6 сентября. Священномученика Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова. Преподобного Арсения Комельского.

3 1675

24 августа по старому стилю / 6 сентября по новому стилю

вторник

Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Московского Петра, всея России чудотворца (1479). Прп. Арсения Комельского (1550). Прп. Аристоклия, старца Московского (1918). Мч. Татиона (305). Мц. Сиры, девы Персидской (558). Прп. Георгия Лимниота (ок. 716). Равноап. Космы Этолийского (1779).

Прмч. Серафима Шахмутя (1946).

Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).

2 Кор., 180 зач., V, 15–21. Мк., 3 зач., I, 16–22. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

С этого дня по отдание Воздвижения, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Крест начерта́в...». На вседневном богослужении до предпразднства Рождества Богородицы поется Октоих.

Тропарь святителя Петра, глас 4:

Наста́ днесь всечестны́й пра́здник/ пренесе́ния честны́х моще́й твои́х, святи́телю Пе́тре,/ веселя́ изря́дно твое́ ста́до,/ и ве́рное оте́чество, и лю́ди,/ о ни́хже не оскудева́й, моля́ся Христу́ Бо́гу,/ е́же от Него́ дарова́нней ти па́стве сохрани́тися от враг ненаве́тованней// и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Петра, глас 8:

Я́ко врача́ преизря́дна и исто́чника чудесе́м оби́льна,/ днесь соше́дшеся любо́вию, духо́вная твоя́ ча́да,/ в пренесе́ние честны́х моще́й твои́х,/ архиере́ю Пе́тре, мо́лим тя:/ моли́ Христа́ Бо́га дарова́ти честны́м твои́м пренесе́нием/ ве́рному во́инству на́шему на враги́ победи́тельная,/ да твои́ми к Бо́гу моли́твами находя́щих зол изба́вльшеся,/ ра́достною душе́ю и весе́лием се́рдца/ благода́рная ти воспое́м, глаго́люще:// ра́дуйся, о́тче Пе́тре, архиере́ев и всея́ Росси́йския земли́ удобре́ние.

Тропарь священномученика Евтиха (Евтихия), глас 4:

И нра́вом прича́стник... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак священномученика Евтиха (Евтихия), глас 3:

Апо́столов сопресто́льник/ и святи́телей красота́ быв, Евти́хе,/ му́ченически просла́вился еси́,/ просия́л еси́, я́ко со́лнце, всех просвеща́я,/ и разори́л еси́ безбо́жия нощь глубо́кую,/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// я́ко боже́ственнаго вои́стинну священнотаи́нника Христо́ва.

Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ти­хий, уче­ник свя­тых апо­сто­лов Иоан­на Бо­го­сло­ва и Пав­ла; жил в I – на­ча­ле II вв., про­ис­хо­дил из го­ро­да Се­ва­стии Па­ле­стин­ской. Хо­тя свя­той Ев­ти­хий и не при­чис­лен к ли­ку 70 апо­сто­лов, но по­лу­чил на­име­но­ва­ние апо­сто­ла за свои тру­ды вме­сте со стар­ши­ми апо­сто­ла­ми, ко­то­ры­ми он был по­став­лен епи­ско­пом. Услы­шав про­по­ведь о Хри­сте Спа­си­те­ле, свя­той Ев­ти­хий сна­ча­ла сде­лал­ся уче­ни­ком апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, а по­том, встре­тив­шись с апо­сто­лом Пав­лом, про­по­ве­до­вал вме­сте с ним в раз­ных стра­нах. Свя­то­му Ев­ти­хию при­шлось ис­пы­тать мно­го му­че­ний: его то­ми­ли го­ло­дом, стро­га­ли те­ло же­ле­зом, бро­са­ли в огонь и на съе­де­ние зве­рям. Од­на­жды на свя­то­го был вы­пу­щен лев, ко­то­рый при­вел всех в ужас тем, что воз­дал хва­лу Твор­цу, за­го­во­рив че­ло­ве­че­ским го­ло­сом. Свой по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Ев­ти­хий окон­чил в род­ном го­ро­де, где был усе­чен ме­чом в на­ча­ле II ве­ка.

Святитель Петр, митрополит Московский, скончался 21 декабря 1326 года. (Сведения о нем помещены 21 декабря.) Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533–1584) царице Анастасии (1547–1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.

Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.

О святителе Петре – «Журнал Московской Патриархии». 1959. № 8. С. 54–59; 1966. № 9. С. 54–61; 1976. № 12. С. 61–66.

Преподобный Арсений Комельский родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. В 1525–1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий IV (1505–1533), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь.

Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келлию.

Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.

Проведя жизнь в посте, молитве и постоянном труде, преподобный скончался 24 августа 1550 года. Его житие было написано вскоре после смерти, но сгорело во время пожара в Комельском монастыре в 1596 году. В кратком виде оно было восстановлено по сохранившимся записям и дополнено посмертными чудесами иноком той же обители Иоанном. Спустя сто лет после кончины преподобного игумен Иоасаф построил в монастыре каменный храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Два придела этого храма явили духовные связи учителя и ученика. Левый придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, а правый – преподобному Арсению Комельскому.

Рав­ноап­о­столь­ный свя­щен­но­му­че­ник Кос­ма, в ми­ру Кон­стан­тин, был ро­дом из Это­лии. Он обу­чал­ся сна­ча­ла на ро­дине под ру­ко­вод­ством ар­хи­ди­а­ко­на Ана­нии Дер­ви­ша­на, а за­тем за­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние на Свя­той Афон­ской Го­ре, в Ва­то­пед­ском учи­ли­ще у та­ких из­вест­ней­ших в то вре­мя учи­те­лей, как Ни­ко­лай Цар­цу­лия (из Ме­зо­вы) и Ев­ге­ний Бул­га­рис (впо­след­ствии, в 1775–1779 го­дах, ар­хи­епи­скоп Ека­те­ри­но­слав­ский и Хер­сон­ский).

Остав­шись на Афоне в Фило­фе­ев­ской оби­те­ли для пре­успе­ва­ния в ду­хов­ных тру­дах, он был по­стри­жен там в ино­че­ский чин с име­нем Кос­ма, а за­тем ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Стрем­ле­ние на­пра­вить на путь спа­се­ния и укре­пить в ве­ре бра­тьев-хри­сти­ан по­бу­ди­ло свя­то­го Кос­му ис­про­сить бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ных от­цов и уй­ти в Кон­стан­ти­но­поль. Там он овла­дел ис­кус­ством крас­но­ре­чия и, по­лу­чив пись­мен­ное доз­во­ле­ние у пат­ри­ар­ха Се­ра­фи­ма II (а позд­нее и у его пре­ем­ни­ка Со­фро­ния) про­по­ве­до­вать Свя­тое Еван­ге­лие, стал воз­ве­щать его сна­ча­ла в церк­вах Кон­стан­ти­но­по­ля и окрест­ных се­ле­ни­ях, за­тем в при­ду­най­ских кня­же­ствах, в Фес­са­ло­ни­ках, в Вер­рии, в Ма­ке­до­нии, в об­ла­стях Хи­ма­ре, Акар­на­нии, Это­лии, на ост­ро­вах Свя­той Мав­ры, Ке­фа­ло­нии и в дру­гих ме­стах. Его про­по­ведь, ис­пол­нен­ная бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, про­стая, спо­кой­ная и крот­кая, при­но­си­ла хри­сти­а­нам ве­ли­кую ду­хов­ную поль­зу. Как и свя­тым Сво­им апо­сто­лам, Сам Гос­подь спо­спе­ше­ство­вал ему и утвер­ждал сло­во его зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Про­по­ве­дуя в Ал­ба­нии, в тех от­да­лен­ных ме­стах ее, где хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие бы­ло по­чти утра­че­но, сре­ди оди­чав­ших и огру­бев­ших лю­дей, за­кос­нев­ших в гре­хах, свя­той Кос­ма Сло­вом Бо­жи­им при­во­дил их к ис­крен­не­му по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию.

По его на­став­ле­нию в се­лах от­кры­ва­лись цер­ков­ные учи­ли­ща. Бо­га­тые жерт­во­ва­ли свои сред­ства на бла­го­устрой­ство церк­вей, на по­куп­ку свя­щен­ных книг (ко­то­рые свя­той раз­да­вал гра­мот­ным), по­кры­вал (ко­то­ры­ми он на­де­лял жен­щин, уве­ще­вая их хо­дить с по­кры­ты­ми го­ло­ва­ми), че­ток и кре­стов (ко­то­рые он раз­да­вал про­сто­му на­ро­ду). Так как церк­ви не вме­ща­ли всех же­лав­ших по­слу­шать муд­ро­го про­по­вед­ни­ка, свя­той Кос­ма с со­бо­ром иере­ев со­вер­шал бде­ния в по­лях, на пло­ща­дях, где ты­ся­чи лю­дей мо­ли­лись о жи­вых и усоп­ших и на­зи­да­лись его на­став­ле­ни­я­ми. И вез­де, где оста­нав­ли­вал­ся свя­той Кос­ма и го­во­рил свою про­по­ведь, бла­го­дар­ные слу­ша­те­ли воз­дви­га­ли боль­шие де­ре­вян­ные кре­сты, ко­то­рые оста­ва­лись на­все­гда в па­мять об этом.

Апо­столь­ское слу­же­ние свя­то­го Кос­мы за­вер­ши­лось му­че­ни­че­ской смер­тью в 1779 го­ду. В 65-лет­нем воз­расте по на­ве­там иуде­ев он был пре­дан тур­кам и удав­лен. Те­ло его бы­ло бро­ше­но в ре­ку, а через три дня об­ре­те­но свя­щен­ни­ком Мар­ком и пре­да­но по­гре­бе­нию близ се­ле­ния Ка­ли­кон­та­си в Ар­де­вуз­ском мо­на­сты­ре Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Впо­след­ствии ча­сти­цы мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ли пе­ре­не­се­ны на бла­го­сло­ве­ние в раз­ные ме­ста

Мученица Сира жила в VI веке в Персии и была дочерью знаменитого жреца-огнепоклонника из Карх-Селевкии в Елимаиде (Абизард). Отец Сиры, боясь влияния христианства на свою дочь, отдал ее после смерти матери в город Фарс на воспитание к жрице, которая научила ее жреческой науке. Сира стала жрицей при капище огня, и ей предстояла почетная деятельность. Но однажды, разговорившись с нищими-христианками, Сира уверовала во Христа Спасителя и начала жить по-христиански: стала учить молитвы и псалмы, поститься и читать христианские книги.

Однажды Сира заболела. Она не стала искать врачевства в волшебстве, но пришла к христианскому храму и просила пресвитера дать ей хотя немного праха церковного, надеясь получить от него исцеление. Пресвитер, зная Сиру как идолослужительницу, отверг ее просьбу. Сира не прогневалась, зная о своем недостоинстве, но с верой прикоснулась к одежде священника, как некогда кровоточивая женщина прикоснулась к одежде Спасителя (Мф. 9, 20–22). Она тотчас получила исцеление и возвратилась домой здоровой. Родные Сиры стали догадываться, что она хочет принять христианство, и просили мачеху Сиры убедить ее оставить свое намерение. Мачеха, обманывая, будто она сама является тайной христианкой, с лаской уговаривала Сиру держать свою веру в тайне, а наружно продолжать служить огню, чтобы не отпасть вовсе от Христа, подвергнувшись мучениям. Сира стала колебаться принимать Крещение, но, получив откровение во сне о безотрадной участи своих родных, которая наступит после смерти, и о светлых обителях, предназначенных для христиан, решилась и пошла к епископу, прося крестить ее. Епископ отложил исполнение ее желания, опасаясь подать жрецам повод к преследованию христиан. Кроме того, он думал, что Сира, испугавшись отцовского гнева, отступит от Христа. Епископ советовал ей сначала открыто исповедать свою веру в Спасителя перед родными.

Однажды, во время совершения утренней жертвы, святая Сира разметала священный огонь, почитавшийся персами за божество, и, опрокинув жертвенник, громко воскликнула: «Я христианка, отрекаюсь от ложных богов и верую в Истинного Бога!» Отец бил свою дочь, пока не изнемог, и бросил в темницу. Потом со слезами и ласками стал упрашивать ее остаться в прежней вере, но Сира была непреклонна. Тогда отец донес на нее главному жрецу, а затем правителю и царю Хозрою Старшему. Святую деву долго мучили в темнице, но Господь укреплял ее, и она твердо стояла за веру Христову. Однажды, подкупив сторожей темницы, святая Сира пошла к епископу и приняла Крещение. Господь сподобил святую Сиру дара чудотворений. Когда персы отдали мученицу под наблюдение иудеев, они стали глумиться над святой, говоря: «Где же рассказанная о тебе басня, что сами узы спадают с тебя, с твоей шеи, рук и ног? Посмотрим ныне, как спадут узы!» При таких словах святая Сира в глубине сердца помолилась Спасителю, и тотчас с нее спали узы. Так было не один раз. Изможденная мучениями, святая Сира смертельно заболела. Она стала просить Господа, чтобы Он не дал ей умереть от болезни, но сподобил мученического венца. Бог услышал ее и даровал исцеление. Увидя мученицу здоровой, темничный сторож и начальник тюрьмы хотели обесчестить святую деву, но Господь одного поразил болезнью, а другого смертью. Мученица была приговорена к удавлению.

Казнь проводили с изощренной жестокостью: по временам отпускали веревку, спрашивая святую, не желает ли она изменить свое намерение и остаться в живых. Но мученица, чуть живая, отвечала отказом и просила скорее исполнять казнь. Тело святой было брошено на съедение псам, но они не коснулись его. Христиане предали тело святой Сиры погребению († 558).

Преподобный Георгий Лимниот жил в VIII в. и был иноком Олимпийской обители близ Константинополя. Пострадал за почитание икон при императоре иконоборце Льве Исавре (716–741). Ему опалили голову и отрезали нос. Скончался преподобный Георгий около 716 г.

Мученик Татион жил в Вифинии и пострадал при императоре Диоклитиане (284–305). Когда преследователи христиан узнали, что он верует во Христа, то схватили его и привели в город Клавдиополь к правителю Урбану. Много раз принуждали святого отречься от Христа, заключали в темницу и предавали разным истязаниям. Его избили палками и повлекли за город на казнь. Святой мученик, оградив себя крестом, скончался дорогой († 305).

Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303–1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

http://www.logoslovo.ru/forum/...


"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • С праздником вас и всех читателей!
  • +++