• РЕГИСТРАЦИЯ
Александр Скидан-Цыганков
21 ноября 2018 г. 02:36 3148 10 27.91

Христианство и Донское казачество

Христианство на землях Дона, Придонья и Приазовья имеет древнюю историю. Первые ростки христианства на этих землях появились еще в апостольские времена.

Начало процесса христианизации Причерноморья, Приазовья и Придонья (в границах Боспорского царства), обычно связываемое с именем апостола Андрея Первозванного. Эти сведения современные исследователи получили из той части его биографии, которая может быть отнесена к деятельности святого в Причерноморье.

Начиная с Керечи (Пантикапей) на Крымском полуострове, и далее на территории будущей России стал проповедовать апостол. В этом случае исследователи опираются на описания церковных историков Cредневековья и более поздних эпох, таких как: Симеон Метафраст, Никита Давид Пафлагонский, Епифаний Монах и Епифаний Кипрский.

По преданию, после сошествия на апостолов Святого Духа Андрей Первозванный проповедовал среди народов Малой Азии, Причерноморья, Приазовья и Придонья (в границах Боспорского царства), Кавказа, Ближнего Востока, Восточной Европы и Балкан.

Особенно много усилий он приложил в г. Синопе и в странах Понтийских (в том числе и Боспорском царстве), совершив сюда три долгих путешествия. Так, например, в третьем путешествии (из г. Эдессы) апостол Андрей со своими учениками двинулся на север в опасный и малоизвестный путь через Грузию и Кавказ в Восточную Европу (Приазовье, Придонье, Крым и Приднепровье). Находясь на Северном Кавказе, уже в пределах Боспорского царства, он потерял своего ближайшего сподвижника апостола Симона Зилота (прах Симона был перенесен в Пантикапей и там захоронен).

Одним из значимых пунктов апостола Андрея на Кавказе - Ставрополь – «врата Кавказа» – находится на самой высокой точке Предкавказья и на водоразделе бассейнов Черного и Каспийского морей. Кафедральный собор Ставрополя также посвящен св. апостолу Андрею. Это напоминание и о его проповеди на Кавказе, и о крестных страданиях апостола, ведь название города переводится с греческого как «город св. Креста». В 1777 г., при закладке крепости Азово-Моздокской линии солдатами Владимирского полка, был обнаружен каменный крест первохристианских времен. Он и дал название городу, сыгравшему особую роль в восстановлении православия на Северном Кавказе

После жизненных испытаний, знакомств с множеством народов апостол с учениками прибыл к Боспору Киммерийскому и пределам Азии. Первым европейским городом на его пути оказался Пантикапей (Керчь), столица обширной античной империи. В состав этого государства входили земли Крымского полуострова и западной половины Северного Кавказа. Успех в столице мог дать приверженцев и в других частях этой черноморской империи.

Свои первые проповеди о Христе в Тавриде и Скифии (Земли Юга России – Приднепровье, Приазовье, Придонье) апостол Андрей впервые произнес во второй половине I в. н.э. (приблизительно в 60-е гг. по Р.Х.). Они прозвучали, как считают керченские краеведы, в иудейской синагоге I в., которая была расположена на восточном склоне горы Митридата. Среди боспорян — иудеев и язычников — он встретил благодарных слушателей и учеников и создал первую в Восточной Европе апостольскую христианскую общину. Современная керченская христианская община, как представляется, является ее непрерывным преемником. В дальнейшем, и со стороны христианских общин Кавказа, и христианских общин Боспорского царства через устье Дона и Боспосркий город Танаис (Азов) христианство проникло в земли будущего Донского казачества.

Вместе с несколькими своими постоянными спутниками (Александром и Руфом, детьми Симона Киринейского, на которого возложено было нести крест Спасителя на Голгофу, и Филимоном) и, вероятно, боспорскими христианами-неофитами апостол Андрей проповедовал в Феодосии, Херсонесе, Ольвии и приднепровской Скифии. В этом случае апостол с учениками, путешествуя на корабле, должен был попасть сначала в античный город Керкенитиду, затем — в Ольвию и, наконец, в Днепро-Бугский залив и на север, вдоль Борисфена (Днепра).

Отсюда, как известно он вернулся в Боспор (Пантикапей). Далее — в Синоп, и оттуда уже направился в Патры, где и погиб от рук язычников.

Также согласно одному из авторитетных историков Церкви В.В. Болотову («Собрание церковно-исторических трудов»), в Боспорском царстве проповедовали святые апостолы Петр, Андрей, Матфей и Варфоломей.

Таким образом, Боспорское царство оказался одним из самых ранних центров появления и развития христианства в Причерноморском регионе, традиционно связываемым с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Он же является одним из важнейших центров распространения христианства в восточной и северной части Причерноморского региона (Центрально-Восточной Европы) в том числе и на землях будущего Донского казачества.

Следующим проповедником христианства в Причерноморье и Приазовье являлся святой Климент I - апостол от семидесяти, четвёртый епископ Римский (Папа Римский) (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99 год), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в Православии как один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья, которые через тысячу лет стали землями России. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни, где проповедовал. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. От него прошла вторая волна проникновения христианства на земли Приазовья и Придонья.

Таким образом, еще в апостольские времена христианская вера проникла в Боспорское царство, в том числе в Приазовье и Придонье, где в греческих, скифских-сарматских и горных селениях Кавказа создавались христианские общины. В дальнейшем, вследствие экспансии славян на юг восточной Европы и Балканы, в этих местах появились первые славянские общины, со временем смешавшись с местным населением, частично перенимая их обычаи и веру.

С нашествием гунов начатки христианства в Подонье не исчезли. На их основе, как на прочном фундаменте, строилось здание Русской Православной Церкви. Так, сто лет спустя, после разрушения Танаиса гуннами, христианское население Тамани было объединено в Фанагорийскую епархию Константинопольской церкви, более известную как Таматарханская (Тмутараканская) епархии. Эта епархия вошла позднее в число первых епархий "новорожденной" Русской Церкви.

В 860г. Святые равноапостольные братья Константин-Кирилл и Мефодий в качестве послов Византийского Императора Михаила III и Константинопольского Патриарха Свт. Фотия совершили путешествие в Хазарию, ко двору кагана. Их путь пролегал через Керченский пролив к устью Дона и далее, к Волго-Донской переволоке. Из «Жития» Св.Кирилла известно, что во время переговоров с каганом произошел богословский диспут, вследствие которого каган разрешил свободное исповедание христианской веры в своих владениях, и тогда же 200 семей были крещены Св.Кириллом. Византийские источники датируют тем же временем — 60-ми годами IX в. первое крещение «народа росов», живущего в Приазовье, в землях Хазарского каганата, и основание митрополии в их городе «Росия». Многие исследователи в связи с этим делают вывод о том, что Крещению Руси в 988г. предшествовало крещение Азово-Черноморской Руси в 860-867гг.

В 846 году на берегу Дона (сегодня это место затоплено водами Цимлянского водохранилища) византийские инженеры возвели город - крепость Саркел (Белая Вежа). Там, помимо синагоги и мечети, был возведен и христианский храм - его остатки обнаружили в 1950-1951 годах археологи, исследовавшие так называемое “Цимлянское городище”.

В дальнейшем после разгрома князем Святославом Хазарского каганата, на части территории ранее принадлежавших Боспорскому царству было основано Тмутаранканское княжество. Подавляющее большинство подданных которого, на тот момент являлось христианами, а после крещения Руси Владимиром, христианство стало там официально господствующей религией. Инок Киево-Печерского монастыря, святой Кукша и его ученик Никон, были убиты вятичами во время их миссионерского служения в бассейне реки Оки. Отдельные историки отмечают, что св. Кукша крестил славян и на Дону.

В дальнейшем до 12 века эти земли являлись частью христианской Руси. Потом отошли к Византии (последнее приобретения Византии). После падения Византии стали Генуэзской колонией – таким образом на этих землях христианство сохранялось в плоть до создания Сарской епархии.

Яркая история Тмутараканского княжества, отрезанного от Кивской Руси в конце XI в. ордами половцев, завершилась в 1117г. уходом из Тмутаракани князей из рода черниговских Ольговичей и большинства оседлого русского населения в Черниговское и др. русские удельные княжества. Перестала существовать и Тмутараканская епархия Киевской митрополии. Однако христианская церковная проповедь продолжалась в среде полиэтничного населения Таны-Азова, а православная религиозно-бытовая традиция продолжалась в среде бродников — полуоседлого воинственного населения пойм Дона и Северского Донца, упоминания о которых в древнерусских летописях и иностранных источниках относятся к середине XII-концу XIV вв., от которых, по убеждению многих историков, берет начало донское казачество.

В 1-й четв. XIII в. в донские степи пришли монголо-татарские завоеватели, край стал частью Золотой Орды со столицей в Сарае. В 1261 г. здесь была учреждена Сарайская (позднее Сарская и Подонская, затем Крутицкая) кафедра Русской Церкви, в юрисдикции которой состояло православное население Среднего и Нижнего Дона. Земли верховьев Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв.- в Рязанскую епархию. В 1-й пол. XIV в. между Рязанскими и Сарскими епископами шел спор о подведомственности паствы, проживавшей «в пределе Червленого Яру и по караулам возле Хопер до Дону» (РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 163-172). Это свидетельствует о том, что территория Донского края в этот период, очевидно, полностью принадлежала этим 2 епархиям.

В это время на территориях Придонья и Приазовья, в землях уже заселенными бродниками (которые являлись потомками русских поселенцев времен славянского движения на юг и Тмутараканского княжества не захотевших перселятся на Русь во время исхода Олеговичей) ханами Золотой Орды стали расселятся «воинские люди» с семьями из русских которые обязаны были нести воинскую повинность и это продолжалось в плоть, до того момента, когда московские князья добились отмены этого вида дани. В дальнейшем эти земли с население вошли в состав Азовской и Казацкой орды, состоявших в основном из русского населения на службе у ордынцев.

Сарайско-Подонские епископы в XIII—XVвв. Осуществляли церковное окормление православного населения Золотой Орды, в том числе Азова и донских «ордынских» казаков. Об этой эпохе из церковного предания известно следующее. В 1380 г., накануне Куликовской битвы донские казаки присоединились к войску Св.благоверного князя Димитрия Донского и принесли ему в дар Донскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Во время разгрома Золотой Орды Тамерланом в 1395-96 гг., по приказу этого фанатичного мусульманина, христианское население Азова было поголовно истреблено. Груды изрубленных черепов до сих пор находят при откопке котлованов под фундаменты зданий в старой части города. Можно сказать это первый сонм мучеников, прославивших Бога своим страданием за веру в Донской земле.

Внутренние усобицы, приведшие Золотую Орду к распаду, вынудили Сарского еп. Вассиана в 1454 г. перенести резиденцию из Сарая в Москву, следствием чего стала утрата связи донской паствы с архиереями. В летописях, но особенно в дипломатической переписке Русского государства с Ногайской Ордой, Крымским ханством и Турцией в XV-XVI вв., указывается на пестрый социальный и этнический состав населения этих земель, сношения с которым московские власти осуществляли преимущественно через Посольский приказ.

Достоверные сведения о православных храмах в донских казачьих городках и станицах относятся к XVI в. Древнейшим из них был храм во имя Пресвятой Богородицы в Раздорах Донецких. О существовании часовен в Черкасском и монастырском городках упоминается в документах московского посольского приказа 1614г. Около середины XVII в. часовни были во всех низовых городках. Духовенство, по преимуществу вдовых священников, на Дон присылали из Москвы, для служения в Монастырском городке, где в середине XVII в. располагалась ставка донского атамана, казаки приглашали иеромонахов из Киевской митрополии.

В 1630-1633 гг. имел место конфликт между Донским казачьим войском и Московской Патриархией. За то, что казаки отвергли требование Царя Михаила и Патриарха Филарета заключить перемирие с турками и, в союзе с мусульманами, воевать против Речи Посполитой, Патриарх предал их анафеме. В свою очередь донское духовенство перестало поминать Патриарха и Царя за богослужением. Однако, в преддверии похода казаков на штурм Азова анафема Патриархом была снята. Отметим, что сам поход казаков на Азов имел ярко выраженную религиозную мотивировку, а мужество и самоотверженная храбрость казаков во время Азовского «осадного сидения» 1637-1642гг. представляют высокий пример духовного подвига православных воинов.

Во время Азовского «сидения» казаки в 1641г. дали обет воздвигнуть в Черкасске собор во имя Воскресения Христова. Обет был исполнен в 1652г. Деревянный Воскресенский собор имел Благовещенский, Предтеченский, Никольский и Алексеевский пределы. Государь Алексей Михайлович прислал на благоукрашение собора дары: деньгами 100 рублей, многоценные иконы в окладах, ризы, богослужебные книги, подсвечники, ладан и вино. Первый войсковой собор сгорел во время большого пожара Черкасска 1670г. Через два года храм был восстановлен, но в 1687г. сгорел и этот собор. На его месте в следующем, 1688г. был заложен каменный собор, который был освящен только в 1719г.

Сведения о старейших донских монашеских обителях весьма скудны и недостоверны. Древнейшим местом, где свершилось иноческое служение на Донской земле, было монастырское урочище, где в 1637г. монахи благословили казаков на штурм Азова, а в 1642г. погребали павших во время «сидения». Известно, что насельниками этой обители были постриженники Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. По мнению современных исследователей, первым из донских монастырей, имеющих продолжительную историю, а следовательно и традицию подвижнической жизни был Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский. Он основан в 1652 (по другим сведениям — в 1665) году. Около 1690г. 10-ю верстами выше по Дону от станицы Мигулинской инок Капитон устроил обитель во имя Св.Троицы. В 1693г. «строитель Никонор с братией» основали Свято-Вознесенский монастырь близ станицы Кременской. Все эти обители были основаны как исключительно казачьи, т.е. такие, где постригались казаки, давшие на войне обет посвятить оставшиеся дни своей жизни Богу. Монастыри содержались на средства казачьего войска.

По-видимому, со 2-й пол. XV в. донские земли, войдя в церковном отношении в Патриаршую область, управлялись патриархом, однако связь их с церковным центром, даже в кон. XVII - нач. XVIII в., была чрезвычайно слабой, что сформировало особенности церковной жизни на Дону, о которых известно с XVII в. В крае отсутствовали какие либо органы епархиального управления, не собиралась и не выплачивалась церковная дань и не практиковались наказания за нарушение канонов, священнослужителями зачастую являлись беглые и запрещенные в служении клирики.

Определяющую роль в поставлении клириков играли войсковые и станичные атаманы вместе с кругом. Именно они, приезжая в Москву с посольскими поручениями от всего войска Донского, ходатайствовали о поставлении выбранных кандидатов, о предоставлении не только жалованья и военных припасов, но и богослужебных книг, икон, запасных Св. Даров, утвари, колоколов, ладана (часто казаки использовали пребывание в Великороссии для поездок на богомолье, преимущественно в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь).

Со 2-й пол. XVII в. донские земли стали прибежищем для недовольных богослужебными реформами, с 80-х гг. XVII в. по рекам Медведица, Хопёр, Чир было основано множество старообрядческих скитов. Дон являлся очагом нестабильности, что в полной мере проявилось в период бунтов под руководством С. Разина в 1670-1671 гг. и К. Булавина в 1707-1708 гг., выдвигавших наряду с социальными требованиями лозунги защиты «старой веры».

В 1696 г., после взятия русскими войсками Азова, в нем был основан азовский во имя Иоанна Предтечи мужской монастырь, настоятелю которого архимандриту Иоасафу в 1700 г. был поручен царем надзор за духовенством в Азове и в казачьих поселениях по Дону. В 1700 г. указом Петра I предписывалось учредить Азовскую митрополию и подчинить ей «все донские городки со всем казацким населением». В 1712 г., после неудачного Прутского похода (1711), Азов был возвращен Османской империи.

В 1718-1720 гг. указами царя Петра I поселения по рекам Дон, Донец, Хопёр, Бузулук, Медведица, Айдар, в том числе Бахмутская и Хопёрская крепости («которые были ведомы в Патриаршей епархии»), были присоединены к Воронежской епархии. Указом от 12 июня царь, желая устранить от церковных дел войсковой круг, не признававший ни епископов, ни каких либо других духовных «начальствующих лиц», повелел Иностранной коллегии, в ведении которой в то время состояло войско Донское (в 1721 оно перешло в ведение Военной коллегии), обеспечить подчинение Дона Воронежским архиереям.

Столкнувшись с нежеланием войскового правительства подчиниться этим распоряжениям, Иностранная коллегия 21 дек. 1720 г. вновь послала на Дон указ с подтверждением права Воронежских епископов на духовное управление Донской области. В указе, в частности, записано: «В духовных делах войску Донскому быть у него, митрополита, в ведении, и попов, от него свидетельствованных и в их казачьи городки присылаемых, принимать, и без ведома от него, митрополита, оных собою от приходов не отлучать, из городов не высылать и от места к месту не переводить, и без его митрополичья ведения, без данных от него, митрополита, письменных свидетельств собою никаких попов и старцев отнюдь ни в какие города и места не принимать и не держать, чтобы между ними не было каких непосвященных, от чего чинятся и могут быть расколы и всякие непостоянства» (цит. по: Овсянников. 1902. С. 25).

После кончины в сент. 1723 г. Воронежского митрополита Пахомия (Шпаковского) донские казаки немедленно послали прошение Петру I о передаче их в ведение недавно образованного Святейшего Синода, в чем им было отказано 28 января 1724 г. через Военную коллегию по указу Петра I. В 1776 г. в указе об учреждении Екатеринославской епархии Синод еще раз подтвердил принадлежность донских казаков в церковном отношении к Воронежской кафедре. Своим первым указом на Дон митрополит Пахомий в 1718 г. повелел во всех казачьих приходах, где имеются часовни, «прирубить к ним круглые алтари и трапезы» и таким образом увеличить число храмов (предположительно в это время здесь было около 130 часовен и церквей). Этим же указом запрещалось принимать и держать при церквах и часовнях бродячих и пришлых попов.

Для организации церковного управления краем митрополит Пахомий разделил его на 2 заказа (духовных правления). В южной части был учрежден Черкасский заказ, в который входили станицы по Дону - от станицы Маноцкой до Перекопской, а также все казачьи станицы по Донцу с центром в Черкасске (современная станица Старочеркасская). В северной части был организован Хопёрский заказ, в состав которого входили станицы по Дону - от Перекопской до Казанской - и все станицы по берегам рек Медведица, Хопёр и Бузулук. Управление заказа находилось в Хопёрской крепости.

Воронежский епископ Феофилакт (Губанов) в 1751 г. разделил Донскую часть епархии на 3 духовных правления: Черкасское, Усть-Медведицкое и Хопёрское.

В 1764 г. на Дону насчитывались 4 каменные церкви (все в Черкасске, в т. ч. построенный в 1706-1719 Воскресенский собор, который являлся главным храмом войска Донского до 1805, когда была заложена новая столица Донского края - Новочеркасск), и 103 деревянные. При епископе Тихоне (Якубовском) в 1769 г. из Черкасского правления было выделено Раздорское, ведавшее станицами Раздорской, Кочетовской и Золотовской, а также станицами по Донцу; около 1783 г. Раздорское правление было упразднено. Усть-Медведицкое правление около 1771 г. было переведено в Мигулинский монастырь и стало называться Мигулинским, к 1775 г. было упразднено.

Таким образом к концу XVIII в. на Дону осталось 2 духовных правления - Черкасское и Хопёрское. В октябре 1799 г. в земле Войска Донского числились 143 церкви.

Донское войско обладало столь значительными привилегиями, в том числе в церковной сфере, что на его территории многие нормы епархиальной жизни были нарушены. На страже привилегий стояло войсковое правительство, которое всячески противодействовало стремлению Воронежских архиереев установить свою власть в донских приходах.

Епископ Иоаким (Струков), управлявший Воронежской епархией в 1730-1742 гг., докладывал Синоду, что казаки под страхом наказания запрещают священникам слушаться распоряжений архиерея и судят их по своим обычаям в кругу, что войсковой атаман Иловайский писал, чтобы архиерей не смел вмешиваться в духовные дела своих приходов, так как причты определяются после утверждения их казачьим кругом и старшинами.

Епископ Феофилакт (Губанов) повторил запрет принимать в донские церкви священников и диаконов без ставленых, а вдовых иереев - без епитрахильных и охранных грамот. Святитель Тихон (Соколов) в 1765 г. уведомил Синод о том, что в 3 черкасских благочиниях 58 духовных лиц самовольно определены казачьим кругом, без его благословения, а также о том, что эти «беспорядки исправить нет никакой возможности».

Позднее епископ Тихон указал Синоду на то, что на Дону казачьи церкви не ведут венечных записей и что атаман Иловайский посадил в колодки протопопа черкасского войскового собора за то, что тот осмелился власть Воронежского архиерея поставить выше казачьего круга (см.: Савельев Е. П. История казачества с древнейших времен до кон. XVIII в.: Ист. исслед. в 3 ч. Р.-н/Д., 1990р. Ч. 3: История Дона и донского казачества. С. 161). Указом Синода от 4 июля 1785 г. было подтверждено сохранение для донских казаков выборности приходами кандидатов в священнослужители с условием, чтобы кандидатов избирали из «родовых казаков».

Такие ставленники обычно не имели достаточных знаний о порядке богослужения, навыков в чтении, пении, произнесении поучений, однако архиерей вынужден был назначать их в приходы, поскольку войско одобрило выбор прихожан. В 1816 г. Воронежский епископ Епифаний (Канивецкий) писал, что он делает это «с душевным прискорбием и немалым отягощением совести».

Духовенство казачьего происхождения не вошло в российское духовное сословие и не стало самостоятельной социальной группой, поскольку по войсковой традиции семьи священно- и церковнослужителей принадлежали к казачеству.

В 1776 г. войсковая канцелярия установила следующие оклады духовенству: соборному протопопу - 20 р. в год, др. соборным иереям - от 1 р. 50 к. до 10 р.; соборным диаконам - 12 р., приходским - от 5 до 6 р.; соборным пономарям - 10 р., приходским - 6 р.; соборным звонарям - 6 р.; приходским священникам - 3 р.; просвирням - 5 р. в год. На причты собора и 4 храмов в Новочеркасске до 1835 г. отпускалось 238 р. 50 к. в год. Прихожане могли сами установить плату причту, от них же зависели и исполнение и расторжение соглашения с клириками.

Так, жители станицы Елисаветовской в 1821 г. перестали платить духовенству, ссылаясь на уменьшение доходов. Закончилась неудачей попытка Воронежского епископа Арсения (Москвина) в начале XIX в. добиться наделения донского духовенства землей. На Дону земля считалась собственностью войска и отчуждению не подлежала, прихожане в любое время могли наказать неугодного клирика, изменив предоставленный ему надел или вовсе отобрав его. Кроме того, существовало значительное отличие в имущественном положении духовенства из казаков и пришлого: первое пользовалось большими правами.

Заканчивая свое повествование о христиастве на землях Войска Донского, стоит отметить, что хотя между церковной и государственной бюрократией и казаками были иногда разногласия, то искренность их веры это никак не принижало и не уменьшало, и казаки всегда были оплотом веры и государства.

Из всего выше сказанного, мы видим, что свет веры христовой осиял земли Дона, даже раньше, чем всю остальную Россию. И Божией волей и промыслом, именно казаки являлись тем цементом который цементировал Российскую государственность, являясь ее воинством и защитой с самого начала российского государства. (Об этом подробней в других статьях, уже выложенных, и тех что еще будут размещаться в этом журнале)

Ну и во времена революционные и в последующие советские годы, православие на Дону уничтожалось советской властью с особой жестокостью. Были расстреляны сотни священников, разрушены храмы и монастыри. Делалась все чтобы уничтожить казачество и его духовную основу.

Но так и не смогла быть уничтожена вера христианская, и с наступление новых времен, свет христианской веры, снова ярко вспыхнул в землях войска Донского. А казаки продолжают оставаться защитниками веры православной и отчества.


Мои статьи и других авторов: обзоры, аналитика, новости, информация

О Казачестве - Российском и Малороссийском.

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Love-Markov Сегодня 15:56

    Борьба с басмачеством как "геноцид туркменцев"

    Вот сидим однажды мы с женой (она приехала в 16 лет учиться из Туркменистана, куда еще во времена советские перебралась ее семья, в Уфе корнями вросшая аж с позапрошлого столетия - городовые, мелкие служащие, тоси-боси), разговариваем, выдает мне: "А туркмены до сих пор припоминают русским геноцид в 20-х и 30-х..."Я аж прифигел: "Какой, блин, еще геноцид?" ...
    -->
    16
    charmingrussia Сегодня 05:56

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. 1850 год.

    "Русские миролюбивы и добродушны. Они охотно прощают людям причиненное им зло, когда видят искреннее раскаяние. Русским людям не свойственны ни жажда мести испанцев, ни враждебность и эгоизм англичан. Они обходительны, внимательны и вежливы, в отношении вежливости превосходя многие другие народы. Легкомыслие и непостоянство французов чужды русскому человеку. Безрассуд...
    -->
    302

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой?

    Готика Руси или полуземлянки крытые соломой? ВидеоОчередной наш общий шедевр, который мы дружно собрали по крупицам. Впечатляли только фотографии, что мы вместе собирали - уже душа заряжалась какой-то эстетикой... а вот при монтаже, когда находил ролики уже в видео в формате, с моей то впечатлительностью на настоящую красоту и искусство, а не современн...
    -->
    837
    charmingrussia Вчера 06:06

    Доходы и цены в Российской империи

    Еженедельная общественно-педагогическая газета "Школа и Жизнь", № 25, 18 июня 1912 года.(О доступности образования: Например, в числе участников Всероссийского съезда по народному образованию в Петербурге в 1913 г., куда съехались учителя из всех глубинок страны, был Мендешев Сейткали Мендешевич (род. в 1882 г. в Букеевской губернии Российско...
    -->
    429
    ru-an.info 19 февраля 01:15

    Великая Тартария – Империя Русов!

    . .Великая Тартария – Империя Русов!«Великая Тартария – Империя Русов»  правдивый рассказ об интереснейшем и весьма драматическом прошлом нашей земной цивилизации. Великая Тартария – это то, что в своё время стало основой земной колонии предков...Наверное, многие помнят, как в конце 1991 года многомиллионное население Советского Союза проснулось 27 ...
    -->
    1582
    espello 18 февраля 20:13

    Как царь Иван Грозный пограничные войска создал

    С. Иванов. На сторожевой границе Московского государства. Источник:http://zytom.blogspot.com   По советской традиции, День пограничника в современной России отмечается 28 мая – в соответствии с датой, когда декретом Совнаркома была учреждена пограничная охрана Советской России. Но разве до 1918 года в нашей стране не было пограничной стражи?&n...
    -->
    257
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 февраля 20:09

    Романовы: "власовщина" времён Смуты. Александр Пыжиков

    Предательство как двигатель карьерного роста.Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Пыжиков рассказывает о том, как династия Романовых продвигалась к власти.Концептуал ТВОпубликовано: 16 окт. 2017 г.https://www.youtube.com/watch?v=Fgf3VMw_3bY&t=1801s...
    -->
    361
    Viktor Zhiltsov 18 февраля 12:13

    ПРО ПОГРОМ НОВГОРОДА ИВАНОМ ГРОЗНЫМ.

    Грозного у нас патриоты любят. Собиратель земли русской, набожен был, оболган. Казань брал, Астрахань брал. Государственник. Возможно это несколько разных персонажей под одним именем. Один может и добрый был, а другой лютый.Но зачем Новгород разгромил?Явной причины не было, был донос от бродяги с Волыни (!) по обвинению в измене, а так Новгород выражал Москве всяческу...
    -->
    395

    Держава (прошлое, настоящее, будущее) - Валерий Дёмин

    В настоящее время в различного рода источниках, освещающих государственные и международные проблемы, широко используется понятие «Держава». Причём это понятие распространяется на те государства, которые обладают большой экономической и военной мощью, а так же влиянием на другие страны мира. Однако это чисто внешний, формальный, современный признак державы, который не ...
    -->
    502
    Zadumov 17 февраля 20:19

    О языках и москалях

    Портрет князя М. Д. Горчакова. Художник Е. И. БотманКняжна Наталья Михайловна Горчакова славилась умом и добротой. Отец девицы, брат знаменитого канцлера (тот самый, который «Россия сосредотачивается») одно время был наместником Польши. В Варшаве князь проживал в имении «Лазенки», в котором устраивал великолепные праздники с иллюминациями на озере, теат...
    -->
    341
    Донбасс Русь 17 февраля 16:17

    Акт Константинопольского собора об учреждении патриаршества в России. 1593 год.

    Грамота Константинопольского собора об учреждении Московского патриархата. февраль 1593г.Шифр рукописи: ГИМ, синод. №198 (339/СХСIХ), 1593г.Вероятно, существует 2-й экземпляр грамоты хранящийся в Синайском монастыре св. Екатерины (Египет); шифр: №508(976), ? год. Перевод по изданию: журнал «Труды Киевской духовной академии» 1865г., том 3, стр. 237-248.  ...
    -->
    201
    Дед Мороз 17 февраля 14:06

    О сходстве Владимира Путина и Николая Первого

    Еще раз о сходстве правления Путина с временами правления царя Николая Первого, чьи методы и личные особенности привели страну к тяжелейшему кризису и поражению в Крымской войне 1853-56 гг. Личные особенности Путина, такие как малоумие в сочетании с изворотливостью (аморальной гибкостью), склонностью к показухе и нежелание заниматься реальными проблемами страны постеп...
    -->
    1518
    Дед Мороз 17 февраля 13:58

    Крымская аналогия. Путин - Николай Первый

    Читаю сейчас дневники князя Оболенского - чиновника эпохи царствования Николая Первого и Александра Второго, где он приводит свой разговор с военным министром Долгоруковым о положении в период Крымской войны и нахожу в этом разговоре много схожего с нынешним положением России времен Путина:«В такие страшные и плачевные времена живем мы, — говорит он мне, — Невидимо ис...
    -->
    393
    Николай Ганчук 16 февраля 00:05

    Про норманизм

    Дорогие друзья, товарищи, камрады! Вам предлагается побывать на исторической кухне, то есть лучше узнать что из себя представляет такое историческое течение, как норманизми, ну и узнать аргументы против другого исторического течения - антинорманизма!  Вопросы, кто прав, норманисты или антинорманисты прошу мне не задавать, ибо не счи...
    -->
    644

    Ступени развития человека – 3, 7, Т, Ас

    1. Троичная форма (3), для житей (жителей). Когда человек всё воспринимает троично: «да, нет, возможно», «жарко, холодно, нормально», «плюс, минус, ноль».2. Семеричная форма (7) , уже для людей. Допустим: «7 цветом радуги» (хотя их больше), «7 нот», «7 чакр»… Если в троичной системе, человек всё делает на уровне автоматизма, как бы на уровне первичных инстинктов, то з...
    -->
    826

    Колоссальный труд маленьких рук: дети и подростки на производстве в Российской Империи

     А у нас снова материал для любителей похрустеть французской булкой под вальсы Шуберта. И для тех, кто имеет удовольствие сталкиваться с таковыми (то есть, практически для всех).Когда вам говорят о высоких темпах промышленного роста в Российской империи конца XIX — начале XX вв., напомните о массовом применении детского труда.Каждый взрослый человек знает, что у ...
    -->
    1873
    charmingrussia 14 февраля 14:06

    Ликвидация русских кладбищ в советский период.

    Древние надгробия с разрушенных кладбищ, свезённые со всей Москвы в Донской монастырь. Уничтожение церковных и монастырских некрополей, как и уничтожение самих храмов, — одно из проявлений антирелигиозной кампании, развёрнутой советским правительством в конце 1920-х годов и наиболее активно проводившейся в жизнь до начала Великой Отечественной войны в 1...
    -->
    1876
    Дед Мороз 14 февраля 10:04

    Откуда растут ноги циничности нашей власти?

    Ешьте снег, чтоб холера вас душила...Прошлый год в политической жизни страны ознаменовался тем, что чиновники, депутаты и прочие представители власти все чаще стали говорить народу России циничные вещи - они же гадости, общий смысл которых заключается в том, что власть народу ничего не должна, а вот народ власти кругом должен. Что проблемы народа - это его проблемы, а...
    -->
    487
    charmingrussia 12 февраля 03:29

    Забытые достижения России. Народные дома.

    Народный дом Императора Николая II в Санкт-Петербурге, в котором с декабря 1913 года и по январь 1914 года состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы народного образования, и принятый план о всеобщем ОБЯЗАТЕЛЬНОМ обучении.Народный дом являлся в дор...
    -->
    962

    ПРАВДА О ЦАРСКОЙ РОССИИ БЕЗ ЛЖИ И КЛЕВЕТЫ

    1. Промышленность. «Нищая, отсталая лапотная Россия»В 1913 году основной отраслью российской экономики было сельское хозяйство, дававшее 55,7 % дохода. Несмотря на это, шел бурный рост промышленного производства, по которому Россия занимала пятое место в мире (США – 35,8 %, Германия – 15,7 %, Великобритания – 14 % и Франция – 6,4 %, Россия – 5,3 %). В то же время, Рос...
    -->
    1808

    Когда Украину еще не придумали

    Время, когда Украину ещё не придумали было совсем недавно. Проект «Украина», как попытка переформатировать русинов (русских), живущих в Австро-Венгрии, был запущен не сразу. Имея в своем «тылу» миллионы этнических русских, которые веками жили «под немцами и поляками», Габсбурги ощущали серьезное беспокойство. Однако первый проект «Рутения» … не пошел. Название «рутены...
    -->
    1304
    charmingrussia 10 февраля 22:55

    О бурлаках

    Дореволюционная открыткаО бурлаках знает, наверное, каждый - со школьной скамьи мы помним ужасный образ этих людей, переданный нам кистью русского художника Ильи Репина. Бурлачество существовало по всей Европе, но только русские художники смогли так живописно создать их образ. И именно о бурлаках на Волге узнал, наверное, весь мир.Известный художник-пер...
    -->
    807
    charmingrussia 10 февраля 01:06

    Благотворительность в Российской империи

    В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российск...
    -->
    788
    charmingrussia 10 февраля 07:41

    Русское сокровище. Чёрная соль.

    В 1843 году русское посольство в Париже поручило ведущему тогда повару Франции господину Plumre приготовить пасхальный стол, в том числе и "четверговую" соль. Француз не смог, хоть бился двое суток. Он просто не знал, что и как делать. Русские дипломаты тоже не смогли ему объяснить. Они ее ели, а как сделать не знали. Дали депешу в Баден-Баден, где были русские, и слу...
    -->
    815
    Дед Мороз 8 февраля 17:10

    Статистика до революции, в СССР и сейчас

    Все критики советского строя, будучи припертыми к стенке фактами, как правило не сдаются и прибегают к последнему своему прибежищу, что мол, вся статистика в СССР подделывалась в угоду пропаганде. Довод довольно беспомощный, хотя-бы потому, что в СССР статистикой обыватели никогда не интересовались и она носила сугубо служебный, внутренний характер.Какие-то цифры и вы...
    -->
    1511
    charmingrussia 7 февраля 20:58

    Символика коммунизма.

    "Первая книга Моисея" (Пятикнижие). С древней фрески (фрагмент) Книга о кошерности. Так пишется слово "Кошер" (справа налево)(1982, by The Rabbinical Assembly of America, New York.) Буква Шин на мезузе (mezuzah — знак еврейского дома).Священная буква Шин (Shin) имеет следующее значение: Институт израилеведения (Institut für ...
    -->
    1416

    ОБРАЩЕНИЕ К СЛАВЯНАМ: ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ, РУСИЧИ!

    Этот текст был написан русскими волхвами более 10 лет назад, но именно сейчас, в эпоху нашей раздробленности и всеобщей оккупации, он особо актуален.Обращение к людям русским. На протяжении тысячелетий наш народ ведёт борьбу за свою самобытность, за память своих Великих Предков, за будущее своих потомков, за право жить на своей земле своей волей, з...
    -->
    1039
    Андрюха Червонец 7 февраля 20:16

    Планы США о развале России

    Запад никак не угомонится. С подачи вашингтонского издания The Hill американские и европейские СМИ развернули очередную пропагандистскую кампанию. Ее главный тезис: "Россия движется к саморазрушению по сценарию распада СССР". Причем обсуждают не столько сам сценарий "распада" (словно вопрос его реализации уже решен), сколько его последствия. Прежде всего...
    -->
    1918
    KONASTR 4 февраля 23:09

    КТО СОЗДАЛ ИСТОРИЮ РУСИ?

    Сейчас мы последовательно перечислим ВСЕХ АКАДЕМИКОВ-ИСТОРИКОВ Российской Академии наук, как иностранцев, так и отечественных, начиная от ее основания в 1724 году вплоть до 1918 года. (справочное издание, книга 1) Мы приводим также год избрания. 1) Коль Петр или Иоганн Петер (Kohl Johann Peter), 1725,2) Миллер или Мюллер Федор Иванович или Герард Ф...
    -->
    2194
    Andrey Sokolov 4 февраля 21:03

    Великая Смута - Как Романовы подменили веру и зачищали историю и артефакты... - Смута сейчас ( с 1991 года, условно ): Кто стоит за переворотом в Кремле...

    Вячеслав Куланов11 месяцев назадПомогайте нести правду, ставьте лайки на всех фильмах. Как смог, так и слепил, я не профи. Перезаписывать смысла нет, читайте книгу, в фильме все равно всего не расскажешь, иначе это на сутки. Технические знания моего деда при помощи вас и правды уничтожат инквизицию РусиО настоящей астрофизической вере читайте мою книгу - Аз бука изти...
    -->
    1350

    Что произошло в 1881 году?

    Ультраконспирологическая версия (УКВ) российской истории XVII–XIX вековОфициальная история утверждает, что террористы убили Александра II и к власти пришёл его сын Александр III.Согласно ультраконспирологической версии, Александр II оказался хитрее. Он знал, что английская корона замышляет его убийство руками революционеров народовольцев. Вместе с охранным отделением ...
    -->
    3885
    Sage 31 января 11:32

    Античная готика Руси.

    Вот оно! Готичную античность, которая оказалась на десять этажей под землей, раскапывать вообще не желают! Не то, что раскопать, даже замечать. Не то что замечать, даже довели её до унылого состояния. Да даже не то, что довели до унылого состояния, но даже наше наследие, свидетельство что Русь была развитие сегодняшнего времени, сносят! За то только най...
    -->
    2309
    Sage 30 января 18:35

    Русская чалма: когда и как русские надевали на голову тюрбан.

    Такой головной убор, как тюрбан, ассоциируется у нас с восточными странами. Однако и на Руси его тоже носили. Поэтому можно смело сказать, что тюрбан также является одним из традиционных головных уборов русских людей.Тюрбан — что это такое?Тюрбан – это кусок ткани, который обвязывали вокруг головы. Такой головной убор очень популярен среди народов Север...
    -->
    2296
    Klopik Фитиль
    30 января 01:17

    Что такое куяк?

    Что делали на Руси с задницей, и каким был древнерусский куяк?Время течет неодолимым потоком. На смену одним вещам приходят другие. Слова меняют звучание и смысл. Многое из того, что составляло бытовую повседневность наших прадедов уже совсем не знакомо правнукам. Сегодня мы сделаем небольшой обзор древнерусских вещей и слов, вышедших из обихода.Задница...
    -->
    1977
    paulus Здравомыслие.
    29 января 22:19

    Краткий курс развития русского языка (18+)

    Наконец-то вам расскажут историю русского языка от Кирилла и Мефодия до чата и мессенджера — с остановками на мате, татаро-монголах, функции старославянского, появлении украинского, с объяснением роли Петра, Пушкина, Даля и Розенталя и с разъяснениями про буквы «ъ», «ять» и «ё». Наслаждайтесь!  ...
    -->
    2594
    Sage 29 января 19:17

    Как уничтожали истинную историю России. Часть 1

    Часто читатели задают вопрос себе и спрашивают меня: — зачем надо было искажать историю (России в частности и мира вообще)? — если это был чей-то коварный замысел, где следы (доказательства) этого безобразия?— так ли уж сильно искажена наша и мировая история, как об этом говорят, может правили понемногу («трохи — для себе»)?Предлагаю вниманию взыскатель...
    -->
    5926

    Русский царь Иван Грозный, Святой Руси / Ложь вечногонимой нечисти / Третий Рим

    Русский царь Иван Грозный, Святой Руси / Ложь вечногонимой нечисти / Третий Рим Эпиграф : Звезда Прекрасной русской Византии вновь взойдёт,А порта сионизма навсегда в АДу исчезнет,Мы слышим голос Бога Русского, Он нас зовёт!Империя ромеев-русских, вновь воспрянет и воскреснет ...(Ода Новой Империи русских) Государственный архив России возгл...
    -->
    2097
    Сергей Сюрсин 23 января 20:07

    Герб Москвы — что он означает? ©

    Начав заниматься исследованием Птицы Матери Сва, я пришел к выводу, что сова является гербом Тартарии и ее флагом. Но поневоле последовало продолжение, не относящееся к Велесовой книге, но имеющее прямое отношение к Тартарии.Оказывается, флаг с изображением совы не единственный. Наряду с государственным флагом Тартариии с изображением совы, в сохранившихся источниках...
    -->
    2753

    УКРАИНЦЫ ≠ РУСИНЫ

    УКРАИНЦЫ ≠ РУСИНЫ Обращу внимание, что свидомые упорно везде тискают свой шедевр свидомизма «Русины – это украинцы». А это ложь! Опровергается она хотя бы наличием закарпатских русин, которые себя украинцами не считают. Если есть русин – не украинец, то формулу РУСИН = УКРАИНЕЦ уже можно забыть, как бредово-несостоятельную. текст: " ... индеже видѣти б...
    -->
    1596

    ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ

    ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ Случайно попалась старая но, на мой взгляд, очень интересная статья: "Вячеслав Зайцев: СУЩЕСТВУЕТ ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ" "Наш корреспондент встретился с ведущим российским кутюрьре, своего рода "визитной карточкой" российской моды в мире Вячеславом Михайловичем ЗАЙЦЕВЫМ - Вячеслав Михайлович, народная...
    -->
    3121

    В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некрополь

    В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некропольСотрудники Института археологии РАН обнаружили в Подмосковье некрополь представителей фатьяновской культуры, который был сооружен 4,5 тысячи лет назад. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1, в погребениях археологи нашли отлично сохранившиеся боевые топоры, наконечники дротиков,...
    -->
    2107
    NATA-SHA 17 января 20:50

    Что русским нельзя было делать со своей тенью...

    С давних времен человеческая тень у многих народов считалась чем-то мистическим и загадочным. Столетиями люди верили, что она является вторым «я» человека, его сущностью, душой или двойником. Представления о тени как о самостоятельной субстанции сделали из нее мифический персонаж, имеющий связь с потусторонним миром. Поэтому у разных народов существовало множество пов...
    -->
    1564
    Vladimir NN 13 января 19:57

    Ель в Новый Год.

    Много публикаций и в интернете о том, как на Руси появилась традиция украшать ёлку в праздник Нового Года. А вот истоки, почему именно хвойным деревьям, ёлке и сосне уделили больше внимания, чем другим деревьям в этой части евразийского материка, они не открывают. В общем, замысел данной публикации обратить взор читающих эту тему на древо насажденое при...
    -->
    1166
    Rif Фитиль
    12 января 14:45

    А. Пыжиков не было Тартарии, никакого татаро - монгольского ига, а была подмена понятий

    Пыжиков АлександрРоссийский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук.https://www.youtube.com/watch?v=EMCyYBPydkU...
    -->
    1643
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    12 января 14:34

    Кем были русы. Загадки и тайны Древней Руси

    День ТВОпубликовано: 8 янв. 2019 г.Историк, публицист Сергей Цветков рассказывает о неизвестной истории Руси. Почему историю нашей страны писали Байер, Миллер и Шлёцер. Где находился сказочный остров Буян. Как ДНК-генеалогию помогает определить происхождение и родство народов. Почему древняя история человечества под негласным запретом. Кто такие скифы...
    -->
    1895
    NATA-SHA 10 января 17:21

    Битва под Коломной: самый тяжелый бой Батыя против Руси...

    Битву под Коломной причисляют к наиболее крупным сражениям Великого западного похода Монгольской империи. Поход длился шесть лет — с 1236 по 1242 годы — и должен был привести к покорности государства Восточной и Центральной Европы.Во главе стояли сын Чингисхана Кюльхан, внук Батый и успешный полководец Субэдей. Было несколько других чингизидов (потомков Чингисхана), к...
    -->
    1311
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    9 января 17:36

    Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии, искажении традиций с точностью до наоборот(+видео)

    Высказывания Виталия Сундакова переворачивают представление об истории, религии, православии и многом другом. Автор рассказывает об искажении славянских традиций с точностью до наоборот. При этом повествование происходит в очень увлекательной форме, так что за 75 минут непрерывного просмотра я не успел соскучиться.Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии...
    -->
    4683

    Птицы небесные донесут твою молитву! - ПИШИ! ПРОПОВЕДУЙ! НАСТАВЛЯЙ! ПОМНИ-КТО ТЫ!

    Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» и начало года 1 сентября заменил на летоисчисление от Рождества Христова и перенёс начало года Пётр I - с 1 января 1700 года. По указу императора - после 31 декабря 7208 от «сотворения мира» следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 17...
    -->
    1291
    Вадим Витихов 5 января 22:31

    МНЕНИЕ.... Александр Пыжиков. Берия - хранитель русской старины

    Почему именно быт - главное выражение всех верований и взглядов народа. О чём рассказывает нам русский деревенский быт. Что нас ждёт в недалёком будущем: союз мегаполисов или всемирная деревня. Кому опасен фольклор и почему власти по всему миру стремились стереть у народа традиционное мировоззрение. Почему из двух возможных путей развития человечество...
    -->
    1162
    valerongrach 5 января 15:41

    Переяславская рада. Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем?

    8 (18) января 1654 года, то есть 365 лет назад, состоялось событие, которое привело к очень большим последствиям, расхлебывать которые приходится до сих пор. В этот день состоялась Переяславская Рада, на которой казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким решила перейти в подданство России.В советские времена в учебниках этот момент описы...
    -->
    1194
    Love-Markov 28 декабря 2018 г. 14:50

    Трансформация российского политического процесса: структура социокультурного базиса

    Аннотация: статья посвящена анализу основных социокультурных оснований трансформации российского политического процесса, как приводя их в соответствие с теми или иными периодами развития отечественной государственности, так и уточняя их взаимосвязи в рамках иерархической структуры социокультурного базиса политического процесса России. Опираясь на проделанный анализ, а...
    -->
    1455
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    24 декабря 2018 г. 14:18

    Александр Пыжиков о крепостном праве, и кто его ввёл на Руси

    Российский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук, профессор...
    -->
    1824

    "История России. Выпуск №7. Ярослав Мудрый" - Евгений Спицын (видео)

    Евгений Спицын."История России. Выпуск №7. Ярослав Мудрый"Влад Герман:https://twitter.com/wladgerman https://geopolitica.wlad.eu http://novorossiia.wlad.eu http://dnr2.wlad.eu http://lenta.wlad.eu - Аналитический обзорhttp://slovensko-novinky.wlad.eu - Новороссия на словацкомhttps://cont.ws/@vladgerman Помощь нашему проекту: ...
    -->
    2214
    Славик Яблочный 16 декабря 2018 г. 19:23

    Орбини Мавро (Мауро) «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского.

    Книга католического священника Мавро Орбини “Славянское царство”, являющаяся по сути первой историей всех славянских народов, может вполне претендовать на звание самой сенсационной книги века.Впервые она была издана в 1601 году в Италии, и сразу же последовала череда скандалов, связанных с ней. Против книги ополчилась традиционная история, а следом за нею – католическ...
    -->
    2829

    "История России. Выпуск №6. Князь Владимир" - Евгений Спицын (видео)

    Евгений Спицын."История России. Выпуск №6. Князь Владимир"Влад Герман (feniks-dnr@mail.ru)https://twitter.com/wladgerman https://geopolitica.wlad.eu http://novorossiia.wlad.eu http://dnr2.wlad.eu http://lenta.wlad.eu  - Аналитический обзор http://slovensko-novinky.wlad.eu - Новороссия на словацкомhttps://cont.ws/@vladgerm...
    -->
    1893
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика