Очень грустная ситуация. Старое пытаются переписать и переделать на новый лад, а нового, чистого и светлого ума нет сотворить. Вот из-за таких метаморфоз не хочется смотреть многие, новые постановки и портить свои старые воспоминания. Но ещё грустнее от того, что неясно, как это можно исправить, ведь они так воспитаны, а людей не переделать в одночасье.
Стоит услышать фразу Новое видение, новое прочтение - все, это значит, поломают, извратят. Осовременивать классику - это значит отрывать её от исторических реалий, в которых жили герои произведений. Они ведь и говорили, и мыслили не так, как мы. Даже походка, жесты и мимика были другими. Поэтому в осовремененной классике, налицо фальшь, переходящая в вульгарность.
Юрий Соломин:
– Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения и превращают Аркадину в шлюху, Раневскую в наркоманку, а Глумова – в человека, который лезет бабам под юбку. Нельзя подминать классику под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому.
Рахманинов, Глинка, Чайковский написали так, как написали, в этом выразилась их личность, их душа. Уважайте их, попробуйте понять, а это не так уж просто!
Во-первых, классика потому и классика, что она по сути своей не стареет. А во-вторых, из любого произведения театр обязан выуживать современные смыслы. Это можно делать с душой, тактом, пониманием. И не важно, что на сцене герои одеты на старорусский манер и обитают в бревенчатых домах или дворцах с колоннами. Гораздо важнее другое. Зритель с тонким слухом обратит внимание на текст:
«Нас куда-то ведут, мы куда-то идем, но никто не знает, куда нас ведут и зачем мы идем». При грамотной режиссерской интерпретации эта фраза может прозвучать очень актуально – как отражение, например, общественных настроений. Но во многих постановках этот текст почему-то «промахивается» – режиссеры сегодня, словно не замечают этой фразы, а ведь она ключевая.
Ставить классику и подминать ее под себя – воля ваша, но это изнасилование, и оно должно караться как уголовное преступление. Простой пример. В усадьбе Рахманинова Ивановка Тамбовской области директор хранит сад, который видел великого композитора. В пруд запустил несколько килограммов мальков. Но едва на берегу появился горе-рыболов с удочкой, директор, не вызывая охраны, сам выбежал к пруду и… сломал рыболову удочку. И он прав, ведь защищал не столько рыбу, сколько национальное достояние, каким является рахманиновский пруд.
То же должно быть и в отношении классических пьес: этот репертуар надо свято беречь, ведь произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Чехова – вершины литературы, без которых немыслима духовность нации.
Оценили 5 человек
11 кармы