Патриарх Кирилл наконец-то призвал верующих воздержаться от посещения храмов: «Воздержитесь от посещения храмов. Я бы никогда этого не сказал, если бы не удивительный, святой пример преподобной Марии Египетской. Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись». Лучше поздно, чем никогда. Об этом сообщает ТГ канал "Русский демиург".
Выступление Патриарха стало реакцией на начавшееся в СМИ обсуждение возможного ущерба для репутации РПЦ из-за того, что её руководство игнорирует опасность распространения заражения в результате скопления людей во время пасхальных и великопостных богослужений. Как известно, жительница Южной Кореи, заразившая рекордно большое число людей, кстати, христианка, только 440 человек заразила во время церковных собраний местной протестантской общины. Да и дьякон Андрей Кураев в своих интернет-ресурсах выражал недоумение по поводу того, что руководство РПЦ не спешило отменить публичные богослужения всвязи с угрозой коронавируса. Теперь Патриарх отреагировал, и это правильная реакция.
Стало известно, что церкви оборудуются необходимыми для трансляции богослужений видеокамерами в рамках нацпроекта цифровизации. И это тоже правильно, так как участие в богослужениях на Пасху - это предмет беспокойства миллионов людей в России: если не все стоят ночью на службе, то святит куличи и яйца если не большинство, то половина населения. Так что вопрос касается огромной массы людей, и тянуть с его решением было непозволительно. ТГ-канал "Русский Демиург" первым поднял этот вопрос публично, и оказалось, что это совпало с намерениями многих других ответственных лиц.
27 марта, ТГ канал "Русский Демиург" https://t.me/rus_demiurge/846,
"Незыгарь написал (https://t.me/russica2/25519) о том, что РПЦ обвинила губернатора Санкт-Петербурга Беглова в нарушении Конституции из-за того, что тот запретил посещение церквей в период пандемии. Вообще это беспрецедентная ситуация, ставящая власть и церковь в очень сложное положение.
Доктрина церкви и суть её догматики требует признания божественного чуда, происходящего над верующими, собравшимися вокруг чаши с причастием. И потому сама церковь не может, не сойдя со своей богословской платформы, призвать прекратить массовые богослужения, что бы ни приходило за стенами храма. Церковь нельзя за это ругать, а надо понять.
Однако выход из положения может быть найден за счёт того, что власти возьмут на себя грех маловерия и запретят, тем не менее, публичные собрания людей, где бы то ни было на необходимый период, в том числе, и в церкви. Все сохранят лицо, и нужное решение будет принято. То есть кесарь возьмёт кесарево, а церковь вынужденно подчинится, хоть и протестуя и возражая.
Особенно важно тут решить, что делать в грядущую Пасху. Отмена пасхального богослужения в Москве и прочих городах – это невиданное дело. Пасхальная литургия без прихожан – также беспрецедентное событие. Власть может пойти на компромисс – литургия будет, но прихожане на неё допущены не будут.
Трансляция пройдёт в режиме онлайн. Общая исповедь, ставшая традицией за последние годы, будет перенесена по чрезвычайным причинам. Верующие позже смогут исповедаться и причаститься в индивидуальном порядке.
Пасха – это праздник, отравить который никому не хочется. Тем не менее, вопрос о том, как проводить церемонию схождения благодатного огня в Иерусалиме, как святить пасхальные куличи – это сейчас вопрос политики, а не религии. Всё это массовые скопления людей, и их разрешение грозит серьёзным расколом в обществе. Но угроза заражения – важнее, и ей надо противостоять и здесь, в церкви.
Власти, реально ответственной за свой народ, придётся выбирать между гневом воцерковленного меньшинства и невоцерковленного большинства. Это плохой выбор, но уклонение от него ещё хуже.
Церковь не может взять на себя грех сомнения в чуде. Но власть у нас светская, ей можно. И потому очень сложный вопрос пасхального богослужения предстоит решать уже сейчас. Церкви не нужно, чтобы её обвиняли в том, что после Пасхи случился скачок заболеваемости. Власти тоже такие обвинения не нужны.
Словом, из двух зол нужно выбирать меньшее, и тот, кто решится взять на себя бремя такого решения, поступит как настоящий государственный муж. Грех маловерия можно будет отмолить позже, но бывают в жизни моменты, когда кто-то должен положить душу свою за други своя. Это всегда очень непростое решение".
Судя по тому, что уже через три дня последовала реакции Патриарха, вопрос созрел минимум на неделю раньше. Все процессы принятия решений в этот период чрезвычайно ускорились. И это обнадёживающий признак того, что с эпидемией удастся справиться, причём только всем миром, и никак иначе.
Оценили 22 человека
27 кармы