Как быть с хиджабами в российских школах?

8 1697

11.02.2015 г. Верховный суд РФ признал законными требования к внешнему виду школьников, запрещающие ношение в образовательных учреждениях Мордовии религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. Однако кроме Мордовии есть еще Чечня с Татарстаном, с которыми все обстоит гораздо сложнее...

Как сообщает интерфакс:

"Минувшей осенью мордовский суд признал законными требования к внешнему виду школьников, запрещающие, в частности, ношение в образовательных учреждениях этой российской республики религиозной одежды и головных уборов, и, в частности, хиджабов".

"Под запрет попали не только хиджабы, но и мини-юбки, джинсы, глубокое декольте, пирсинг, школьницам запрещено красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику".

"В суде представители мусульманской общины Мордовии просили признать решение республиканского суда незаконным, так как оно, по их мнению, нарушает право на свободу вероисповедания. По мнению заявителей, такое решение также противоречит закону "Об образовании", где говорится об общедоступности образования".

Причем вопрос о хиджабах в российских школах поднимается не впервые. Так еще в 2013 г. Верховный суд оставил в силе решение Ставропольского краевого суда, запретившего школьницам ходить в платках.

Также нужно сказать и том, что сама проблема необходимости ношения хиджабов с точки зрения ислама не так однозначна как кажется. Например, Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ РФ) Талгат Таджуддин убежден, что несовершеннолетние мусульманские девочки могут ходить с непокрытой головой. Он также напомнил, что и от женщины правила приличия требует только прикрывать свое тело. Носить хиджаб предписывается только супругам пророка Мухаммеда.

Однако, если в таких регионах как Ставрополье и Мордовия запретить ношение хиджабов в государственных (муниципальных) школах решились, то в таких традиционно "исламских" регионах как Татарстан или Чечня о подобном нет и речи. Это обусловлено прежде всего национальным составом этих регионов. Так в Мордовии проживает 808 888 тысяч человек, 53 % из них русские, 43 % мордва и лишь 5 % татары. Соответственно доля мусульман здесь невелика.

Совсем иная картина в Татарстане, где из 3 855 037 человек татары составляют 53 %, а русские лишь 39 %. В Чечне же население насчитывает 1 370 268 человек, 95 % из которых являются чеченцами.

Совершенно очевидно, что судебные решения "прошедшие" в одних регионах будут встречены в штыки в других, несмотря на то, что Россия светское государство.

Достаточно примечательны неоднократные заявления того же главы Чечни Р. Кадырова о необходимости ввести в республике многоженство (инициатива явно противоречащая Семейному кодексу РФ). Он в частности говорил: "Сегодня нам необходимо многоженство. Закона нет такого, но я всем говорю: у кого есть желание и возможность, надо брать вторую жену".

Оставляя за скобкой рассуждения о положительных / отрицательных сторонах самого феномена многоженства, следует обсудить вопрос о том, допустимо ли с точки зрения политической целесообразности вводить многоженство в отдельных ("исламских") регионах России? Ведь это будет означать особый правовой статус для таких регионов, т.е. изъятие из общего правопорядка, а как следствие разрыв единого правового (и культурного) пространства РФ. Что в свою очередь может привести к нарастанию центробежных тенденций, еще больше отдалить население "исламских" республик от и без того рыхлой общероссийской (а по факту общерусской и общесоветской) идентичности.

Важно обратить внимание и на то, что государство явно обеспокоено этими вопросами и старается активно на них влиять. Так, в ноября 2015 г. Госдума приняла президентский законопроект о запрете признания экстремистскими материалами текстов Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Документ был внесен В. Путиным 14 октября и фактически стал реакцией государства на августовское решение судьи южно-сахалинского суда, которая сочла экстремистскими цитаты из Корана.

Еще одним интересным примером является недавно вынесенное решение Конституционного Суда РФ (который является стражем Конституции и главным ее интепретатором,  а по сути идеологом конституционного текста) по т.н. делу о запрете гомосексуализма среди несовершеннолетних.

В нем КС РФ кроме собственно вопросов запреты пропаганды гомосексуализма затронул и крайне важную семейную сферу. 

Суд указал, что "В законодательстве РФ механизмы реализации конституционных положений основаны на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности."

Получается, что Конституционный суд, т.е. орган государственной власти прямо указывает, что понятие семье в России должны наполняться традиционными семейными ценностями, в т.ч. основанными на их конфессиональном понимании. 

Причем важно обратить внимание на формулировку "разделяемых всеми конфессиями", т.е. речь идет именно о тех или иных общих началах понимания семьи и семейных ценностей в православии и исламе (а ясно, что подразумеваются именно эти конфессии), тех общих точках на основе которых можно сгладить возможные противоречия и гармонизировать их со светским характером российского государства.

Очевидно, что единственно верным шагом в сложившейся ситуации является подчеркнуто светский характер государственного образования, предполагающего отграничение каких либо внешних религиозных убеждений и процесса обучения. В этой связи как не вспомнить советский опыт единой школьной формы, устраняющий подобные противоречия самым простым способом.

В то же время такие шаги являются лишь временным решением проблемы. По настоящему ее решить способно лишь планомерное укрепление и развитие общероссийской идентичности многочисленных народов России с опорой на богатый совесткий опыт "братства народов". Важнейшее значение здесь имеют "священные камни прошлого" - ключевые общенародные исторические свершения, такие как Победа в Великой Отечественной Войне, выход в космос и т.д. сплачивающие и объединяющие население России вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Трамп, Европа, два хохла

А как правильно: украинофоб или украиножер? Истерика среди европейских «ястребов», начавшаяся после победы Трампа на выборах в США, не только не думает затухать, но и продолжает уси...

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

Обсудить
  • ничем хиджаб от банданы не отличается. Если хотят пусть носят.
  • А я не понимаю,почему привязались к этим платкам.Мусульманская одежда гораздо приличнее,чем короткие юбки,особенно при жирных ляжках,ярко розовые волосы или дикие татуировки,как у племени мумбо-юмбо.Между прочимв православной культуре тоже принято женщинам на голове носить платки.Это в наше время почти забыто.Моя покойная бабушка всегда в платке ходила,даже дома.Пусть мусульманки носят платки.Ничего плохого я в этом не нахожу.
  • Категорически запретить. Это религиозный атрибут, которому не место в светском государственном заведении. Явные атрибуты религиозной принадлежности не должны демонстрироваться в школе.