Рынок или не рынок, вот в чём вопрос

37 1937

Причины торжества рыночной экономики 

Человечество за тысячи лет придумало массу концепций и теорий (философских и прочих), обосновывающих необходимость всеобщего развития ради достижения гармонии жизни. Вся эта масса мыслительного продукта тщательно просеивалась через сито восприятия на результаты и, самое главное, на наглядность. 

Так или иначе, теории и концепции основывались и основываются на природе самого человека и, прежде всего, на его психической структуре, эксплуатируя те или иные её свойства: хорошие или плохие, светлые или темные, позитивные или негативные и всё, что между ними. Это естественно, как естественно, по аналогии с физическим миром, создавать технические устройства, подходящие под анатомические особенности и физиологию человека, вплоть до индивидуальных устройств для инвалидов тех или иных категорий.

Так, с незапамятных времён возникали Боги и религии, которые, если упрощённо, эксплуатировали чувство страха от наказания в загробном мире за грехи в земной жизни. Другими словами, религии побуждали человека к совершению условно хороших и добрых поступков ради вечной жизни в раю, а не на адской сковородке. По результату сложно оценить, насколько хорошо это работало, поскольку нет и не может быть корректного сравнительного анализа между человечеством с религиями и без них, а всякие частные случаи экстраполировать на глобальные процессы было бы не верно. Так что, любые сравнения здесь могут быть лишь умозрительными, которые, однако, имеют право на существование и, в первом приближении, скорее всего показали бы, что люди без религий самоуничтожились бы давно и гарантированно. Впрочем, это моё субъективное мнение, такое же субъективное, как и любое другое.

Из сказанного выше логично последовали различные учения, направленные на непрерывную работу над собой, чтобы совершать исключительно позитивные поступки не по причине некоего страха, а по естественной необходимости.

Поскольку работа над собой, тем более непрерывная – есть, пожалуй, самый сложный путь развития, то последователей у этого пути во все времена было и есть критически мало, чтобы можно было говорить о значимом воздействии на судьбу всего человечества

Таким образом, наибольшее влияние, всё-таки, следует отдать внешним факторам, к которым относятся, как и упомянутые выше религии и верования, так и социальные процессы, регулируемые господствующим государственно-общественным устройством и сопровождающей его законодательной базой, также должными учитывать психическую (ментальную) структуру человека, где, повторю, намешано много чего и с разными знаками (вплоть до противоположных).

И здесь важно различать такую тонкую вещь, как, скажем, вечный дуализм добра и зла. Простой пример из мира материального, показывающий гораздо бóльшую результативность и наглядность зла, но с одной оговоркой: зло результативней добра только в разрезе «здесь и сейчас», то есть, исключительно в моменте: берём, допустим, каких-нибудь террористов, которые взрывают жилой дом с мирными жителями. На всё, про всё уйдут мгновения и результат налицо: дома нет, жителей нет.

Потом приходят строители, сносят остатки строения и на этом месте строят новый прекрасный дом, куда заселяются новые жители. На это действие уходит, скажем, год – бесконечно больший срок, по сравнению с террористическим актом.

Более того, концентрация и направление обоих действий также сильно отличаются: зло имеет чёткий вектор, направленный на конкретный дом и его жителей, когда результат быстрый и наглядный. Добро же (в данном случае – это строительство нового дома и его последующее заселение), значительно белее длительный процесс, чаще всего не имеющий адресности, поскольку изначально может не быть конкретных людей, которые потом будут в нём жить, разве что единицы из выживших в теракте.

То есть, зло действует быстро и адресно, концентрируясь на конкретной цели и результат всегда нагляден и результативен. Добро же имеет гораздо более широкий разброс, из-за чего результат не такой наглядный и чаще всего размытый по времени, а потому эмоциональное восприятие не такое яркое. То есть, зло воспринимается острее (с одной стороны, хорошо, что взорвали не меня, с другой – а вдруг…), добро же воспринимается гораздо мягче (да, это хорошо, что будет новый дом и в него когда-то кого-то заселят, но кого, я даже не знаю).

Именно поэтому во всех случаях человеческая природа реагирует на тёмное и негативное гораздо активней, чем на светлое и нечто абстрактно позитивное. На этом построена вся индустрия СМИ и всего информационного пространства, широким потоком выливающих на головы людей не только явное зло, но и добро, профессионально переделываемое в зло. Как, например, на Западе сейчас интерпретируют действия России на Украине, тщательно переделывая добро в зло. Процесс этот, с одной стороны, бесконечен и естественен, с другой стороны – конечен и финиширует лишь тогда, когда перестаёт приносить прибыль.

То есть, во всём этом главную роль играют именно рыночные механизмы существования СМИ, тотально настроенных на демонстрацию негативных событий и желательно с кровью и страданиями. Это, пожалуй, самый наглядный пример ментального разрушения и эксплуатации природы человеческой психики рыночными механизмами. Однако рынок и рыночная теория содержат в себе, кроме того, ещё и скрытые механизмы, имеющие долгосрочную стратегию превращения и развращения человека как образа Бога на Земле.

Приведу другие примеры из повседневной жизни, не такие наглядные для широких масс, но результативные для конкретных людей, а в данном случае, для организаций, которые эти люди создают в рамках рыночных механизмов.

Для начала подчеркну: в целом, рыночная теория практически победила повсеместно именно потому, что обеспечила быстрое и наглядное внешнее развитие, названное затем научно-техническим прогрессом (НТП) и даже научно-технической революцией (НТР). Другое дело, нужны ли человечеству революционные темпы развития или ничего плохого нет и не было в обычном поступательном движении, часто незаметном на протяжении одного поколения? Вопрос этот из разряда абстрактных, так что оставим его для других тем.

Так вот, если взять Устав любой коммерческой организации, то там чёрным по белому (фактически «отлито в граните») написано, что главной целью деятельности является извлечение прибыли. Единственное, чего там нет – это логического продолжения: «любой ценой». Этого нет, но это подразумевается по умолчанию, ибо работать в убыток запрещено, так как тогда не с чего будет платить налоги.

Таким образом, если отбросить в сторону благостные рассуждения о социальной роли (каковая безусловно есть) бизнеса в условиях рыночной экономики, на первый план выходит законодательное стимулирование таких мало приглядных сторон личности, как алчность – один из смертных грехов, кстати, изначально порицаемых всеми основными религиями.

Но это только одна сторона вопроса, касаемая взаимоотношений бизнеса и государства. Ведь кроме государства, любое предприятие взаимодействует с массой других контрагентов: поставщики и потребители (товаров и услуг), банки и прочие финансовые структуры (страховщики, лизингодатели, инвесторы…), арендаторы и арендодатели и т.д., вплоть до частных лиц. Хорошо, когда бизнес диверсифицирован, но здесь мы рассмотрим другой распространённый вариант, не связанный ни с каким криминалом, типа сознательного вывода средств и активов, что приводит к ликвидации бизнеса (с уголовными последствиями) – это вариант, когда бизнес попадает в трудную ситуацию.

Представим, что какой-то контрагент не заплатил критически важную сумму за товары или услуги, из-за чего у предприятия возникли сложности с выплатами налогов (начисленных), зарплат, процентов по кредитам, лизинговых и арендных платежей и прочих текущих обязательств. Есть, конечно, арбитражный суд, стоящий на страже законности и защиты интересов бизнеса, но эта процедура длительная, иногда год-полтора, да ещё с негарантированным результатом, а проблемы нарастают снежным комом, ведь неплатежи уже по своим обязательствам – это нарушение интересов других своих контрагентов, которые также обращаются за защитой, а по сути – просто добивают предприятие, попавшее в трудную ситуацию не по своей вине. Банкротство? Ну да, только имидж у этой процедуры вовсе не защита, а окончательно испорченная репутация, да ещё с угрозой субсидиарной ответственности руководителя либо владельца.

И всё бы ничего, ведь бизнес – это изначальный риск, когда выживает «сильнейший», однако, когда мы слышим, что на том или ином предприятии из сферы ВПК возникает угроза банкротства, возникает вопрос: это что за система такая, которая угрожает самому существованию государства? И с какой стати вообще рынок запустил свои щупальца в стратегические отрасли, где им совсем не место и где подобный риск должен быть вообще исключён? И это в ситуации, когда очевидно: в глобальных макроэкономических процессах рыночные механизмы, развивавшиеся примерно 5 веков, давно прошли свой пик и исчерпали весь потенциал интенсивного развития. Но даже и из экстенсивных инструментов остался только один: печатный станок. Если не считать, конечно, банальный грабёж, в том числе своих ближайших союзников (как это делают США).

Наконец, главное: рынок – категорический враг суверенитету. Задача глобального рынка (той самой глобализации) – полное открытие всех границ для свободного перетекания товаров, услуг и капиталов. Соответственно, все внутренние изделия и товары неизбежно будут вытесняться более дешёвой продукцией глобальных корпораций, лишая страну производственной базы. Вариантов защиты и сохранения суверенитета всего два (кроме госдотаций): запреты и таможенные барьеры. И оба, во-первых, нерыночные, во-вторых, – это идеальный путь к развитию контрабанды и коррупции, других примеров история не знает.

Ещё раз подчеркну: рынок когда-то победил и вытеснил другие формы хозяйствования благодаря способности демонстрировать быстрые и наглядные результаты. Эти результаты приводили к поистине революционным внешним изменениям за короткое время, то есть за время одного поколения.

Охватив географически всю планету, рынок достиг пределов роста и, тем самым, исчерпал свой потенциал. Именно отсюда, кстати, все эти фантасмагории относительно необходимости выхода человечества в космос с целью освоения других планет и расселения на них людей.

Одновременно, эксплуатируя низменные стороны человеческой личности, рыночные механизмы привели к тому, что люди практически отказались от религий, оставив лишь внешнюю форму и перестали заниматься духовным развитием, возведя на пьедестал материальный фактор.

Конечно, нельзя сказать, что рынок везде достиг своего предела, есть много регионов на Земле, где он находится по разным причинам в зачаточном состоянии: где-то ещё сильны религиозные факторы, где-то для него совсем нет базы ввиду отсутствия базы, а где-то, как например в России, была длительная пауза в виде серьёзной попытки построить альтернативный строй.

В результате, именно сегодня, когда, так называемые, развитые страны достигли пределов рыночного роста и стали на путь экстенсивного развития и вырождения, остальным стало очевидно: либо они тоже превратятся в таких же уродливых монстров, охваченных только жаждой наживы из всего, что шевелится, либо им надо объединиться и искать другой, вновь альтернативный путь. Собственно, поэтому сегодня более половины человечества тяготеет к более тесному сближению с Россией, на которую, как всегда, единственная надежда.

В противном случае, рано или поздно, рынок либо заставит всех поголовно превратиться в толпу извращенцев, претендующих на свой, рыночный кусок пирога, либо в конченых нацистов, когда всё, что было до этого, в том числе и 2 мая 2014 года в Одессе, годовщина которого сегодня, покажется лишь прелюдией к массовому помешательству. А скорее всего, в уродливое сочетание этих двух явлений, не имеющих ничего общего ни с духовностью, ни с позитивным развитием личности, ни даже с банальным воспроизводством себе подобных, что только и способно сохранить относительный мир на нашей маленькой планете.

P.S.

Поговаривают, что кризис в США толкает их к размышлениям о создании что-то типа «Госплана». Может быть, только это запоздало примерно лет на 50, когда Рейган должен был запускать не «рейганомику» с её кабальным кредитованием всех и вся, а взять из опыта СССР всё самое лучшее, а не выплёскивать с водой ребёнка. Чего, собственно и предстоит сделать России, ведь любая новая парадигма – это часто, в своей основе, хорошо забытое старое.


Александр Дубровский

ТГ-канал Спокойно Z Маша

Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

Украинцы становятся невъездными. Россия закручивает гайки: К чему всё идёт, сказал Пинчук

Украинцы становятся невъездными. Россия сильнее закручивает гайки на границе. К чему всё идёт, сказал Андрей Пинчук: "Обжегшись на молоке, дуют на воду".Украинцы постепенно становятся н...

Обсудить
  • И с какой стати вообще рынок запустил свои щупальца в стратегические отрасли, где им совсем не место и где подобный риск должен быть вообще исключён? ======================================== В космосе США исключили рынок с 1960-х. Результат -- в 1971 году молоток для NASA стоил $1000 (тогдашних, не нынешних). Либо рынок, либо по контролёру на станок (но кто сказал, что контролёры не покупаются?!). Безвыходная ситуация, на самом деле. Тем более что "авторское право" означает отмену рынка. А вот этого автор, по-моему, не видит.
  • Одновременно, эксплуатируя низменные стороны человеческой личности, рыночные механизмы привели к тому, что люди практически отказались от религий, оставив лишь внешнюю форму и перестали заниматься духовным развитием, возведя на пьедестал материальный фактор. ===================================== ИМХО причина другая -- к началу 20 века люди раскусили "чёрный ящик" в боге и способы гешефта на вещании воли чёрного ящика. И просто перестали платить вещателям: театр и кино интереснее. Суть же очеловечивания по Фрейду и роль религии в нём понимает в очень оптимистическом случае 1 из 10 000.
  • думаю, что внутренняя экономика должна быть плановой, а внешняя рыночной
  • Очень интересная мысль, заменить страх наказания за творение зла, на потребность творить добро. Чем не основа для новой религии, которая по словам Ванги придет на смену всем старым.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: