Дух города: Рига в ароматах фабрики Дзинтарс

13 6678

Парфюмерия в СССР процветала не только из-за огромного потребительского спроса – мало ли на что был спрос у советских граждан! – но и благодаря своей способности нести идеологическую нагрузку. По сути, духи и одеколоны были рекламой достижений советской власти, даже когда они получали название в честь, например, балета или литературного произведения: ведь это советская власть дала широким массам доступ к культуре, спорту и разнообразному досугу.

Если бы на заре становления СССР руководство страны не разглядело бы этот рекламный потенциал, оно легко проигнорировало бы просьбы рабочих делегаций о восстановлении парфюмерного производства. На каком тонком волоске тогда все висело, свидетельствует история о передаче в 1922 году Гознаку всех помещений фабрики Брокара.

Одной из задач, которые ставились перед советским искусством – в том числе парфюмерным – было воспитание патриотизма. Парфюмерия должна была воспевать любовь к родине – не только к стране в целом, а по возможности к конкретным городам и весям, потому что родина у каждого своя.

Но вообще-то эти чувства могут быть совершенно искренними, и судя по тем ароматам, которые каждая советская фабрика посвящала своему городу или краю, парфюмеры подходили к этой теме с душой.

Дзинтарс не являлся исключением: все, созданное фабрикой во славу Риги, было прекрасно. И то, с каким вкусом на рижской фабрике выбирали названия и оформление, как бы говорит, что патриотизм не обязательно должен быть продуктом идеологии – это действительно любовь.

Не поручусь, что большинство потребителей считывало именно этот посыл, но каждый из воспевающих Ригу ароматов стал долгоиграющим хитом.

Главным из них был одеколон "Рижанин" (Rīdzinieks) - о нем многие до сих пор вспоминают с придыханием. Это, пожалуй, самый элегантный из советских одеколонов. У мужчин Советского Союза были заметные проблемы с элегантностью – не по их вине, конечно, просто время диктовало другие приоритеты. Но в прибалтийских республиках как-то умудрялись сохранять традиции, и латыши считались самыми стильными мужчинами в СССР.

Рига являлась скорее европейской по духу, чем советской, и в бытовой культуре ее жители были европейцами – вот эту черту своего города и его жителей дзинтаровские парфюмеры постарались передать посредством аромата.

                                                 Рижанин Марис Лиепа

Получилось мужественно, но не брутально – в сущности, "Рижанина" могли бы носить и женщины, и некоторые из них именно так и делали. Эпоха создания – середина 1960-х - угадывается, но все-таки аромат кажется не старомодным, а в хорошем смысле классическим.

У него вкрадчивое, почти бархатное начало, чуть сладковатое, древесно-коньячное, с оттенками вяленых фруктов. В середине – кожа тонкой выделки, сигарный табак, мускус. База - мягкая, мшистая, дымная.

Это теплая, солнечная осень в красивом и ухоженном городе. Мостовые из серого камня, на столиках уличных кофеен – георгины и астры в вазочках на один цветок, из парков тянет горьковатым дымом – там жгут опавшие листья. Аромат прямым текстом говорит: "Рига прекрасна осенью" – и ему веришь.

В позднесоветское время в народе бытовала легенда (ее впоследствии подтвердил директор Дзинтарса И.Герчиков), что "Рижанин" был любимым одеколоном Брежнева. Вряд ли легенда влияла на и без того огромную популярность "Рижанина" – но, определенно, она делала образ генсека более человечным.

Рижанин из каталога, 1960-е (вверху) и 1970-е (внизу)

"Рижанин" все время выпускался только во флаконе одной модели – рифленом цилиндре объемом 148 мл. За такой объем и при такой красоте аромата цена 6 рублей кажется гуманной.

Пирамида "Рижанина":

начало: апельсин, бергамот, флердоранж, петигрейн;
середина:
сантал, ветивер, лаванда, гвоздика, пачули;
база
: мускус, дубовый мох, амбра.

Если "Рижанин" – это история о мужчине, осени и старинной архитектуре, то "Рижанка" (Rīdziniece) – о женщине, весне и будущем.

В аромате "Рижанки" заключен момент, когда весна приходит на смену зиме: снег только что стаял, еще не успели высохнуть ручейки в парках, но уже проклюнулись зеленые травинки и раскрылись бутоны первоцветов.

Прозрачный, прохладный воздух - и невесть откуда взявшийся запах гиацинтов. Хотя по-настоящему теплые дни еще не наступили, женщины уже сменили пальто на весенние костюмы. "Рижанка" – тоже ода элегантности, но женской: чистые и яркие цвета, линии – простые и четкие, как у флакона самой "Рижанки".

В отличие от абсолютно классического "Рижанина", выпущенная на два года позже него (в 1966 году) "Рижанка" сейчас воспринимается как ретрофутуризм – она такая льдистая, холодная в своем совершенстве, альдегидно-мускусная. Прямо точный портрет Вии Артмане в роли Веды Конг - красавицы из будущего в фильме "Туманность Андромеды".

 

Рижанка Вия Артмане

                               Вия Артмане в Туманности Андромеды

По сравнению с "Рижанином" "Рижанка" была не так широко известна, и многие, вспоминая советские ароматы, путают ее с "Тайной рижанки". Тем не менее "Рижанка" – один из нескольких ароматов, которые я запомнила с детства, притом что никто в моей семье ее не носил. Видимо, она не являлась дефицитом.

"Рижанку" выпускали в нескольких разных флаконах: духи группы "экстра" в винтовом 20-миллилитровом флаконе, повторяющем дизайн "Рижанина", и в 5-миллилитровой миниатюрке, а также концентрированные духи в притертом флаконе объемом 10 миллилитров.

                                       Духи Рижанка, из каталога 1970-е.

Последняя разновидность была страшной редкостью – похоже, ее в основном отправляли на экспорт, и сейчас ее проще найти у зарубежных продавцов, чем в России.

Этот притертый флакон – абсолютное совершенство: выверенные пропорции, четкие линии, безупречное стекло. Такая простота форм словно вне времени, и если бы кто-нибудь из современных производителей выпустил бы духи в таком флаконе, мало кому бы пришло в голову, что он придуман полвека назад. В самом начале своего коллекционирования я написала виш-лист, и первым пунктном в нем значилась именно "Рижанка". Первый флакон этих духов я купила за бешеные (как мне тогда казалось) деньги, и ни секунды не пожалела – наоборот, подержав его в руках, тут же отправилась на ebay за вторым.

Пирамида "Рижанки":

начало: альдегиды, ландыш, сирень, мандарин;
середина
: жасмин, гвоздика (цветок), гардения, гиацинт;
база:
мускус, гелиотроп, цибетин.

Несмотря на то, что "Рижанина" и "Рижанку" иногда продавали в одном наборе (специально для него "Рижанке" сделали такой же флакон-цилиндр, как у "Рижанина", только размером поменьше), они не являются парфюмерной парой. Они звучат настолько по-разному, что если бы надушенная этими духами женщина встала бы рядом с мужчиной, благоухающим этим одеколоном, гармонии не получилось бы – это ароматы-антагонисты.

Зато с "Рижанином" рифмуются другие духи из рижской серии – "Вецрига", горький древесно-кожаный шипр. Наверно, самый горький и кожаный среди дзинтаровских женских ароматов.

Хотя его выпускали вплоть до середины 80-х, все-таки золотым временем для "Вецриги" было скорее начало 1960-х. Но само название – Vecrīga, Старый город – как бы давало аромату право на пикантную старомодность звучания.

Идеальный сувенир – флакончик, заключающий в себе дух какого-нибудь старинного дома в историческом центре Риги: пышная герань в горшках на каждом окне, каменные ступени и деревянные балки потолка, чашка чая с бергамотом и красивая незнакомка, чья рука в кожаной перчатке протягивает улыбчивому пекарю монету за булочку с ванилью и кардамоном.

Можно уехать и увезти с собой аромат-воспоминание, а можно надушиться и бродить по рижским улочкам, став той самой незнакомкой. "Вецрига" всегда выпускалась только в миниатюрах, и это усиливало очарование: воспоминание ведь не должно длиться вечно, не должно слишком отвлекать от обычного течения жизни.

Пирамида "Вецриги":

начало: иланг-иланг, герань, нероли, бергамот;
середина
: роза, жасмин, пачули, бобы тонка;
база:
кожа, ваниль, бензоин, амбра.

"Рижанин", "Рижанка" и "Вецрига" были созданы приблизительно в одно и то же время и производят впечатление общего замысла – словно парфюмерный сериал о городе, его жителе и его жительнице.

Но существовал еще один аромат о Риге, по популярности сравнявшийся с "Рижанином" – "Тайна рижанки". Он стоит несколько особняком, потому что был выпущен с большим временным отрывом – в середине 1980-х.

                                                           Тайна Рижанки

Мода за 20 лет сделала почти полный виток, и вновь стали популярны шипры, но шипровость "Тайны рижанки" совсем иной природы, чем в "Рижанине" и "Вецриге": ее шипровый аккорд базируется не на дубовом мхе, а на пачули, это зеленый шипр, а не кожаный и не древесный.

По настроению она ближе к "Рижанке", чем к "Рижанину" – прохладная, свежая, цветочная. Но героиня этого аромата скорее романтична, чем элегантна: у нее свободно распущенные по плечам волосы, у ее летнего платья из набивного шелка линии не четкие, а струящиеся. Ее застал врасплох теплый летний дождь – от потоков воды асфальт и витрины стали словно глянцевые – а у нее вместо зонта с собой только букет цветов, и промокнув насквозь, она все-таки счастливо смеется. Почему смеется – это и есть тайна.

Пирамида "Тайны рижанки" (современная):

начало: ландыш, ирис, фиалка;
середина
: роза, магнолия, жасмин, иланг-иланг, тубероза;
база
: амбра, мускус.

У Дзинтарса в 80-х было много хитов, но "Тайна рижанки" превзошла их по популярности, успех был просто бешеный. В советской части истории дзинтаровской парфюмерии можно условно обозначить две эпохи, граница между которыми проходит по второй половине 1970-х. До этого момента среди ароматов Дзинтарса преобладали древесно-пряные шипры и альдегидные цветочные букеты. В 70-х и 80-х они не были сняты с производства, потому что на них был хороший спрос, но практически все новинки конца 70-х и 80-х звучали уже радикально иначе – у дзинтаровских парфюмеров словно бы изменился почерк.

Это было обусловлено использованием современных химических веществ и нововведениями в работе парфюмеров: на Дзинтарсе начали очень активно использовать готовые композиции импортного производства. Акцент в духах перенесся на свежие зеленые ноты и мускус. Так продолжалось до середины 1980-х, а тем временем подспудно готовилась смена парадигмы, предвестником которой и стала "Тайна рижанки".

Пирамида "Тайны рижанки" (винтажная):

начало: роза, фиалка, ландыш;
середина: ирис, магнолия;
база: мускус, сандал, пачули.

Еще в процессе создания этого аромата парфюмеры Дзинтарса были уверены, что делают нечто неординарное - духи планировали назвать "Сенсацией". Но в том, что назвали все-таки "Тайной рижанки", я вижу еще одно подтверждение зреющему обновлению стиля: в 70-х и начале 80-х на фабрике Дзинтарс предпочитали короткие, звучные и довольно абстрактные названия с иностранным уклоном ("Престиж", "Альянс", "Компромисс", "Кредо"), так что "Сенсация" идеально вписалась бы в этот ряд - а тут вдруг "Тайна рижанки" (по-латышски еще длиннее: Rīdzinieces noslēpums).

Рижанка (слева) и Тайна Рижанки (справа)

Ожидания парфюмеров полностью оправдались, новинка всем очень понравилась. Однако флакон мог бы быть и получше, ну хотя бы пооригинальнее. В 70-80-х Дзинтарс использовал для новинок несколько стандартных флаконов, но для "Тайны рижанки" решили сделать что-нибудь новое, только ее собственное – и взяли за основу флакон "Рижанки".

Рижанка с коробкой, вид снизу

Тот же ромб в сечении, то же соотношение углов и пропорций, но вместо притертой крышки винтовая, вместо прозрачного стекла – цветное. Вообще введение цвета в оформление в данном случае не случайно: золотисто-коричневая гамма, как и мягкий кожаный мешочек, в который упаковывали флакон, работали на "природный" имидж. Янтарь, песок, стволы сосен. Это оформление поддержало интерес к "Тайне рижанки" в середине 1990-х, когда в моду вошли стиль casual и натуральная цветовая гамма.

Прекрасно помню, как выбирала себе духи в фирменном магазине "Дзинтарса" в 1995 году и остановилась на "Тайне рижанки" именно из-за цвета ее флакона – он идеально подходил к моему льняному платью и сандалиям из кожаных ремешков, расчет производителя оказался верным. Но в целом, если сравнивать этот флакон с прототипом, то "Тайна рижанки" уступала "Рижанке" по красоте замысла и качеству исполнения, особенно в плане стекла. Чувствуется, что это дизайн кризисного времени, когда идеи по-прежнему есть, а вот возможностей их воплотить все меньше.

Тем не менее "Тайна рижанки" благополучно пережила развал СССР и все те трудности, с которыми "Дзинтарсу" пришлось столкнуться в 90-х и позже. Этот аромат выпускается до сих пор, причем как в виде туалетной воды, так и в концентрации "духи". Флаконы уже давно сменились, это не шедевр дизайна, но они вполне удобны, особенно тот, что у духов – у него как раз такой объем и размер, что его необременительно носить с собой в сумке. Что касается аромата – за прошедшие с его создания 30 лет химический состав просто не мог остаться прежним, но дзинтаровским парфюмерам все-таки удалось сохранить его звучание.

Естественно, когда аромат выпускается так долго, любопытно сравнить современные выпуски с винтажными. Но, к сожалению, "Тайна рижанки" в отличие от "Рижанки", "Рижанина" и "Вецриги" не очень хорошо хранится - по крайней мере, мне пока не попался ни один полностью, без потерь, сохранившийся экземпляр.

Обычно у винтажной "Тайны рижанки" страдают верхние ноты – ландыши неразличимы, старт мутноват. Но середина, как правило, хорошо сохраняется – и она звучит нежнее, глубже, пудровее, шипровее, чем у современной. Однако если оценивать в целом, то современная "Тайна рижанки" вполне достоверна и в пирамиде угадывается все то, что было в старых выпусках – она вызывает безусловное узнавание.

Советского государства, в котором все было пронизано идеологией, давно уже нет, а мы пережили и кризис отрицания, и даже отрицание кризиса отрицания. Поэтому я могу честно сказать: мне нравится идея посвящать духи городам – нравится, когда парфюмеры пытаются передать атмосферу своего любимого города посредством ароматов.

Как-то так получилось, что при всей моей любви к путешествиям я до сих пор не была в Риге. Но я обязательно туда съезжу, и благодаря дзинтаровским винтажам я уверена, что мне там понравится.

Виктория Власова
Колумнист, журналист, парфюмерный блогер, коллекционер советской парфюмерии и признанный эксперт по российским и советским винтажным ароматам.
Фотографии флаконов автора.


Добавлю всего  несколько строчек.

1) почему это советские мужчины не достаточно элегантны?

70-е, 80-е помню прекрасно.
Что там у них за "другие приоритеты" были?
(в этом месте статьи  меня передёрнуло)

Очень многие ходили в костюмах сшитых на заказ (было принято шить по своим меркам в ателье), со вкусом их носили - выгуливали в кино, в парк с дитями и жёнами. И эта картинка из далёкого прошлого довольно стойкая.

Автор намекает на дефицит? Но стиль и элегантность с этим связаны мало. Если сравнивать сегодняшние дни и 70-80-е, то сравнение по мне будет в пользу 70-х.

Помню, дедушка и дядя ходили только в пиджаках, сталинских кителях и обязательно в картузе. Для лета были какие-то курточки льняные. Давеча захотелось такую - нашёл у Brioni и LoroPiano примерно того же качества (как в СССР) ... цену озвучивать не буду.
И при этом я подумал: вот как одевались люди в СССР - и как сейчас, .... ! вместо многоточия на ум пришло слово на букву "Б".

А что касается пошива одежды на заказ, то сейчас это удовольствие просто недоступно для многих.

Мужчины носили тогда шляпы, как и женщины. Это же так элегантно и просто прилично!

Что касается одеколонов  -  не открою   страшную тайну: ими пользовались мужчины в те годы и довольно часто :)

2) "Советского государства, в котором все было пронизано идеологией, давно уже нет" -
эта строчка меня особенно зацепила.

И прекрасно, что была идеология!

И прекрасная была идеология! Она полностью повторяла в своих постулатах, основах библейские заветы - просто несколько переформулированные - то есть базировалась на основах Православного мира - на заповедях Моисея.

Сейчас в мире всё идёт к тому, что на развалах старого кап.мира с его либерализмом(=отсутствием морали) будут строить социализм - какую-то его видоизмененную разновидность.

Идеология, идея - она как бы лежит в основе любого процесса и тем более - в основе развития общества.

В общем, не понял к чему Виктория эту фразу вставила. Провокация какая-то :)

3) "Рижанина" не вспоминаю, я им пользуюсь  - не часто, но пользуюсь.

4) Про то, что с конца 70-х "на Дзинтарсе начали очень активно использовать готовые композиции импортного производства" не знал.

Теперь понятно, почему аромат одеколона "21" мне тогда казался каким-то не нашим, а почти импортным. Он звучал какой-то импортной зеленью.

С обеими "Рижанками" давно хочу познакомиться - теперь желание только усилилось.

Из комментариев:

"Лейка@@@"

5) Не скажу, конечно, что сегодняшнее производство "Дзинтарс" убито как вся промышленность Прибалтики - убита со знанием, с расстановкой западом, в который они  так стремились. Бывший рижский парфюмерный гигант  пострадал  ровно на столько, как и вся парфюмерная индустрия под давлением химических гигантов, оружием этого убийства служит   IFRA. (Пикантность ситуации состоит в том, что к уничтожению французской вотчины - парфюмерного производства с историей и богатейшими традициями приложил руку французский же химический гигант Dupont.)

К сожалению  с  шедеврами "Дзинтарс" советского периода ни один аромат ныне выпускаемый в Риге  не сравнится.

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Боже, шесть! рублей! А тогда это была средняя ценовая категория, и просто так их взять было сложно (обычно под праздники мы выхватывали себе дзинтарс, и все девчонки были наши!)
    • simka
    • 5 августа 2018 г. 20:03
    Я в студенчестве и позже пользовалась только французскими духами, все легенды были в коллекции, и ведь хватало на них денег)))
  • Александр.., Вы химик, или парфюмер...? Прошу пояснить вот ЭТО...: "...Пирамида "Рижанки": начало: альдегиды, ландыш, сирень, мандарин;..." Что понимается под альдегидами...? Это формальдегид с его отвратным запахом.., или триметоксибензальдегид (сиреневый).., или что ещё... Как бы запах мускуса.., имеет сотню ароматов от запаха дерьма и вплоть до боровой струи.. (ещё хуже)... А уж про амбру вообще промолчу.. кстати ..., поинтересуйтесь зачем она парфюмерам и что собой представляет...
  • :thumbsup:
    • (sic!)
    • 5 августа 2018 г. 20:58
    Чувака на фотке сразу было за Ринго Стара принял.