«Святая троица» Байер-Миллер-Шлёцер и по сей день у любого патриотично настроенного гражданина вызывает зубовный скрежет — как же, проклятая немчура исказила нашу с вами историю, чтоб им пусто стало. Ну, да, первым придал научное оформление норманской теории Байер в своей работе «О варягах» следом появляется «Происхождение народа и имени российского» Миллера и окончательно версия о том, что до прихода скандинавов восточные славяне не знали государственности как таковой формируется в работах Шлёцера «Опыт анализа русских летописей», «Нестор» и Томсена «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства».
Читал ли кто из наших ура-патриотов эти работы? Вряд ли… Но, хотя бы поинтересоваться, на чём они основывали свои выводы, можно же было.
Небольшой ликбез.
Итак, сочинение автора Феофила Сигефра Беера «О варягах»: «От начала Руссы, или Россияны владетелей Варягов имели. Выгнавшиж оных, Гостомысл от славенского поколения, правил владением, и ради междусобных мятежей ослабевшим, и от силы Варягов утдененным. По его совету Россияне владетельский дом от Варягов опять возвращили, то есть: Рурика и братьев».
Ничего не напомнило? Ну, как же…
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси».
Считается, что основой для написания «Повести временных лет» послужила хроника Георгия Амартола, дополненная Нестором. Как бы там ни было, ясно одно: автор ПВЛ — христианин. Зная, как яростно христианский мир сражался с язычеством и как люто ненавидели те же византийцы руссов, можно ли полагаться на достоверность изложенного в «Повести»? Интересный вопрос, правда?
На Руси издавна во всём виноваты стрелочники. Вот и были назначены на роль «козлов отпущения» господа немецкие историки: «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведёт он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню: и понесёт козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев, 16:19).
Ну, да Бог с ними…
Интересно другое. Почему столь популярная и поныне теория (скорее гипотеза) получила название норманской?
Вот за что я люблю Википедию, так это за её «детскую» непосредственность: «Норманская теория (норманизм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами)».
Слово лангобарду Лиудпранду из Павии — историографу, дипломату, епископу Кремоны, дважды побывавшему в Константинополе, первый раз как посланник короля Беренгариуса I (948 или 950 гг.), второй — как посол императора Оттона I (963 г.): «Habet quippe (Constantinopolis) ab aquilone Hungarios, Pizenacos, Chazaros, Rusios quos alio nos nomine Normannos appelamus, atque Bulgaros nimium sibi vicinos» (Pertz, Monumenta German. Histor. Scriptores, III, p. 277).
На русском это звучит примерно так: «С севера ближайшие соседи Константинополя: венгры, печенеги, хазары, русы, которых мы называем норманнами и их соседи болгары, которых очень много».
Даже исходя из этого коротенького отрывка можно понять: 1) норманнами* в Византии именовали всех, кто располагался севернее империи; 2) среди прочих, русы названы ближайшими соседями.
*Примечание. Само слово норманны производное от латинского Normanni — «Северные люди».
Продолжение следует.
Начало здесь: https://cont.ws/@al-termezi/16...
и здесь: https://cont.ws/@al-termezi/16...
*****
Оценили 9 человек
14 кармы