Часто читаю от людей, как правило, никчёмных, нелестные отзывы об артистах (вообще деятелях культуры и искусства). Особенно о тех, кто "идёт не в ногу". И один из аргументов этих "никчёмных" - мол, раньше (даже) хоронили артистов за оградами кладбищ. Вот и решил выяснить, насколько это утверждение справедливо. Когда и почему началось и когда закончилось.
"Считалось, что работа артистов связана с перевоплощениями. Церковь изначально относилась к представителям этой профессии отрицательно, считая актёрский талант — даром от дьявола.
С точки зрения христианства, когда актёр играет роль, он впускает в себя чужой дух. Дух того персонажа, которого играет на сцене. Это считалось равносильно колдовству, вызову духов и демонов. Именно поэтому актёрство считалось грехом.
Актёров, действительно хоронили не на территории кладбища, как и самойбийц. Церковь считала, что они ещё при жизни убили свою душу, так как проживали не свои судьбы. Да к тому же брали на себя и чужие грехи.
Есть версия, что актёров хоронили за территорией кладбища, потому что они вели распутный образ жизни, к тому же не посещали церковь и не каялись.
Дело в том, что в прежние времена очень многие общественные нормы определялись Церковью. К тому же нельзя не учитывать тот факт, что нередко кладбища располагались на землях, которые принадлежали Церкви.
Своё отношение к актёрам Церковь сформировала во времена раннего христианства. Дело в том, что античный театр представлял из себя языческую мистерию. Поэтому грехом считалось не только игра в театре, но и посещение этих мероприятий.
Официальное отношение ко всему этому было сформулировано на Вселенском соборе (691-692 гг.).
«Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».
Скоморохи на Руси властью никогда не одобрялись. Считалось, что они пропагандируют язычество. Хотя люди любили веселых бродячих артистов. Но причисляли их к лентяям, а актрис сравнивали с проститутками.
Однако времена менялись, а зрелища всегда людей манили. Уже при царе Алексее Михайловиче (вторая половина 17-го века) служба в официальном театре была если не престижным, то вполне допустимым занятием. А в девятнадцатом веке Святейший Синод и вовсе снял все ограничения, и работа в театре перестала считаться грехом.
Современную жизнь уже трудно представить без театра, кино и музыки. Сегодня артистов относят к разряду элиты общества. Они пользуются известностью и авторитетом, хорошо зарабатывают, их награждают званиями и государственными наградами. Их хоронят на известных кладбищах и в лучших местах. Хоронят с почестями.
Отметим, что единого мнения, насколько часто и оправданно на Руси хоронили актеров за чертой кладбища, у Церкви, историков и библиографов нет и по сей день. Потому как грань между искусством, лицедейством и развратом очень тонка.
Народна артистка РСФСР Екатерина Васильева, воцерковившись, стала подходить к ролям в кино и театре очень избирательно, тщательно изучала сценарий. Потому что чувствовала большую ответственность в том, что она несёт людям со сцены и с экранов телевидения. А когда приняла постриг под именем инокини Василисы, в одном интервью сказала о себе: «Ничего ужаснее моей жизни не придумаешь». А затем процитировала кусочек из стихотворения Пушкина:
«И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю»."
P.S. Пара слов "никчёмным" - похоронят вас где положено. А кто вспомнит-то? И как...?
Оценили 10 человек
13 кармы