Когда мы видим "абстрактную" картину, нам кажется, что подобную мазню может нарисовать даже ребенок. Собственно, современный абстракционизм, кажется, руководствуется этим утверждением настолько, что давно уже не рождает ни Пикассо, ни Дали.
На самом деле, и Пикассо, и Дали прекрасно владели классической живописью. Точно так же и имрессионисты. Набор пятен и клякс может нанести на холст каждый, но это не сделает его ни Моне ни Ренуаром. Чтобы нарисовать Лондон в тумане, надо уметь нарисовать и Лондон, и туман.
То же справедливо и для литературы.
Фантастика считается "легким жанром", что привлекает графоманов. Но что такое фантастика? Полет фантазии, скажете вы, и это очень точное определение. Когда мы видим летящий самолет, когда мы сами летим в самолете, мы не задумываемся о том, что магитя его полета базируется на огромном инженерно-математическом расчете. Колоссальные знания в области разных областей физики, химии, математики - вот та сила, которая держит самолет в воздухе.
Что такое современная фантастика? Есть такое шоу, где надо заставить полететь что-то нелетающее - пакет молока, Губку Боба или что-то подобное. Эти "конструкции" "пролетают" метров двадцать - тридуцать и падают в воду под хохот и улюлюканье. Современная "фантастика" к фантастике и литературе относится так же, как это шоу к авиации. В ней логика и сюжет принесены в жертву зрелищности и бугогашности.
Когда-то мы с моей сестрой Маруськой участвовали в "Грелке", потом отказались от этого. В "Грелке" у нормальной фантастики нет никаких шансов. Им не нужен самолет, им нужен кувыркающийся в воздухе Губка Боб.
Но, может быть, настоящая фантастика вовсе никому не нужна? Нет. Народ истосковался по ней настолько, что прощает даже очевидные ляпы, если видна хоть минимальная работа над обоснуем. Пример - "Игры Престолов", небезупречное фэнтези, но Мартин хотя бы ПОПЫТАЛСЯ выстроить мир. И Читатель это оценил.
Не поймите меня превратно, я не призываю описывать, как летают драконы и что держит в воздухе трехкилометровый летающий город. Но сам Автор должен это понимать! Чтобы мир был живым, в нем должны работать законы природы. И если там происходят чудеса - они тоже должны являться частью логики этой Вселенной.
Если я пишу о магии, я понимаю, как работает эта магия, на что она воздействует, какие силы использует - и магия оживает! Если у меня описана цивилизация, у которой матриархат, я должен знать, почему он возник, чем обусловлен; если они бессмертны - я должен понять механизм этого бессмертия, баланс биосферы этого мира. Пока этого нет, я не двинусь дальше ни на шаг. Нельзя строить дом на зыбучих песках. Не будет в таком доме нормальной жизни. А абсолютное большинство современной фантастики - замки на зыбучем песке. Вот и считают ее "мусорным", "несерьезным" жанром. А жаль, ведь фантастика задает направление развития Человечества. И без жюльверновского полета на Луну не было бы ни луноходов, ни Армстронга. Фантастические произведения, конечно, не застрахованы от ошибку - мы знаем только то, что знаем. Но ошибки - это одно, а незнание - совсем другое. Фантастика, базирующаяся на незнании - действительно мусор. Увы, почти все изданное последнее время - именно из этой серии.
Оценил 1 человек
1 кармы