Общеизвестна хохмочка времен Советов, о том что ПТУ расшифровывается, как «Помоги тупому устроиться». Однако студенты ВУЗов, которые таким образом самоутверждались, крайне не любят вспоминать отзыв на этот пароль, который звучал так – «Образование высшее, соображение среднее». Характерно, что правы были и те и эти. И одновременно неправы. Так что это был за зверь, - Профессионально-техническое образование в СССР? Учитывая, что я в свое время, учился в двух таких училищах и даже одно из них с отличием окончил, постараюсь донести до читателя что из себя представляло это образование.
Предшественниками ПТУ в 1940-50 гг. были ремесленные училища и их аналоги при фабриках и заводах, т.е. Фабрично-заводские, учащихся которых так и звали «фабзайцы». С конца 1950-х стала складываться система ПТУ, которая, хотя и была кадрово привязана к производствам, но относилась уже к Министерству образования. Также, как и ВУЗы, ПТУ имели некие ранги, из которых низшими были строительные и торговые, а высшие готовили специалистов в тех областях, где высшего образования не предполагалось. То есть оно было, но непосредственно по профессии ты уже не работал. К примеру, художник-исполнитель, мог окончить ВУЗ и заниматься, практически тем же самым, но на более высокой должности, либо на более сложных работах. А вот профессия ювелира, гравера, столяра, или каменотеса такого не предполагали. Высшее образование здесь обозначало уход на руководящую или хозяйственную работу и, зачастую, в смежной области.
Сейчас в этом здании на ул. Черняховского Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте. А до этого многие десятилетия ремесленное и профессионально-техническое художественное училище (№64). Обратите внимание на остатки фонтана...
Вот этот фонтан, которого сегодня уже нет. Дипломная работа каменотесов довоенной поры. Именно эти ребята украшали мраморной резьбой московское метро
Также отмечу, что были профессии, которым вообще не учили. К примеру, если декораторов театров учили, то те же монтировщики учились только непосредственно в театре. Также, как и весь спектор макетных работ, от архитектурно-планировочных до макетчиков торговой рекламы. В этой профессии, как и в любой другой рабочей, была разрядная сетка, где высшим,- бригадирским был 6-й разряд. То есть, учитывая, что из ПТУ выпускали специалистов 3-4 разряда, то самоучки все это имели на практике. Дело было в том, что это были универсальные профессии, не подпадавшие отдельно под какой-то профиль. Тот же макетчик высшего разряда должен был уметь читать любые чертежи и воспроизводить по ним все, как тогда говорили «от гвоздя до парохода», т.е. был он в некой степени и инженером и столяром и ювелиром.
Но вернёмся к ПТУ. Многие удивятся, но на некоторые профессии конкурс был гораздо больший, чем во многие техникумы и даже в некоторые ВУЗы. К примеру, в ювелиры и гравера без предварительной подготовки попасть было невозможно. Такой подготовкой в юные годы могла быть, как художественная школа, так и активное участие, например, в авиамодельном кружке или клубе. Я попал в ПТХУ без экзаменов, уже после начала учебного года, "по согласованию". Но, не смотря на наличие документа об окончании художественной школы, был определен не в ювелиры, как хотел, а на курс столяров-краснодеревцев. Обучение было 3 года и помимо профессии, там же получали и среднее образование, с 9-го по 11 класс, по программе вечерней школы, которая была на год длиннее дневной.
В СССР все было стандартизировано и любой мастер-краснодеревец проходил обучение в едином режиме – по первому разряду ты делал инструмент, которым потом и работал, на второй – табурет, на третий разряд - уже инкрустированный стол. Не смотря на то, что профессия называлась «мастер по производству художественной и стильной мебели» готовили все таки станочников, поскольку кухни избавлялись от резных буфетов, а модные тогда стенки относились а категории «корпусной мебели», а значит, за редким исключением, в резьбе и инкрустации не нуждались. Однако все эти навыки можно было получить оставаясь в мастерских сверхурочно, что делали почти все. И обучались мы этому не «у коучеров за неделю», а месяцами и годами под руководством мастеров-практиков. Наши табуретки и тумбочки до недавнего времени наблюдались во всех уголках страны, в основном, в больницах, общежитиях, казармах и тюрьмах. Поскольку училище наши изделия продавало, а нам начисляли 30% от сумм выручки. И кстати, да, стипендия была вдвое больше, чем в ВУЗах.
Фото конца 1970-начала 1980-х. Это последняя реинкарнация ПТХУ №64, уже по новому адресу - в Мурманском проезде, - с 1985 до 1991 это художественный лицей, - МХПЛ №303. Вступительные экзамены, 16 человек на место.
Но не только тумбочками и табуретками отметилось наше училище на просторах страны. До того, как стать ПТХУ-64, было оно ремесленным и готовило каменотёсов. До недавнего времени, во дворе дома, где ранее было это училище (№9 по улице Черняховского) стояли остатки гранитного фонтана. Но это не единственная курсовая работа тех мастеров.
Станция метро Комсомольская-кольцевая. Обратите внимание на резные мраморные капители колонн. Это работа студентов ремесленного училища.
И эти мраморные скамьи и основания светильников тоже работа московских ремесленников - каменотесов.
Когда будете на старых станциях московского метро, обратите внимание на мраморные резные узоры скамей, капителей и настенных светильников. Эта мраморная резьба и была работой ремесленников-каменотесов, поскольку в Москве это было единственное училище, которое готовило таких специалистов.
Оценили 24 человека
26 кармы