Это часть книги, которую я создавал на протяжении нескольких лет, собирая материалы о роли Католической церкви в протестных движениях и госпереворотах в наше время. В книге детальнейшим образом описано как проходила организация Майдана на Украине, в Гонконге, о протестной деятельности в Бразилии, Никарагуа, России и некоторых других странах. Аналогов данной книге на данный момент я нигде не встречал, поэтому книга по-своему уникальна. Ввиду того, что книга задумывалась как дар Православной Церкви и обществу, который имеет целью поднять к обсуждению возникающие проблемы взращивания в религиозной среде радикализма и терроризма, я решил каждый день публиковать на своей странице несколько глав этой книги, а когда все главы будут опубликованы, выложу ссылку для скачивания всей книги.
___________________
Отдельные моменты из жизни УГКЦ и РКЦ после свержения власти на Украине
18 марта 2014 года в Крыму был задержан капеллан УГКЦ, незаконно хранивший бронежилеты, которые, предположительно, были предназначены для передачи протестующим[1] (а также здесь. Сохраненная копия видео здесь).
19 марта украинские студенты папского университета «Ангеликум» в Риме, проводившие акции поддержки Майдана, договорились с ректором о разрешении проводить политическую пропаганду среди других студентов[2]. Такое решение руководства крупного католического образовательного учреждения весьма красноречиво говорит о том, что Католическая церковь настроена на политическую ангажированность своих священников. Причем ангажированность именно в русофобском ключе – ведь именно такой является политика представителей Майдана, которым ректор Ангеликума предоставил право заниматься пропагандой.
Вскоре после бегства Януковича и захвата майдановцами власти глава УГКЦ встретился с новым министром обороны для обсуждения вопроса капелланства в вооруженных силах Украины[3]. Очевидно, УГКЦ после активного участия в госперевороте желала если не монополии, то хотя бы доминирующего влияния в сфере духовного окормления армии и правоохранительных органов. В данный момент среди военных капелланов на Украине доминируют именно представители УГКЦ. Прочие конфессии представлены меньше. Примечательно и то, что капелланы УГКЦ довольно часто посещают радикалов «Правого сектора», поскольку многие из них являлись членами «Тризуба» имени Степана Бандеры – организации, которая возникла при УГКЦ и тесно сотрудничала с ней многие годы.
24 марта проректор УКУ Мирослав Маринович, подводя итоги свержения власти, отметил, что было «несколько успешных и значимых моментов в истории Майдана, которые показали очень важное место церкви в украинском обществе»[4].
8 апреля глава УГКЦ прибыл в Канаду, где провел встречу с премьер-министром Стивеном Харпером и занимавшим в то время должность посла по вопросами религиозных свобод Эндрю Беннетом[5] для обсуждения текущей ситуации на Украине. Также состоялся ряд встреч с представителями РКЦ и УГКЦ.
20 апреля 2014 года была Пасха, которую православные и униаты празднуют в один день. В этот день Петр Порошенко, который, согласно соцопросам, имел больше всего шансов на победу на президентских выборах[6], несмотря на то, что ранее окормлялся в Православной Церкви и там же крестил своих детей, демонстративно со всей семьей пошел в греко-католический собор, где причастился из рук главы униатов[7].
Все это в глазах верующих выглядело именно как плата за власть, к которой он стремился. Это отчуждение от Православной Церкви можно было наблюдать еще во время Майдана. Тогда появилось видео, на котором во время спора Порошенко, выражая свою эмоциональную нетерпимость к словам депутата Вадима Новинского, обозвал последнего «сукой православной».
Религиозная принадлежность, видимо, уже тогда играла определенную роль для будущего президента и была своего рода маркером при решении вопроса «свой – чужой». Не удивительно, что после смены власти началась травля Новинского, и одним из главных выступавших против него оказался не кто иной, как Александр Драбинко, люди которого так активно поддерживали Майдан, а позже участвовали в переговорах об объединении церквей, в которых участвовали и униаты. Практически сразу после Майдана начали звучать фразы, что таким образом используя Драбинко, новые власти пытаются получить рычаги давления на оппозиционных политиков, в том числе и на Новинского, а также на УПЦ[8].
26 апреля новый премьер-министр Украины Арсений Яценюк совершил поездку в Ватикан для встречи с Папой Римским[9].
Это была одна из первых поездок Яценюка. Более того, перед визитом к понтифику униат Яценюк оказался в компании главы греко-католиков Святослава Шевчука, с которым вместе посещал храм УГКЦ в Риме. Сам же Яценюк прибыл с мэром Львова Андреем Садовым, который тесно сотрудничает с УГКЦ. Там же присутствовал и Львовский митрополит РКЦ Мечислав Мокшицкий[10], который также занимал должность председателя Конференции римско-католических епископов Украины. Все это больше походило на поездку руководства УГКЦ и униатов-чиновников на поклон к тому, кто привел их к власти, с отчетом о проделанной работе. Об этом говорит и подарок, который сделал Яценюк Папе Римскому Франциску и госсекретарю Ватикана Пьетро Паролину – фотография Майдана как некое напоминание о трофее.
Безусловно, Шевчуку было, о чем рассказать понтифику: госпереворот совершен; Янукович, который все время игнорировал УГКЦ и поддерживал Православие, бежал из страны; сформировано новое правительство, где в большинстве оказались униаты; главой правительства оказался униат; человек, имеющий больше всего шансов стать президентом и ранее посещавший православный храм, за несколько дней перед этим на Пасху демонстративно причастился у униатов со всей семьей; проведены переговоры с министром обороны, чтобы взаимодействовать с ВСУ через развитие капелланства. То есть страна оказалась во многом под управлением членов УГКЦ и частично – тех, кто принадлежал к расколу УПЦ КП, который, однако, тесно сотрудничал с УГКЦ и готов был на объединение с униатами, что давало надежду на быстрое окатоличивание всей страны. Для Ватикана, который стремится к распространению католичества на восток, это был праздничный день.
На следующий день Яценюк дал указание Андрею Дещице, возглавлявшему МИД Украины, принять участие в церемонии канонизации римских пап[11].
Как и в период Майдана 2004 года, после госпереворота 2014 года, в рамках деятельности УГКЦ и УКУ проходила героизация Майдана и его участников. 10 июля 2014 года в УКУ в очередной раз подчеркнули важность личности Богдана Гаврилишина, открывавшего фонд Сороса на Украине, сделав презентацию документального фильма «Богдан Гаврилишин. Миссия – свобода»[12].
При этом, как во время Майдана римско-католический епископат, хотя и в меньшем числе, принимал активное участие в протестах наряду с греко-католиками, также и годовщину памяти Майдана и его героизацию проводили не только представители УГКЦ, но и РКЦ. Например, в Институте религиозных наук им. Фомы Аквинского в Киеве, который возглавлял доминиканец Войцех Сурувка, был организован вечер памяти, где собравшимся была предложена своя версия того, как начинался Майдан. Конечно, в ключе героизации майдановцев[13]. А уже через несколько дней там же прошел вечер, на котором было заявлено, что нужно из среды верующих создавать лидеров и идти в политику[14], что вполне соответствовало духу Католической церкви, где повсеместно предпринимаются попытки получить рычаги управления в стране на всех уровнях.
Причем для этого римско-католического заведения в столице Украины это был не единственный проект, который затрагивает тему героизации Майдана. Оно само, как и УКУ, достаточно политизировано и открыто подчеркивает свою политическую направленность. Так, на официальной странице можно найти не только события, посвященные участию в процессах демократизации общества[15], но и политические темы вроде этой: «1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Немецкие войска напали на Польшу. Незадолго до этого Адольф Гитлер сказал своим генералам: «Я дам пропагандистский повод для развязывания войны, а будет ли он правдоподобен – значения не имеет. Победителя потом не спросят, говорил ли он правду или нет». Спустя 75 лет у фюрера появился способный ученик. А Европа, как и тогда, панически не хочет войны. Собственно, как и украинцы. Но имеем ли мы выбор перед лицом беззастенчивого мерзавца?»[16]
Подобная русофобская риторика и вовлеченность в политику не случайны. В собраниях, проводимых этим учебным заведением, принимали участие послы Канады, которые отличаются русофобской риторикой, представители Инициативной группы «1 декабря», кардинал Любомир Гузар, инициатор создания этой группы, и другие деятели, которые поддерживали или организовывали Майдан[17].
Это нагнетание вражды против России в среде римо-католиков проходило и на уровне епископата. Так, в сентябре 2014 года апостольский нунций на Украине Томас Эвард Галликсон заявил о гонениях против римо-католиков в Крыму после того, как Россия заявила о присоединении Крыма[18]. Ему вторил и Одесско-Симферопольский епископ РКЦ Бронислав Бернацкий (тот самый, который открыто писал о потребности смены власти сразу после начала радикализации Майдана): он заявил о ненормальном положении римо-католиков в Крыму и упомянул, что некоторым священникам РКЦ с польским гражданством пришлось покинуть полуостров. Очень интересно было бы узнать причины, ведь, как упоминалось ранее, полуостров покинули некоторые священники УГКЦ, к которым у ФСБ оказались претензии из-за их деятельности, например, священник Николай Квич, который незаконно хранил бронежилеты.
При этом верующие из римско-католической среды в России указывали как раз на отсутствие гонений против римо-католиков в Крыму. Так, фотограф при римско-католическом приходе в Москве Наталья Гилева, комментируя эту новость на странице Александра Шведова, писала: «Наши ездят в Крым, общаются с местными католиками, там все спокойно»[19]. То есть получается, что антироссийские заявления римско-католических иерархов носили исключительно политический характер и не соответствовали действительности. Но всю полноту политизированности представителей римско-католической церкви на Украине в данной ситуации проявил папский представитель на Украине Томас Эдвард Галликсон, когда после слов о гонениях против католиков в Крыму заявил, что «рекомендует Западу приступить к решительным действиям в противостоянии российской агрессии»[20].
21 октября в институте религиозных наук им. св. Фомы Аквинского прошла презентация книги «Церковь и Майдан»[21], которая, очевидно, должна была представить некую духовную составляющую Майдана и донести до читателя мысль о том, что насильственное свержение власти – это нечто возвышенное, имеющее отношение к Богу.
В декабре 2014 года в Киев прибыл кардинал Кристоф Шенборн, который, передав приветствия от Папы Римского, принял участие в молитвенном собрании униатов в главном соборе УГКЦ с участием главы униатов. Он высказал одобрение тому, что священники присутствовали на Майдане[22].
20 февраля 2015 года институт Фомы Аквинского организовал фотовыставку, посвященную последним дням Майдана[23].
23 ноября 2015 года в УКУ прошла фотовыставка, посвященная второй годовщине Майдана[24]. А 15 декабря 2016 года – конференция «Бог на Майдане: реальность или миф?». Она должна была обратить внимание богословов на явление Майдана, его «сакрально-литургическую и миссионерско-пастырскую жизнь, экуменические особенности и межрелигиозный диалог»[25]. Радикалы, которые калечили и убивали правоохранителей ради политических целей, были объявлены носителями воли Божией.
Как видим, католики пошли по пути, о котором говорили еще с начала прихода к власти Виктора Януковича: стране нужна некая жертва, которая станет фундаментом для изменения общества. Именно такой жертвой и стал Майдан. Он стал импульсом для агрессивного наступления и оправдания любых действий, которые были совершены после этого «во имя Майдана и во имя свободы». Униаты захватывали власть и указывали на тех, кто в их глазах был врагом свободы – на коммунистов, Партию регионов и прочих. После этого памятники Ленину начали сносить по всей стране, а сторонники Партии регионов подвергались репрессиям. Таким образом избавляясь от неугодных, униаты расчистили себе дорогу во власть и заняли в ней значительную нишу.
И в этом стремлении получить власть они полностью извратили слова Библии. В Евангелии говорится о свободе, что Христос дал людям возможность выбора между грехом и послушанием Богу и средства для борьбы с грехом, указав, что они могут быть свободны от греха. При этом, если обратиться к церковно-славянскому тексту Нового Завета, который является одним из лучших переводов, известных в мире, мы находим, что апостол Павел указывает, что духовная свобода не подразумевает, что человек должен стремиться к неким гражданским правам и свободам, и борьба за права не является уделом христианства. У апостола мы находим прямо противоположное – он призывает людей к свободе от греха, но не рекомендует стремиться к гражданским свободам: Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли призван ты был в христианство? не смущайся; но если даже можешь сделаться свободным, еще больше поработи себя, потому что призванный Богом раб, свободен Господу и призванный в христианство свободным является рабом Господа (1 Кор. 7, 20-22)[26].
Христианство учит, что нужно искать внутреннюю, духовную свободу и служить ближним, но униаты для достижения своих политических целей сделали из Христа некоего революционера, называя всякое стремление к свободе Божьим даром, освящая этим любые бунты, революции и протесты. В понятиях униатов Бог поддерживает любые методы в борьбе за свободу.
Очевидно, униаты забыли, что первым борцом за права и свободы и противником иерархии был сатана, который сначала совершил бунт среди ангелов, а потом обратился к людям, обещая им свободу от Бога, определявшего, что является добром и что является злом, заявляя им, что они сами будут как боги, и сами дадут определения добру и злу. Поэтому, когда глава униатов учит свою паству, что «всякое стремление к свободе происходит от вдохновения Святого Духа, вдохновения единого Бога, который освобождает»[27] (см. 29:10) сохраненная копия видео здесь), он либо умышленно извращает понятия Евангелия, либо считает своим богом сатану, который был первым, кто предложил людям свободу в том смысле, в котором о ней говорит Шевчук.
Откуда эти искаженные понятия в среде униатов? Судя по всему, униаты унаследовали их от римо-католиков из «богословия освобождения», появившегося в среде иезуитов Южной Америки. Это учение вначале подвергалось осуждению предыдущими двумя папами. Зато нынешний понтифик по своему происхождению как раз оттуда, где оно разрабатывалось, и поэтому регулярно делает заявления, которые светскими людьми воспринимаются за симпатии к социализму, а по факту находятся в рамках этого богословия. А глава униатов, давний друг Франциска, начинал свой епископский путь в Аргентине, откуда, видимо, и принес в унию понятия, за которые еще лет 40 назад мог бы подвергнуться жесткой критике Ватикана и быть обвиненным в ереси.
Конечно, современные униаты, которые так активно борются с коммунизмом и уничтожают памятники Ленину по всей стране, наверное, сильно удивились, если бы чуть глубже интересовались своей же религией. Ведь почитая как святую мать Терезу, они должны были бы знать ее слова о «богословии освобождения»: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму»[28].
Легализовав «богословие освобождения», часто выражаясь в духе этого учения, Папа Римский дал возможность верующим проводить протесты и госперевороты в разных странах мира. Проводя такую политику, Франциск, вероятно, пытался оживить подавленный дух христианства в современной Европе. Но этим он создал и целый ряд противоречий, которые искажают саму суть христианства, превращая его в движение воинственных религиозных фанатиков, сметающих на своем пути все, что им покажется ущемлением их прав и свобод. Именно в этом ключе и идет развитие католичества на Украине. Один из проповедников, приехавших в институт Фомы Аквинского, священник Даниэль Анж, после того, как лично побывал на месте Майдана, заявил: «Они открывают для нас будущее. Это мученики свободы»[29]. Наверное, не удивительно, что позже на этом месте на одном из зданий был повешен огромный баннер с надписью: «Свобода – наша религия»[30].
Но деятели Украинского католического университета и представители УГКЦ и РКЦ не ограничиваются героизацией Майдана. Сейчас всей стране активно навязывают героизацию ОУН, УПА и прочих преступных организаций. И УКУ делает в это свой существенный вклад. Так, в феврале 2018 года его представители собрали 200 преподавателей истории со всей Украины «для повышения квалификации» и объяснили им, как преподавать детям эпизоды, связанные с ОУН и УПА, и другие исторические моменты, которые внутри страны и за ее пределами вызывают у многих неприятие[31].
_____________________
Традиционно прошу всех своих читателей воздерживаться от комментариев содержащих дискриминацию по национальному или религиозному признаку.
Оценили 9 человек
17 кармы