В ходе спасательных раскопок в разных частях территории "Стрелки" Ярославля в 2004–2011 гг. было обнаружено девять массовых погребений, содержавших останки нескольких сотен жителей средневекового города.
Комплексный анализ стратиграфии, характера захоронений, полученного вещевого и керамического материала, а также данных естественнонаучных исследований показал, что все погребения совершены одновременно и относятся ко времени разорения города войсками Батыя в феврале 1238 г.
Согласно летописным данным, Ярославль был захвачен примерно в то же время, что и Суздаль, Владимир и Ростов, т. е. в феврале 1238 г. Разная степень сохранности скелетов позволила предположить, что на момент погребения часть тел существенно разложилась, их перемещение приводило к нарушению анатомического порядка отдельных костей. Полуразложившиеся трупы были собраны и наспех захоронены в подполах сгоревших домов, в ямах и даже колодце.
В ярославских погребениях обнаружены многочисленные вещи, в том числе имеющие датирующее значение. Это, главным образом, детали одежды и украшения (бронзовые перстнеобразные проволочные височные кольца, кресала, пряжки, каменный четырехконечный крест-тельник, стеклянные бусы, обломки стеклянных браслетов, фрагменты различных тканей). Найдены также бытовые предметы из дерева, веревки, войлок, керамика (в т. ч. целые сосуды и крышки).
Датировка коллективных захоронений из Ярославля подтверждается и данными дендрохронологии, полученными для деталей конструкций подклетов сгоревших домов и колодца. Согласно проведенным исследованиям, эти постройки были возведены не позднее начала 1230-х гг.
Кроме того, из каждого захоронения были отобраны образцы для радиоуглеродного датирования (кости людей и животных). По данным радиокарбонного анализа (с учетом возможностей метода), все они были совершены единовременно. Даты по 14С соотносятся с дендродатами из тех же сооружений и с датой летописного события – 1238 г.
А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский обнаружение этих захоронений представили, как доказательства верности своей гипотезы, о том, что под летописным Великим Новгородом следует понимать Владимиро-Суздальскую Русь с центром в городе Ярославле, а под коллективными захоронениями XIII века в Ярославле - cледы новгородского погрома XVI века.
Рассмотрим основания этого предположения:
Авторы Новой хронологии, в своей книге "Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля?" пишут:
"Известно, что после погрома мертвые тела убитых новгородцев собирали, отпевали и хоронили в братских могилах - "скудельницах" [39], 102. Часть убитых, вероятно, просто бросали в ямы на улицах города и закапывали прямо во время погрома".
Ссылаются они при этом на книгу Р.Г. Скрынникова "Трагедия Новгорода", в которой делаются противоположные выводы:
и в подтверждение приводится летописное известие за 1570 год:
Статья А.М.Тюрина "Санитарные захоронения в Ярославле. Монголо-татары Батыя или опричники Ивана Грозного?", призванная подтвердить верность измышлений авторов гипотезы, вносит ещё больше сомнений в домыслы о закапывании "прямо во время погрома", подчеркивая, что события происходили зимой:
"Для нас главное – дата Новгородского погрома, осуществленного Иваном Грозным, – январь-февраль 1570 г., не вызывает сомнение ни у профессиональных историков, ни у авторов Новой хронологии".
Кроме того, Тюрин пишет и о "странных" признаках погрома:
"В свидетельствах иностранцев о Новгородском погроме есть одна странность. В них говорится, что людей бросали в реку (Волхов), то есть топили. Погром как бы происходил в теплый период года. На реке не имелось льда".
Но то, что является странностью для Ярославля, не является таковой для Великого Новгорода, в котором река довольно часто остается зимой свободной ото льда. Толщина льда в верховье Волхова связана не только с общими погодными условиями, но и с ледовым режимом озера Ильмень. Когда озеро замерзает, в исток реки начинают поступать придонные, более теплые слои воды.
Осталось добавить про несовпадение датировки выявленных захоронений с событиями, к которым их хотят привязать авторы гипотезы:
К сожалению, в книге Фоменко и Носовского, датировки никак не комментируется:
"Мы сознательно опускаем здесь все их археологические датировки "по бусам и керамике", поскольку методы археологического датирования ненадежны и дают, как правило, грубо ошибочные результаты."
А в статье Тюрина (после претендующих на научность манипуляций радиоуглеродных и дендрохронологических дат) делается ошеломительный вывод о хроносдвиге на 332 года, относительно реальных дат при датировании культурного слоя "Стрелки" Ярославля.
Каким же образом авторы гипотезы пришли к выводу о "парадоксах и несоответствиях" археологии и истории Новгорода, если в ярославской археологии таких "парадоксов" не меньше, а летописные известия и исторические свидетельства о Новгороде не имеют совпадений с историей Ярославля?
Оценили 26 человек
54 кармы