“...Мы должны учесть огромную притягательную силу постижения собственного “я”. Человек всегда ищет ясного понимания себя самого, он всегда находится в поиске ответа на глобальный вопрос “кто я есть?” (Ирвин Польстер).
Ирвин Польстер, один из самых знаменитых гельштат-психотерапевтов, написал эти слова в книге «Обитаемый Человек» (A Population Of Selves). Недолюбливаю я психотерапевтов, потому работы из данной области мало меня интересуют. Однако, легенды о себе, без помощи психологов, сочиняет не только отдельный человек, но и народ в целом. А это уже интересно.
Русские не сдаются
Любой народ, который достаточно долго пребывает на исторической сцене, методом коллективного творчества сочиняет легенду о себе, включая в неё то, что считает важным и ценным. А потом созданные легенды формируют сам народ – мы пытаемся соответствовать им.
В десятом веке Святослав сказал: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут». Многие ли знают, чем закончилась та битва? Откуда мы знаем, что именно Святослав говорил? От летописца. А как было на самом деле, разве мы можем знать? Но это и не важно - это часть нашей легенды, нашего самосознания. И уже в наше время Александр Городницкий в ответ тем, кто интересуется, а стоило ли защищать Ленинград, написал:
Вспомним блокадные скорбные были,
Небо в разрывах, рябое,
Чехов, что Прагу свою сохранили,
Сдав ее немцам без боя.
Голос сирены, поющей тревожно,
Камни, седые от пыли.
Так бы и мы поступили, возможно,
Если бы чехами были.
Горькой истории грустные вехи,
Шум пискаревской дубравы.
Правы, возможно, разумные чехи —
Мы, вероятно, не правы.
Правы бельгийцы, мне искренне жаль их, —
Брюгге без выстрела брошен.
Правы влюбленные в жизнь парижане,
Дом свой отдавшие бошам.
Мы лишь одни, простофили и дуры,
Питер не выдали немцам.
Не отдавали мы архитектуры
На произвол чужеземцам.
Не оставляли позора в наследство
Детям и внукам любимым,
Твердо усвоив со школьного детства:
Мертвые сраму не имут.
И осознать, вероятно, несложно
Лет через сто или двести:
Все воссоздать из развалин возможно,
Кроме утраченной чести.
Это продолжение и пополнение нашей национальной легенды... И подтверждение - мы дети своих пращуров.
"Легендарный Севастополь, неприступный для врагов...".
Севастополь был сдан 4 июля 1942 года. Страшные потери, отсутствие боеприпасов... Но после эвакуации командования части бились ещё неделю - отдельные группы советских воинов продолжали сражаться вплоть до 9-12 июля. А в керченских Аджимушкайских пещерах сражались до октября 1942. Погибли тысячи, почти все, но не сдались... Отступили, но не сдались, поэтому по праву добавляем в свою легенду "Легендарный Севастополь, неприступный для врагов...".
Каждый может привести примеры военных отступлений и поражений, но в свою легенду мы помещаем примеры стойкости, мужества и неуступчивости. Мы считаем, что так вести себя правильно, а сдаваться – не правильно.
Отсюда и бои наших воинов до последнего в Сирии, и мой ответ внуку на вопрос "Почему панфиловцы не отступили, если ситуация была безнадёжной?"
- Наверное, не умели. Не умели отступать.
Этот ответ получился автоматически, других слов просто не нашлось. В своих малышовых делах мой мальчик никогда не отступает, даже перед "превосходящими силами противника" :)). Уверена, случись что-то важное, не дрогнет...
Можно было бы сказать, что у нас существует культ победы. Но, как мне кажется в тех победах, которые мы лелеем, главное – «не сдались».
Русские не предают
В 1991-м моя семья не очень-то и пострадала. Да, муж несколько лет работал без зарплаты, но я зарплату получала исправно. Бедненькая жизнь получалась, но бедность меня не тяготила – я к ней привыкла, потому что всегда жила бедно.
А вот осознание предательства висело на плечах, как тяжёлый рюкзак, который хочется сбросить. Обнаруживаю среди своих учеников афганских детей, из семей, которые сотрудничали с нашими войсками – первая мысль: «А ведь мы их предали и бросили на съедение талибам». Перечень тех, кого мы предали после 1991, получится длинным. Что говорить, мы и себя предали. Но никак не удавалось с этим смириться – это так не соответствует нашим представлениям о себе. Где-то в подкорке сидит – мы совершили акт предательства. Как с этим жить?
То, что случилось в Крыму в 2014, было актом очищения, избавления от предательства. Именно поэтому народ так массово положительно отреагировал на эти события. Все разговоры доброжелателей о том, что материально наша жизнь ухудшилась из-за Крыма, отскакивают от нас, как от стенки горох, потому что мы поступили ПРАВИЛЬНО - не предали своих.
Границы России нигде не заканчиваются
Слова Владимира Владимировича, обращённые к юному знатоку географии, были просто шуткой, хотя и очень многозначительной. А как быть вот с этим?
Скалы, бурелом, талая вода.
Прет без всяких карт батька атаман.
Где я запою - там и широта,
Где мой конь пройдет - там меридиан.
Пусть ругают нас с западных столиц -
Нам на них плевать, нас не взять на понт:
У России нет никаких границ -
У России есть только горизонт!
Это из песни о Ермаке Игоря Растеряева. Привыкли мы жить широко… За каким бесом нам завод и посёлок в Сабетте, на краю Земли? Разве нельзя было построить что-то где-то поближе? Можно. Но эта огромная земля до горизонта тоже часть нашей легенды, нашего самосознания. Может быть, и это тоже помогло сохранить страну в целости, когда она трещала по швам. Так правильно – жить в БОЛЬШОЙ стране.
Когда-то в молодости я отдыхала в Латвии, в Резекне. Природа там, как игрушечная – ровные холмики, заросшие берёзами, черника, озеро. Такая красота. Посёлки, которые проезжали, были красивы необыкновенно – аккуратненькие дома, цветы… Мне очень нравилось, я наслаждалась природой и отдыхом.
Отправились домой. Я очень остро почувствовала, когда мы пересекли границу России. Бескрайнее ровное скошенное поле, унылые дома с кривыми заборами. И острое чувство облегчения: «Я дома». Конечно, не убогие дома меня порадовали, а эта ширь безоглядная. Оказывается, в игрушечной Латвии мне было тесно.
Чем больше у человека денег, тем меньше совести
Эти слова написала одиннадцатиклассница в выпускном сочинении. В качестве примеров она приводила случаи из своей жизни, а не из литературных произведений, за что и получила тройку. Конечно, девочка не права – опыт её был ограничен. Но приглядеться к этому изречению стоит.
Скоро уже тридцать лет нас пытаются уговорить, что деньги и материальное благополучие – это главное в жизни. Деньги всем нужны, как без них? Чем больше денег, тем лучше. Но никак не удаётся заставить нас считать деньги первым критерием при выборе. Я это вижу на примере моих детей и внуков, моих учеников, на собственном опыте. На словах дети весьма озабочены деньгами, даже некоторый страх берёт. Но в момент принципиального выбора:
- Что же я за деньги должна учить то, что мне не интересно?
- Что же я за деньги должна подлость терпеть?
- Убивать нельзя ни за какие деньги.
Посмотрите, как играют наши футболисты или некоторые хоккеисты за бешеные зарплаты. Деньги хорошо, но надрываться за них… Надрываться стоит за что-то более важное.
Сейчас стало модно рассказывать, как мы жили при советской власти, как всё было замечательно. Бедно жили… И замечательно. Умели не ныть о своей бедности, умели радоваться, умели находить радости, не связанные с деньгами.
У бабушки моей пенсия была 30 рублей. Вижу её, как сейчас - сидит копейки по кучкам раскладывает: это мне на яблочко, это на хлебушек… Зато со своими четырьмя классами ЦПШ она перечитала всю районную библиотеку, шила костюмы к школьным спектаклям и была безумна рада той грамоте, которую ей вручили в школе, ходила в сад Эрмитаж петь и танцевать – там тусовались люди весьма преклонного возраста.
Может, нам уже хватит ныть о своей бедности? Бедным быть плохо, но нытьё ещё никогда и никому не помогло. Да и с нашей легендой это не сочетается – когда это мы были богатыми?
--------------------------------------------------------------
К каждому Дню Победы удивительные люди, которых мы привыкли незаслуженно называть либералами, поднимают разговоры о том, что это о войне – враньё, то - неправда. Не различают эти несчастные враньё и легенду. Легенды – это не враньё. Это описание того, какими мы хотим быть, очищенное от неважных подробностей. Идеал.
О шествии «Бессмертного полка» враги злословят, а друзья пускаются в философские рассуждения. Мне не интересно ни то, ни другое. Для меня «Бессмертный полк» - это мои мама и бабушка, мамины братья, которые во время войны пережили то, что и вообразить трудно. Не сломались, не разучились радоваться, не потеряли достоинства. В трудные моменты жизни я вспоминаю их и думаю: «Они такое пережили! Неужели я со своими горестями не справлюсь? Должна справиться – иначе я предам все их усилия, труды, терпение»
Оценили 6 человек
12 кармы