Спасение - главная тема России.
Сейчас в России православная Пасха и тема спасения так или иначе определяет смысл любого высказывания или действия. Особенно высказывания и действия политического. В центре политического процесса в России стоит тема выборов президента и выбора дальнейшего пути. В связи с этим есть смысл подумать - а от чего должен спасать будущий президент, и кто ищет у него спасения?
Когда 25 лет назад в СССР ломали социализм, оправдывали это действие тем, что социализм, якобы, невосприимчив к научно-техническому прогрессу - НТП. Якобы, государство - плохой управленец и инвестор. Да здравствует Его Величество Частник.
Сломали социализм и возвели на престол Частника. И вдруг выяснилось, что капитализм в России точно так же невосприимчив к НТП, как до него социализм. Миф о том, что капитализм сам запускает технический прогресс, рухнул у всех на глазах с грохотом башен-близнецов в Нью-Йорке. Капитализм есть, а научно-технического прогресса нет. Больше того - есть колоссальный регресс. Даже в ВПК локальный прогресс вызван государством, а не рынком. Там же, где господствует рынок - регресс и деградация производства и общества. Мы до сих пор проедаем советское промышленное наследие, а капитал так и не стал локомотивом технического развития. Оправдывают это теперь тем, что у нас капитализм какой-то не такой. Надо переделать. Раньше был не такой социализм, теперь не такой капитализм. У некоторых начинает закрадываться мысль, что, может, это мы какие-то не такие, раз у нас что ни построй, всё не то! И начинаются споры славянофилов с западниками.
Новое варварство.
Мы превратились в варваров, разрушивших не чужую, а собственную цивилизацию. Под крики о возвращении в цивилизацию - сама постановка вопроса подразумевает наличие когда-то давно у нас цивилизации, которую мы покинули с принятием чего бы то ни было. Мы разрушили отсталый феодальный капитализм и построили социализм. Оказалось - не то. Разрушили социализм и вернулись назад, в капитализм. Опять не помогло. Стали думать - почему так. Видимо, не туда вернулись. Надо нырнуть ещё глубже в прошлое. Архаизация сознания набрала колоссальные темпы. Некоторые идут ещё дальше и говорят, что цивилизацию мы покинули с Никонианской реформой церкви, когда покинули Святую Русь. Но самые ретивые идут ещё дальше и говорят, что цивилизацию мы покинули с принятием крещения Русью, когда перестали молиться пенькам и прыгать через костёр. Так что же такое цивилизация и как она соотносится с развитием техники?
Цивилизация несводима к технике. Цивилизация - это прежде всего особый тип духовности, в центре которой лежит особое представление о мире, обществе и человеке. Техника - лишь один из аспектов цивилизации. Например, Япония - высокоразвитая индустриальная страна, но типичная аграрная цивилизация с одухотворением природы и общинно-сословными представлениями о человеке и его должном поведении. Царская Россия и СССР, включая инженеров и рабочих, были типичными аграрными цивилизациями. С танками, ракетами и самолётами. Прежде всего в силу общинной морали, которая никуда не делась в России по сей день.
Разрушение советского строя и советского типа морали привело к тому, что вся сумма ресурсов, предоставляемых человеку для жизни и воспроизводства, резко сократились. Начался регресс, выразившийся прежде всего в разрушении морали. Главным содержанием насаждаемого в России капитализма стало нравственное одичание.
Деиндустриализация ударила прежде всего по душевным опорным точкам социального организма. Началось вытеснение из производства и жизни огромных масс лишних людей. Рабочие коллективы деградировали и распались. Именно этим объясняется падение популярности левый партий - не может быть массовой и сильной левой партии в обществе, где разрушена социальная база левых. В деклассированном обществе и левая партия будет деклассированной. Маргинальной. Мы это видим по КПРФ, давно и прочно лежащей в глубочайшей коме, а так же по огромному количеству леворадикальных сект разной степени ущербности, чей умственный уровень сопоставим с уровнем провинциального рабочего-интеллигента.
Возросло количество заболеваний "страха и тоски" - язвы желудка, болезней крови и сердечно-сосудистиых заболеваний. Стресс вырос до критических пределов - три четверти молодых людей чувствуют неудовлетворённость жизнью. Не видят для себя перспективы в будущем. В структуре страхов на первом месте страх перед гражданской войной. Далее идут страх одиночества, бедности, бандитизма, возможности потерять работу, голод. Это новые для нашего народа страхи - их не было в СССР. Социальный страх парализует волю народа и лишает его энергии.
Только неожиданная прочность советской морали и советской техники оказались причиной того, что катастрофа не наступила. НАРОД СТИХИЙНО СОПРОТИВЛЯЕТСЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ ОДИЧАНИЮ, можно сказать - ПОДПОЛЬНО сопротивляется. И в этом сопротивлении капитализму народ проявляет удивительную нравственную стойкость.
Кого и от кого спасать Путину.
Фокус надежд народа сошёлся на Путине. Народ ждёт, что Путин защитит их от капитализма. Не от его жестоких аспектов, а от него самого, ибо доброго капитализма не бывает. Капитализм и гуманность - две вещи несовместные, как гений и злодейство.
Элита напротив, ждёт, что Путин защитит её от социализма. И в этом смысле защитит от народа. Недаром на Гайдаровском форуме Медведев - наш предводитель либерального дворянства - успокоил элиту, заявив, что мобилизация - не наш путь. Имеется в виду - не путь руководства страны, как бы его к этому ни подталкивали. Любимый город может спать спокойно.
Как Путин будет угождать и тем, и другим - не представляю. Естественно, он будет говорить каждому сословию то, что оно от него хочет слышать. Народ и элиты получат утешение и успокоение. Гарантии. Заверения в сбыче мечт - при условии, если единым строем, солидарно, да ради Великой России... Каждый получит мечтаемое: олигархи - защиту достигнутого положения, народ - защиту от олигархов. Дитям мороженное, бабе цветы. Главное то, что после выборов всё это уже будет неактуально и текущая повестка дня заставит, как обычно, забыть обещания. Не потому, что Путин обманщик. Просто жизнь такая. Обещания политика - условность. Им верить глупо. Ибо даются они в одной ситуации, а выполнять приходится в другой. Потому не нужно ждать от правителя выполнения обещаний - Макиавелли прав. И обижаться на политика за это тоже глупо.
Но народ почитает не Макиавелли. Народ почитает Сергия Радонежского и Сталина. Макиавелли народ не знает и не любит. Так что трудности у Владимира Владимировича серьёзные: запрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Коня народных чаяний и трепетную лань российского капитализма. И спасти их друг от друга.
Впрочем, то, что у него это получится, я не сомневаюсь.
Оценили 24 человека
29 кармы