«Смотрится дико. Просто дико». Друг Стрельцова про сериал о легенде футбола

18 1664

Эдуард Стрельцов — легенда советского футбола. Всю свою карьеру (1954-1970) он выступал за один клуб, московское «Торпедо», с перерывом (1958-1965), во время которого отбывал тюремный срок за изнасилование.

Известный советский футболист, а позже тренер Михаил Гершкович (сейчас —председатель правления общества «Объединение отечественных тренеров по футболу» — прим. АиФ.ru) выступал за «Торпедо» с 1967 по 1971 годы и застал Стрельцова в команде, будучи его одноклубником. Их дуэт в нападении считался одним из самых ярких в истории отечественного футбола.

После просмотра сериала «В созвездии Стрельца» на Первом канале Гершкович монологом выдал гневную рецензию картины, в которой, по его мнению, оказалось много неправды.

«Чистая, незамутненная, кристаллической пробы халтура»

— Сказать, что я удивлен, огорчен, поражен — ничего не сказать, — рассказывает Михаил Гершкович. — Досмотрел ленту до последнего эпизода, не пропуская ни одной из 8 серий, но только из уважения к Эдику, с которым связаны мои лучшие футбольные годы и вообще значительная часть жизни. И каждая новая серия только подтверждала первое впечатление: халтура. Чистая, незамутненная, кристаллической пробы халтура. Постараюсь объяснить свои впечатления и ощущения.

Главная, на мой взгляд, несуразица — выдумывать создателям фильма про Стрельцова ничего не нужно было. Его биография, карьера — готовый сценарий. Судьба Эдику выпала такая, что рисовать ее можно только с натуры, ничего не отнимая и не добавляя. Кино может получиться настоящим лишь в одном варианте: если это будет подстрочник — как, например, «Собачье сердце», снятое Владимиром Бортко по роману Михаила Булгакова.

К парню, которому досталось главная роль (Дмитрий Власкин — АиФ.ru), вопросов меньше всего. Но с ремаркой: за пределами поля. Сыграть Стрельцова-футболиста просто невозможно, кто бы за эту задачу ни взялся. Грубая ошибка создателей проекта. Одна из ключевых. Так, как играл в футбол он, не играл никто и никогда.

Слабым оправданием авторам может служить тот факт, что мировой кинематограф до сих пор не научился делать игровые фильмы про футбол. Но и у этого недостатка есть разумные пределы. Люди моего поколения хорошо помнят советскую классику «Удар, еще удар!» — ленту, в которой немало футбольных сцен. Режиссер Виктор Садовский, решая задачу профессионального показа игры, принял простое и мудрое решение: на поле должны быть настоящие футболисты, поэтому приоритет — общим планам.

В окончательный вариант монтажа вошла нарезка одного из официальных матчей чемпионата СССР. Только и было проблем, что одеть команду, приехавшую в Ленинград на встречу чемпионата СССР с «Зенитом», в форму нужных цветов. Этой командой стало «Динамо». Им, в общем-то и переодеваться не пришлось: «Зенит» был в красных футболках, динамовцы, они же «немцы», — в традиционных белых. Разве что принтом «Д» на груди пожертвовали ради искусства…

У сценаристов и режиссеров всегда есть джокер в рукаве: «Я художник, я так вижу. Жизнь — это жизнь, а кино — это кино». Да, понимаем. Имеют, наверное, право. Но тогда, ребята, назовите свое произведение нейтрально, дайте главному герою другое имя, созвучное, сделайте сноску: «Фильм создан по мотивам»... Свежий пример — баскетбольное «Движение вверх», к которому тоже ведь было немало вопросов. Фамилию главного героя изменили, Владимир Петрович Кондрашин стал Гаранжиным. Что, вероятно, дало авторам дополнительное право на художественный вымысел.

Владимир Кондрашин.


Вдова Владимира Кондрашина: за победу в Мюнхене муж не получил ничего Но если у ленты имя «Стрельцов», не искажайте биографию, не придумывайте историй, которых не было и быть не могло, не рисуйте портреты людей, не зная «кухни», не понимая эпохи, не владея ни фактами, ни методами их воплощения!

Ну серьезно: в каком бреду был написан пафосный эпизод, в котором Эдика не ставят в состав на финальный матч Олимпиады? Причем делают это буквально перед выходом на поле, в раздевалке, когда вся команда, включая Эдика, одета, размята, готова. Просто для сведения: в те годы замены по ходу матча не разрешались, одеваться тем, кто не играет, смысла ноль. Они и не одевались никогда.

Ссылки на усиление драматического эффекта здесь, на мой взгляд, вообще не работают. Запредельный бред, которому нет ни оправдания, ни объяснения. Ну и в целом: ни одной потной майки, неубиваемые прически, высокопарные диалоги в «стенке», немыслимые «огороды» на которых тренировалась и играла сборная великой страны...

Таких эпизодов по фильму разбросано великое множество. В сумме они смотрятся дико. Просто дико. Куда ни сунься, везде эта ерунда. Даже с точки зрения массовой аудитории, на которую рассчитана лента.

«Какие эмоции пережил сын Стрельцова Игорь»?

— Невозможно понять, почему действие фильма заканчивается единственным матчем, сыгранным Эдиком после освобождения из тюрьмы. Да, он был, этот матч. Действительно грандиозное событие. Просто невероятное по звучанию. Но то, что случилось с ним дальше, много важнее в плане драматургии, разве нет? Ведь Эдик не просто вернулся на поле: он снова стал лучшим. Стал чемпионом СССР. В конце концов, во второй раз женился, и у него была чудесная семья. Я и представить не могу, честное слово, какие эмоции пережил Игорь, сын Эдика, глядя на лубочный портрет отца.

Единственный, как мне кажется, положительный момент — сам факт обращения к теме. Может, кто-нибудь когда-нибудь повторит попытку, опираясь на реальную судьбу и характер великого футболиста. Может, у будущих творцов хватит, например, разума обратиться к Саше Нилину (публицист, биограф Стрельцова — АиФ.ru), который как никто глубоко погружен в тему, который был тесно дружен с Эдиком, вхож в семью, написал о нем две замечательные книги.

Сценарий от Нилина, уверен, был бы достоин имени Стрельцова.

«Даже памятник на могиле говорит о Стрельцове больше, чем фильм»

— Когда-то я имел честь дружить с народным артистом СССР Георгием Жженовым, великим художником сцены. Одна из множества его театральных ролей — Забродин в «Ленинградском проспекте» в Театре Моссовета. Спектакль, несмотря на нейтральное название, можно сказать, вполне про футбол. Георгий Степанович играл отца футболиста. Постановка камерная: действие развивается буквально в четырех стенах. Сам по себе футбол как игра — где-то фоном, чисто для антуража, по телевизору, стоящему на втором плане сцены.

При этом настоящего, живого футбола в спектакле было столько, что зрители верили, сопереживали, смеялись и плакали. И я среди них. Хотя герои и события — вымышленные. А здесь ровно наоборот: есть человек, проживший ярчайшую жизнь, полную взлетов и падений, и сценарий, который превращает зигзаги в прямые, запятые и многоточия — в точки, реальных людей — в персонажей для комиксов…

Даже памятник, стоящий на могиле Стрельцова на Ваганьковском кладбище, говорит о нем больше, чем все 8 серий «Созвездия» вместе взятые. Вот такой ему приговор.




Отзывы молодежи.

Сериал, конечно, сильный... но очень гнетущий... настроения не добавляет. Не повезло человеку, вокруг одни предатели, даже мать уничтожает со своей гипертрофированной любовью... жаль такого суперспортсмена.

Андрей Евгеньевич

Интересный, трогательный, печальный и познавательный фильм про судьбу «народной звезды» футбола.

Евгений Кулюзин

Фильм о человеке, который нашел то, что ему по душе, стремлении к этому и достижении результата, взлете до самой вершины и падении, тяжести времён и корысти окружающих, которые выезжают за счёт других и не дают заниматься человеку его любимым делом. О стержне, который не прогибается, как бы его ни хотели сломать. Ну о сущности нашего бытия, мы марионетки в руках представителей власти, и при желании они могут исковеркать жизнь любому. В целом было интересно.

алиса самсонова

Интересно. Надолго в памяти не задержится, но, пока смотришь, захватывает все внимание.

Совушка

Фильм на твердую четверочку, актеры очень даже неплохо создали образы сильных мира сего. А вот послевкусие с горчинкой: как жаль, что так легко по чьей-то прихоти ломаются судьбы людей.

vladkino

Посмотрел с интересом. Такого неприятия или даже отвращения, как «Движение вверх», «Тренер» или «Легенда №17», сериал не вызвал. Возник только один вопрос: действительно ли Аркадий Иванович Вольский сыграл в судьбе Стрельцова такую большую роль, как это показано в фильме? Но на этот вопрос, наверное, смогут ответить только родственники самого Стрельцова. Им фильм, думаю, должен понравиться.

Oljaljaja

Авторам удалось передать атмосферу той эпохи: поведение людей, отношения, причёски, одежду и даже общение. Игра актёров тоже заслуживает особого внимания: достаточно естественно и правдоподобно (нет, есть некоторые натянутые моменты, но на общем фоне они не сильно выделяются).

soygrimm

В сериале есть и любовь, и политические интриги, и победы, и предательство. Есть некоторые вопросы к подлинности сюжета. После просмотра сериала я даже как-то теплее стала относиться к футболу. Если бы спорт перестал быть таким зацикленным на деньгах и молодые таланты могли бы пробиваться и отстаивать честь страны, я думаю, что искренне стала бы болеть за наших спортсменов. В данный момент меня останавливает то, как они себя ведут, сколько зарабатывают и какие результаты показывают.

valentin2013

Данный сериал порадует своим качеством и душевностью исполнения. Особенно это касается великолепной актёрской игры всех участников картины. Особенно мне запомнился Валерий Баринов в роли Хрущёва. Ну и сам сюжет не только о тяготах жизни и известности великого футболиста, но ещё и о том, как два министра при Хрущёве топили друг друга, а от этого страдали обычные люди.

Что за сериал «В созвездии Стрельца»?

Подробнее

Алексей Л.

Сериал на три звезды. Ещё одну звезду накинул по доброте душевной. Смотрится легко, даже иногда затягивает. Но имеются слабости в сценарии, неубедительная игра актёров, много сюжетных ляпов. <...> В общем, сериал посмотреть можно, но такие придирчивые, как я, обязательно увидят все недостатки.

Irina1373

Есть в фильме небольшие «косяки», но на общее настроение от фильма это никак не повлияло. В любви, как и в спорте, никогда не сдавайся!

Голованов

Сериал не свободен от присущих этому жанру недостатков в части сценария и режиссуры, но на фоне моих положительных впечатлений я не буду их обсуждать. В целом рассказ о жизни талантливого футболиста, олимпийского чемпиона Мельбурна, в этом сериале мне представляется интересным, а события, реконструированные в нем, реальными.

Викентий777

Фильм о том, как советская машина, которой управляли непорядочные люди, ломала судьбы очень талантливых людей. Всем любителям футбола, особенно болельщикам «Торпедо», советую посмотреть этот сериал о жизни великого футболиста Эдуарда Стрельцова.

Viktulik

Игра актёров живая, интересная. Одежда, декорации и атмосфера — всё напоминает о том времени. <...> Данный сериал рекомендую тем, кого привлекают фильмы о старом добром советском времени, о советском спорте, на кого нахлынула ностальгия.

Эдуард Стрельцов провел в заключении почти 5 лет.

Алекс К.

Сериал не понравился. Снято топорно, актерская игра плохая. Стрельцов получился какой-то плакатный. Да и сама история Стрельцова не столь однозначна, как показано в фильме.

noviqov

Больше всего разочаровал финал, последняя серия. Это ненаучная фантастика. Линия Стрельцова и его жены Аллы. Это же всё неправда. Зачем было это делать?

Морис

Первые пару серий еще кое-как. Дальше, вся история с посадкой Стрельцова, — нудно и вымученно. Покоробила сцена, когда генерал армии Серов на пару с женой стоял на коленях перед Хрущевым. Что Серов был в опале — история известная, но не до такой степени. Ну а пребывание Стрельцова в колонии — набор прямых цитат из довлатовской «Зоны». От меня сериалу минус.

https://aif.ru/culture/movie/s...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Да в общем то и так понятно.Деньги дали на фильм чтобы плевать в советское прошлое исключительно.. А все остальное..Как бог на душу положит.Сказка...плохая.
  • Помню Стрельцова и в "Торпедо", и по играм за ветеранов. Фильм поэтому смотреть не буду. Уверен: слепили современную "клюкву" для того, чтобы очернить прошлое. Не первый раз так делают.
  • Молодежь схавает..На них и рассчитано!
  • Авторам удалось передать ту эпоху... Охренеть!!! Какую эпоху, какие ощущения??? Как под каждым кустом менты и кгбешники? Начал смотреть, но не досмотрел и половины серии, такую муть смотреть - себя не уважать.
  • очередное буржуазное говно,помои на вас и за ваш счёт... всё катится в бездну