготовка долгожданного собора. Предстояло решить, как организовать его работу. Самым спорным оказался вопрос о том, у кого из членов собора будет право решающего голоса. Ответ на этот вопрос не был очевидным. С одной стороны, церковная организация — институт иерархический, и решения здесь вроде бы должны принимать только епископы. Да и в древней церкви священники и миряне присутствовали на соборах без права решающего голоса — или как заместители епископов, или же как эксперты. С другой стороны, время демократических перемен, на которое пришлась подготовка к тому Поместному собору, вносило свои коррективы. Сторонники полноправного участия в соборе священников и мирян говорили, что сам принцип соборности реализуется именно в совместном действии епископов, клириков и мирян, что соборность — это догматическое свойство церкви. И хотя сторонники полного равенства победили, лишать епископов возможности контролировать принимаемые решения все-таки не хотелось. Поэтому все решения собора утверждали присутствующие на нем епископы. Корректировать решения они не могли, но обладали правом вето.

Следовало также добиться того, чтобы на соборе присутствовали представители всех значимых групп населения страны. Проще всего было с архиереями — все главы епархий становились членами собора автоматически. Точно так же по должности попадали на собор наместники крупных монастырей: всероссийский монашеский съезд избрал членов собора от монашествующих. Общественно значимые институты (университеты, армия, Академия наук, духовные академии, Государственная дума и др.) также имели право послать на собор своих представителей. Но большинство участников избиралось при помощи достаточно продуманной системы трехступенчатого голосования. Сначала приходы избирали выборщиков, затем собрание выборщиков выбирало членов епархиальных собраний, а участники епархиальных собраний выбирали делегатов собора (каждую епархию представлял один епископ, один священник и один мирянин). В конце июля — начале августа выборы прошли на всей территории страны, и было избрано более 500 членов собора.

Общины, имеющие право присылать на собор своих делегатов, проводили общие собрания для их выборов. Монахи выбирали своих делегатов на Всероссийском монашеском съезде
Фото: Фото из собрания А. Кравецкого

Таким образом, собор оказался единственным в новой России органом, выборы которого прошли с соблюдением всех формальных процедур и ни у кого не вызвали нареканий.

Спустя три месяца, когда проходили выборы в Учредительное собрание, сопротивление большевиков не позволило соблюсти процедуру на всех избирательных участках. И церковь оказалась единственным общественным институтом, которому после Февральской революции удалось в масштабе страны провести демократические выборы.

«В Успенском соборе тоже есть русская стена плача — пустое патриаршее место…»

Собор созывался не как парадная институция, утверждающая заранее подготовленные решения, а как рабочий орган, определяющий, как будет развиваться русская церковь
Фото: Wikimedia Commons

Собор начал работу 15 (28) августа 1917 года и закончил в сентябре 1918-го, проведя 170 пленарных заседаний и не поддающееся подсчету количество заседаний отделов, подотделов, комиссий и т. д. Сказать, что эти цифры впечатляют,— ничего не сказать.

Это единственный в российской истории Нового времени церковный собор, который действительно готовил и обсуждал свои решения.

Все последующие соборы успевали исчерпать свою программу в течение нескольких дней. Они не обсуждали решения, а лишь утверждали подготовленные заранее документы.

Основным вопросом, ради которого был созван собор в 1917 году, стал выбор формы управления Русской православной церковью. Подчинения государству больше не было, но не было и привычки к свободе. При этом идея восстановления патриаршества, упраздненного Петром I, вызывала достаточно серьезные возражения. В России 1917 года парламентаризм и коллегиальность были куда более популярны, чем идея единоличного управления. Многим казалось, что патриаршество и соборность несовместимы, что сама идея не соответствует духу времени. Противники патриаршества боялись, что власть одного человека чревата случайностями и произволом, что будущее за коллективным управлением. И аргументы эти, скажем прямо, выглядели более убедительными и рациональными, чем аргументы сторонников патриаршества.

Однако эмоциональный перевес был как раз у сторонников патриаршества. Во-первых, привлекательна была сама идея персонификации церковной власти. Как точно заметил один из участников дискуссии, любить коллегию нельзя, а любить патриарха можно. Во-вторых, большинство членов собора видели в уничтожении патриаршества Петром I прекращение нормального развития русского православия. Казалось, что восстановление патриаршества даст возможность «отмотать назад», вернуться к тому моменту, когда церковь не была столь жестко подчинена государству. «Есть в Иерусалиме стена плача,— говорил на одном из заседаний собора архимандрит Иларион (Троицкий).— Приходят к ней старые правоверные евреи и плачут, проливая слезы о погибшей национальной свободе и о бывшей национальной славе. В Москве в Успенском соборе тоже есть русская стена плача — пустое патриаршее место. Двести лет приходят сюда православные русские люди и плачут горькими слезами о погубленной Петром церковной свободе и о былой церковной славе. Какое будет горе, если и впредь навеки останется эта наша русская стена плача! Да не будет!» Дискуссия о патриаршестве была долгой, бурной и эмоциональной. Когда читаешь стенограмму, кажется, что перед тобой готовая пьеса, которую можно было бы поставить в документальном театре. Мнения разделились почти поровну, и решение было принято с небольшим перевесом. На заседании присутствовало 246 человек, то есть чуть более половины списочного состава собора, из которых 146 проголосовали за восстановление патриаршества, 112 — против и 12 человек воздержались. Символично, что это голосование проходило под грохот пушек, из которых большевики обстреливали Московский Кремль, где оборонялись юнкера.

Решение о восстановлении патриаршества было принято, когда в Москве шли уличные бои
Фото: Mary Evans / DIOMEDIA

Восстановление патриаршества не означало, что патриарх получит всю полноту власти. Основным органом церковного управления был не патриарх, а Поместные соборы, которые предполагалось созывать регулярно: малые — раз в три года, а большие — раз в десять лет. Кроме того, при патриархе действовало два коллегиальных органа, один из которых занимался вероучительными, каноническими, литургическими, а другой — хозяйственно-административными вопросами. Чего-чего, а «церковного самодержавия», которым пугали противники патриаршества, здесь не было.

Новоизбранный патриарх пользовался огромной популярностью
Фото: МАММ / МДФ

Любопытной была процедура избрания патриарха. Сначала все члены собора подавали записки с именами претендентов на патриарший престол. Выбирали трех кандидатов, из которых патриарх выбирался при помощи жребия. Таким образом пытались свести к минимуму интриги и закулисную борьбу, а окончательный выбор предоставить Божьей воле.

Традиция и современность

Учреждение патриаршества — самое известное, но далеко не единственное решение собора. Было выпущено более 50 определений, посвященных самым разнообразным вопросам — от роли женщин в церковной жизни до учреждения особого праздника, посвященного русским святым, от поводов для развода до правил церковного проповедничества. Сюда следует добавить десятки проектов, которые подготовили, но не успели обсудить. Практически все они отвечали на один общий вопрос: как такой традиционалистский институт, каким является церковь, может существовать в стремительно меняющемся мире?

Например, может ли приход сам выбирать священника, или же его всегда назначает епископ? В дореволюционной практике ни о какой выборности духовенства речь не шла. Однако после Февральской революции приходы получили право избирать священников. Собору же предстояло решить, является ли это благом или злом. Вопрос не был простым. С одной стороны, хорошо, когда приход имеет возможность выбрать священника, который близок по духу прихожанам и знаком с местными условиями. Однако минусов все-таки было больше. Прежде всего в дело вмешивались деньги. Поскольку прихожане брали на себя обязательство содержать священника, соблазн выбрать того, кто попросит меньше денег, был велик. В итоге малообразованный священник оказывался предпочтительнее имеющего хорошее образование, а бездетного предпочитали многодетному. В итоге собор сделал шаг назад: согласно принятому положению, приход мог просить епископа назначить того или иного священника, но окончательное решение оставалось за епископом.

Любопытно, что решения собора, связанные с демократизацией церковной жизни, были очень осторожными: эйфория, вызванная Февральской революцией, прошла. В ситуации хаоса и начала Гражданской войны страх анархии был очень силен. Потому, всячески поощряя активность мирян, собор старался противостоять центробежным тенденциям и укреплять централизованную церковную организацию.

Огромный блок законопроектов был связан с повседневной церковной жизнью. Благодаря соборным определениям заметно расширилось участие женщин в церковной жизни. Собор дал женщинам право занимать различные должности в приходе (вплоть до церковного старосты).

Теперь женщины могли работать во всех епархиальных, просветительских и благотворительных организациях, а также исполнять обязанности псаломщика. Сейчас, сто лет спустя, эти права кажутся абсолютно естественными, но тогда это звучало вполне революционно.

В советское время это решение собора принесло огромную пользу. В ситуации государственных гонений на церковь именно женщины определяли жизнь приходов, они же в те времена составляли подавляющее большинство прихожан. Женщины исполняли административные функции, вели переговоры с властями, сопротивлялись закрытию храмов, пели и читали во время богослужений.

Многие законопроекты касалось богослужебной практики и того, как она соотносится с реальной жизнью. Например, если совершать богослужения без пропусков, так, как положено, то церковная служба займет большую часть дня. В начале века преподаватели Киевской духовной академии решили в порядке эксперимента отслужить «идеальную всенощную», без пропусков и сокращений, что заняло 7 часов 50 минут (в обычной практике всенощная продолжается 1,5–2 часа). Собор выработал рекомендации, как сократить богослужение, соотнеся время службы с возможностями людей, но при этом не изуродовать службу сокращениями, не нарушить общий смысл. Кроме того, был подготовлен законопроект, разрешающий совершать богослужение на русском языке, разработана программа охраны памятников старины, создания церковных музеев… Однако большую часть этих проектов не успели обсудить.

Большевики понимали, что православная церковь пользуется большим авторитетом, и видели в ней конкурента

Осенью 1918 года, когда завершилась третья сессия собора, уже было понятно, что провести четвертую не удастся: большевистское правительство национализировало церковную казну, и на продолжение работы просто не было денег. Члены собора разъезжались по домам, надеясь в обозримом будущем продолжить работу. Но это будущее так и не наступило.

Сквозь юбилейный глянец

Несмотря на то что церковные типографии были национализированы, собор смог издать несколько томов стенограмм своих заседаний, а также сборник принятых решений. Приходским уставом, который подготовил собор, активно пользовались эмигрантские церковные общины.

Но в Советской России о соборе было известно очень мало. Его архив оказался в спецхране, а тома деяний стали огромной библиографической редкостью — ни в одной библиотеке мира не было полного комплекта этих материалов.

Принимая основные решения, собор исходил из того, что церковь будет существовать в демократической России, а не при большевистской диктатуре. При большевиках было невозможно организовать ни правильную жизнь прихода, ни коллегиальные органы при патриархе, ни многое другое из нововведений. Поэтому о соборе если и вспоминали, то только в связи с восстановлением патриаршества. Об остальных темах, которые на нем обсуждались, широкая аудитория ничего не знала. Какие-то обрывки информации удавалось извлечь из мемуаров и слухов. Порой они оказывались совершенно фантастическими. Мне, например, когда-то попал в руки номер «Газеты для всех» за 1918 год, где среди обсуждаемых на соборе значились вопросы «о возможности посещения театров и кинематографов, о воспрещении вдовым священникам иметь прислугу моложе 60 лет… о табакокурении и пьянстве, об игре в карты с интересом и без интереса, о занятиях спортом (рыбная ловля, катание на коньках, рысаках, в автомобилях и на аэропланах), об игре в лапту, крокет, городки и на граммофоне». Понятно, что ничего подобного собор не обсуждал, но при отсутствии достоверных сведений подобные газетные курьезы легко принимались на веру.

Впрочем, при большом желании какую-то информацию все-таки можно было найти. В собраниях крупнейших библиотек попадались отдельные выпуски материалов собора. Очень хорошо помню, какое ошеломляющее впечатление произвело на меня чтение некоторых стенограмм где-то в середине 1980-х. Общего контекста дискуссий я тогда не знал, поэтому впечатлило меня не содержание, а уровень дискуссии, готовность слушать оппонента, возможность диалога между людьми разного социального положения и образовательного уровня. А потом грянула перестройка, материалы собора были переведены из Спецхрана, их стали публиковать. В эйфории начала 1990-х казалось, что теперь, когда свобода опять наступила, идеи собора будут реализованы. Но в один поток нельзя войти дважды. Документы собора создавались в иную эпоху и в иной исторической ситуации. Их невозможно использовать в качестве непосредственного руководства к действию. Что имеет смысл заимствовать, так это культуру дискуссии и способность спокойно, достойно и доброжелательно говорить о сложных и спорных вещах. Но этому трудно научиться.

Пятая часть участников соборных заседаний (108 человек) погибла насильственной смертью, 47 членов собора канонизированы
Фото: pravoslavie.ru

В процессе изучения материалов собора выяснилось еще одно немаловажное обстоятельство. 108 человек (пятая часть участников соборных заседаний) погибли насильственной смертью. На самом деле, скорее всего, погибло еще больше людей — о судьбе многих членов собора у нас нет сведений.

Александр Кравецкий.

___________________________________________________________________________

Дорогие друзья! Комментарии к статье носящие оскорбительный либо провокационный характер в отношении Православия в целом и Церкви в частности, будут сразу удаляться, а авторы баниться. Просьба к воинствующим атеистам, богохульникам, язычникам, сатанистам и т.д.- пожалуйста, не тратьте свое и мое время, проходите мимо.

Христос Воскресе!

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы вспоминаем события «кровавого воскресенья» 1905 года… В этот день в Петербурге революционерами была осуществлена кровавая провокация, которая стала сигналом к началу революции 1905 г. Это подлое антигосударственное выступление было организовано в то время, когда шла тяжелая война с Японией, когда русские солдаты гибли на сопках Манчжурии. Орга...
    -->
    78
    venator furens 19 января 23:47

    Противобольшевицкие выступления в "Красной" губернии. к 100-летию закрытия уездных Ч.К.

    В советское время бытовал мем: Иваново-Вознесенск - третья (после Питера и Москвы) пролетарская столица. Здесь и первый Совет появился - ещё в 1905 году. И в 1917 году Советская власть была установлена здесь аж на месяц с лишним раньше, чем в Питере и Москве. Иваново-Вознесенск с окрестными фабричными посёлками давал львиную долю добровольцев со стороны "красных" на ф...
    -->
    472

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы вспоминаем день Переяславской Рады — день воссоединения Великой и Малой Руси… Переяславская рада В этот день — 8 января 1654 года, на площади в Переяславе открылось собрание представителей малороссийского народа, созванное по инициативе гетмана Богдана Хмельницкого, на котором было провозглашено воссоединение Малороссии с Московской Русью. Э...
    -->
    285
    sugochka 20 января 15:53

    Предтеча евразийского духа

    Предтеча евразийского духаО "Степной дилогии" М.-Х.СулеймановаИнтересно все же, сколько я книг прочитал на своем веку о Чингисхане? На ум приходят Ян, Кара-Даван, Чивилихин, Калашников, Кекилбаев, Досжан, Адибаев… всех сразу и не вспомню. Добавьте сюда книги научно-исследовательского характера. И еще недавнюю дурную перепалку о Чингисхане наших доморощенных сарбазов. ...
    -->
    549
    Скарлетт 18 января 21:30

    От Брестской унии до Томоса

    Не отменить ли нам решения Переяславской рады от 8 (18) января 1654 года? Город Переяслав-Хмельницкий вскоре будет «декоммунизирован», и ему вернут историческое название Переяслав. Такой законопроект находится на обсуждении в Верховной раде Украины. В пояснительной записке к документу отмечено, что «слово “Хмельницкий” было добавлено в 1943 году властями...
    -->
    460

    Этот день в Русской истории

    Сегодня, в праздник Собора 70-ти апостолов, мы вспоминаем русскую писательницу и общественную деятельницу Е.Р.Дашкову… Екатерина Романовна Дашкова Сегодня мы вспоминаем видную общественную деятельницу и писательницу екатерининской эпохи княгиню Е.Р.Дашкову, скончавшуюся в 1810 году.Екатерина Романовна Дашкова родилась 17 марта 1743 года и была дочерью ...
    -->
    447

    Кровавые традиции иудейского сатанизма (обновлено)

    «Настанет день, когда для всех народов, среди которых живут евреи, вопрос об их поголовном изгнании станет вопросом жизни или смерти, здоровья или хронической болезни, мирного жития или вечной социальной лихорадки» Ференц Лист Тема будет тяжелая и для чтения и для просмотра, но будем стремиться добывать знания...
    -->
    713

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы вспоминаем графа В.В.Орлова-Денисова… Василий Васильевич Орлов-Денисов Точная дата смерти героя Отечественной войны 1812 года генерала от кавалерии, графа Василия Васильевича Орлова-Денисова к сожалению неизвестна. По некоторым данным он скончался 3/16 января 1843 года.Он родился в 1775 году в семье атамана Войска Донского, а в 1801 г. получ...
    -->
    660
    Vladimir NN 13 января 19:57

    Ель в Новый Год.

    Много публикаций и в интернете о том, как на Руси появилась традиция украшать ёлку в праздник Нового Года. А вот истоки, почему именно хвойным деревьям, ёлке и сосне уделили больше внимания, чем другим деревьям в этой части евразийского материка, они не открывают. В общем, замысел данной публикации обратить взор читающих эту тему на древо насажденое при...
    -->
    422
    Донбасс Русь 12 января 21:41

    Термин "Российская Церковь" в старопечатных книгах Киева 1619-1661 гг.

    Мы продолжаем знакомиться со старопечатными книгами России. В этой статье попробуем выяснить как предки киевлян называли свою Православную Церковь - "Российской" или "Украинской"? Все нижеприведенные книги напечатаны в типографии Киево-Печерской Лавры в период 1619-1661 гг. ...
    -->
    555

    Армия 1916 года глазами "прапорщика юного"

    Черепанов А. И. Поле ратное мое. — М.: Воениздат, 1984. — 304 с., ил. — (Военные мемуары). / Литературная редакция М. Ф. Лощицаhttp://militera.lib.ru/memo/russian/cherepanov_ai/01.htmlШтабс-капитан делает выбор1916 год — держим фронт под Ригой. Люди и нравы царской армии. <...>О многом я уже рассказал в своих вышедших книгах. Теперь пришло вр...
    -->
    662

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы вспоминаем видных русских консерваторов Р.А.Фадеева и А.С.Стишинского…Сегодня день памяти видного военного и общественного деятеля, одного из заметных национальных теоретиков Ростислава Андреевича Фадеева, который скончался 29 декабря 1883 г. Ростислав Андреевич Фадеев Р.А.Фадеев родился в Екатеринославе 28 марта 1824 г. в старинной дворянск...
    -->
    674
    Anatoly Kakurin 11 января 10:46

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСОЗНАННОЙ ДУХОВНОСТИ

    Понятие духовности возникло в недрах религии.Основоположником учения о духовности является апостол Павел. Он родился в малоазийском городе Тарсе в богатой иудейской семье, получил прекрасное образование в школе Гамалиила (это очень "круто" по тем временам),изучал не только Моисеев закон, но также и языческую литературу, особенно греческую.Писательская деятельность Пав...
    -->
    686

    О возрождении после попущения

    Дар любви (книга о семье Соколовых) Глава III "... И из начальников многие уверовали в Него" Ин. 12.42 http://www.russdom.ru/oldsayte/sokol/dar/3/3_8.html Татьяна Владимировна Калнина В день памяти св. благоверного князя Александра Невского, 6 декабря 1999 г., произошла моя последняя встреча с отцом Феодором.К тому времени мы - Общественное ...
    -->
    592

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы чтим память священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, а также вспоминаем Великую княгиню Екатерину Павловну… Священномученик епископ Никодим (Кононов)  Будущий епископ Никодим (Кононов) родился в 1872 г. в Архангельской губернии в семье священника и в миру звался Александром Кононовым. В 1892 г. он поступил в Санкт-П...
    -->
    749
    sugochka 9 января 18:53

    Кто убил Олега Маркеева?

    Олег Георгиевич Маркеев, погиб в 2009 году в Санкт-Петербурге в расцвете сил при невыясненных обстоятельствах. Ноутбук писателя исчез. В произведениях автор за остросюжетном жанром камуфлировал серьёзные знания о тайных обществах, спецслужбах, государственных секретах. Основные произведения Олега Маркеева посвящены деятельности тайного русского общества ...
    -->
    9382
    sugochka 9 января 16:01

    Книга "Секретные алмазы Сталина"

    В книге «Секретные алмазы Сталина» освещается практически не изученная до сих пор тема – добыча алмазов заключенными ГУЛАГа и операции советских спецслужб и внешнеторговых организаций с алмазами и бриллиантами в 1930–1950 годах. Сергей Горяинов, известный российский эксперт по алмазному рынку, отыскал и проанализировал сотни секретных документов из рос...
    -->
    1106

    Этот день в Русской истории

    Сегодня день памяти священномученика Тихона, архиепископа Воронежского… Священномученик ТихонСвященномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 г. в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Образование он получил в Новг...
    -->
    1016
    valerongrach 8 января 09:36

    Неплохой мужик и правитель, у которого была наглая и очень умная жена

    Этот правитель оказался на троне большой страны на Рождество, 25 декабря по старому стилю (5 января по нынешнему). Он был умен, остроумен, честен и доверчив.За то время, которое он успел провести на троне, он успел: Закрыть тайную сыскную службу Начал отбирать церковные земли в государственную собственность Разрешил свободную внешнюю торговлю ...
    -->
    1412
    Солдат-Матрос 8 января 01:05

    Пятая лавра земли русской: Судьба донбасского монастыря как пример воли Господней

    Главная православная святыня Донбасса сегодня, как и другие храмы и монастыри УПЦ МП, оказалась под угрозой захвата и неминуемого запустения. Однако за годы существования Свято-Успенской Святогорской лавры такое случалось с монастырем не раз, но всякий раз он переживал возрождениеВ 1931 году старый путейский рабочий из Славянска, что в Донбассе, Сергей Иванович Кудиен...
    -->
    1167

    Архив закрыт, все ушли на политический стриптиз

    О расстреле семьи Романовых. Елена Съяноваhttp://www.krasnoetv.ru/node/28787 Что на самом деле известно историкам о расстреле семьи Романовых? Кто конкретно это сделал и как это произошло? О чем можно судить по имеющимся документам? Почему до сих пор закрыты архивы? Современная версия расстрела как публицистика и домыслы.Елена Евгеньевна...
    -->
    1207

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы вспоминаем освобождение Софии русскими войсками… Шипка – памятник-музей русским и болгарским воинам, павшим в боях за освобождение Болгарии В этот день, 23 декабря (5 января) 1877 г. русские войска освободили Софию, столицу Болгарии, от турецкого владычества. В конце ноября 1877 г. победа Русской армии в битве под Плевной положила начало осв...
    -->
    951
    Константин 4 января 22:53

    Иисус - политик. Поэтому святой.

     Здравствуйте, друзья. Сейчас я посмотрел на ютубе видео Исторического Вольнодумца:  В этом видео автор выдвигает смелую версию: наши храмы - это ни что иное как места собрания местной общественности для решения насущных задач - парламенты, если перевести на современный лад. Посмотрел я и призадумался. Ведь совсем недавно, 19 декабр...
    -->
    748

    Этот день в Русской истории

    Сегодня мы вспоминаем издателя В.В.Комарова и педагога К.Д.Ушинского…Сегодня день памяти видного издателя и общественного деятеля Виссариона Виссарионовича Комарова, скончавшегося в 1907 году. Виссарион Виссарионович Комаров Он родился в 1838 г. в дворянской семье. Комаров стал профессиональным военным, дослужился до чина полковника и до должности нача...
    -->
    954

    Этот день в Русской истории

    Сегодня, в день памяти Святителя Петра, митрополита Московского, мы вспоминаем петербургского градоначальника В.Ф. фон-дер Лауница… Святитель Петр, митрополит Московский Будущий Святитель Пётр родился на Волыни от благочестивых родителей. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл его матери Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12...
    -->
    1103
    sugochka 3 января 22:21

    Наследник Троцкого

    На телеканале «Звезда» Сергей Медведев в передаче «Загадки века» поднял тему ликвидации право-троцкистского блока. Между строк посыл следующий: Сталин - кровавый тиран, убивший сотни тысяч людей, а все обвинения, которые легли в основу уголовных дел против право-троцкистов вымышленные. Вот так! Разумеется, заказывать передачу, однозначно оправдывающую деятельность пре...
    -->
    1771
    Красные Идеалы 2 января 22:05

    5 цитат Ленина, которые невероятно актуальны в настоящее время

    Читая труды Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, довольно часто ловил себя на такой мысли: "Стоп, так это же они описывают нашу действительность!". Сегодня хочу познакомить вас с частью цитат Владимира Ильича, которые как никогда актуальны на данный момент.Цитата первая: Удивительно, но в современном мире происходит все тоже самое. З...
    -->
    2618
    sugochka 2 января 17:33

    Вчера - троцкизм, сегодня - путинизм.

    Троцкист — это не коммунист (как бы он ни пытался доказать обратное). Троцкист — это оппортунист, ведущий свое происхождение от меньшевиков и «примиренцев»-соглашателей еще времен РСДРП. Троцкизм, как и любая мелкобуржуазная идеология, характерен резкими колебаниями, — от «ультралевой» фразы, — до соглашательства с правыми и капитуляции перед ними.Если человек называе...
    -->
    1175
    Андрей Хаустов
    27 декабря 2018 г. 07:33

    "Дева Мария - принцесса Иудеи". Часть 10. Саломея - та, которая сестра Ирода

    Саломею, сестру Ирода принято называть Старшей для того, чтобы не путать с другой более известной ее тезкой — правнучкой Саломеей, исполнившей роковой танец и в награду потребовавшей голову Иоанна Крестителя.Согласно хроникам Иосифа Флавия и Петра Коместора прабабка Саломея жила на несколько десятилетий позже того времени, которое отведено ей по традиционным представл...
    -->
    828
    Denis 19 декабря 2018 г. 12:32

    Откуда появились пророческие религии.

    Авраамические религии, Буддизм, Зороастризм, родились практически одномоментно с точки зрения исторического процесса. Все они тесно связаны с царствами, на которые распалась Персидская Империя после завоевания Александром Македонским.Персидская Империя наследовала эллинистическую культуру Египта в полном объёме. Все правители Персии - египетские фараоны. Герб Персии н...
    -->
    1892
    Константин 19 декабря 2018 г. 00:20

    Христос - великий политический деятель прошлого, обогнавший своё время.

     Здравствуйте, друзья. Я продолжаю размышлять об Иисусе Христе, о мифе про него, которым нас старательно потчуют проповедники множества конфессий-сомнамбул, старательно избегающих живого человека в мессии. Иисус - обычный смертный. Давайте исходить, что Иисус был обычный смертный и не выделялся какими-то сверхспособностями. Я не хочу даже вспоминат...
    -->
    2126
    sugochka 17 декабря 2018 г. 10:02

    "ХОТЬ ПО ДЕСЯТЬ ЦЕРКВЕЙ НА ЧЕЛОВЕКА ПОСТРОЙТЕ – НЕ ПОМОЖЕТ!

    Главная опора капитализма – обыватель. Разрушая социализм, наши враги делали главную ставку на обывателя, на его жадность, примитивность и эгоизм. И теперь, стараясь помешать возрождению социализма, буржуазия снова опирается на обывателя – на его глупость, необразованность и неумение думать. У буржуазии, поливающей грязью социализм, стала популярна одна такая грубая и...
    -->
    5118
    sugochka 16 декабря 2018 г. 14:56

    Многовековые духовные скрепы РПЦ - венчание гомосексуалистов

    А что же касается, собственно, заявления о том, что на Руси издавна женщины были с мужчинами, а мужчины с женщинами. Вот тут я хочу поправить госпожу Исинбаеву и многих вообще защитников православных ценностей, потому что как раз Русь в этом отношении отличалась очень неправильной репутацией на Западе. И, вот, исключительно все западные путешественники ...
    -->
    1867
    Андрей Хаустов
    12 декабря 2018 г. 21:31

    Дева Мария - принцесса Иудеи. Часть 7. Двое сыновей или кто из них Агнец?

    Отсутствие в канонических евангелиях упоминаний о тридцати годах, проведенных Христом до начала пророческой миссии в Иудее, заставляет обращать внимание на любые другие источники информации.Живописные полотна мастеров Возрождения, как было уже показано в предыдущих статьях, часто содержат такие биографические данные, которые отсутствуют даже в апокрифических текстах.Х...
    -->
    3655
    Хандусенко Свет Христов
    12 декабря 2018 г. 11:24

    «Убит агентом Ватикана»: 70 лет памяти протопресвитера Гавриила Костельника

    20 сентября 1948 года, выходя из львовского храма Преображения Господня, был убит пламенный борец за единство Русской Церкви отец Гавриил КостельникАвтор: Тюренков МихаилКатолическая сутана, препоясанная широким поясом – «фасцией», римский воротничок – «колоратка» и гладко выбритое лицо. Глядя на фотопортрет протопресвитера Гавриила Костельника, никогда...
    -->
    1000
    Ангел Эммануил 4 декабря 2018 г. 14:54

    Если в чем и можно упрекнуть Сталина,так это в том,что он был слишком добр и постоянно стремился к справедливости.

    Второе падение Константинополя: как Запад разжигает войну в православном миреСпецкор «КП» Дарья Асламова пообщалась в Греции с теологами и верующими, чтобы понять, почему политика для Фанара стала важнее веры - Ты думаешь, церковь – это мир тишины, благочестия, святых помыслов, где все совершается медленно и степенно? Нет! Это море страстей, ненависти, зависти, борьбы...
    -->
    782
    Хандусенко ХРОНОГРАФЪ
    27 ноября 2018 г. 10:49

    Этот день в Русской истории

    Сегодня, в день памяти императора Юстиниана Великого, мы вспоминаем графа П.Д.Киселева и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)… Император Юстиниан Император Юстиниан — один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права, создатель православной государственной идеологии, строитель собора Св. Софии в Царь...
    -->
    1628
    Наталья Агеева 26 ноября 2018 г. 22:44

    Два вида священства

    Давид Вилкерсон. СВЯЩЕНСТВО САДОКАПервая Книга Царств повествует нам о безымянном пророке, который пришёл к Илию с ужасно неприятным сообщением. Этот неизвестный человек произнёс удивительное пророчество, и оно имеет отношение ко всему, что мы видим происходящим в церкви сегодня. Это такое слово, которое много открывает о мёртвых, безжизненных, безбожных служителях и ...
    -->
    1694
    Михаил Зарезин Петрович
    24 ноября 2018 г. 11:52

    Эсперанса у врат вечности

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5304536.htmlПатриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов после Литургии в домовом храме Свято-Тихоновского университета18 ноября 2018 г. 23:18 <...>Сегодня мы вспоминаем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, с которым это место тесно связано и в своей истории, ...
    -->
    1310

    Михайлов день 21 ноября «Храм Архангела Михаила»

    В среду, 21 ноября, православные отмечают Михайлов день в честь архангела Михаила, который считается предводителем небесных сил. Этот день также считается именинами всех Михаилов. Я писатель, а ты читатель! Я записываю свои мысли, а ты читаешь, то, что тебе нравится. В данном случаи то, что я пережил! Я не друг, не брат, не хахаль, не пастырь, не пр...
    -->
    1621
    АЛЬТАИР 19 ноября 2018 г. 19:45

    Рембрандт. Иуда возвращает 30 сребреников

    Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669).Картина Рембрандта «Иуда возвращает 30 сребреников» считается первым шедевром мастера. На момент её завершения художнику было всего двадцать три года. И абстрагируясь от эмоционального содержания, можно увидеть, что юный мастер вложил уйму труда в технику исполнения и разработку композиции, которую менял уже во вре...
    -->
    2205
    Крестьянин Свет Христов
    18 ноября 2018 г. 12:46

    СЛЕДЫ ИМПЕРИИ: БОРИС ГОДУНОВ

    При нём впервые на Патриарший престол Святой Руси взошёл митрополит Иов, Патриаршее достоинство которому было присвоено лично Вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года. При нём Россия фактически стала центром Православного мира. Он укрепил российскую государственность, и соседи были вынуждены уважать и считаться с интересами России. На юге страны старания...
    -->
    2812
    ss69100 13 ноября 2018 г. 20:50

    Кто и зачем фальсифицирует Пушкина?

    Сколько же вреда нанесла и продолжает наносить русской культуре христианская церковь! Оказывается, попы переделывают тексты А.С. Пушкина не только в наше время, но грешили этим ещё в начале прошлого века. Сравните сами начало сказки Пушкина о царе Салтане издания Анненкова 1855 года и любого современного выпуска.Посмотрел в имеющемся дома издании ОГИЗ 1949 года -...
    -->
    5089
    Солдат-Матрос 12 ноября 2018 г. 21:05

    Херсонес Таврический: самый древний православный город России

    В этой истории много символизма и нерусских имен. Начнем с главного – первые археологические раскопки в Херсонесе Таврическом приказал провести в 1825 году командующий Черноморским флотом, шотландец по крови Алексей ГрейгВпрочем, таких неожиданностей в этой истории, как и в целом в истории Крыма, ставшего перекрестком многочисленных международных дорог, очень много.Об...
    -->
    1658
    Vladimir NN 9 ноября 2018 г. 10:42

    Лукоморье. (из цикла 34.55)

    Египет. Земля фараонов, которые с юношеских лет зная о бренности человеческой плоти собирали материальные блага, чтобы с ними переселится в иной мир. И ведь некоторым фараонам это удалось. Их тела в золотых саркофагах и по ныне путешествуют по миру.По представлениям древних египтян, земная жизнь человека не заканчивалась смертью и служила подготовкой к великому п...
    -->
    3884
    Михаил Зарезин Петрович
    4 ноября 2018 г. 11:49

    Церковь и революция

    Большевики - звери, церковь за царя и прочие перестроечные мифыИсторик Николай Сапелкин исходит из того, что ложь о положении церкви в нашей стране в годы революции и гражданской войны пагубна в первую очередь для самой современной церкви. .. Церковь была на стороне монархии. Церковь занимала активную контрреволюционную позицию ...
    -->
    1708
    Андрей Хаустов
    3 ноября 2018 г. 11:40

    Дева Мария - принцесса Иудеи. Часть 6. Двое сыновей или еще больше трэша

    Шестая часть исследования станет отличаться еще большим количеством религиозного угара. Я заранее соглашаюсь с теми комментаторами, которые назовут содержимое этой статьи бредом.Итак, сразу выкладываю карты на стол и формулирую следующее предположение: "Иоанн Креститель был единоутробным братом Христа". Это кажется невозможным с точки зрения христианской догматики. Но...
    -->
    4229
    Anatoly Kakurin 3 ноября 2018 г. 17:40

    БОГИ РОССИИ

    Боги Священных писаний ...
    -->
    2184
    Gordon Freeman 2 ноября 2018 г. 18:08

    БесогонTV «Смертельный вирус "ЗЖЖ" и его симптомы»

    В новом выпуске авторской программы «БесогонТВ» Никита Михалков предлагает поговорить о том, как низменные человеческие желания могут изменить ход истории и нарушить покой миллионов людей. Почему происходит церковный раскол, и является ли он внутренней проблемой церкви? Как усилиями фактически трех человек проводится попытка разрушить единство православного мира? Каки...
    -->
    1218
    Андрей Хаустов
    31 октября 2018 г. 12:07

    Дева Мария - принцесса Иудеи. Часть5. Вручение младенца в руки другой женщине

    Изобразительные сюжеты о Деве не ограничиваются известной сценой, когда та держит на руках младенца Христа. На иконах и "светских" полотнах можно встретить много чего разного. Есть, например, совсем уж странный с точки зрения привычного представления о рождественских событиях эпизод... вручения младенца в руки другой женщине!В предыдущей части рассказывал о возмо...
    -->
    4628
    Андрей Хаустов
    27 октября 2018 г. 12:54

    Дева Мария - принцесса Иудеи. Часть 4. Смерть

    Наверное, это в сценарии прописано, чтобы юная принцесса, не успев подержать на руках своего божественного сына, немедля покидала этот мир. В театре под названием вся наша жизнь роль Девы исполнила и весталка Рея Сильвия, от бога Марса родившая Ромула, имя которого до сих пор носит Вечный город. Сыграла в этом амплуа и царица Майя, умершая на восьмой день после появле...
    -->
    4024
    Хандусенко Свет Христов
    26 октября 2018 г. 21:45

    Революция - враг России

    1 мая 1919 года Лениным было дано секретное председателю ВЧК Дзержинскому указание с таким требованием «великого гуманиста»: «попов… арестовывать, как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше» .Одичание «революционных масс» достигло тогда немыслимых форм; причем архиереев и священников чаще всего уби...
    -->
    2463

    Церковный беспредел Константинопольского патриархата

     Синод Русской православной церкви (РПЦ) 15 октября с.г.  в ответ на действия Константинопольской православной церкви и ее предстоятеля патриарха Варфоломея по присвоению автокефалии раскольническим церковным структурам на Украине в понедельник принял решение разорвать все отношения с Константинополем. Этот шаг, о котором ранее неоднократно предупреждали иер...
    -->
    2923
    a-media 11 октября 2018 г. 17:18

    Медвежья горгулья

    Вот такую штуку увидал на кровле  нового храма в честь святого преподобного Сергия Радонежского. Удивился. Где это видано,чтоб так водометы  оформлялись? Разве что у  латинян. Любили они подобные готические навороты. А тут - храм хоть и новый, но выполненный в строгих традициях Владимиро-суздальской школы, той самой, что дала нам и Георги...
    -->
    2092
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика