Книга "Новый крестовый поход. Украина в крови". ч.50 Развитие антипольских настроений в среде УГКЦ

2 4143

Это часть книги, которую я создавал на протяжении нескольких лет, собирая материалы о роли Католической церкви в протестных движениях и госпереворотах в наше время. В книге детальнейшим образом описано как проходила организация Майдана на Украине, в Гонконге, о протестной деятельности в Бразилии, Никарагуа, России и некоторых других странах. Аналогов данной книге на данный момент я нигде не встречал, поэтому книга по-своему уникальна. Ввиду того, что книга задумывалась как дар Православной Церкви и обществу, который имеет целью поднять к обсуждению возникающие проблемы взращивания в религиозной среде радикализма и терроризма, я решил каждый день публиковать на своей странице несколько глав этой книги, а когда все главы будут опубликованы, выложу ссылку для скачивания всей книги.

___________________

Развитие антипольских настроений в среде УГКЦ

Примечательно то, как ради достижения определенных целей некоторые деятели готовы забыть о своих стратегических партнерах и предать их.

Я хотел бы в нескольких словах коснуться отношения членов УГКЦ к Польше, как наиболее наглядного примера. Еще до 2013 года было известно, что Польша всецело готова поддержать оппозицию Украины. Можно найти фотографии того, как руководство Украинского католического университета (УКУ) во время Майдана 2004 года ходило делегацией к консульству Польши во Львове, где состоялся «митинг-благодарность» за поддержку с плакатами, хоругвями из церкви и несколькими сотнями людей[1] (а также здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь).

Многие священники УГКЦ обучались в Люблинской семинарии в Польше, поскольку особенно в первое время после развала Советского Союза этой церковной структуре сильно не хватало учебных заведений для будущих священников. Не меньшую поддержку оказывала Польша и в период Майдана 2013 года: польские политики открыто поддерживали протестующих, а чиновники заявляли о готовности принять на учебу украинских студентов, если власти отчислят их за участие в протестах. Витольд Ващиковский, ставший в 2015 году министром иностранных дел Польши, фигурировал в записях СМИ во время посещения Майдана в Киеве. Томаш Семоняк, получивший награду УГКЦ во Львове, в сентябре 2014 года стал вице-премьером и министром обороны в правительстве Эвы Копач и также всецело поддерживал русофобско-майданную власть на Украине. И это наиболее известные личности, а было много и других деятелей и чиновников. И, казалось бы, после свержения Януковича Украина должна стать стратегическим партнером Польши, ее самым преданным союзником, ведь к власти пришли преимущественно униаты, которые десятилетиями сотрудничали с польской стороной.

Но за несколько последующих лет отношения были совершенно испорчены. Дошло до того, что в среде униатов известный иеромонах Юстин Бойко, который занимал должность настоятеля лавры во Львове, сделал резонансное заявление, которое было растиражировано многими СМИ. «Современная стратегия Польши - возвращение восточных кресов? Если да, то это дорога к войне между Украиной и Польшей! Если бы мне кто-то еще 10 или 15 лет назад сказал, что в Польше снова начнутся пренебрежительно и враждебно относиться к украинцам, я бы никогда не поверил. Сейчас современная польская политическая элита, которая находится у власти, откровенно пропагандирует ненависть к Украине и украинцам по примеру Сенкевича "Огнем и мечом"»[2].

Думаю, что данные процессы невозможно объективно понять без учета исторических особенностей. Дело в том, что во время Второй мировой войны многие видные деятели сражавшиеся против Красной армии в рядах Организации украинских националистов (ОУН), Украинской повстанческой армии (УПА) и СС «Галичина» были детьми и внуками священников УГКЦ. Например, известно, что отец Степана Бандеры был униатским священником. Если мы откроем исторические данные о Романе Шухевиче, то обнаружим, что он «обучался в секретной школе абвера, служил в вооружённых подразделениях Третьего рейха, был заместителем командира в спецподразделении «Нахтигаль» в звании гауптмана, а с ноября 1941 года заместителем командира 201-го батальона шуцманшафта». Он же «27 января 1944 года назначен командующим УПА»[3]. Но в то же время известно, что он имел среди предков и родственников множество священников. Более того, жена Романа Шухевича – Наталия Березинская была дочерью священника, а ее родной брат Юрий-Мирослав Березинский – «видный деятель ОУН, боевик, убил комиссара польской полиции во Львове Эмилиана Чеховского»[4]. Именно поэтому можно найти множество публикаций и статей в которых, например, говорится о том, что «галицкие священники не раз предоставляли убежище в своих домах Шухевичу и его связным»[5].Но для поляков, которые пострадали от действий этих формирований, их представители всегда были преступниками. Поддержав Майдан, поляки, вероятно, думали, что по этим вопросам можно будет легко договориться, ведь при Януковиче бандеровщина и нацизм действительно не имели большого распространения. Все изменилось, когда к власти пришли майдановцы. Для радикалов «Правого сектора» Степан Бандера, Роман Шухевич и представители СС «Галичина» – это национальные герои. Да и сама организация, составившая ядро «Правого сектора», до Майдана носила имя Бандеры. И поэтому дорвавшись к власти, майдановцы-униаты начали насаждать свои идеалы уже по всей стране. Активную помощь им в этом оказывали униатские священники, и это уже нельзя было скрыть.

Это вызвало беспокойство у поляков, но они, вероятно, думали, что это просто проявления нескольких организаций и отдельных чиновников. Однако позже они убедились, что явление повсеместно, и его поддерживают на всех уровнях постмайданной власти. Один из главных проспектов в Киеве было предложено назвать в честь Степана Бандеры, что даже на Украине вызвало очень острые дискуссии и разногласия[6]. О том, как к этому отнеслись в Польше, и комментировать не приходится: ведь там не подвергалось сомнению, что бандеровцы, солдаты УПА и СС «Галичина» – преступники, виновные в этнических чистках, от которых пострадало много поляков. И теперь после того, как Украина «сделала шаг в сторону Европы и братской Польши», поляки вынуждены были наблюдать, как чиновники Киева героизируют преступников и насаждают их культ на территории всей страны. Я бы даже рискнул предположить, что главным двигателем этих процессов были именно представители УГКЦ, которые, вероятно, давили на политиков, ведь сами радикалы, которые выступают за героизацию этих преступников, не имеют достаточного веса, чтобы влиять на руководство страны. Другое дело – руководство УГКЦ, которое собрало в своих руках связи не только с радикалами, но и с политиками, бизнесменами и разными чиновниками. Собственно, достаточно посмотреть некоторые новости, чтобы понять какими идеалами живут современные клирики и иерархи униатской церкви. Например, еще в 2009 году появилась новость о том, что в униатской церкви добиваются чтобы отец Степана Бандеры – священник УГКЦ Андрей Бандера, был причислен к лику блаженных этой церкви[7]. В следующем году на официальном сайте УГКЦ появился комментарий по этому поводу. В публикации указывалось, что представитель миссии «Постуляционного центра беатификации и канонизации святых УГКЦ» Роман Тереховский, говоря о подготовке документов для беатификации Андрея Бандеры отметил: «Он был героическим человеком – после смерти жены сам воспитывал семерых детей и воспитал их достойными патриотами»[8]. Но, куда более откровенные новости появились уже после Майдана. Например, в 2015 году сообщалось о том, что УГКЦ для беатификации Андрея Бандеры вновь готовит документы для отправки в Ватикан, и при этом указывается, что в униатской церкви в Тернопольской области был установлен витраж с изображением Андрея Бандеры. Интерфакс комментирует ситуацию следующим образом: «Подобное творчество активно распространяется на Украине. В частности, популярным стало изображение в виде икон Степана Бандеры и другого националиста - Романа Шухевича, бойцов дивизии СС "Галичина", "Небесной сотни"»[9]

А вот что говорится в публикации от 2017 года с названием «Степану Бандере подыскивают культ»: «Для украинских националистов январь каждого года начинается с празднования дня рождения Степана Бандеры. Греко-католическая панихида возле памятника Бандере в городе Снятин (Ивано-Франковская область) больше походила на молебен «святому». Украинские националисты достаточно давно негласно «канонизировали» своего кумира. Об этом свидетельствует, в частности, икона, которую во время событий «евромайдана» привезли в Киев с Волыни. Там Степан Бандера и командующий Украинской повстанческой армией (УПА) Роман Шухевич изображены в окружении Богоматери, ангелов и святителя Николая Чудотворца. Такое «иконотворчество» в нынешней Украине становится нормой»[10]

Икона униатского происхождения, где на переднем плане митрополиты УГКЦ, а справа Степан Бандера и др.

Не скрывая определенных воззрений, в 2019 году на официальном сайте УГКЦ, появилась публикация с названием «Владыка Богдан Манишин освятил обновленный Музей-усадьбу Степана Бандеры», где упомянутый иерарх заявил о данном музее: «здесь формировался патриотический дух проводника украинской нации»[11].

И это обусловлено в первую очередь тем, что кроме униата Бандеры у униатской церкви нет имен униатов, которые были бы известны всей стране и могли бы претендовать на то чтобы их героизировали в масштабах всей страны. Уния появилась на территории Украины в самом конце 16 века и за 400 лет своего существования отличилась лишь постоянным противостоянием с православным населением на территории западных областей. В центре, на востоке и на юге страны униаты, если и появлялись, то никакого существенного участия в развитии культуры, науки и прочих областей жизни страны они не принимали. Даже украинского писателя Тараса Шевченко, который крайне резко писал в адрес унии и униатов, сейчас пытаются при помощи фальсификаций представить как униата, чтобы хоть что-то в истории Украины было связано с унией. Поэтому бандеровщина представляется именно как единственный «альтернативный вариант» национальной идеи.

Видя героизацию преступников на Украине, Польша начала принимать меры, чтобы на законодательно уровне закрепить осуждение тех преступлений, которые совершали бандеровцы. Еще в 2017 году началось обсуждение возможности принятия антибандеровского закона. 6 февраля 2018 года президент Польши Анджей Дуда подписал закон, предусматривающий уголовную ответственность за пропаганду бандеровщины, отрицание преступлений бандеровцев и обвинения поляков в причастности к Холокосту[12].

И это заставило УГКЦ забыть о братских отношениях с Польшей. Реагируя на обсуждение антибандеровского закона, представители УГКЦ и УКУ разразились антипольской риторикой, распространяя ненависть к стране, которую еще недавно называли братской. Главный редактор крупнейшего униатского информационного ресурса РИСУ Тарас Антошевский отреагировал на антибандеровский закон в Польше репостом публикации, в которой говорилось: «Прежде чем запрещать украинскую историю и украинских национальных героев, Польше не мешало бы разобраться со своими» и приводились совместные предвоенные фотографии польских политиков с немецкими. Сопроводил эту запись Антошевский комментарием: «А я не удивлюсь, если в результате Польша что-то опять потеряет. В предыдущих случаях так и было»[13]

Очевидно, читателям пытались навязать мысль, что Польша сотрудничала с Гитлером и за это поплатилась. И теперь якобы она идет на поводу у русской риторики о неприятии бандеровщины и может за это опять поплатиться своими территориями. И это публикует главный редактор одного из крупнейших униатских СМИ.

Подобные записи о сотрудничестве поляков с Гитлером можно найти и у других выпускников и сотрудников УКУ и представителей УГКЦ. Например, Иван Онищук, который окончил УКУ и вел активную деятельность во время организации «майданов поддержки» в Португалии, опубликовал ту же запись, что и Антошевский, но уже в виде отдельной статьи в СМИ[14]. В январе-феврале 2018 года у него в «Фейсбуке» можно найти еще целый ряд антипольских записей. Я приведу лишь названия статей, ссылки на которые он разместил: «Польские военные преступления в Карпатской Украине»[15], «Карта убийств украинцев польскими партизанскими отрядами на Холмщине»[16], «Юрий Михальчишин: Через три года, заручившись поддержкой России, Польша предъявит нам свои территориальные претензии»[17], «Польша: забытый союзник Третьего рейха»[18], «Польские солдаты Гитлера»[19]

Там же находим и ссылку на статью «Как закалялась ярость. Польская ксенофобия во Львове»[20], которая появилась на ресурсе «Историческая правда»[21], где главным редактором является Вахтанг Кипиани, сотрудник Украинского католического университета, принявший также активное участие в организации майданов.

Деятельность Вахтанга Кипиани по искажению истории в отношении бандеровщины возмутила представителей еврейского общества Украины. Эдуард Долинский, глава Украинского еврейского комитета, сделал запись в «Фейсбуке» после того, как Кипиани объявил бандеризацию страны мифом: «Сказать, что Кипиани лукавит, я не могу. Потому что он не лукавит, а нагло врет! Еще в 2015 году Рада приняла фундаментальный закон, которым признала все формирования и членов ОУН и УПА героями и запретила их критику. За этим пошли переименования улиц по всей стране, вспомните хотя бы Киев, Одессу и Днепр. Возьмем, например, Тернополь. В Тернопольской области более 500 знаков и памятников, посвященных ОУН-УПА. Например, в Ивано-Франковске установили памятник главе ОУН коллаборанту Андрею Мельнику, а в Калуше горсовет назвал улицу именем офицера дивизии СС. Таких примеров сотни. И дело не в цифрах и не в том, что правительство рассылает инструкции о том, как праздновать Бандеру. Дело в том, что Кипиани молчит о том, куда деть убийство мирных евреев и поляков. Куда деть десятки тысяч невинных жизней, загубленных «нашими героями». Причем загубленных не случайно в борьбе с нацизмом, а целенаправленно, как результат коллаборации и реализации своих идей этнически чистой Украины»[22].

Но благодаря тому, что после свержения Януковича униаты получили огромный ресурс во власти, на государственный уровень была выведена не только пропаганда бандеровщины и СС «Галичины», но и подавление несогласных. В число врагов нации попали даже представители римско-католического священства, которым разгул национализма и бандеровщины казался чуждым. Ярким примером является случай, когда на волне обострения украино-польских отношений в марте 2018 года из Украины выдворили польского священника Веслава Пенского, который высказывался о Майдане без должного уважения и поднял вопрос о том, что власти в угоду националистам искажают историю украино-польских взаимоотношений. Оппозиционные СМИ опубликовали подробности этого дела:

«В частности, отмечается, что еще в 2014 году католический служитель «пренебрежительно высказывался о “революции достоинства”, говоря, что Майдан проплачен с обеих сторон… и народ на Майдане получал почасовую оплату». «Священник критикует украинскую власть, говоря о том, что она подделывает историю польско-украинских взаимоотношений», – также говорится в заключении. По мнению Пенского, его соотечественники не чувствуют себя на Украине в безопасности, языковые потребности этнических поляков не удовлетворяются, а «в некоторых украинских пособиях содержатся призывы к уничтожению поляков по этническому признаку». В этих высказываниях «эксперты» усмотрели нарушение статьи 161 УК Украины «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений», в частности – "умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства"»[23].

Иными словами, полякам, считающим бандеровцев, солдат УПА и СС «Галичины» преступниками и осуждающим их героизацию украинской властью, запрещалось вслух высказывать свои убеждения на Украине по той простой причине, что это чревато проблемами с радикалами, которые после Майдана получили полную свободу и безнаказанность. А поскольку избиение польского священника радикалами могло вызвать скандал, им занялось государство, выдворив его из страны как международного провокатора.

_____________________

Традиционно прошу всех своих читателей воздерживаться от комментариев содержащих дискриминацию по национальному или религиозному признаку.

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Да это же памятник Ленину! Просто голову перевинтили и кепку из правой руки спилили.