«Счастливого дня смерти»: День ужасов сурка

0 3967

Happy Death Day - «Счастливого дня смерти»

Жанр: комедийный слэшер

Режиссёр: Кристофер Лэндон

В ролях: Джессика Рот, Израэль Бруссар, Руби Модин, Лаура Клифтон

Премьера в России: 7 декабря 2017

Возрастной рейтинг: 16+

Похоже на: «День сурка» (1993), «Крик» (1996), «Тело Дженнифер» (2009)

«Счастливого дня смерти»

Самовлюблённая тусовщица Три просыпается с похмелья в общаге. День предстоит длинный и тяжёлый. Надо успеть к подругам по колледжу, на занятия, быстренько перепихнуться с преподавателем, нарядиться на вечеринку в честь дня рождения и умереть по дороге от рук маньяка. А потом повторить это снова. И снова. И снова…

Помещать временные петли в разные жанры становится новой модой. В прошлый раз этот подход отработал на все сто в фантастическом боевике «Грань будущего» с Томом Крузом. Теперь Кристофер Лэндон решил пристроить его в подростковый слэшер. И сразу скажем, что история про девушку, расследующую собственное убийство, удалась.

Из «Счастливого дня смерти» вышел идеальный сплав «Крика» и «Дня сурка». Если вы видели и хорошо помните оба фильма, то заранее знаете практически всё, что здесь будет. Маньяк в маске, неизменно получающий разными предметами в тыкву? Есть. Не то чтобы неожиданная личность убийцы? Есть. Самоирония? Есть. Героине нужно изменить своё поведение и идеально прожить день, чтобы выйти из временной петли? И это на месте. Предсказуемо? Пожалуй. Но знание сюжета совершенно не мешает получать удовольствие от процесса.

В слэшерах такие персонажи как Три умирают в открывающей сцене до титров

Все знакомые ситуации отлично обыграны. Срабатывают и юмор, и саспенс, и редкий, но хорошо снятый экшен. Лэндону удалось встроить в сюжет и логичную романтическую линию, и даже немного вполне уместной драмы. Всего одна сцена — но этого хватает с головой.

Всё вышеперечисленное строится вокруг основого стержня повествования — главной героини, Три. Джессика Рот воплотила отличный и цельный образ. Сначала перед нами предстаёт сексуальная блондинка, типичная стерва и оторва. Хорошо и с юмором обставлены всё клише, связанные с взаимоотношениями в женских студенческих сообществах. Три развлекается, плюёт на чужие чувства и издаёт классический крик перед смертью.

Но, пройдя через множество временных петель, героиня преображается. Повторы одного и того же начинают сводить её с ума, и в особо тяжкие моменты она выглядит поразительно непривлекательной. На место паники приходит удовольствие от бесконечных жизней, а потом — решимость одолеть врага. А под финал ещё и открывается та психологическая травма, которая сделала Три холодной стервой. И все эти трансформации происходят плавно и естественно.

Странным решением было делать фильм с рейтингом PG-13. В слэшерных сценах очень не хватает пары литров крови. Зато можно сходить в кино с мамой

Повествование не провисает, постоянно меняя настроение, но не сбиваясь с ритма. И время до финала пролетает незаметно и весело. А вот после того, как раскрывается личность убийцы, появляется множество вопросов и к логике, и к возможностям злодея. Это может несколько подпортить впечатление, но не отменяет удовольствия от предыдущих полутора часов фильма. Так что авторы все сделали правильно: сосредоточились на эффектности, а отдельные логические дыры убрали в конец.

Лёгкое удовольствие в чистом виде. «Счастливого дня смерти» не особенно стремится пугать, хотя пара напряжённых моментов в фильме есть. А вот насмешить, увлечь и скрасить пару часов жизни может запросто.

Интервью с режиссёром

Мы побеседовали с его режиссёром Кристофером Лэндоном («Паранормальное явление 5», «Скауты против зомби») о том, как правильно соединять страх со смехом, кто его любимые режиссёры и чем его пугает кино Терри Гиллиама.

Как вы пришли к идее совместить подростковый ужастик с «Днём сурка»?

Сама идея пришла в голову сценаристу Скотту Лобделлу. А потом я переработал его сценарий в историю про девушку, которая, застряв во временной петле, пытается раскрыть собственное убийство. Я решил не ограничиваться детективной историей: мне кажется, так вышло бы скучно. Поэтому я добавил важный элемент «Дня сурка» — преображение персонажа к лучшему.

В начале фильма героиня Три кажется плохим человеком. Она самовлюблённая, зацикленная на внешности и статусе. Составляя список подозреваемых, она поражается: как много, оказывается, людей могло её ненавидеть. Проживая свой день смерти раз за разом, она начинает преображаться. Мы узнаём, что глубоко внутри она не такая, какой кажется на первый взгляд. Думаю, добавление личной драмы и глубины пошло фильму на пользу.

Юмор играет важную роль в фильме. Как совместить смешное и страшное, не потеряв ни то, ни другое?

Прямо скажу, это нелегко. Фильм сочетает много разных сторон: это немного триллер, немного ужасы, немного комедия, немного мелодрама. Мы старались смешать всё в равных пропорциях. Порой удавалось даже сделать сцену одновременно страшной и смешной. Вообще мы делали развлекательное кино, которое можно смотреть без напряжения. Атмосфера студенческого юмора помогает сохранять ощущение, что всё происходящее немного несерьёзно.

Кто из режиссёров вас вдохновляет?

Я смотрел много Карпентера, когда готовился к съёмкам. Его «Хэллоуин» стал важной частью моей подготовки. Конечно, Уэс Крейвен — его «Крик» у нас виден невооружённым взглядом. Крейвен умел мастерски соединять постмодернистскую комедию и классический слэшер. Его фильмы умные, смешные и страшные одновременно. Ещё одним источником вдохновения был фильм Джона Хьюза «16 свечей». В «Счастливого дня смерти» есть отсылка к нему.

Сложно снимать ужасы после таких фильмов, как «Хижина в лесу». Кажется, ещё не снял кино, а на него уже есть пародия. Каким вы видите будущее хоррора?

Да, сложно снимать, когда фильмы вроде «Крика» или «Хижины в лесу» деконструировали жанр, высмеяли все тропы, штампы и ходы. Но сейчас идут разговоры о возрождении слэшера. И я в это верю. Всё идёт по кругу. Возвращается спрос на мистику, сверхъестественное. Недавно грянул бум ретро-хоррора. Посмотрите на успех «Оно»! Так что возможно всё. Я считаю, нужно экспериментировать, искать новые подходы, и всё получится.

Вы сняли «Паранормальное явление 5». С чем труднее работать — с псевдодокументальным кино или традиционным?

Однозначно с псевдодокументальным. Потому что всегда, каждую минуту надо объяснять, откуда тут камера. Почему герой продолжает снимать, когда любой на его месте бросил бы всё и убежал? Постоянно возникает вопрос: «Чувак, почему ты это снимаешь?»

Мы с продюсером Джейсоном Блумом работали аж над четырьмя картинами из серии «Паранормальное явление», со второй по пятую. И это действительно было трудным испытанием. Но при этом было весело.

Какой момент напугал вас в детстве сильнее всего?

Пожалуй, финал «Бандитов во времени» Терри Гиллиама. Вообще вся картина заставила меня чувствовать себя неуютно. Но в самом конце есть сцена, где родители мальчика хотят дотронуться до камня Зла. Мальчик просит их не делать этого, они всё равно трогают и взрываются. Это было так неожиданно и жутко, что я чуть в штаны не наложил. Настолько ты не ждёшь, что в самом финале вдруг родители погибнут. Да ещё и так.

Расскажите про свой будущий проект «Liminal» (Пограничье).

Он про то, как на один день в году мёртвые встают из могил. Люди от них баррикадируются и пытаются пережить эти сутки. Можно назвать это сверхъестественной «Судной ночью», но это ещё не всё. У главного героя убивают девушку накануне этого дня, и он решает использовать её возрождение, чтобы раскрыть убийство. К тому же эта ночь существует с начала времён, так что мы ещё и с историческими событиями немного поиграем.

Я смотрю, вы не ищете лёгких путей…

Да, я люблю придумывать жанры. Это весело и интересно. Только так можно не стоять на месте.

А есть планы вне ужасов?

Да, есть. Я мечтаю экранизировать свою любимую книгу — это приключенческое фэнтези. И есть заготовка на драму.

Кто знает, может, Marvel позовут на «Тора 4»?

Ха-ха! Всё может быть!

********************

(с) Юлий Ким младший

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...