Социальная психология

51 8258

Как говорил один из позднесоветских руководителей, «Мы не знаем страны, в которой живём»

Сейчас с этим дело гораздо лучше. С одной стороны соцсети дают своеобразный срез того, что творится в головах у людей, с другой – руководство России с помощью различных социологических служб и институтов регулярно проводит достаточно большое количество соцопросов.

Однако социальной психологией, которая позволяла бы понимать мотивацию различных категорий людей, до сих пор занимается слишком мало специалистов.

На днях Виктор Мараховский в очередной раз поднял тему людей, которые носятся с попытками построить утопическое общество.

Так уж сложилось исторически, что лет десять назад я пару лет работал в одном киевском аналитическом центре. Центр этот среди прочей работы обслуживал на аутсорсе некоторые политические партии. В том числе проводил независимую экспертизу проектов.

Выглядит это так: приходит очередной далеко не юноша, но со взором горящим, со своим проектом спасения мира или построения идеального общества в какую-то политическую партию, а там его посылают – но не туда, куда стоило бы, а на независимую экспертизу проектов. То есть в наш аналитический центр. А поскольку я там был самым молодым, то всех городских сумасшедших со всей Украины направляли именно ко мне.

Там ведь главное не говорить клиентам сразу «Что это у вас за ахинея?» (потому что могут и покусать), а делать внимательное лицо и отвечать «Мы внимательно изучим ваши предложения и дадим экспертную оценку».

И я честно всё это читал, перед этим нацепив шлем, чтобы не убить себя фейспалмами. Итого – за два года общения с различными спасителями мира был лишь один относительно рабочий проект, и касался он того, как выкачивать гранты из Евросоюза.

В общем, в том, что на Украине до сих пор не построено идеальное общество, виноват злобный Роджерс, который все эти проекты безжалостно выкидывал в мусорную корзину. А то бы ведь уже построили…

А теперь серьёзно.

1. Все знания современной политологии в части устройства общества базируются на двух вещах – на «Государстве» Платона (в меньшей степени) и на работах Аристотеля (в большей степени). Всё, что писалось после них, так или иначе от них отталкивалось. И до сих пор ничего нового, выходящего за рамки шести моделей Аристотеля, не придумали.

Некоторые ненавидят Аристотеля за это, другие его яростно критикуют, но ничего своего принципиально нового предложить не в состоянии. Так что перед тем, как изобретать велосипед общественного устройства, стоит прочитать классиков – вдруг то, что вы с таким трудом из себя рожаете, уже было описано пару тысяч лет тому назад.

2. Любой человек, претендующий на высокое звание «социального инженера», должен знать два базовых принципа:

2.1. Любую, даже самую продуманную систему, могут разрушить негодные исполнители (как Хрущев и Косыгин порушили научно-обоснованную экономическую систему сталинского СССР).

2.2. Любую, даже откровенно посредственную систему, могут достаточно долго (но не навсегда) вытягивать выдающиеся люди. Об этом прекрасно написано в романах Пола Андерсона про торговца Николаса ван Рийна и мичмана Флэндри. Пример из реальности – это поздняя Римская Империя, которая при общем упадке достаточно долго держалась на отдельных выдающихся личностях.

Реклама

Вот и получается, что воспитание Нового (лучшего) Человека – важнее, чем придумывание некого идеального общества. А если люди станут лучше, то и общество автоматически будет подстраиваться под них.

Но это задача более нетривиальная, чем банальное «отнять и поделить» (я считаю, что это на самом деле лозунг неолибералов-рыночников, а не левых) в любых его вариациях. Тут думать надо.

«Гадкие лебеди» Стругацких возвращаются к платоновской идее «отнять детей у родителей и воспитывать их вне влияния прошлых поколений». Но где набрать такое количество искренних (дети прекрасно чувствуют фальш) и принципиальных Учителей?

И да, я в курсе за базис и надстройку. Но даже социалистический базис СССР не смог сломать мещанское (мелкобуржуазное) и националистическое мышление значительной части жителей СССР. Одного базиса недостаточно, нужна ещё «длинная воля», а её не оказалось. И как только страна посыпалась, канализацию прорвало, и вся эта мерзость полезла в просто космических количествах, начиная с бандитизма и заканчивая этническими чистками.

3. У человечества вообще гораздо лучше получается описывать антиутопии, чем утопии. Потому что когда описывают любую антиутопию – будь то «Дивный новый мир», «1984», «Машина времени» или «Мечтают ли андроиды об электроовцах» – то люди читают и верят «Да, мы можем к такому скатиться». И более того, что особенно страшно, элементы из большинства антиутопий реально присутствуют в нашей сегодняшней жизни (и я не говорю про Россию, тут как всё очень даже прилично, разговор скорее про «развитые» страны).

Когда же пытаются описывать утопическое идеальное общество, то скатываются в плоский картон и банальности типа «чтобы не было войн, чтобы волки не ели овец и чтобы воры не крали». Но никто не объясняет, как это будет достигнуто.

Вообще, вопрос «как?» вгоняет в ужас подавляющее большинство наших идеалистов. Потому что их представления о том «как надо» обычно состоят из дикой смеси лютого популизма и розовых хотелок.

А когда ты им говоришь «Хорошо, я готов вместе с тобой работать над реализацией твоих идеалов. Что будем делать? Как ты собираешься реализовать свои цели?», то в ответ начинаются обвинения в охранительстве и продажности.

Когда ты им говоришь «Это уже пробовали, чашники в Таборе – не работает. Это уже пробовали, прудонисты в Парижской коммуне – не работает. Это уже пробовали, большевики в России – не работает (отказались в ходе реализации)», то становишься их злейшим врагом.

Напоминаю, что безумие (по Эйнштейну) – это попытки снова и снова ничего не меняя повторять неудачный эксперимент в надежде на новый результат.

Самое забавное, что все наши свободолюбивые и миролюбивые демократы, когда им задаёшь вопросы о методах достижения цели, обычно ничего не могут придумать, кроме «люстрировать, репрессировать, сгноить в тюрьмах и расстрелять». В общем, такая борьба за мир и добро, что никто не уцелеет.

4. Львиная доля различных утопистов-идеалистов – это люди с психическими отклонениями. Чаще всего – перфекционисты.

То есть у них в голове есть некая идеальная картина мира. И они ненавидят реальный мир за то, что он не соответствует их ожиданиям.

Я бы тоже хотел уметь летать и жить вечно. Но не сложилось. Приходится принимать этот мир в его несовершенстве. Перфекционист же начинает его ненавидеть.

 

Реклама

В межличностных отношениях такое же сплошь и рядом. Очень часто влюбляются не в живого человека, принимая его со всеми его недостатками и восхищаясь его достоинствами, а в некий идеал. Которому живой человек не в состоянии соответствовать. И перфекционист, когда проходит первоначальная влюблённость, начинает этого человека изо всех сил вгонять в рамки идеала (убивая его в процессе, в основном как свободную и неповторимую личность, но зачастую и физически). И даже мстить за то, что «ты, сволочь, оказался не таким, как я себе придумала!».

Настоящая любовь безусловна, и любит не «потому что», а «несмотря на». И как только в предложении появляется «люблю, но» или «люблю, если», то знайте, что любовью там и не пахнет.

Выдающийся психолог Эрик Берн в своём транзакционном анализе называет подобное состояние «Я+, Ты/Мир-». Со мной всё в порядке, это партнёр/мир неправильный. Это невроз.

Причём совершенно не важно, какой идеал сидит в голове у пациента – либеральный, коммунистический, монархический, националистический или какой-то ещё. Главное, чтобы реальность «не такая, как хочется».

Невроз всегда болит. И когда ты говоришь «Займись собой, подучись, устройся на работу», то ты атакуешь первую часть невроза. И когда ты говоришь «Да нормальная страна Россия, здесь можно прекрасно жить и быть счастливым», то ты атакуешь вторую часть невроза.

На первую часть следует невротическая реакция «Со мной всё хорошо! Прекрати меня оскорблять! Я не буду работать на проклятых капиталистов/чекистов/ватников (выберите нужное)!». На вторую часть следует невротическая реакция «Нет, эта страна неправильная! Ненавижу! Она должна быть уничтожена!».

В синячок ткнули пальчиком, хомячку больно. Перфекционизм выдаётся за идейность, невротичность выдаётся за принципиальность. Крики «Не надо меня лечить! Мне хорошо в манямирке моих невротических иллюзий!» выдаются за идеологическую борьбу.

Современная психиатрия весьма толерантна к различным девиациям (на мой взгляд, чересчур). Но и она считает болезнями те отклонения, которые мешают жить. С неврозом жить можно, но плохо.

Но редкий невротик осознаёт, что болен – как раз из-за установки «Я+, Мир-». Человеку с противоположными проблемами «Я-, Мир+» помочь гораздо проще, он изначально признаёт, что у него не всё в порядке (и мир в этом не виноват).

В особенно запущенных случаях «Я+, Мир-» (все нетрадиционной сексуальной ориентации, один я д`Артаньян) сопровождается откровенным самолюбованием и превращается в нарциссизм. «Смотрите, какой я принципиальный и непримиримый! Готов утопить половину страны в крови, и всё ради людей!». А нарциссизм уже почти не лечится.

Социальные сети, кстати, способствуют росту разрыва между «Я – реальное» и «Я – идеальное» (по Карлу Роджерсу). Потому что собеседники не видят реального человека, и поэтому проще создавать вымышленный образ, в который многие сами со временем начинают верить (потому что в сети он не разбивается о реальность).

И появляются всякие «Мятежники Джеки», «Дядюшки Джо» и прочие «Шмуклеры» – персонажи, виртуальные и вымышленные чуть более чем полностью. Иногда их, правда, бьют в реале, но это помогает ненадолго.

Поэтому интернет переполнен пламенными борцами – одни хрустят французскими булками (35 рублей за штуку в ближайшем супермаркете), другие старательно посыпают пылью картонные шлемы, третьи изо всех сил пытаются найти в стране признаки диктатуры, чтобы затем с ней яростно бороться, четвёртые придумывают всё новые страшилки «завтра Россия рухнет», чтобы потешить свой комплекс Спасителя Отечества.

А я смотрю на это и жалею, что когда-то не стал психиатром – уже давно бы защитил на таком богатом материале парочку диссертаций, и был бы не меньшим светилой, чем доктор Стравинский из «Мастера и Маргариты».

P.S.

Всё вышеописанное вовсе не означает, что не бывает реальных преобразователей общества. Человек Разумный обладает пытливым умом и творческим началом, поэтому вся история человечества – это непрерывный процесс изменения мира.

Но делают это не диванные «Хотетели», а Искатели. Те, кто ищет ответы на вопросы «зачем?» и «как?», как Жан Фреско, автор проектов «Дух времени» и «Венера».

Ищите и обрящете, стучите и отворят вам.

Александр Роджерс

Армения, давай, до свидания. Еревану указали, где выход из ЕАЭС

Автор: Илья ГусаровНе устаю поражаться терпению армянского народа. Может быть, он не понимает, куда тянет его нынешнее правительство? Да нет, армяне никогда не отличались непонятливость...

Апокалипсис заказывали? Ужасный по силе удар возмездия обрушился на Украину

Безжалостный удар возмездия по нацистской Украине, попытавшейся накануне атаковать российскую территорию, не заставил себя ждать. За три часа до восхода Солнца в небо поднялись стратеги...

Невоенный анализ-78. Последняя фортеця. 15 января 2025

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Обсудить
  • "вся история человечества – это непрерывный процесс изменения человека" , а вот "вся история мира – это просто непрерывный процесс ..." :smile:
  • Читаю статью и понимаю, что это диагноз для 90 процентов коментаторов на КОНТе. Он, Грейсван выше уже отметился.
  • Умный человек приспособится к любой реальности, потому что принимает мир таким, каков он есть. Глупый тратит свою единственную жизнь на или на пустые мечты, или на борьбу с реальностью, что еще глупее. Вот Сергей Михалков был о-о-чень умным человеком, :thumbsup: и детей такими воспитал.
  • "Незнайка в Солнечном городе" - читали все... А кто то понял, что это ПАРОДИЯ НА КОММУНИЗМ... - в ЦК поняли и Николая Носова очень гнобили... Поэтому он сразу следом написал "Незнайка на Луне" - памфлет...