Для большинства средневековых монгольских племен родство по крови было основой доверия. Слово «тог» дигорского диалекта аланского (осетинского языка) и «туг» иронского диалекта, означающие кровь, встречаются в мужских антропонимах монголов Чингис-хана достаточно часто:
Тогай-Тимур (тог ай ̶ своя кровь), сын Хулагу;
Туган (Тугъан ̶ осет. имя; туган ̶ кровный, родной), сын Хубилая;
Мутугэн (мæ тугæн ̶ моя кровь), сын Чагатая;
Тогон (тогон ̶ кровный); кераитский Ван-хан Тогорил или Тогрул.
Антропоним последнего, если вспомнить летопись Рашид-ад-Дина, сравнивают с птицей, уничтожающей сразу сотни других птиц. Именно Тогрул (тогрун ̶ больная кровь), стремясь к власти, «убил своих братьев и кровью их запачкал знамя чести» [i]. Кровь как главный показатель верности, защиты и «последний Рубикон» была в названии монгольской династии «тогмак» [ii](тог ̶ кровь, мах ̶ наш; наша кровь) и личном владении ̶ нутуг (нæ туг ̶ наша кровь). Поэтому и манускрипт XVII века «Шара Туджи» не может быть объяснен с современного монгольского языка как «желтая история» (шар тууж). «Шара Туджи» ̶ родословная и переводится именно так (сæра ̶ под крышей, туджы ̶ крови; под крышей крови). Да и сама орда ̶ место, где находились все: женщины, мужчины, старики и дети (æрдæ ̶ биол. пол), в минуту опасности превращалось в боевой лагерь, в центр которого помещали самых беззащитных, тех, кого спасали любой ценой, потому что «æрдаг» ̶ это то, чем клянутся, боясь потерять.
[i] РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч., Т. 1. кн. 1. с. 130.
[ii] История Казахстана в арабских источниках. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Алматы. 2005, с. 387.
Оценил 1 человек
3 кармы