Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Дух города: Москва в ароматах Новой Зари

11 2921

Имея в арсенале такую гениальную вещь, как "Красная Москва", фабрика Новая заря могла бы считать тему любви к родному городу исчерпанной. Ну действительно, что еще можно добавить к аромату, в котором красота так гармонично спаяна в одно целое с величием?

 

Однако в советское время существовал мощный соцзаказ на парфюмерию с патриотической подоплекой, и Новая заря снова и снова возвращалась к этой теме – к концу советской эпохи у фабрики было больше десятка ароматов, посвященных Москве. И хотя ни один по грандиозности не дотягивал до "Красной Москвы", все-таки было среди них несколько оставшихся в народной памяти настоящих шедевров, самым известным из которых можно назвать "Кремль".

 

Флакон "Кремля" в виде башенки с высоким шатровым навершием больше всего похож на Водовзводную башню московского Кремля, однако сходство далеко не стопроцентное. Но нет никаких сомнений, что духи и одеколон "Кремль" были посвящены именно московскому Кремлю: на это ясно указывает рисунок на коробках – панорама Москвы с кремлевскими башнями.

 

"Кремль" из каталога, 1950-е (вверху) и флаконы из коллекции (внизу)

 

Многие в детстве мечтали заполучить такой флакон-башню. Правда, взрослые частенько предпочитали оставлять опустевшие флаконы на полках сервантов, а не отдавать из детям - очень уж нарядно они смотрелись.

Эти флаконы Новая заря выпускала с 1930-х до первой половины 1990-х с относительно небольшими изменениями: в 1960-х спрятанную под стеклянным колпаком притертую пробку заменили винтовой крышкой, в 1980-х вместо матового стекла стали использовать прозрачное, в 1990-х снабдили флаконы спреем.

 

Водовзводная (Свиблова) башня Кремля, отраженная во флаконе "Кремля"

Такие флаконы я тоже видела в детстве, но то ли не интересовалась их содержимым, то ли запах не запомнился – по-настоящему познакомилась с ним только увлекшись коллекционированием винтажей. От духов с названием "Кремль" я, чье детство пришлось на 1970-е, ожидала чего-то яростно-революционного, пафосного, в стиле строчек Маяковского "Начинается земля, как известно, от Кремля".

 

"Кремль" из каталога, 1970-е

В моем представлении этот аромат должен был сразу же вызывать в памяти развевающиеся на ветру полотнища кумачовых стягов. Однако духи пахнут погожим летним утром, молодыми яблоками и свежими розами на только что подстриженном газоне. Красиво, но совсем не торжественно – даже как-то легкомысленно, пожалуй.

 

Где в этом аромате образ Кремля? Где красно-кирпичная кладка, часовые у ворот и рубиновые звезды, не гаснущие ни днем ни ночью? Их там решительно нет. Август Мишель, гениальный парфюмер, изобразил Кремль совершенно с другого ракурса, который был просто неизвестен большинству советских граждан, знавших Кремль в основном по картинкам в книгах, праздничным открыткам и трансляциям из Кремлевского дворца съездов. "Кремль" Мишеля - это Соборная площадь, мощеная светлым камнем; это белые стены Успенского и Архангельского соборов, Грановитой палаты и колокольни Ивана Великого; это облака, отражающиеся в позолоте куполов; это цветущий сад внутри кремлевских стен, невидимый снаружи.

начало – зеленые ноты, бергамот, роза;
середина
– жасмин, яблоки, гвоздика (цветок), роза;
база
– кедр, амбра

Август Мишель изобразил Кремль таким, каким застал его еще до Октябрьской революции. Удивительно, что именно такой парфюмерный образ Кремля транслировали в советское время: он слишком человечный и совершенно не пафосный. И наоборот не удивительно, что "Кремль" был очень популярен и у простых граждан, и в качестве официального подарка для дипломатов и делегатов всяческих съездов – у него многогранный, сложный и гармоничный аромат. "Кремль", как и другое детище Мишеля, "Красная Москва", оказался долгоиграющим шедевром – даже странно, что Новая заря сняла его с производства: на мой взгляд, сегодня "Кремль" отнюдь не выглядит старомодным. К счастью, в советское время его было произведено достаточно много, и он прекрасно хранится.

***

Еще один бесспорный шедевр, который Новая заря посвятила Москве – аромат "Огни Москвы" – увидел свет в совсем другую эпоху, нежели "Кремль". Хотя их разделяет всего-то лет двадцать, это были очень непростые годы: страна пережила едва ли не самую разрушительную войну в своей истории.

 

В первое послевоенное время перед СССР стояла задача максимально быстро вернуться к полноценной мирной жизни со всеми ее атрибутами от комедий в кинотеатрах до флаконов на туалетных столиках. Поэтому послевоенная парфюмерия – это ароматы-антидепрессанты, теплые, сладкие, цветочные. Именно к таким относились "Огни Москвы".

начало – жасмин, гвоздика (цветок), белые цветы, альдегиды, персик;
середина
– роза, гальбанум, ладан, ирис, лабданум;
база
– кедр, бензоин, цибетин, мускус, амбра.

Убедительная картина теплого летнего вечера, пришедшего на смену жаркому дню. По раскаленному за день асфальту проезжают поливальные машины, горячий влажный воздух усиливает запах цветов, девушки в красивых платьях возвращаются домой из кино или с танцев.

Легенда гласит, что "Огни Москвы" были созданы в честь Московского фестиваля молодежи 1957 года под влиянием духов "Вечер в Париже" фирмы Bourjois, но вымысла в этой легенде гораздо больше, чем правды. Единственное, что роднит "Огни Москвы" с "Вечером в Париже" – это кобальтово-синий флакон с крышкой из прозрачного стекла. Цветовая гамма скорее всего действительно была позаимствована у французов, т.к. никто другой больше такое сочетание не использовал, а "Вечер в Париже", созданный в 1928 году, был широко известен.

Но аромат у "Огней Москвы" свой собственный, и создан он был почти за десять лет до Фестиваля. Поводом для выпуска "Огней Москвы" послужило восстановление городского освещения в столице: во время войны пострадали электростанции, обеспечивавшие Москву электричеством, полностью восстановить их удалось только в 1950-м.

 

                                    "Огни Москвы" из каталога, 1970-е

В войну в городе соблюдали светомаскировку, ее отменили лишь весной 1945 года, а потом еще несколько лет чинили и заменяли фонари. Поэтому когда в конце 1940-х уличное освещение перестали отключать по ночам, это был настоящий праздник – его приурочили к 800-летию Москвы, заодно сделав постоянную ночную иллюминацию Кремля. Этой важной вехе в послевоенном возрождении и были посвящены "Огни Москвы".

Новая заря продолжала выпускать "Огни Москвы" вплоть до середины 1980-х – аромат пережил и попытку городских властей экономить на электричестве, снижая интенсивность ночного освещения, и замену ламп накаливания на галогеновые. За это время мода на теплые цветочные запахи ушла, но "Огни Москвы" несмотря ни на что пользовались популярностью как символ московского уюта.

 

                                            "Огни Москвы" из каталога, 1980-е

К сожалению, эти синие притертые флаконы плохо препятствуют испарению - найти сейчас флакон "Огней Москвы" с полностью сохранившимся содержимым очень сложно. Но, к счастью, с 1950-х по 1970-е Новая заря выпускала "Огни" еще и в винтовых пробниках - они входили в набор "Фестиваль в Москве" (наверное, именно благодаря таким наборам и возникла легенда о предфестивальном происхождении "Огней Москвы").

***

Еще один замечательный аромат, посвященный Москве, – "Любимая столица" - появился в 1960-е, но выпускался недолго, всего чуть больше десяти лет, поэтому не успел обрасти легендами и оставить заметный след в народной памяти. У него тоже очень позитивное звучание, он словно летний натюрморт: цветы в вазе, персики, белоснежная кружевная скатерть и повсюду солнечные блики.

 

начало – флердоранж, жасмин, зелень, персики, альдегиды;
середина
– пачули, цветы винограда, ирис;
база
– бензоин, цибетин, кедр, ветивер, амбра.

"Любимая столица" источает спокойствие и изобилие – это действительно изображение главного города огромной и богатой страны, хотя и довольно идеализированное. На коробке картинка с мавзолеем, но гораздо больше этим духам подошли бы главные ворота ВДНХ, всесоюзной витрины лучших советских достижений.

Между тем аромат приятный и носибельный, а главное - очень модный в 1960-х: в том же ключе были сделаны "Жемчуг", "Аметист" и "Новая заря". Правда, "Столица" звучит богаче и сложнее их – может быть, ее перестали выпускать из-за обилия похожих, но более дешевых в производстве духов. А может, потому что к 1970-х перестал быть актуальным сталинский ампир, в стиле которого была оформлена "Любимая столица".

 

"Столице" повезло иметь один из самых роскошных советских флаконов: матовое стекло с рельефом из колосьев пшеницы, а прямо по центру – прозрачная, словно светящаяся пятиконечная звезда.

***

Остальные ароматы Новой зари о Москве хоть и не дотягивают до шедевров, но тоже отнюдь не плохи. Каждый из них раскрывает тему по-своему. Некоторые выпускались к определенным событиям, другие - просто так, от избытка чувств: "Москвичка", "В память о Москве", "Москва белокаменная", "Москва театральная", "Московский сувенир", одеколон "Московский".

У каждого из них были верные поклонники, пронесшие свою симпатию сквозь десятилетия. Но я хочу рассказать о трех ароматах, которые сейчас вспоминают крайне редко – не потому что они не нашли признания у публики, а из-за того что их выпуск оказался ограничен очень короткими временными отрезками. Почему их сняли с производства, хотя они были не хуже прочих – сейчас уже тайна за семью печатями. Остается радоваться тому, что их редкие экземпляры каким-то чудом сохранились до наших дней.

***

Ароматы "Родная Москва" и "Москва моя" были выпущены практически одновременно в начале 1950-х и оба сняты с производства в середине 1960-х. "Родная Москва" звучит как вариация на тему "Красной Москвы", но в ней больше зелени и меньше специй. Это такая лайт-версия "Красной Москвы" в формате 1950-х – можно сказать, фланкер.

 

начало – жасмин, флердоранж, зеленые ноты;
середина
– фиалка, персик, гвоздика (цветок);
база
– ветивер, цибетин, амбра.

Флакон "Родной Москвы" повторяет "Огни Москвы", только сделан целиком из прозрачного стекла. Я люблю "Родную Москву" за небольшой исторический казус: на внутренней стороне крышки одеколонной коробки изображена гостиница "Московская", которой на самом деле в Москве никогда не было.

 

С 1947 по 1957 год в Москве шло строительство так называемых сталинских высоток – грандиозный проект, который всячески пиарили. Эскиз одной из высоток украсил коробку "Родной Москвы", хотя строительство все еще не было завершено, а название "Московская" было, скорее всего, просто рабочим вариантом.

 

                      гостиница Ленинградская у Казанского вокзала в Москве

По окончании стройки гостиницу внезапно назвали "Ленинградской" (попутно обвинив архитекторов в излишней расточительности и отобрав у них выданную ранее Сталинскую премию), а картинка с несуществующей "Московской" на парфюмерной коробке осталась нам на память о перипетиях становления столичного архитектурного стиля.

***

"Москва моя" позаимствовала у "Красной Москвы" не основные ноты, а флакон – но спутать их невозможно даже при отсутствии этикеток: духи "Москва моя" имеют зеленоватый оттенок.

 

"Москва моя" – это московская весна, которая начинается с букетов мимозы, привезенных к 8 марта предприимчивыми жителями южных республик, и заканчивается цветением шиповника и чубушника на подмосковных дачах.

начало – нарцисс, тюльпан, мимоза, зелень;
середина
– иланг-иланг, майская роза, фиалки, чубушник;
база
– ветивер, бензоин, цибетин.

В мае 1965 года Москва получила звание города-героя, и Новая заря отметила это событие выпуском набора "Созвездие. Города-герои" из шести ароматов. Пять из них - "Волгоград", "Севастополь", "Одесса", "Киев", "Ленинград" – ни до, ни после не продавались поодиночке, и лишь созданный несколькими годами раньше шестой – "Москва" – жил самостоятельной жизнью вплоть до конца 1970-х.

 

Назвав духи просто "Москва" безо всяких эпитетов, парфюмеры словно давали понять, что в этот раз постарались создать всеобъемлющий образ Москвы – Москва как она есть. Но мне в этом аромате видится Москва героическая: в нем чувствуется и страсть, и военно-революционный пафос, и груз исторического наследия. Получилось оригинально, ярко, и как бы вне времени – этот кожано-розовый шипр вполне можно носить и сейчас, выдавая за не очень экстравагантный нишевый аромат. Особенно отрадно, что обошлись без цитат из "Красной Москвы" (при всей моей любви к последней).

начало – альдегиды, свежая зелень, бергамот, чубушник;
середина
– роза, кожа, ирис;
база
– ветивер, бензоин, мускус, дубовый мох.

 

Слева направо: "Кремль", "Родная Москва", одеколон "Огни Москвы", "Красная Москва", "Огни Москвы" и "Москва моя" (на заднем плане слева)

Если попытаться окинуть одним взглядом почти полтора десятка ароматов, посвященных Новой зарей Москве, создается впечатление, что какой-то единый образ города парфюмерам создать так и не удалось – однако в случае с Москвой это, пожалуй, и не реально.

 

 Виктория Власова  - колумнист, журналист, парфюмерный блогер, коллекционер советской парфюмерии и признанный эксперт по российским и советским винтажным ароматам.
Фотографии флаконов автора

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

«ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...

Обсудить
  • Что-то из отечественной парфюмерии сейчас вообще есть? Не вижу в магазинах. Хорошие отечественные кремы и косметика есть. P.S. Духи мне нравятся непатриотичные французские :disappointed:
  • Спасибо!!! Очень интересная статья!
  • :thumbsup:
    • Zetrra
    • 15 августа 2018 г. 11:15
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :blush:
  • Классный рассказ. Обожаю хорошую парфюмерию. Подписываюсь :smirk: