УТРЕХТ: РЕЙДЫ ВИКИНГОВ И КРЕЩЕНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ

0 2527

Христианизация викингов — один из немногих реальных исторических процессов, который потянет на настоящий эпос. В течение трёх веков римско-католические миссионеры прокладывали себе путь вглубь угрюмых холодных северных земель, стремясь обратить к Богу местных язычников. В ответ они сталкивались с ненавистью и яростью местного населения, а стены монастырей, расположенных вдоль северных границ франкских владений, раз за разом подвергались атакам мародёрствующих разрозненных групп саксов, данов и вендов. Варвары врывались в городки и забирали с собой всё, что было ценного. В первую очередь, их внимание привлекали населённые пункты, раскинувшиеся вокруг крупных церквей и соборов. Их выбор обуславливался наличием драгоценностей и отсутствием большого числа охраны. Владения богатых герцогов отпадали сами собой — сокровища в их замках лежали несметные, но охрана была слишком надёжной. А вот церкви и монастыри охранялись куда хуже, правда и добыча была победнее. Но, лучше мало, чем ничего, не так ли? Ключевым звеном, как в продвижении христианства на север, так и в привлечении внимания охотников за сокровищами, был Утрехт. В течение 9-10 веков викинги не один раз посягали на благосостояние города.

Город Утрехт был оплотом миссионеров, отправляющихся на север в Скандинавию, и цитаделью Утрехтского епископата — самой влиятельной кафедры на севере Европы в 8-12 вв. В этой статье я предлагаю рассмотреть историю развития города Утрехта и реконструировать его приблизительные размеры, чтобы понять масштабы викингских рейдов и размах процесса христианизации северян.

РИМСКИЙ ФОРПОСТ

Несмотря на то, что на месте Утрехта люди начали проживать ещё в Неолите и Бронзовом веке, датой основания города считается 47 год н.э., когда при императоре Клавдии было принято решение оставить попытки распространить влияние Римской империи за Рейн. С этого момента в рамках укрепления оборонительной линии Нижненемецкого Лимеса было заложено множество пограничных каструмов.

Карта А. Города-каструмы системы укреплений нижненемецкого Лимеса.

Один из этих каструмов, под названием Трайектум (Traiectum), и стал началом Утрехта. Трайектум означает – переправа. Вероятно, в названии отражена функция этой римской заставы.

Карта В. Красным помечен Трайектум (Утрехт), зелёным Фекстиум (ныне Вехтен, а когда-то, Дорестад, от которого нынче осталась лишь деревня)

В 69-70 году, Гай Юлий Цивилий, батав-полукрвока, поднял своё племя против империи и сжёг Трайектум, чьи стены были деревянными. Однако, каструм был восстановлен, о чём свидетельствуют как письменные, так и археологические источники. В деревянном форте размещалось 500 воинов — ауксиларии из второй когорты Испанской пехоты и ауксиларии Армии Римской Империи. Позднее деревянные стены укрепили снаружи стенами из туфа. На данный момент было найдено множество фрагментов фундамента римского поселения. В том числе 50 золотых монет, которые закопал, по всей видимости солдат, чтобы спасти их от нападения батавов. Об этом говорит толстый слой пепла над кладом.

После усиления мер безопасности, при каструме быстро вырос населённый пункт, жители которого, в основном, являлись обслугой каструма – это были ремесленники, парикмахеры, жрецы, повара, торговцы, а также семьи солдат. Город активно торговал с другими городами Римской империи и, в ограниченных масштабах, с местными германскими варварами по ту сторону Лимеса.

Исследователям удалось локализовать местоположение каструма – он был расположен на правом берегу реки Кромме Рейн, превращённой сейчас в один из каналов города. Однако очертания улиц не соответствуют строгой планировке римских каструмов, в которых всегда есть одна главная дорога и несколько ей перпендикулярных.

Карта С. Контуры стен каструма Трайектум наложенные на карту современного Утрехта.

Гражданское население жило на более высоком левом берегу Рейна. В целом, Трайектум повторял строение Колонии Клавдии (Кёльн), так же находящейся в системе укреплений Нижненемецкого Лимеса. Поскольку карты Утрехта римского периода мне найти не удалось, чтобы проиллюстрировать, приведу реконструкцию и Колонии Клавдии и карту Кёльна 16 века, где можно ещё узнать очертания римского города.

Реконструкция облика Колонии Клавдии

Карта Кёльна 17 века. Если не считать стены с бастионами, то в целом городские постройке (красные на карте) стоят прямо над римским фундаментом.

Очевидно, что Трайектум, как и Колония Клавдия, планировался как идеальное оборонительное сооружение: каструм, ограничивающий свободу перемещения по реке, был достаточным чтобы противостоять примитивным германцам, не имевшим качественного стального оружия и металлической брони, и располагался на берегу неприятеля, тем самым прикрывая городское поселение, расположенное на более высоком и безопасном берегу.

Важно отметить, что в середине 1 в. н.э. река Кромме Рейн была прямым продолжением Рейна и самым полноводным рукавом дельты Рейна. Со временем русло стало зарастать илом, и река обмельчала, но название Рейн – сохранилось. К 10 веку Кромме Рейн стала сравнима с другим рукавом дельты – рекой Лек. Однако, с развитием сети каналов, Лек и Кромме Рейн обмельчали ещё больше и самым полноводным рукавом дельты Рейна стала река Ваал, и остаётся им и по ныне. В последствии, смена полноводности рек сыграет важную роль в истории Утрехта. Чем мельче становилась река, тем менее доступен был город для разграбления викингами.

Карта D. Русла река Кромме Рейн, Лек и Ваал.

Русло р. Кромме Рейн

Русло р. Лек

Русло р. Ваал

ПОД НАТИСКОМ ВАРВАРОВ

Во время кризиса 3 века Империя была вынуждена оставить Лимес, который в 275 году благополучно миновали германские племена. В район Утрехта вторглись франки – племенной союз более мелких нижненемецких племён, таких как салии, хамавы, бруктеры, тенктеры, ампсиварии, хатуварии или хэтвары, табунты и усипеты. Судя по римским источникам, франки с регулярной частотой проверяли обороноспособность границы, пока ещё римские солдаты её контролировали. После вывода легионов, франки уничтожили Трейектум в последней четверти 3 века. Однако есть свидетельства того, что ещё в 4 веке римское население в Трайектуме продолжало существовать. До 7 века город приходит в забвение.

Карта Е. Миграция племён из племенного союза франков. Отмечены Утрехт (Трайектум), Дорестад, Кёльн (Колония Клавдия).

Во время правления франкского короля Дагоберта I (629-639), в пределах римского каменного каструма была возведена церковь. Стены были восстановлены и бывший каструм превратился в монастырь. С этого момента жизнь стала возвращаться в старое место. Вероятно, этому способствовало восстановление торговли, связанное с церковными праздниками. Старое имя Трайектум зазвучало на новый нижненемецкий лад – Трехт. Это свидетельствует о том, что римское население, до сих пор осталось в городе или в его окрестностях и смогло, по крайней мере, передать прежнее название места германским варварам. Однако во франкском королевстве был ещё один город под названием Трихт, стоявший на реке Мёзе. Чтобы не путаться, его назвали Маастрихт, что значит Трихт-на-Мёзе, а другой – Утрехт, что значит Трехт-на-реке. Однако в 11 веке, Утрехт расшифровывали как латинское Ультра Трехт или Дальний Трехт.

В середине 7 века Утрехт стал оплотом английских и ирландских миссионеров, которые пытались крестить фризов. Римским папой на эту миссию был назначен нортумбрский сакс Виллиброрд, почитаемый ныне как Апостол Фризов. С этого момента, Утрехт превращается в епископство. В 723 году Карл Мартелл передаёт епископству Утрехтскую крепость (бывший каструм) и окружающие земли в собственное владение, что сделало Утрехт самой влиятельной кафедрой римско-католической церкви в Каролингских Нидерландах, а епископам позволило получить статус принцев-епископов.

После превращения в региональный религиозный центр, Утрехт приобретает власть «духовного меча, благословлённой Богом», т.е. правом выстраивать светскую власть во всех землях, подвластных юрисдикции Утрехта. Следом активизируется и торговля – ремесленники и торговцы стремятся в город по религиозным праздникам, в которые в Утрехте собирается множество верующих. Однако близость к северной границе делала жизнь в Утрехте неспокойной. В 8-9 веках Утрехт содрогался от непрекращающихся войн с саксами и череды фризских восстаний, в ходе одного из которых первая церковь, построенная Дагобертом, была сожжена. В 9-10 веках Утрехт страдал от набегов викингов, в ходе одного из которых северяне разграбили вторую церковь, построенную на месте первой. И если саксы и фризы пытались отстоять свою независимость, то скандинавы приходили сюда исключительно за наживой. Все эти ненастья были навлечены на Утрехт язычниками, действия которых с 9 века координировали датские конунги.

В торговом отношении Утрехт был лакомым куском, но Дорестад, находившийся у слияния двух рек – Кромме Рейна и Лека, составлял значительную конкуренцию заново отстроенному городу. Однако, из-за обмельчания Кромме Рейна, норманны всё чаще стали совершать набеги на Дорестад. В результате, во второй половине 9 века, Дорестад пришёл в упадок и основным торговым городом Нидерландов стал город Утрехт, и такая его роль сохранялась несколько столетий. Впрочем, нельзя исключать и того, что викинги просто выполняли заказ Утрехта, уничтожая Дорестад; подобная сделка – частый случай в те времена. К слову сказать, в 850-е Дорестад был захвачен Годфредом Харальдсоном и Рёриком Ютландским — предводителями датских викингов. Избавившись от конкурента в лице Дорестада, Утрехт процветал до тех пор, пока не расцвёл Роттердам.

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Если обращаться непосредственно к застройке, то всё довольно очевидно. Нам известно, что основа города – это римский каструм, стоящий на правом берегу, и обслуживающее его поселение на левом. Следовательно, в самом центре города должны оставаться прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом. И таковые на самом деле, можно увидеть.

Карта F. Контур крепостной стены римского каструма (чёрный) и сохранившиеся почти неизменными со времён римского поселения улицы и площадь форума (красный). Состояние Трейектума (Утрехта) на 1-4 вв. н.э.

На карте F можно видеть декуманус – дорогу, ориентированную с востока на запад, и кардо – с севера на юг. Далее на запад за кардо, вероятно, располагался форум, сейчас там Ботанический сад.

Карта G. место возведения церкви, начиная со времён Дагоберта I и построек, принадлежащих церкви (зелёный). Состояние Утрехта во второй половине 7 века.

На карте G мы можем найти Утрехтский собор, он же Домский собор — место, где раз за разом возводили церкви. Именно на этом месте король Дагоберт построил церковь. Вокруг церкви выросли вспомогательные постройки. После передачи Карлом Мартеллом крепостной стены во владение Церкви в 732 г., внутри стен постепенно появился собор и был основан Утрехтский университет. Первые постройки, были возведены примыкающими одной стороной к стенам крепости.

Карта H. На ней показано постепенное заселение Утрехта ремесленникам, торговцами и прочим населением (оранжевый). 8 — 10 вв.

На карте H видно, как позднее, когда город стал оживляться, были возведены постройки на месте старого римского поселения, которое, вероятно, всё ещё функционировало в масштабах деревни или хутора, о чём говорит переход латинского Трейектум в нижненемецкое Трехт. Построек вдоль реки на левом берегу тогда однозначно не было, т.к. река была более полноводная и эта часть была скрыта под водой. Лишь к11-12 веку Утрехт разрастается и помещается между двумя каналами (один на карте с востока, другой, западный, на карте отсутствует), выполняющими также оборонительную функцию.

МАСШТАБЫ

Здесь помечены Домская башня, собор, угловой квартал (сиреневый), под которым проходит стена римского каструма, сама линия римского каструма (чёрный), улицы римского поселения (красный), а также два моста через Кромме Рейн (сиреневый).

А здесь на фото отмечены сиреневым те же Домская башня, собор, угловой квартал и два моста, зелёным очертания стены римского каструма, и красным — улицы, оставшиеся со времён римлян.

Площадь Утрехта, который грабили викинги, была невелика, как можно видеть на примере этой реконструкции.

Основные ценности располагались за монастырскими стенами (зелёный маркер)

Таким образом мы можем видеть площадь Утрехта, которую он занимал сразу после восстановления города при Дагоберте и ещё в течение 200-250 лет. Как мы видим – это совсем-совсем не много. Подавляющее большинство городов, подвергавшихся разграблению викингов были сопоставимы по масштабам с Утрехтом второй половины 7 — конца 10 вв., либо были даже ещё меньшей площади. Много ли это или мало? Судите сами. Но картина, которая предстаёт на основании анализа материала Утрехта, показывает, что 2-3 драккара с экипажем от 20 до 40 гребцов вполне могли взять богатую добычу и даже без потерь, ведь внезапный штурм такого скромного городка как Утрехт, но с такой богатой церковью, едва ли был проблемой для стремительных рейдеров. Тем более, что внушительные городские стены в те времена, как правило, ещё отсутствовали у большинства городов. Ну, и конечно, обращу внимание на то, что все рейды на подобные города викинги совершали пешими, оставив свои корабли на расстоянии сухопутного броска. И причин тому была масса, от банальных опасений повредить корабли при столкновении с мостами, до вероятности, что во время грабежа обороняющиеся просто сожгут драккары, что будет значить полное уничтожение для викингов, когда к городу подойдут подкрепления из окрестностей.

С другой стороны, имея в виду, что ограбление городков, подобных Утрехту — это наиболее распространённый случай рейдов викингов, можно представить, насколько внезапными и неожиданными были нападения викингов на такие города как Париж и Лондон или вторжение Великой армии язычников. На фоне привычных всем небольших рейдов, появление таких огромных армий рейдеров должны были приводить в ужас население Европы.

Ну, и ещё один вывод который можно сделать исходя из размеров Утрехта в 8-10 вв. — это отношение франков и Римско-Католической Церкви к христианизации Скандинавии. Очевидно, что крещение северных уголков Европы не рассматривалось как задача первостепенной важности, и свершение этого факта было для миссионеров 8-10 вв. лишь вопросом времени. Если сравнивать христианизацию Скандинавии с христианизацией Британии, Галлии или Германии, очевидно, что она проводилась значительно более малыми силами и ей уделялось значительно меньше внимания. Сам факт того, что такой маленький город как Утрехт смог инициировать обращение целого региона в новую веру и при этом так и не был уничтожен скандинавскими рейдерами, говорит сам за себя: скандинавские викинги никогда не были доминирующей силой в Европе и не имели возможности влиять на европейскую глобальную политику, если только локальные правители сами не шли с ними на «сделку» и не позволяли им осесть на своих землях; в то же время, структура скандинавского дохристианского общества оказалась настолько хрупкой, что весьма опосредованных контактов оказалось достаточно, чтобы обратить в новую религию практически всё население Скандинавии в течение 200 лет.

Источник 

Интересно? Не забудь поставить оценку и подписаться на наш журнал!

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...