Кино, война и киноляпы

246 7435

Сейчас приближается День Победы, и эфир опять полон фильмов про войну. В сети много материалов про киноляпы создателей, снимающих фильмы и экономящих на консультантах, и потому делающих самые идиотские ошибки. Полно дурацких моментов во всём - в форме, принципах воспитания и применения бойцов, дрянной декорации военной техники. 

Плюс ко всему недостоверные психологические портреты героев, в чьи уста вложен сегодняшний взгляд на мир. Никого не волнует, когда снимают снайпера, жмурящего один глаз и наклоняющего голову при прицеливании. При этом он может поддерживать оружие на полувытянутой руке, и рядом висит ремень, который спецы натягивают на локоть для усиления стрелковой устойчивости при стрельбе стоя. Полностью вырубают сцены, когда снайпер днём бежит трусцой, при этом глядя в оптический прицел, или, лёжа на позиции, активно крутит головой, к которой привязаны пучки травы. Про современные стрижки актёров и говорить не хочется. 

Ко всем этим глупостям можно добавить ещё один кочующий из фильма в фильм сюжет, когда кадр показывает сцену работы радиста на радиопередатчике в сенсе радиообмена. Дело в том, что приходится показывать работу радиста на ключе, когда радиообмен осуществлялся телеграфом, то есть с помощью азбуки Морзе, состоящей из длинных и коротких сигналов, так называемых "точек" и "тире". Каждая такая комбинация означала букву или цифру. Квалифицированный радист мог работать на приём и передачу со скоростью около 120 знаков в минуту, то есть практически со скоростью разговорной речи.

Ключ в то время был вертикальный, в виде рычажка с шишечкой на конце. И вот наши тупые режиссёры совершено сейчас не знают, с какой стороны нужно подходить к этой лошади, чтобы на неё сесть, а пригласить спеца им просто в голову не проходит, пипл и так схавает. Хотя спецы такие есть, у нас ещё в начале восьмидесятых годов в мореходках радиоинженеров учили работать именно таким ключом. И тем, кто сдавал экзамены по радиообмену и помнит, как это делается, сейчас всего-то 57 лет. А тем, кто их учил. соответственно, слегка за 70. И спросить вовсе не грех, а признак тщательной работы профессионала.

В фильмах на вертикальном ключе горе-радисты ставят на шишечку кончики пальцев и пытаются изобразить сеанс связи. На самом деле это полный идиотизм, ибо так работать невозможно. Подготовка радиста тогда начиналась с постановки руки, где учили шишечку брать тремя пальцами - большим, указательным и средним, очень слегка зажать и работать не пальцами, а движением расслабленного запястья вверх-вниз. Это позволяло не закрепощать мышцы предплечья и давать скорость и чёткость сигнала, что выражалось в слове "почерк радиста". Так на ключе можно было работать долго, быстро и качественно. 

Тыльная сторона ладони в районе безымянного пальца и мизинца могла опираться на стол, снимая напряжение с руки и давая возможность работать запястьем на мелкую технику. 

Если на шишечку положить пальцы и долбить ими, ладонь быстро закостенеет, темп поплывёт, а понять знаки будет невозможно. Если вы где-то увидите кадр, где радист кладёт два пальца на ключ и стучит ими, как дятел, знайте - вас надувают, этот фильм делал лох и рассчитывал на таких же лохов. Пусть ими будете не вы, а кто-то другой. 

Вертикальный ключ применялся до начала восьмидесятых годов на флоте и в армии, где использовался радиотелеграфный обмен. В авиации и управлении войсками использовалась радиотелефония, где передавали не точки-тире, а говорили в микрофон и слушали в наушники. В начале восьмидесятых ключ, работающий вертикально , заменила так называемая "пила", работающая горизонтально. Здесь можно было давать 150 знаков в минуту. Работа запястьем уже не применялась, а пальцы использовались большой и указательный. 

Но и "пила" долго не продержалась. Прогресс привёл к тому, что текст набирался, как на печатной машинке, сжимался и выстреливал в эфир за долю секунды. Это исключало пеленг и не требовало высокой квалификации радиста. Дальше прогресс в радиообмене вовсе сделал работу радиста ненужной. Текст печатается на компьютере и передаётся автоматически или открыто, или после шифрования и сжимания. Сжатый и зашифрованный текст принимается и расшифровывается тоже автоматически.

Ну не долбят радисты в морзянке пальцами по ключу, не долбят. И никогда так не делали. Просто стоит раз попробовать самому, и всё станет понятно. Едва ли стоит надеяться на то, что наше кино станет качественно снимать специфику старых технологий, но если есть спецы по историческому фехтованию, знающие, как рубились холодным оружием предки, почему не распространить это на все другие военные методы, такие как работа радиста на ключе? 

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Внимание к деталям достойно уважения! :thumbsup:
  • автор малость ошибается. 120 знаков в минуту - это уровень аса. Его ещё принять успеть надо. Нормальная скорость приёма - 12 групп в минуту (60 знаков). Для чего молотить 24 группы, если тебя банально не поймут, не успеют. И телеграфия была до конца 80-х точно. Говорю как радиотелеграфист 1 класса, ЗАС, 1987-1990 гг.
  • По работе с ключом всё правильно. Работает запястье. Предплечье лежит на столе.
  • Как специалист могу сказать- пальцами там ничего не сделать. Только кистью. Передвать сто знаков в минуту- без проблем. Принимать-здесь хуже)
  • "Квалифицированный радист мог работать на приём и передачу со скоростью около 120 знаков в минуту" На передачу я работал со скоростью 160, а на приём 140 знаков в минуту.