Кризис подросткового возраста.
Главная задача российского капитализма - повзрослеть психологически и перестать набиваться в компанию старших. Так случилось, что центры мировой капиталистической системы сложились исторически в цивилизационно враждебных к России национально-территориальных анклавах. Европа, США, Япония - эти геополитические центры намного раньше, чем Россия, перешли к капитализму, развили его во всемирную систему и построили его под себя и свои цели. Любое участие России в мировой капиталистической системе возможно только на правах подчинённого и подконтрольного придатка, снабжающего ресурсами промышленно развитую северо-западную окраину Европы, северо-атлантическую заокеанскую метрополию и дальневосточный промышленный анклав. Дилемма "западная промышленность - российские ресурсы" навсегда делает Россию и Запад непримиримыми врагами - именно ради устранения этой дилеммы и создано НАТО.
Географическое положение России в виде транспортного коридора между Восточной и Западной цивилизациями превращает её в центральную ось, вокруг которой вращается мир. По сути вся история человечества есть решение Западом русского вопроса. Все прочие события носят обеспечивающий и вспомогательный характер. Даже борьба Англии за Индию и оттеснение Франции и Германии велась в контексте противостояния с Россией. Вся борьба западных стран между собой есть борьба за занятие лучшей позиции для последующего покорения России и решения основного вопроса мировой истории. Какое бы событие из прошлого мы не взяли в рассмотрение, нигде нельзя избавиться от контекста этого противостояния "Запад - Россия". Заметьте, о Германии и Австро-Венгрии я уже и не говорю - это прямые участники конфликта Запада с Россией. Нет такого исторического события, которое не происходило бы в мире вне контекста конфликта "Россия - Запад". Именно ради этого всё и делается, для этого боролись западные страны между собой, для этого втягивали Россию в свои конфликты.
Вход в мировую систему капитализма в виде её подсистемы для России возможен только в виде оккупации России Западом и решение проблемы исхода противостояния за счёт уничтожения побежденного противника, расчленения его территории и умерщвления не менее чем двух третей его населения. В этом смысле от времён татаро-монгольского нашествия до времён всемирной демократии и прав человека имени США ничего не изменилось: права человека в данном случае - это права завоевателя, но не побеждённого. Побеждённому, как всегда, горе.
Но Российский новорождённый капитализм, вышедший из серого костюма позднесоветской партийной номенклатуры начала 70-х годов 20-го века, пребывает в отношении к капитализму Запада в положении подростка, который очень хочет попасть в более взрослую компанию. И готов терпеть унижения и даже не понимает того, что компания не собирается его принимать, а собирается отнять у него деньги, велик, мобилу, куртку, набить морду и засунуть в трубу теплотрассы. Мировой капиталистической компании не нужен российский подросток. Он дурак, если хочет в это компанию попасть - то есть лох на их языке. А лохов доят. Он подлежит ограблению - и если этого не понимает, то, корме ограбления, заслуживает ещё и презрения и издевательств. Что и получает полной пригоршней. Над российским капиталистическим подростком в западной взрослой компании откровенно глумятся, издеваются, кидают под ноги окурки и жёванную жвачку, заставляют поднять и использовать, одевают кепку на уши, дают пинки и подзатыльники, но при этом хлопают по спине и подзадоривают глумливым одобрением.
Главная задача современного российского капитализма - вовсе не первоначальное накопление и прибыль. Главная задача российского капитализма - повзрослеть. Перестать стремиться в Западную компанию. Научиться развиваться самому, на своей собственной основе. И понять, что невозможно выклянчить у западных "партнёров" никаких для себя условий, кроме позы на коленях. Китайский капитализм это понял. Русский пока не понимает.
Почему именно капитализм?
Да потому, что капитализм не дорешал в России задачи исторического развития, и даже из завоёванного социализма общество вернулось назад. Социализм не смог нащупать самостоятельного пути развития и превратился в копировальную машину, где весь смысл существования сводился к подражанию и догонянию Запада. Свои изобретния пробиться не смогли, а пробить их оказалось некому. Система их отторгала. Если чего-то на Западе не было, в СССР этого даже не планировали делать, кем бы и что бы ни предлагалось. Ждали, когда на Западе определятся основные тенденции. Такая поза приводила к позиции вечного ученичества у Запада, которое окончилось уверенностью в том, что хорошо учиться у Запада можно только став Западом. А для этого надо было старательно уничтожить всё то, что Россию делает Россией. И для наилучшего уничтожения надо непременно стыдиться в себе всего русского как второсортного и постыдного, а западное превозносить и считать передовым.
На этом социализм в России рухнул, а с ним рухнула и Большая Россия.
Пройдя через болезненный опыт утраты иллюзий всвязи с повзрослением, российская элита сделала для себя два главных вывода:
1. Из всех общественно политических моделей развития в России только капитализм имеет наилучшие предпосылки обеспечить развитие. Даже несмотря на побочные действия - они имеются в любых системах. Другие системы работоспособны намного хуже, ибо любой социализм, даже удачно стартовав, со временем прекращает "гонку за лидером", перерождается, деградирует и руками собственных элит возвращается в исходное капиталистическое состояние. Надо сказать - при полном одобрении большей части населения. Ходить этим порочным кругом нет смысла.
2. Для того, чтобы российская версия капитализма оказалась для России успешной, она НЕ ДОЛЖНА содержать в себе основные духовно-культурные ядра капитализма западного. Копирование западных социальных моделей приводит к опасному рабству у Запада и риску в итоге потерять власть над страной. А вместе с властью - и имущество, и саму жизнь. Поэтому в России озаботились построением капитализма с незападным лицом.
Опыт Турции, Японии и Китая показывает, что такое вполне возможно и что капитализм возможен и без протестантской этики и либеральных европейских аксиом. Западная модель капитализма воспринимается единственно адекватным образцом лишь на стадии изначальной, когда любое заимствование опыта строится на подражании. Так, Русь подражала Византии, потом Европе. Мир ислама подражает арабам. Советскому Союзу подражали все страны мира, пытавшиеся строить социализм. Теперь все, строящие капитализм, подражают Америке. Но это проходит с накоплением опыта своего. Что сейчас и происходит в России.
Лозунг обретения суверенитета как поиск опоры русским капитализмом.
Капитализм строится крупной буржуазией для себя и под себя. Общество делится при этом на многочисленные социальные группы, чьи интересы непримиримы между собой. Но капитализм правит именно потому, что он сумел подчинить все прочие группы своим классовым интересам и убедить всех прочих в том, что эти и их интересы. Именно поэтому капитализм налегает на национальный аспект в убеждениях людей. Это проще понять, чем аспект классовый.
Национальный критерий переносит конфликт из сферы классовых противоречий на сферу противоречий национальных. Господство буржуазии как класса целиком и полностью основано на успехе такого переноса внимания. Неслучайно национализм расцвёл именно в капиталистическую эпоху - до неё конфликты шли по религиозной линии раздела. Национальность была третьестепенной и вероисповедание определяло картину "свой - чужой". Так, православный татарин или немец были своими, РУССКИМИ, а олютераненный или окатоличенный славянин становился чужим. Сейчас национальность определяет главное место в мире конфликта - и это главное достижение буржуазии. Рабочие всех стран готовы с увлечением убивать друг друга за интересы своих НАЦИОНАЛЬНЫХ буржуев, полагая, что это и их интересы, и они воюют за себя и ОТЕЧЕСТВО.
Можно сколько угодно это разоблачать, но нельзя в этом убедить большинство населения. Население живёт инстинктами, а не разумом, и инстинктом ищет путей наименьшего сопротивления. Люди хотят приспособиться к среде, а не приспосабливать среду под себя. Потому всегда господствует тот, кто проявляет способность эту среду менять.
Исторически так вышло, что единственным классом, на это способным, оказалась буржуазия. Её ум, напористость и изворотливость оказались выше, чем у всех прочих. И на определенном историческом периоде времени в мире установился капитализм. Система уродливая, но способная отвоевать господство. Это как в мире хищников - там побеждает не корова, а лев. Хотя корова намного милее.
Основы для отделения русского капитализма от западного сейчас ищут все. Первыми начала власть ещё при Ельцине. Они стали искать "национальную идею". С тех пор её ищет интеллектуальная элита национального, патриотического и либерального толка, ищет церковь, ищут все думские партии, ищут массы. Идёт культивирование неких прошлых форм, которые пытаются сделать актуальными и вновь ввести в ткань современности. Одними это воспринимается как срыв в архаику, другими - как возврат к основам и корням. Не оценивая эти процессы, можно сказать одно - они идут и свидетельствуют о начавшемся процессе отделения русского капитализма от его западного предшественника, ибо все процессы в России протекают сейчас только в условиях капитализма. В результате внутренней борьбы русский капитализм вберёт в себя в итоге и религию (не обязательно православие, в России есть и другие религии), и либерализм, и социализм, и демократию, и монархическую компоненту. Путь синтеза - это путь дальнейшего движения.
Противоречия этого синтеза будут нести в себе основу конструктивного конфликта как мотора социального развития.
По сути дела, все эти элементы уже сейчас встроены в российскую государственность и в дальнейшем им предстоит получить чёткое концептуальное оформление и стать основой российской общественной этики, которая определит этику административную, деловую, производственную и коммерческую.
И только после этого русский капитализм начнёт выполнять свою историческую миссию по выведению России из регресса и перехода к глобальной экспансии. Мораль общества и качество институтов власти при этом будет иметь определяющее значение.
Оценили 12 человек
14 кармы