Одеколон "Шипр" знают практически все, кто хоть краешком застал жизнь в СССР.
Шипр "парикмахерский"
Советский "Шипр" в момент своего создания он был на острие моды. В прошлом году парфюмерный мир с подачи версальской Осмотеки отмечал столетие шипров – историю этого класса ароматов принято вести с создания в 1917 году компанией Coty духов Chypre.
Правда, есть мнение, что Франсуа Коти выпустил свой Chypre на несколько лет раньше, еще до Первой мировой войны. К тому же другие парфюмерные дома задолго до Coty использовали дубовый мох в своих произведениях и называли их "Шипрами". Но в любом случае Chypre Франсуа Коти велик и гениален.
Шипр и Chypre, 1950–e
Создание парфюмерии – это искусство, но ее производство - все же дело сугубо коммерческое, поэтому парфюмерные дома никогда не стеснялись заимствовать успешные идеи у конкурентов, даже если своего креатива было с избытком. Чтобы понять масштаб явления, достаточно взглянуть на список европейских фирм, выпустивших, к примеру, тот же Chypre в 1920-х годах – их там больше десятка.
Шипр Брокар
Российские парфюмеры были не лучше и не хуже других, когда придерживались такой стратегии – поэтому как только в Европе в моду входил какой-нибудь аромат, как компании Брокар, Сiу, Ралле, Бодло (а также Товарищество Остроумова и другие) по возможности быстро адаптировали новинку для российского рынка.
Собственные, не завозные, "Шипры" появились в России еще до революции 1917 года, судя по рекламе – приблизительно в начале 1910-х. Их выпустили по крайней мере две компании – Брокар и Сiу. Какой именно заграничный Chypre послужил для них источником вдохновения, сейчас уже сложно сказать, особенно если принимать версию Осмотеки о годе выпуска Chypre Coty.
Возможно, немного света на этот вопрос мог бы пролить советский парфюмер Р.Фридман – в своей "Парфюмерии" 1953 года он пишет: "В старинных духах Шипр ранее преобладал мускусно-цибетиновый запах".
Конечно, велика вероятность, что определение "старинный" обозначало эпоху барокко, к которой историки парфюмерии возводят появление дубового мха в парфюмерном обиходе. Однако я склоняюсь к тому, что этим словом Фридман осторожно заменил прилагательное "дореволюционный" – ведь для советских учеников Фридмана (а "Парфюмерия", прежде всего, учебник) начало XX века было уже достаточно стародавней эпохой, от которой их отделяла революция и две крупные войны.
***
Между тем, широко известный в позднем СССР "Шипр" не является прямым потомком духов Брокара, Ралле и Ciу. Эти московские фирмы в 1917 году были национализированы и превратились одна в парфюмерного гиганта Новую Зарю, вторая – в косметическую фабрику Свобода, третья – в кондитерскую фабрику Большевик. А советский "Шипр" обязан своим появлением ленинградской парфюмерной фабрике. Основанная в 1860 году французом И.Калемом, она поначалу называлась "Петербургская химическая лаборатория".
После революции Лаборатория была временно закрыта, в рабочий режим вернулась в начале 1920-х в качестве одного из предприятий Петроградского мыловаренного и жирового треста.
С 1927 по 1936 года Лаборатория числилась в составе Ленинградского жирового треста Ленжет. В прейскуранте Ленжет за 1928 год упоминаются духи и одеколон "Шипр". То есть, появление советского "Шипра" произошло в 1920-х - как раз тогда, когда в Европе случился шипровый бум и многие парфюмерные дома вслед за Coty выпустили духи с таким названием.
Слева – Chypre Coty 1920-х, справа – ленинградский Шипр того же периода
Приблизительная пирамида старых духов Шипр:
начало - бергамот, апельсин, зелень, жасмин;
средина - нероли, майская роза, ваниль, ирис, пачули;
база - бензоин, лабданум, мох, пачули, мускус.
Это позволяет предположить, что именно ароматом Coty вдохновлялись лениградские парфюмеры. Второй аргумент в пользу такой версии – дизайн флакона.
Коробка духов Chypre Coty (вверху), коробка ленинградского Шипра 30-х гг
(внизу слева) и коробка ленинградского аромата 50-х гг.
На ленинградской фабрике поначалу использовали три варианта упаковки для "Шипр", и все три совершенно однозначно были скопированны с флаконов и коробок, разработанных для Coty фирмой Lalique.
Стопперы флаконов слева направо:
Lalique для Coty, ленинградский флакон 20-х годов и ленинградский 30-х годов.
Конечно, это вовсе не означает, что ленинградская фабрика воспроизвела Chypre точь-в-точь. Другие условия, другие источники сырья, личные пристрастия парфюмеров и много иных факторов могли повлиять на звучание советского "Шипра". Увы, сравнить сейчас французский оригинал и советскую версию той поры не представляется возможным.
Слева - советский Шипр 1930-е, справа - Chypre Coty 1930-е
Если Chypre Coty, выпущенный в 1920-х или 1930-х еще реально найти с сохранившимся содержимым (вопрос только в упорстве и цене), то ленинградский "Шипр" такого возраста – уже из разряда фантастики. Даже его пустые флаконы этого периода чрезвычайно редки: и тиражи не шли ни в какое сравнения с масштабами производства Коти, и Вторая мировая война сделала свое дело – если что-то сохранилось с довоенных времен, то оно было с высокой вероятностью израсходовано или уничтожено позднее.
Самые ранние духи "Шипр" ленинградского производства, который мне довелось попробовать, относятся к 1950-м годам. Более поздний выпуск, 1980-х годов, полностью идентичен, из чего я делаю вывод, что звучание старались сохранять.
***
К знакомству с "Шипром" я подошла зная лишь, что подавляющее большинство моих ровесников сохранило о нем неприятные воспоминания, лучшие из которых звучали как "ядреный" и "удушающий". Правда, меня очень настораживал тот факт, что купить винтажные духи "Шипр" оказалось невероятно сложно: в отличие от одеколона, они редки, относительно дороги, и за них большая конкуренция.
Шипр, флакон 1950-е
Что ждало меня во флаконе духов "Шипр" из 1950-х?
Сладковатый запах медоносных трав и диких цветов среди вековой сосновой рощи, высоченные стволы которой нагреты солнцем. Среди сосен – обтесанные ветром и временем серые валуны, поверхность которых заросла лишайником. В сухом, без намека на влагу воздухе – специфический запах смолистой сосновой коры, цветочной пыльцы и песчаной пыли.
Солнечно и без всякой причины весело. Потрясающе красивая вещь. Сложная, но светлая по настроению, с медленным раскрытием. Так пахло в лесу моего детства, а не в парикмахерской. Больше всего к этому аромату подходит выражение Фридмана "цветущий мох" (хотя, как известно, лишайник Evernia prunastri, называемый "дубовым мхом", не цветет).
Chypre Coty, флакон 1950-е
Фридман приводит 4 варианта актуальной для 1950-х композиции "Шипр". Они немного отличаются по составу, но каждый включает в среднем 20 ингредиентов. В качестве обязательных – дубовый мох (экстракт, абсолют или настой), абсолют жасмина, розовое масло, конкрет ириса, сандаловое масло, бергамотовое масло, пачулиевое масло, ветиверовое масло, кетоновый мускус, гелиотропин.
Дополнительные – амбра, резиноид опопонакса, настои ванили, бобровой струи и гвоздики, кумарин, ионон, резиноид ладана и т.д.
Подозреваю, что различия обусловлены целью использования: для духов, для одеколона, для мыла или пудры. Возможно, отличалась и рецептура для разных производств – в послевоенное время "Шипр" стали выпускать Новая заря и региональные фабрики.
Я попробовала сравнить советский "Шипр" 1950-60-х с его французским ровесником, чтобы понять насколько сильно разошлись их пути. Советский кажется слаще, мягче, пудровее и цветочнее. Chypre Coty цитрусовее, зеленее, мшистее. И в нем, в отличие от ленинградского, есть легкое присутствие влаги – словно в горах над морем. Цветочная составляющая Chypre Coty богаче – это травы и цветы Средиземноморья, а не средней полосы России. Два этих шипровых аромата нельзя спутать, но родство прослеживается - они как один и тот же пейзаж, запечатленный двумя разными художниками.
Шипр набор, 1950-е
К концу 1950-х на ленинградской фабрике решили идти в ногу со временем и заменили притертые флаконы "Шипра" винтовыми. Сняли с производства роскошные наборы из духов, одеколона, пудры и мыла в коробках ручной работы, на смену им запустили наборы попроще из духов и одеколона.
Шипр одеколон и духи, 1960-е
Старомодная коробка-пенал с кисточкой (привет от Coty) задержалась до 1960-х, хотя и сменила окраску с голубой на зеленую. Но дольше всех напоминал о роскошном прошлом рельефный поясок на флаконе-пробнике - у него была не только декоративная функция: он помогал ловчее держать маленький гладкий флакончик при открывании. Дизайн флаконов и коробок Chypre фирмы Coty тоже поменялся в 1950-х: упростились формы, появились пластиковые крышки. Но заметно, что французские флаконы перестали быть объектом подражания для художников ленинградской фабрики. Советский "Шипр" к тому времени уже жил своей жизнью.
***
Шипр в таких флаконах делали для парикмахерских - в свободной продаже такого не было.
Как ни странно, я не вынесла из детства никаких впечатлений от "Шипра" – ни разу не видела его флаконов с темно-зеленой жидкостью, никто в моем окружении не пользовался им, и я не могла бы сказать про какой-нибудь запах, что вот это и есть "Шипр". Только изредка слышала сравнения какой-нибудь плохой парфюмерии с "Шипром". И чем дальше уходило мое советское детство, тем чаще мне встречались эти сравнения. Но не сам "Шипр"! С ним я познакомилась только начав коллекционировать винтажную парфюмерию – и попыталась понять, в чем причина его почти инфернальной репутации.
После встречи с духами "Шипр" я не могла отделаться от вопроса: когда и почему этот красивый аромат стал тем самым ужасным "Шипром" парикмахерских? Вот 1960-е – и он прекрасен, а вот 1980-е – и уже никто не говорит о нем доброго слова?
Запах Шипра, Михаил Михеев
В 1976 году была впервые опубликована детективная повесть новосибирского писателя Михаила Михеева "Запах "Шипра". В этой книге главная героиня – молодая следовательница – вычислила хитроумного злодея благодаря запаху одеколона "Шипр", которым тот пользовался. Действие происходит в 1974-75 годах, когда "Шипр" уже прочно считался мужским ароматом. 26-летняя героиня окружена мужчинами – работает в мужской профессии, успела побывать замужем, у нее есть друзья и поклонники, она снимает комнату у пожилого холостяка – и ни разу за свою жизнь не сталкивалась с "Шипром"! Когда она впервые чувствует его запах, он не вызывает у нее никаких воспоминаний - это значит, что "Шипр" все-таки не был общеупотребительным. И не был прямо вот обязательным к использованию в парикмахерских – иначе героиня вспомнила бы, что им пахло от ее отца или мужа после свежей стрижки. Но нет, для героини это просто запах парфюмерии.
Советский Шипр, 1970-е
О том, что злодей пахнет "Шипром", героине сообщает случайная свидетельница, пожилая женщина – она его знает только потому, что работает продавщицей в универмаге. А вот муж этой продавщицы "Шипр" не опознал, принял его за запах краски.
Все это говорит о том, что в середине 1970-х "Шипр" в СССР если и не был забыт, то болтался где-то на периферии парфюмерной моды. И добровольно пользоваться им могли только отдельные экстравагантные личности вроде главного злодея повести – этот человек благодаря своему положению в нелегальной торговле ни в чем себе не отказывал, но вместо импортной парфюмерии предпочитал старый добрый советский "Шипр" за 1 рубль 35 копеек. Возможно, пристрастие объясняется его возрастом: за два года до описываемых событий он вышел на пенсию – т.е. эта привычка могла сложиться у него еще в молодости, в 1940-х, а то и в 1930-х годах.
Шипр за 1 рубль 35 копеек
Ноты одеколона Шипр, 1970-х годов:
начало - бергамот, зелень, первоцветы;
середина - лаванда, кумарин, мох;
база - ветивер мускус.
Злодей, влюбившись в главную героиню, всячески старается очаровать ее. Но этому опытному ловеласу совершенно невдомек, как именно юная красавица воспринимает запах его "элегантного" одеколона! А она, купив флакон для следственного эксперимента, говорит о "Шипре" следующее: "Запах одеколона был резкий и грубый... Весь склад и наша «контора» немедленно наполнились пронзительным запахом, и я искренне сожалела, что не выбросила одеколон на помойку." Забавно, что столкнушись с этим ароматом впервые и еще не зная, что перед ней преступник, она воспринимает его совершенно нейтрально – ну, запах и запах!
Сознательно или нет, автор повести вложил в уста своей героини именно то описание "Шипра", с которым согласилось бы большинство тогдашних советских граждан. В чем было дело - в моде или в самом одеколоне? Может быть, "Шипр" изменился к тому времени? Я последовала примеру героини детектива и купила флакон одеколона "Шипр" - специально искала "парикмахерский" вариант и для пущего эффекта решила попробовать не ленинградский, а какой-нибудь другой фабрики. Мне попался новозаревский, стоивший в советские времена 2 рубля 80 копеек.
Должна признать, что он произвел на меня совершенно иное впечатление, чем духи. Все-таки "Шипр" 60-х в духах и "Шипр" 70-х в одеколоне – не пара. Это не просто разные концентрации, это словно разные концепции. Хотя одеколон по-прежнему не связывается для меня с ужасом советских парикмахерских, я понимаю, почему он мог вызывать неприязнь. У него такой резкий зелено-бергамотный старт, что в памяти мгновенно всплывает фраза из романа другого советского автора: "Бергамот - неприличнейший запах!".
В дальнейшем бергамотная пронзительность стихает, и проступают неожиданные для шипра кумарин и лаванда. Мха в этом одеколоне исчезающе мало, зато заметен мускус. С кожи аромат одеколона улетучивается довольно быстро, но цепко держится на ткани и волосах. И вот на них спустя несколько часов, когда уже выветрится резковатая зелень, остаются мох и сладкая цветочная пыльца – как привет из прошлого, когда "Шипр" еще был изысканными духами, а не средством освежения после бритья.
Возможно, герой детектива любил одеколон "Шипр" именно за это напоминание. Однако у большинства людей отложились в памяти только начальные, слишком пронзительные и энергичные ноты. А для тех, кто действительно сталкивался с "Шипром" в советской парикмахерской, к первому впечатлению добавлялись еще и типичные запахи этого места: средства для химической завивки, жженых волос, лака, дешевых моющих средств, дезинфекторов – достаточно, чтобы закрепить неприятные ассоциации.
В целом "Шипр" из 1970-х оставляет впечатление одеколона скорее не шипрового, а фужерного направления: его явно попытались осовременить, сделав более свежим, зеленым и ярким. Может быть, стоило пойти дальше – окончательно убрать мох и заодно сменить название. Тогда бы, возможно, этот одеколон не отбрасывал бы такую мрачную тень на отличный советский "Шипр", созданный ленинградскими парфюмерами в 1920-х.
Реформулировка получилась как минимум странной – и все же ее нельзя оценить как однозначно неудачную: судя по тому, что этот одеколон с 1970-х производили практически все фабрики СССР, спрос на него все-таки был, и немаленький.
Изменение звучания одеколона "Шипр" – собственная инициатива советских парфюмеров, примеру Coty они уже давно не следовали. В этом я убедилась, сравнив его с одеколоном Chypre Coty 1960-х и парфюмированной водой 1980-х.
Chypre Eau de Cologne, 1970-e
Французский одеколон той эпохи звучит менее сладко, чем духи, в нем горечь и аромат травяной настойки, цветов поменьше, зато больше мха. Но он все еще ближайший родственник одноименных духов, с поправкой на концентрацию, конечно. А вот более поздняя парфюмированная вода звучит уже совсем не так: добавились альдегиды и пудра, а бергамот замылился, но это все еще прекрасный мшистый шипр.
Однако советский одеколон "Шипр" того периода уже и близко не похож ни на одеколон, ни на EDP Coty. Правда, ему удалось пережить их: Chypre Coty давно снят с производства, а Новая заря выпускает "Шипр" до сих пор – и даже (насколько можно верить информации от инсайдеров) кладет в него настоящий дубовый мох.
Шипры разных лет, советские и французские
Виктория Власова
Колумнист
Виктория журналист, парфюмерный блогер, коллекционер советской парфюмерии и признанный эксперт по российским и советским винтажным ароматам.
Фотографии автора
Виктория делает потрясающие обзоры, и этот не исключение. Не соглашусь пожалуй только с несколькими тезисами.
"Блеск сталинского ампира сильно потускнел еще в 60-х". Думаю, в 60-х его скорее на правительственном уровне (Хрущёв и Со) пытались принизить. Но чисто по своим воспоминаниям отмечу, что память о Сталине в народе жила и нисколько не тускнела.
Не могу сказать, что в моём окружении тех лет, кто-то неуважительно отзывался о "Шипре". Его скорее любили или по крайней мере относились с теплотой.
И разделять духи и одеколон 70-х годов также не стал бы
По мне, одеколон от духов если и отличался, то не сильно. В одеколоне было побольше мускуса и на старте - кумарина. Одеколон чуточку пожиже и на старте немного наглее. А упомянутая специфическая сладость - по мне - мягкая 'зеленая сладость' в одеколоне также присутствует.
В комментариях справедливо отметили, что "Кумарин используется в парфюмерии с 1889 года, и если это и чей-то конёк, то скорее Guerlain, нежели Coty. Во многих классических шипрах есть кумарин, но это не то чтобы обязательная программа. А вот в первых фужерах аккорд кумарин-лаванда действительно является ключевым моментом композиции." (М.Юдов)
Кумарин обладает интенсивным запахом свежего сена. Впервые его использовал Поль Парке (Paul Parquet) в композиции Fougere Royal для компании Houbigant (Убиган). Этот аромат был выпущен тогда в концентрации духи. На сегодня - это очень большая редкость - флакон винтажных духов "Fougere Royal" в хорошей сохранности.
О его аромате могу судить только по винтажному колоню. При его вдыхании переносишься в чащу папоротникового леса. Чувствуешь глубину (леса и самого аромата).
Лес представляется таким: Огромные высоченные стволы деревьев -крон не видно- а внизу море папоротников. Под этими папоротниками, если их приподнять можно разглядеть разные цветочки: розочку, лаванду, гвоздички, ... Лес немного влажный, как будто после дождя.
Под ногами похрустывают и лопаются какие-то ароматные корешки, ветивер попадается.
Компания Houbigant не так давно (в 2010 году) перевыпустила этот аромат, но к исходному он имеет довольно слабое отношение.К тому же ценник зашкаливает.
В концентрации EDP современной композиции кумарин практически не идентифицируется, в духах перевыпущенных в этой же серии 2010 года он есть, но еле различим.
"Новация Chypre Coty - использование в шипре именно кумарина. Coty был ясно не первым кто готовил Шипры и называл их так, используя всем известные ингредиенты. Но именно он включил в них кумарин согласно большинству исследований.
Кумарин стал его коньком - новацией и коньком его "Шипра".
Оценили 20 человек
35 кармы