Почему керамисты не копируют старинных изразцов печей и каминов начала XVIII века.

2 483

Мой знакомый, освобождая от хлама кладовку, среди давно забытого антиквариата, обнаружил несколько ящиков с печными изразцами. Справедливо решив, что такая красота не должна пропадать даром, он решил те изразцы продать. Изготовлены они были более 30 лет назад и являли собой копии изделий первой четверти XVIII века, которые не только сохранились, в частности в палатах Юсуповых, но и попали на обложку монументального труда - книги «Русские изразцы». То есть это были артефакты с известной историей и имеющие историческую ценность.

Изразцовые печи в дворце Волковых-Юсуповых в Москве. Дворец расположен в Большом Харитоньевском переулке, 21/4, почти у самого Садового кольца. Построено здание было в конце 17 – начале 18 вв

Все рисунки на этих изразцах, выражаясь сегодняшним языком, относятся к категории «Наивного искусства», т.е. «детский рисунок, доведенный до совершенства»

И тут мы столкнулись с невероятным обстоятельством. Дело в том, что сегодняшние керамисты не делают таких изделий. И не только сегодняшние, но и вчерашние… При поиске по тэгам и картинкам, всемирная паутина раз за разом выводила на палаты Юсуповых, ту самую обложку книги и на несколько музейных артефактов вековой давности. Получалось, что кроме извлеченных из кладовки копий, никаких других подобных изразцов, кроме самих старинных исходников не было.

В кладовке "сталинского" дома эти ящики занимали немного места...

Три десятилетия эта красота не видела дневного света. А свет, естественно не видел этой красоты

Ни одна фирма в своих изделиях к этим сюжетам никогда не возвращалась и все их «разнообразие образцов» сводится к известному изречению Генри Форда: «У нас покупатель может приобрести автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет будет чёрным». И даже отдельных элементов этого вида, изготовленных для точечной реставрации найдено не было. Как деятель искусств и член творческих союзов, имеющий сотни знакомых, я обратился к тем из них, кто мог быть компетентен в данной сфере. И выяснил следующее.

Первое.

В отличии от копий живописи, которую можно сначала написать, а потом «состарить», копии старинной керамики надо было делать «состаренной» изначально, т.е. изготавливать вручную, соблюдая все старые традиции. Только тогда она будет похожа на исходный образец. Как только современные формы-штампы и шелкография коснется этого процесса, результат обратится в банальный китч. И это относится не только к материалу, но и к росписи. Она на исходниках, в связи с ветхозаветной технологией, никогда не бывает ровной, имеет потеки и неровности, а сам рисунок по сути – уникальный, поскольку один сюжет каждый раз переписывается по-новому и имеет видимые отличия. Мало того, они обычно не повторяются. К примеру, на тех изразцах из кладовки не только все рисунки были разными, но даже элементы с простыми повторяющимися орнаментами, не претендующими на оригинальность, все равно, при ручной росписи, одинаковыми не были. В результате, трудозатраты в несколько раз превышают утилитарную стоимость предмета.

Второе.

Но даже это, при наличии глобального заказа можно было бы стандартизировать и поставить на какой-то поток. Но заказа такого быть не могло по той же причине – ветхозаветности исходного материала. Все рисунки на этих изразцах, выражаясь сегодняшним языком, относятся к категории «Наивного искусства», т.е. «Детский рисунок, доведенный до совершенства». А с начала XVIII века искусство пополнилось более продвинутыми барокко-ренессанс-модернами и прочими классицизмами. И нынешнему заказчику есть из чего выбрать, тем более, что и нувориши у нас по большей части брынцаловы и меряют они искусство исключительно в микронах золотого покрытия.

Кошка Пэгги, в данном случае, не просто украшение планеты. Она играет роль масштабной линейки...

Поэтому детали интерьеров Петровских и времен ждут эстетов, которых нынешний мир рождает нечасто, в данном, нашем случае, – раз в 30 лет, один их них – тот, что заказал когда то эти изразцы и второй, кто их сегодня захочет видеть я себя в доме в виде камина.

Кошка Пэгги, в данном случае, не просто украшение планеты. Она играет роль масштабной линейки...

Поэтому детали интерьеров Петровских и времен ждут эстетов, которых нынешний мир рождает нечасто, в данном, нашем случае, – раз в 30 лет, один их них – тот, что заказал когда то эти изразцы и второй, кто их сегодня захочет видеть я себя в доме в виде камина.




Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Был у знакомых в Ленинграде в 80-х годах, у них дом реставрировали, так эти изразцы просто сбивали, раскалывали и увозили на мусор. Так жалко было.