Хотелось бы вернуться к событиям Великой Отечественной войны и прославить защитников нашей Родины, показав их в художественном освещении на примере работы современного художника, кубанского казака Андрея Петровича Ляха «Кавалерия РККА в боях за Родину. 1942 год». Повествующая о военных событиях картина входит в цикл работ художника «Они сражались за родину» и, вместе с картиной «Перед атакой. 1941 г.», является частью диптиха о казачьих частях Советской армии в ВОВ.
Эти казаки, осознав, что Советская власть представляет теперь саму их Родину, а не одну из её альтернатив, как было в годы Гражданской войны, не польстились на лживые обещания фашистов и поверивших им белых эмигрантов, о том, что пришли они уничтожить не Россию, а власть большевиков в ней, но приняли решение защищать своё Отечество в рядах Советской армии, через несколько лет они дойдут до Берлина, а потом пройдут на Параде Победы по брусчатке Красной площади, но сейчас им нужно пройти несколько метров по простому полю, изрытому вражескими ДЗОТами.
Кавалерия РККА в боях за Родину.
1942 г., А. П. Лях, Холст/масло, 60х80 см., май 2017 г.
Для начала необходимо сказать об особенностях комплектования казачьих частей Советской армии в период Великой Отечественной войны. Формировавшиеся военные соединения в большинстве являлись кавалеристскими, а традиции и умения казачьего населения были отточены под обучение и применение именно военно-кавалеристских навыков. Не удивительно, что значительную часть личного состава данных частей составляли потомственные казаки. Если в июле-августе 1941 года регулярные кадровые части составляли, в основном, подлежащие призыву военнообязанные жители казачьих территорий, то уже в период осени-зимы того же года комплектование частей осуществлялось за счет добровольцев (мужчин, не подлежащих призыву по возрасту, состоянию здоровья, важной профессиональной деятельности и т. д.), а далее за счёт обеих категорий. Никаких различий между казаками и неказаками не делалось, несмотря на то, что набор для кавалеристских частей шёл, в основном, в казачьих областях. Необходимо заметить, что и казаки, помимо казачьих частей, служили во всех родах войск, плечом к плечу с представителями различных народов своей многонациональной Родины.
Право казаков на воинскую службу в рядах Советской армии было восстановлено за 5 лет до войны, в 1936 году. Бойцы комплектуемых из казаков частей Дона, Кубани и Терека получили новую казачью форму, и, хотя по уставу традиционные черкески должны были носиться только в случае парада или на выход, они могли надеваться при любом удобном случае, как символ идентичности со своими предками, в то же время из недостатка снабжения формируемых в годы ВОВ частей, казаки могли носить и общую полевую форму нашей армии. Помня дореволюционные обычаи и желая помочь фронту, нередко казаки являлись в военкомат со своей справой, снаряжением, конём и холодным оружием. В целом внешний вид казаков мог быть довольно пёстрым и уже необычным для того времени и тем самым явиться для врага устрашающим психологическим фактором.
На работе А. П. Ляха присутствуют донские и кубанские казаки, а написана она была в 2017 году благодаря сформировавшимся образам после ознакомления с историческими источниками о сражениях кавалерии РККА в годы Великой Отечественной войны на фронтах под Вязьмой. Как продолжение рассказа «Митькины вечера», картина показывает события, происходившие после того, как Митька «набросил бурку и шагнул в бессмертие».
Андрей Петрович Лях – потомственный кубанский казак ст. Уманская, общественный деятель, писатель, поэт и художник, пишет в жанре реалистической живописи. Если работает по заказу, то вырученные деньги вкладывает в строительство Храма в родном хуторе.
Одна из любимых тем — изображение казаков, к которым А. П. Лях относится с душевной теплотой. Подтверждает это и работа «Кавалерия РККА в боях за Родину». Несмотря на самый разгар боя, зрителя удивляет яркий колорит: нет символического нагнетания атмосферы, акцентов на темные оттенки. Особенный контраст со сражениями на первом плане составляют нетронутая природа и чистое светлое небо в верхней левой части работы, написанные в пастельных тонах. Возникает эффект «пойманного мгновения», когда кажется, что страшное событие еще не произошло, но, тем не менее, война уже идет, и к ней нельзя подготовиться, даже зная заранее о приближающихся сражениях. Интересен в данном случае и первый план, где кавалерия бесстрашно рвется в бой, используя традиционное холодное оружие против огнестрельного. Скорее всего, первая волна будет убита, ведь MG 34 в немецком ДЗОТе и автоматчики, с раскрытыми от ужаса зраками, — уже наготове, но на картине А. П. Ляха запечатлен момент триумфа казаков, когда все они ещё живы, а их противники, напротив, начинают нести потери.
Однако действие на картине, несмотря на внешнюю постановочность, не застыло в статике. Синхронность и динамичность происходящего достигается за счет художественного приема панорамного вида, раскрывающего также особенности тактики казачьей кавалерии — одновременной атаки с нескольких сторон. На заднем плане (верхний правый угол) видно полыхающее поле. Его подожгли диверсионные группы красноармейцев, отрезая врагу путь к отступлению и огораживая себя от атаки в спину свежими силами противника. Добавляют живости и преувеличенно загнутые шашки, благодаря этому создается ощущение резкого рубящего движения, динамики и самобытности этого оружия. За спинами большинства казаков на первом плане угадываются пистолеты-пулеметы Шпагина и Судаева, которые, как видно из действий кубанского казака в черной бурке, будут в дальнейшем применены в противостоянии.
Стремительность атаки дает результат: в нижней части работы видно первых поверженных ударами шашек неприятелей. Оккупантов со всех сторон вытесняет страшная сила уверенных в своей правоте защитников Отечества.
Оценили 13 человек
24 кармы